Опричнина и ее последствия для страны

Опричнина и ее последствия для страны

2

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Калужский филиал

Кафедра истории

Реферат на тему:

«Опричнина и ее последствия для страны»

Выполнил Салтыков В.С.

Проверил Бирюкова Е.А.

Калуга 2009

Содержание

Введение

Падение Избранной рады

Учреждение опричнины

Опричный террор

Поход на Новгород

Московские казни

Сожжение Москвы

Конец опричнины

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Само слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь» - кроме. Опричнина - это совокупность мероприятий, разработанных и осуществлённых в 1565-1572 гг. Иваном IV с небольшой группой приближённых лиц во имя усиления личной власти царя.

Я выбрал тему опричнины, потому что опричнина является важным периодом в истории российского государства, обозначившим острые противоречия между царем и его окружением. Опричнина стала временем выбора дальнейшего пути развития России: либо самодержавие, когда власть монарха ничем не ограничена, либо правление, при котором царь не может принимать какие-либо решения по внешне- и внутриполитическим вопросам без одобрения Боярской думы.

К тому же опричнину не стоит рассматривать как объединительную акцию точно так же, как не стоит отождествлять усиление самовластия царя с государственной централизацией, делу которой был нанесён ущерб в годы опричнины. В жертву одному её элементу - полновластию самодержца - были принесены другие, не менее важные - квалифицированный госаппарат и единство законодательства. Избранный царем путь борьбы с удельной стариной не был лучшим, ибо разделил страну и народ, поселил в душах людей страх и неверие в государственный порядок, рождал чувство вседозволенности, жестокость и лицемерие в среде подданных.

Падение Избранной рады

В начале 1560-х гг. между царём и Избранной радой назрели противоречия. Одним из поводов, вызвавших падение Избранной рады, были разногласия по внешнеполитическим вопросам. Сильвестр с Адашевым настаивали на продолжении активной восточной политики, тогда как царь настаивал на вторжении в Прибалтику. Но главной причиной являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Но Иван IV не хотел ни с кем делить государственную власть. Он предпочёл путь террора, способствовавший быстрому усилению его личной власти.

В 1560 г. начался распад Избранной рады. Царь удалил от двора Адашева, отправив его в действующую армию. После Адашев был переведен в Юрьев в подчинение тамошнему воеводе. Протопоп Сильвестр, узнав об опале Адашева, пустил в ход все свое влияние, стремясь предотвратить его отставку. Но его хлопоты кончились неудачей. Сознавая безвыходность положения, Сильвестр объявил царю о том, что намерен уйти на покой в монастырь. Для суда над Адашевым царь созвал в Москве собор. Однако Иван IV понимал, что для этого суда у него нет ни оснований, ни улик. Но, не смотря на это, Адашев подвергся аресту в Юрьеве и угодил в тюрьму. Царская опала надломила его. Вскоре после собора он умер. Вместе с Адашевым опале подвергся весь круг его ближайших родственников и соратников. Началась чистка приказного аппарата от сторонников Избранной рады.

Сторонников Сильвестра в Боярской думе заставили принести специальную присягу на верность царю. Они клятвенно обязались порвать всякие отношения с опальными вождями рады.

После отставки Сильвестра и Адашева царь постарался искоренить саму память об опальных временщиках. То, что считалось при них хорошим тоном, подверглось теперь безусловному осмеянию.

Государев двор издавна выполнял функции обеспечения безопасности царя и его семьи. Множившиеся государевы опалы свидетельствовали, что Иван IV всё больше утрачивал доверие к своим дворянам. Бывший участник Избранной рады князь Андрей Курбский, который командовал русскими войсками, в 1564 г., опасаясь за свою жизнь, перешел на сторону поляков, затем бежал в Литву. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.

Учреждение опричнины

Для борьбы с непокорными боярами Иван IV решил сформировать опричнину, с помощью которой царь хотел подорвать экономическую и политическую силу боярства, покончить с «боярской изменой», укрепить свою деспотическую власть царя. Однако царь не мог ввести в стране чрезвычайное положение, вопреки воле Боярской думы и церковного руководства. По этой причине он вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю думе, Иван IV объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения и на репрессии против боярской оппозиции.

3 декабря 1564 г. Иван Грозный, царская семья, ближние бояре, дворяне и приказные, а также их семьи покинули Москву. Начались «скитания», длившиеся целый месяц. Царь выехал в село Коломенское на Москве-реке, к югу от столицы. В Коломенском царская семья оставалась две недели. Причиной задержки были неожиданно наступившие оттепель и дожди. Переждав непогоду, царь просёлками объехал Москву с востока и остановился в селе Тайнинском на Яузе, к северу от столицы, где провёл несколько дней. Затем он отправился на молитву с Троице-Сергиев Монастырь, а оттуда выехал в Александровскую слободу.

В слободе Грозный составил грамоту об отречении от престола. Готовя грамоту об отречении, Иван IV допускал, что Боярская дума и духовенство примут его отставку. На этот случай царь и его окружение выработали проект передачи власти малолетним царевичам. Царь намеревался отказаться от короны, но при этом сохранить все права престолонаследия за своими сыновьями. Более того, он разработал проект, который позволял ему сохранить в своих руках реальную власть после вынужденного отказа от престола.

3 января 1565 г. в Москву прискакал царский гонец с грамотами к думе, митрополиту и населению. Объявляя подданным об отречении, Грозный ссылался на свои обиды и выражал надежду, что Бог ему поможет. В послании к власть имущим царь объявлял, что кладёт опалу на думу - бояр, конюшего, дворецкого, казначеев, а заодно и на дьяков и дворян, епископов, игуменов и прочих вассалов, светских и духовных. Далее Иван многословно перечислял измены бояр, воевод и всяких приказных людей. Обращение Ивана вызвало страх и замешательство среди членов Боярской думы, спешно собравшихся в Кремле на подворье митрополита. Между тем в нескольких шагах от митрополичьего двора думные дьяки П. Михайлов и А. Васильев поочерёдно читали царское послание к населению столицы. Слухи об отречении мгновенно распространились по всей Москве. Вскоре площадь перед дворцом запрудила громадная толпа ремесленников, мелких торговцев, кабального люда, нищих и т. д. Специальным посланием царь извещал посадских людей о своём отречении и просил их, чтобы они не сомневались в том, что на них царский гнев и опала не распространяются. Выражая милость посадскому населению, Иван IV в то же время объявлял опалу власть имущим. Тем самым он апеллировал к народу в своём давнем споре с боярством. Царь, не стесняясь, говорил об измене бояр, притеснениях и обидах, причинённых ими народу.

Отречение царя и его обращение к народу привели в движение низы и вызвали призрак бунта. Опасность волнений полностью дезорганизовала аппарат управления. Толпа горожан, возбуждённых слухами о великой боярской измене и царской опале на власть имущих, со всех сторон окружила митрополичий двор, где собрались члены Боярской думы. Представители купечества и горожане, допущенные в митрополичьи покои, заявили, что остаются верны старой присяге и будут просить царя не оставлять государства. Челобитная посада заканчивалась прямыми угрозами по адресу вождей боярской оппозиции. Опасность волнений существенно повлияла на решении думы и священного собора, собравшихся на митрополичьем дворе. Противники Грозного, пользовавшиеся большим весом в Боярской думе и среди титулованной знати, не осмелились поднять голос среди всеобщего негодования на «изменников» и, таким образом, безвозвратно упустили благоприятный момент.

И всё же никакого единого решения на совещании у митрополита принято не было. Каждый заботился о том, чтобы выразить царю свои верноподданнические чувства и отмежеваться от «изменников». Старшим из иерархов, отправившихся к царю, был архиепископ ростовский Никифор. Вслед за ним туда выехали главные бояре, казначеи, дворяне, приказные люди. Следом за боярами двинулись столичные гости, купцы и целая толпа чёрных людей. Иван IV не желал вести переговоры со всеми челобитчиками разом. Он предпочёл разъединить их. Лишь те, кто получил от него персональное разрешение, мог попасть в загородную резиденцию монарха. Первыми прибыли церковные иерархи. Они прежде всего просили, чтобы царь на них не гневался. Затем они просили монарха, чтобы он простил членов думы и приказных. После многих слёзных молений царь дал себя уговорить и приказал допустить в Слободу думных людей. Купцов и прочий чёрный народ, толпой двинувшийся в Слободу за боярами, в царскую резиденцию не пустили.

По традиции царь пригласил к себе бояр для совета - думы. В Слободе он дал понять боярам, что отныне не намерен считаться с обычаем. Он обращался с великими боярами как господин с впавшей в немилость челядью. Желая помешать думе вернуть себе функции высшего органа монархии, Иван IV решил разделить её. В день аудиенции, 5 января, монарх объявил, что оставляет при себе князей И.Д. Бельского, П.М. Щенятева и некоторых других бояр, а князей И.Ф. Мстиславского, И.И. Пронского, других бояр, приказных людей отсылает в Москву с повелением оставаться при своих приказах и править Государством по прежнему обычаю. В речах к думе в Слободе Иван IV назвал изменников по именам и объявил за ними такие вины, за которые они должны поплатиться жизнью. Грозный обвинял своих противников в намерении свергнуть законную династию. По традиции глава государства не мог казнить бояр без специального расследования думы и без боярского суда. При нормальном ходе дел царю едва ли удалось бы избежать сопротивления думы. Но в решающий момент она оказалась разъединена, и никто из ее руководителей не осмелился перечить самодержцу. Выслушав царские речи, представители думы и духовенство не только приняли все его условия, но и как могли благодарили государя. Фактически, они выдали царю на расправу всех его «непослушников».

По возвращении в Москву Иван IV вызвал к себе оба сословия - дворянство и духовенство - и вновь обратился к чинам с речью. Учреждая опричнину, Царь старался убедить всех в том, что заботится о водворении в стране порядка, мира и единства. В своей речи Иван в особенности настаивал на необходимости покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом «тезисе» заключался, как это ни парадоксально, один из главных аргументов в пользу опричнины.

15 февраля 1565 г. Иван IV издал указ о введении опричнины, организованной по типу удельного княжества и находившейся в личном владении монарха. Опричнина получила свою территорию, финансы и войско. В опричнине оказались старинные великокняжеские волости, которые должны были снабжать опричный двор всеми необходимыми продуктами. Северные территории России были поделены между опричниной и земщиной. Самые пустынные и, кстати, самые обширные районы остались за земщиной. Опричнине отошли уезды с богатыми торговыми городами, а также около десятка уездов с развитым служилым землевладением. Последние должны были дать основные контингенты для опричного дворянского войска. Ни одна крупная пограничная крепость в опричнину не вошла. Также опричное правительство забрало в опричнину важные центры соляной промышленности страны. В руках опричного правительства соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации страны, как опричного, так и земского, так как потребителем соли выступало и посадское, и значительно более многочисленное сельское население страны. Временной резиденцией Ивана Грозного стала Александровская слобода.

Москва также была поделена между опричниной и земщиной. Из опричных кварталов Москвы были выселены все бояре, дворяне и приказные люди, не принятые в опричнину. На их место водворились опричные служилые люди, бояре дьяки и т. д. Тяглая посадская община (гости, купцы, мелкие торговцы, ремесленники и пр.) почти вовсе не была затронута опричным переселением.

Одним из первых мероприятий опричных властей явилось формирование опричного дворянского и стрелецкого войска. Согласно указу об опричнине, царь принял к себе на службу 1000 дворян. В опричнину царь велел зачислить лишь тех, против кого у него не было подозрений, и кто не был дружен с князьями и боярами. Такие стали его людьми, опричниной. Созданную для охраны Ивана Грозного и его семьи гвардию телохранителей из дворян и мелких бояр возглавляли родственники царя: В.М. Юрьев, А.Д. Басманов, М.Т. Черкасский, а также князь А.И. Вяземский, боярин В. Грязной. Сыском и пытками руководил незнатный дворянин окольничий (второй по старшинству чин после боярина) Григорий Лукьянович Малюта (Скуратов-Бельский), а его ближайшим подручным был Алексей Басманов. Опричнина была наделена функциями охранного корпуса. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Также опричники во имя интересов службы клялись отрекаться от родных и всех друзей и беспрекословно служить только царю. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Члены «царева войска» носили монашескую одежду, а к сёдлам приторачивали собачьи головы и метлы как знаки собачьей преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Опричники сами определяли «измену» и поэтому могли любого человека объявить изменником. Самым простым наказанием «изменников» было обезглавливание и повешение: в большинстве случаев их жгли на кострах, четвертовали, сдирали кожу, замораживали в снегу, травили собаками, сажали на кол. Фактически опричное войско представляло собой военно-карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. рублей, равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи.

По замыслам опричного правительства привилегированное дворянское войско должно было стать надёжным орудием в борьбе с непокорной знатью. Ввиду этого при наборе опричной тысячи предпочтение оказывалось худородному провинциальному дворянству. Дворяне, принятые в опричнину имели право беспрепятственно вывезти имущество из покидаемых поместий в новые поместья на территории опричнины, но они сохраняли за собой все старые вотчины, где бы они ни были. Такая привилегия не распространялась на земских людей, терявших вотчины в опричных уездах.

Чтобы дополнительно обеспечить опричников, нужны были десятки тысяч четвертей земли. Необходимые земли были конфискованы у землевладельцев опричных уездов. Царский указ об опричнине категорически предписывал «вывести» из опричных уездов вотчинников и помещиков, которые не были приняты в опричнину.

Управление опричниной осуществляло правительство в лице Боярской думы. Параллельно земскому был образован опричный дворец. Наряду с дворцом в опричнине образуется ведомство казначеев и некоторые другие приказы, копировавшие параллельные земские учреждения. Опричная казна пополнилась по средствам прямого ограбления земщины. В связи с отречением от престола царь вывез в Слободу всю государственную казну, золотые и серебряные слитки, сосуды. По возвращении на государство он вернул часть сокровищ земской казне, но одновременно наложил на земщину громадную контрибуцию. Фактически вся тяжесть расходов, связанная с образованием опричнины, была взвалена на плечи земщины. Тем не менее опричнина не обладала столь разветвлённым и сложным аппаратом, как земщина. Функции различных её ведомств не были строго разграничены. Сплошь и рядом опричные дьяки по очереди исполняли самые различные поручения.

При учреждении опричнины царь объявил о том, что передаёт всё управление Московским царством земской Боярской думе во главе с И.М. Висковатым. Передача правления думе носила фиктивный характер. Будучи главой опричного правительства, Грозный сохранял право решать вопросы войны и «великие земские дела» во всём Московском царстве. Фактически ни одно важное решение не могло быть принято в земщине без участия царя, опиравшегося на советы опричной думы. Опричнина стала своеобразным государством в государстве или, точнее, государством над государством. В опричнине царь освободился от традиционной опеки со стороны Боярской думы и князей церкви. По сути, опричнина явилась первой попыткой учреждения в России самодержавной формы правления.

Опричный террор

Опричнина сопровождалась страшным террором. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на одного землевладельца - 10 простолюдинов. В 1570 г. дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. Характеризуя эпоху Грозного, Карамзин с горечью писал: «Эта эпоха хуже монгольского ига».

Главным условием своего возвращения на царство Грозный выставил неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом «изменников». В феврале государь повелел казнить боярина князя А.Б. Горбатого с семнадцати летним сыном Петром. Горбатый был одним из немногих бояр, которые обладали достаточным авторитетом и мужеством, чтобы противостоять царю и думе. Этим объясняется поспешность, с которой самодержец устранил самого опасного из своих противников. Горбатого обезглавили до того, как власти обнародовали и ввели в действие указ об опричнине.

Одной из крупнейших репрессионных мер опричнины стала казанская ссылка. Большинство опальных дворян были отправлены на восточную окраину, в Казань, под конвоем опричников. Им не давали времени на сборы. В не меньшей спешке вслед за опальными отправляли членов их семей. Они не имели возможности забрать с собой всё имущество, так как для перевозки потребовались бы огромные обозы. Вотчины высланных дворян были зачислены в опричнину.

Опричные репрессии обезглавили не только Боярскую думу, но и другой важнейший институт в системе русской монархии - Государев двор. Формально опричные мероприятия не уничтожили традиционную структуру земского Государева двора. Но фактически князья, служившие по княжеским спискам, стали жертвами царских гонений.

Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели. В 1569 в Твери произошла встреча низложенного митрополита Филиппа с Малютой Скуратовым, который посетил Филиппа в его келье и от имени царя просил благословенья на расправу с новгородцами. В награду за эту услугу бывшему митрополиту предложили вновь занять митрополичий престол, но Филипп соглашался «благословить» царя и вернуться на митрополию только при условии упразднения опричнины. Беседа опального митрополита с опричниками имела трагический исход. Когда Колычёв стал в сердцах обличать неистовство опричников, Малюта зажал ему рот подушкой и задушил.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать