Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

Дипломная работа

Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова

(конец 1880-х - 1910-е годы)

Содержание

Введение

1. Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов (конец 1880-1890-е гг.)

2. Первый этап консервативного творчества Л.А. Тихомирова

3. Л.А. Тихомиров - ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На современном этапе развития отечественной историографии интерес к творчеству консерваторов прошлого века значительно усилился. Современная Россия, бесспорно, нуждается в идеологии, способной не только консолидировать общество, но и предоставить идейно-политическую базу, способную прогнозировать развитие страны на десятилетия вперёд. Говоря об идеологическом наследии учёных-консерваторов, нужно отметить, что творчество каждого отличительно. Лев Александрович Тихомиров является одним из виднейших представителей консерватизма конца XIX -начала XX. Изучение личности и творческого наследия его, как народовольца, монархиста, религиозного философа, наконец, мемуариста и историка представляется весьма актуальным. Тихомиров является одним из наиболее ярких выразителей и проявителей русских противоречий, и он же в своей жизни их соединяет. Его общественно-политические взгляды представляют особый интерес для исследователей, так как спектр затронутых в его трудах проблем очень широк (начиная с политического устройства, заканчивая духовной жизнью) и рассматривались они в контексте российской истории.

Объектом исследования является публицистическая деятельность Тихомирова в ограниченный хронологическими рамками период. Его общественно - политическая позиция.

Предметом исследования - теоретическое наследие Льва Александровича.

Хронологические рамки дипломной работы определяются к.1880х -1916 гг, то есть затрагивают период консервативного творчества Л. А. Тихомирова Первая дата-1888- коренной перелом мировоззрения, выход рубежной работы «Почему я перестал быть революционером» и переезд в Россию. Вторая - заключительный этап деятельности Тихомирова уже как зрелого консерватора, создание последней значительной работы - «Религиозно-философские основы истории»

Историография

Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходимость подробной рубрикации библиографии.

Литературу, использованную для работы, можно разделить на три историографических периода: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционная историография в основной массе представлена статьями и рецензиями и носит откровенно полемистичный, а не исследовательский характер. Диапазон трактовок Тихомирова довольно широк. В революционно-демократической прессе («Речь»,»Искра») его оценивали как «реакционера», в идейно близких ему кругах как «сторонника этического монархизма»,а черносотенная пресса называла его «изменником».

Очень ярким выразителем мнения левого крыла о Тихомирове был Г.В. Плеханов («Избранные философские произведения» том 1 М.,1956г.) Его статья- «Новый защитник самодержавия или горе господина Тихомирова»- это ответ на брошюру Льва Александровича « Почему я перестал быть революционером»(3 марта 1888 года). Плеханов уличает его в незнании русской истории и неправильном понимании революционной идеи. Причины эволюции взглядов Тихомирова он усматривает в реакционных элементах самих народнических доктрин, связанных с неверной трактовкой роли крестьянской общины в экономическом процессе.

Второй этап историографии удобно разделить на три временных отрезка. Первый приходится на 1920-1930е гг. Он связан со становлением марксистского подхода в изучении российской истории и стремлением молодой советской науки изучать революционное движение. На первом месте - интерес к личности Тихомирова.

Главный вопрос, который затрагивался тогда - «причины ренегатства Тихомирова.

В этот период востребованным оказался мемуарный пласт его наследия, главным образом, дневники, относящиеся к монархическому периоду его деятельности, что на долгие годы обусловило интерес исследователей к биографии и идейной эволюции Тихомирова. Поскольку теоретические работы Тихомирова, написанные им после 1888г., замалчивались, нельзя говорить о полноценном изучении творчества мыслителя в этот период. Его главное значение - накопление источников

Выделяется здесь позиция Веры Фигнер, познакомиться с которой можно в предисловии к «Воспоминаниям»(1927г) Тихомирова. Она рассуждает о тех скрытых причинах, которые предопределили переход Льва Александровича в стан консерваторов. Её статья наполнена фатализмом и анализом психологического состояния Тихомирова.

Вопрос ренегатства так же был затронут в статьях С.Н. Валка («Пролетарская революция»1927 №8-9) и Б.И. Николаевского («Каторга и ссылка»1928 №1). Учёные дают характеристику «Воспоминаниям» Тихомирова, их историчности. Их оценки Льва Александровича как учёного и сторонника консервативной идеологии слишком категоричны, иногда даже грубы.

1940-1960-е гг. - время некоторого затишья, связанный со сталинским вето на изучение народовольства. Так как ренегатство Тихомирова компрометировало революционное движение, отдельные вопросы, связанные с эволюцией его взглядов, не изучались.

В 1970-1980гг. изучение наследия Тихомирова связано с именем В.Н. Костылева. Он предложил более мягкий под ход к предательству Тихомирова. В 1980 году вышла его работа «Ренегатство Л.А. Тихомирова и русское общество конца XIX века» в сборнике «Проблемы истории СССР». Всё же первым полноценным исследованием, посвященным Тихомирову, может считаться лишь диссертация В.Н.Костылева «Лев Тихомиров на службе царизма: (Из истории общественно-идейной борьбы в России в конце XIX начале XX вв.)» Защищенная в 1989 г., эта диссертация до сих пор остается самым полным сводом архивно-библиографических источников творчества Тихомирова до 1987 г. (года ее написания) и одновременно своеобразным 100-летним итогом изучения творчества Тихомирова. Костылевым впервые была обрисована широкая панорама реакции русского общества на переход революционера Тихомирова в правительственный лагерь, были представлены оценки этого события со стороны революционеров, монархистов, либералов, а также политической эмиграции.

Следует отметить, что предшественником Костылева был Ю.В.Давыдов. В исторических романах Давыдова о народовольцах уже в 1970-80-х гг. было поднято большинство вопросов, по отдельности обсуждавшихся впоследствии, во вступительных статьях и предисловиях 1990-х гг. к переиздаваемым работам Тихомирова

На современном этапе историографии В.Н. Костылев же одним из первых коснулся изучения наследия Тихомирова. В 1992 году вышла его статья «Выбор Льва Тихомирова» в журнале «Вопросы истории»№6-7. В этой обзорной статье были затронуты вопросы публицистики Тихомирова и аспекты личной жизни.

Говоря о современном этапе историографии, нельзя не отметить труды Михаила Смолина, которые содержатся в переизданных трудах Тихомирова. В работе «Всеобъемлющие идеалы» Л. Тихомирова («Религиозно-философские основы истории 1999г.»), Смолин анализирует вехи биографии философа-консерватора и его позиции по социально-политическим вопросам с 1886 по 1916 годы. В статье «Имперский проект социального монархизма» Л. Тихомирова («Христианство и политика» М., 1999г.), Смолин даёт характеристику к социальным и государственническим идеям бывшего народовольца и освещает его взгляд на церковный вопрос в духовной жизни общества и в политике государства. В 1992г. в журнале «Литературная учёба» в № 1-2-3 вышла статья Евгении Ивановой «К.Н. Леонтьев: Судьба и идеи». В ней содержатся сведения о влиянии творчества Леонтьева на взгляды Тихомирова как философа. В этом же году в журнале «Вопросы философии» №5 В.Н. Назаров выпустил статью «Загадочный Лев Тихомиров» о духовном повороте Тихомирова от революционности к монархизму. Назаров делает вывод о том, что суть духовного перелома Тихомирова заключалась в обретении «мистического чувства жизни».

В журнале «Отечественная история» за 2001г. №3, опубликованы материалы круглого стола «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» в ходе которого было затронуто и творчество Тихомирова. А.В. Репников коснулся проблемы патерналистского отношения к власти в среде консерваторов. А С.В. Тютюкин сделал вывод о том, что «консерватизм многолик и вечен, это определённое состояние души».

В 2004г. Вышла в свет книга Олега Милевского «Л.Тихомиров: две стороны одной жизни». Её по праву можно назвать библиографической ценностью. Эта работа освещает жизнь и творчество Льва Александровича с начала 1870-х годов в стане революционных организаций до его поворота к консерватизму в конце 80-х годов. Книга Милевского достаточно подробно описывает жизнь Тихомирова, разделяя её на периоды, и содержит не только характеристику, но и оценку деятельности.

В целом, можно сказать, что историография по данной теме не столь богата, насколько это позволяет та источниковая база, которую оставил Тихомиров.

Цель исследования - реконструировать и проанализировать содержание теоретического наследия Л.А. Тихомирова как консерватора, выявив их особенности. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:

Задачи исследования:

1) Осветить переход Тихомирова из лагеря революционеров в стан консерваторов, проанализировав мировоззренческое и идеологическое обоснование его новых ценностей.

2) Рассмотреть первый этап творчества Тихомирова как консерватора, основные вопросы, которых он коснулся в своей ранней публицистике (1889 - конец 1890-х гг.)

3) Исследовать деятельность Тихомирова как одного из виднейших теоретиков самодержавия начала XX века

Источниковой базой исследования являются произведения самого Л. А. Тихомирова, его воспоминания, статьи в журналах «Русское обозрение» ( за 1892-1897гг.) и «Московские ведомости» (за 1909-1913гг), а так же научные труды. Таким образом всю источниковую базу исследования можно разделить на следующие группы:

1) Мемуары и дневниковые записи.

«Воспоминания» (1927 год) Тихомирова представляют собой дневниковые записи, которые наглядно демонстрируют моральное состояние автора в переломный период перехода на сторону консерватизма.

«Тени прошлого» (2000 год) автобиографическое произведение, которое поэтапно описывает жизнь и деятельность Тихомирова, начиная с детства и заканчивая пребыванием в стане консерваторов. Так как работа автобиографичная, то не только наполнена фактами из жизни, но и душевными переживаниями.

2) Теоретические труды автора

В сборнике статей «Христианство и политика» (1999 год) собраны многие публицистические работы Тихомирова за 1892-1920-е годы, посвящённые самым различным проблемам - от толкования апокалипсиса до оценки деятельности Столыпина. Но христианство и политика как главные ипостаси жизни Тихомирова являются ведущими понятиями этого труда. Работа «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос»(2003 год) Тихомиров предстаёт перед нами уже как зрелый консерватор, что выражается в его особом интересе к государственно-правовой проблематике и метафизическим вопросам. Мировоззрение, проникнутое религиозным смыслом бытия, сформулировало у Тихомирова особую и основательно продуманную систему «этического монархизма». Наверное, важнейшей работой Тихомирова является «Монархическую государственность»(1905г). Это- уникальный труд в отечественной социально-политической мысли, даже противники монархии называли его «лучшим обоснованием идеи самодержавной монархии». Цель этой работы - не познакомить с прошлым, а дать напутствие на будущее.

3) Стать и периодика

Работа «Критика демократии» (1997 год) включает статьи Тихомирова из журнала «Русское обозрение» и из «Московских ведомостей» за 1892-1897 годы, а также постановочную работу «Почему я перестал быть революционером»(1888год). Работа эта стала одновременно и рубежом в творчестве Тихомирова и своеобразным пропуском на Родину. Он даёт совершенно новые оценки таким процессам как терроризм и оценка государственного управления и объясняет свой уход из «Народной воли». Статьи Тихомирова в правых изданиях начала XX века охватывали очень широкий спектр актуальных проблем политической жизни страны: оценка деятельности Государственной Думы, конституции, народного представительства.

При написании дипломной работы были использованы следующие Методы исторического исследования:

метод системного анализа, который позволил решить поставленные в работе задачи, характеризуя позиции Тихомирова на фоне развития консервативной мысли конца XIX-начала XX века;

историко-сравнительный метод, который помог определить особенности подходов Тихомирова в рамках развития российской консервативной теории в целом историко-антропологический метод, использование которого позволило проследить, насколько идейно-политические взгляды Тихомирова отразились в его публицистике.

1. Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов

Жизнь и мировоззрение Льва Александровича Тихомирова стали в последние годы предметом изучения со стороны многих отечественных исследователей. Возможно, это связано с тем, что Тихомиров был нетипичным консерватором.

Л.А.Тихомиров родился 19 января 1852 г. в семье военного врача. В 3 классе гимназии он уже зачитывается Писаревым, его «хлесткой, здоровой полемикой» и "Русским словом". Окончив гимназию, учился в Московском университете - сначала на юридическом, затем на медицинском факультете, где включился в революционную деятельность. Став одним из активных участников народнического движения, осенью 1871 г. вошел в кружок "чайковцев". В I873 г. Л.А. Тихомиров 6ыл арестован и осужден по известному делу о "193-х". Проведя более четырех лет в Петропавловской крепости, Тихомиров вышел на свободу. С лета 1878 года он на аристократических условиях (без голосования) был принят в центр организации «Земля и воля». А с 1879 г. Тихомиров стал членом Исполнительного комитета "Народной воли". А в 26 лет это дипломированный четырьмя годами тюрьмы профессиональный. революционер. Прожив некоторое время у родителей под административным надзором, Тихомиров покидает отчий дом и переходит на нелегальное положение. После раскола "Земли и воли" на "Черный передел" и "Народную волю" он примкнул к последней, став членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции "Народной воли". Способствует ее расколу и выделению террористической «Народной воли», редактором подпольной типографии, которой он становится. Впоследствии Тихомиров вспоминал, что главным было то, что эта редакция существовала вопреки всем стараниям полиции. Это был период молодости русского терроризма. Рано оторвавшись от семейного очага, о котором впоследствии часто вспоминал, Тихомиров так и не смог создать свой собственный дом в полном смысле этого слова.

Для «героического периода революционного народничества» фигура Тихомирова была, наверное, самая трагическая, но без нее вся галерея главнейших деятелей «Народной воли» слишком долгое время выглядела не в истинном свете. Народовольцы не стали той дверью, которою в Россию вошла Революция, но их пример явился стимулом для нового поколения революционеров, поэтому так важно, что именно в лице Тихомирова мы имеем следующее крупное осмысление русского революционного опыта.

После убийства Александра II, когда партия была разгромлена, Тихомиров в 1882 г. уехал за границу. Перед этим он направил Александру III открытое письмо Исполнительного комитета "Народной воли". Живя в Париже Тихомиров вместе с П.Л.Лавровым издавал "Вестник Народной Воли".
Как бы ни относиться к личности Тихомирова, нельзя отрицать, что это был своеобразный заключительный аккорд в истории «Народной воли», и историку этой организации нельзя от него открещиваться. Ведь большинство из «ушедших в народ» в революцию также не вернулось... Льва Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем Достоевским. Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от своих убеждений можно объяснить возрастным “плавным поправлением”. Тихомиров и Достоевский - резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва Тихомирова четко делится на две части: революционер, член Исполкома “Народной воли”, один из основных лидеров и, теоретиков народовольцев и консерватор, яростный защитник самодержавия и православия, ведущий публицист проправительственных журналов.

Если можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием убеждений и беспринципностью согласиться трудно. Лев Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно-политическим учением и конъюнктурой. Ни бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”, революционеры от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого черносотенного движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему подпольщику.

Опасная революционная работа отнимала силы и время. Дружеские отношения, как правило, складывались только с теми, кому доверяли. У Тихомирова завязался роман с С.Л.Перовской, который едва не привел к браку. Но, выйдя из тюрьмы, Тихомиров постепенно отдалился от старой знакомой, а тут еще судьба свела его с уроженкой города Орла, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, входившей в Исполнительный комитет "Народной воли". Летом 1880 г. Тихомиров, воспользовавшись фальшивым паспортом, обвенчался с ней. Брак был не только официальным, но и закреплялся церковным обрядом венчания, на котором шафером был Н.К.Михайловский, а в числе приглашенных были: В.Н.Фигнер, А.И.Желябов и С.Л.Перовская. Впоследствии у Тихомирова родились два сына - Николай и Александр, и две дочери - Вера и Надежда.

После убийства Александра II народовольцами, и последовавшего за этим разгрома партии, в 1882 г. Тихомиров уехал в Швейцарию, в затем перебрался во Францию. Обосновавшись в Париже, Тихомиров продолжал заниматься революционной деятельностью. Именно за границей в его взглядах произошел перелом. Уехав из России революционером-нелегалом, он вернется туда православным монархистом.

Время, проведённое за границей стало тяжёлым этапом жизни Тихомирова, с каждым месяцем росло отчаяние Тихомирова. Тяжкие думы усугублялись постоянным безденежьем, порождающим ссоры между супругами и болезнью сына (менингит). В 1884 г. одна за другой следуют записи в дневнике: «Я еще никогда не был в таком настроении, близком к отчаянию. Будущее темно»; Страшно за будущее! Иногда я спокоен и чувствую какое-то странное утешение, когда думаю, что одна секунда, одно движение пальца может навсегда освободить от всякой гадости и тяжести. Но это редко. Я все еще боюсь смерти, и иногда хочется жить, безумно хочется. Вообще паскуднейшее состояние. Чем-то это кончится!; Все рушится кругом» Л.А. Тихомиров «Воспоминания» М., 1927г.стр.16. Корневую черту творчества Тихомирова Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «ум его острый и разрывающий материал как добычу, не особенно плодотворен: начинает всегда очень сильно, а потом всю деятельность разоряет, и никакого заключения -- нет». Действительно, Тихомиров «качался» вместе с различными пластами русской истории, ярко их воплощая. Но Тихомиров не просто проявил себя в разных пластах культуры, но и принес «плоды» в виде работ - революционных, монархических и богословских. Им хорошо показана и катастрофичность русской истории, и ее удивительная противоречивость. В 1885 году Лев Александрович окончательно порывает с организацией и разочаровавшись во всём, чему служил, и во что верил начинает поиски новой, разумной идеи. Полное разочарование Тихомирова воплотилось в тезисе «Революция в России в смысле сознательной силы не существует» Он переехал в тихое местечко близ Парижа и вел скромное отшельническое существование. Тихомиров разубедился в прежних жизненных ценностях и политических ориентирах, полностью разочаровавшись в революции, в людях, в собственной личности. Единственная твердыня в которой Тихомиров ни разу не усомнился это-Россия. В не зависимости от политических приоритетов. Тихомиров всегда оставался патриотом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать