Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков

Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Политико-правовые нормы казахского государства

1.1. Внутренняя политика казахских ханов в XVI - XVII веках

1.2. Укрепление верховной власти при Тауке хане. «Жетi Жар?ы»

Глава 2. Социально-экономические отношения в Казахстане XVI - в начале XVIII веков

2.1.Территория и население

2.2. Социальная стратификация в казахском обществе

Заключение

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Решающее влияние на процесс формирования господствующих в обществе представлений и стереотипов (в том числе и тех, которые определяют взаимодействие людей в качестве представителей той или иной этнической общности) оказывают условия для развития государства. Эти условия зависят от характеристик социальной среды.

В каждом обществе в ходе его исторического развития формируются как критерии, следование которым предполагает "нормальное" поведение, не угрожающее существованию общества, как целого, так и специальные институты, ответственные за выработку и поддержание таких определений реальности, которые задают параметры вышеупомянутых критериев.

Процессы общественного развития труда и социально-экономической дифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию в осуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессам оформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов.

Вторая половина XV века знаменуется образованием Казахского ханства. Именно с этого времени начинается история кочевого народа. Данная проблема имеет место в истории Казахстана, так как, изучая быт, культуру, обычаи и нормы казахского общества, мы познаем всю сущность великого кочевого народа, таким образом, из этого следует актуальность данной проблемы.

Цель данной курсовой работы: ознакомиться с общественным строем казахов, выявить особенности социальной структуры казахского общества и рассмотреть правовые обычаи, вызванные потребностями политической и социальной жизни казахского народа XVI - XVIII веков.

Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:

- выяснить социально-экономические отношения в Казахстане XVI - в начале XVIII веков;

- дать характеристику внутренней политики казахских ханов в данный период;

- выявить значение законов Тауке хана в развитии казахского общества.

Как известно, все современные историки, рассматривая ту или иную проблему, опираются на предшествовавшие источники. К таким можно отнести: «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара, сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му' ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканди, Хайдара Рази, не менее известный дневник А.И. Тевкелева и др. Именно в этих источниках рассматривается материал по общественному строю казахов.

В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известия о казахах этого периода, главным образом этнографических - о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Эти материалы дают характеристику положения казахов, отражают жизнь народа в предшествующие столетия.

Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А.И. Левшина. В первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй - собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII века. [16; 5]

Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч. Валиханов, первый казахский ученый историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и других народов. В ряде работ дает историко-этнографическую характеристику казахского общества. [7;25]

В монографии С.Д. Асфендиярова «История Казахстана (с древнейших времен)» отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым [3; 45].

В России со второй половины XIX века исследование истории Казахстана приобретает прочную базу - восточные источники. Этот период связан и именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч.Ч. Валиханова. В.В. Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде обратился к истории Казахстана XV - XVI века. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII веку и объяснив хозяйственной, социально-экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. [8;18]

Также следует отметить сочинения поэтов и философов - Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева. Последний в свою очередь пытался воссоздать историю образования казахского народа на родном языке, опираясь на труды своих предшественников.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена политическому развитию Казахстана, а именно взаимоотношению с соседними государствами с целью расширения территории и одновременно ее защиты от иноземных захватчиков. Больше внимание уделяется внутренней политики ханов того периода и правовым нормам, действовавших в обществе.

Вторая глава содержит уже информацию о социально-экономическом развитии Казахстана, если быть точнее, то это территориальное и классовое деление казахского общества. Также в главе рассматривается проблема отношений в казахском обществе и их деление на классы. В главе содержится информация о расположении казахских жузов.

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСКИХ ХАНОВ В XVI - XVII ВЕКАХ

Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права адат (?дет). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий - судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

Узбекское ханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхаир-хане (1428-1468). Но многие племена и их вожди были недовольны ростом налогового гнета и повинностей. Главы ряда уделов - султаны Жанибек, Керей и др. - создали оппозиционную коалицию племен и откочевали в Семиречье, в долины р. Чу и Талас, где в 1465 образовали отдельное ханство во главе с Кереем. Отколовшиеся племена называли «казахами», т.е. «свободными».

Узбекское ханство после смерти Абулхайра распалось на уделы, затем объединилось вновь под главенством Мухаммеда Шейбани-хана, а в 1498-1500 возглавляемые им племена переселились в Мавераннахр, на территорию современного Узбекистана. Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи. В 1511 казахские племена объединил хан Касым (1511-1523), который и считается создателем первого настоящего Казахского государства. Численность населения новой страны достигала 1 млн. человек. Касым воевал с узбекскими наследниками Шейбани-хана за Ташкент, после его смерти в стране начались усобицы между ханами. Многие племена откочевали из-под власти хана Тагира (1523-1533). Сын Касыма, Хакк-Назар (1538-1580) восстановил единство, успешно воевал с Ногайской ордой на востоке, но в 1560-х потерпел поражение от правителя Моголистана, после чего утратил власть над Семиречьем. В середине 16 в. к Казахскому ханству после распада Ногайской орды, Сибирского ханства и Моголистана примкнули некоторые новые племена. Тевеккель (1586-1598) продолжал воевать за Ташкент с Шейбанидами, и Есим (1598-1628) заключил с Бухарой мирный договор, по которому признавалась власть казахского хана над Ташкентом.

Казахское ханство оказалось рыхлым образованием, и уже при правлении Хакк-Назара в нем выделились три отдельные орды со своими районами кочевок. Общеказахские ханы существовали до 1716, когда умер последний правитель Тауке-хан, успевший составить свод норм обычного права «Жеты-Жаргы».

В районе Семиречья образовался Старший жуз, объединивший племена усуней, канглы, дулатов, албаней, жалаиров и др. Его население занималось кочевым скотоводством и торговлей с местными земледельческими и ремесленными поселениями. Правители ханств, возникших на территории Старшего жуза, в 16-18 вв. воевали между собой и с соседними государствами - Хивой, Кокандом и Китаем.

В северном, центральном, северо-восточном и восточном Казахстане сложился Средний жуз, в который вошли племена кипчак, аргын, найман, керей, уак, конграт. Основным занятием было скотоводство, но на окраинах развивалась активная торговля с окрестными земледельческими территориями - Средней Азией, Россией и Сибирью. Ханства Среднего жуза враждовали друг с другом и боролись с правителями Джунгарии.

В западном Казахстане возник Младший жуз (племена жети-ру, алим-улы и бай-улы). Он объединил скотоводов, кочевавших в низовьях рр. Сырдарья и Урал, в районе слияния рр. Иргиз и Тургай, в верховьях р.Тобол и в Мугоджарских горах. Казахи Младшего жуза поддерживали экономические связи с оседлым населением Поволжья. Политическая структура состояла из нескольких периодически появлявшихся и распадавшихся ханств.

В социальном отношении в казахском обществе господствовал кочевой феодализм. Пастбищами распоряжалась знать (ханы, султаны, бии, батыры, баи, ходжи), от которых фактически зависели рядовые скотоводы (шаруа). Патриархальных рабов (кулы) было немного. Рос слой формально свободных лиц, не имевших собственного скота (кедеи) и вынужденных работать на знать.

Основную внешнюю угрозу для казахов представляли вторжения с востока монгольских племен. Возникшее в конце 16 - начале 17 вв. западно-монгольское государство - Джунгарское ханство усиливало натиск на казахские земли. В 1620-1630-х через территорию Казахстана прошла на запад, в Поволжье, монгольская группа калмыков. Несмотря на ожесточенное сопротивление, в 1652-1680 казахи оказались в зависимости от джунгар. В 1710, 1728 и 1729 ополчения казахских племен разбили джунгарские армии, но набеги с востока продолжались, превратившись в «великое бедствие». В этих условиях правители стали искать поддержки у России.

Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Жанибек и Керей стремились в первую очередь утвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов - джучидов за власть над Восточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона. Присырдарьинские города были важными центрами торгово-экономических связей для населения степных районов; превосходными для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду. Традиционно они являлись административно-политическими центрами предшествующих государственных образований на территории Казахстана. Земли нижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым племенам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можно было, лишь владея ключевыми пунктами этой территории -- городами-крепостями Туркестаном и Каратау.

Отмеченные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановить власть Шайбанидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенные в оборонные крепости против кочевников степных районов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и ухода из-под их власти казахского Семиречья и киргизских районов Притяньшанья заполучить города в районе юга Казахстана.

Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население в Туркестане. Удачными были шаги по привлечению в союзники других претендентов на власть в степи и в Туркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды, Муса-мирзу, прежде обещавшего поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дешт-и Кыпчака» [3; 125].

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений -- под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани, победы и поражения выпадали на долю обеих враждующих сторон. В одном из сражении погиб сын Жанибек-хана Махмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Керей-хана (правившего примерно до 1456-73 гг.) Бурундук. Во время правления Бурундука приобрел известность сын Жанибек-хана Касым (род. ок. 1455) (годы правления 1511 - 1518). Он был удачливым полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах.

В 80--90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки - шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодов борьбы завершился сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями; казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием между Мухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.

Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшие его узбекские племена Дешт - и Кыпчака, он смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра. У Мухаммада Шайбани для борьбы за власть в степи не оказалось реальных сил, фактически он был вынужден ограничиться лишь борьбой за присырдарьинскую территорию, так как в первые же годы потерял всякую возможность утвердить свою власть в бывших владениях своего деда Абулхаира в степных просторах Казахстана.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы их государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана. Многие Джучиды удалились с территории Казахстана искать удачи в Астраханское, Сибирское, Казанское ханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и новые казахские роды и племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы. Фактически к началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию своей предшественницы.

Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Захир ад-Дин Мухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Ряд его южных городов признал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности он назначил наместником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержал верх над Бабуром; наместники последнего были изгнаны из их владений. Осажденному в Сайраме Катта-беку удалось оказать сопротивление узбекам; он продержался в крепости всю зиму, а ранней весной 1513 г. позвал на помощь Касым-хана, находившегося на зимовке на Караталс, обещав сдать ему крепость. Касым принял предложение; Катта-бек уговорил Касым-хана выступить против Шайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте. Разграбив окрестности города, казахи возвратились в Сайрам.

Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Могульский хан предлагал Касым-хану организовать совместный поход на Ташкент в конце лета этого же года, однако Касым уклонился от предложения, сославшись на необходимость «подумать о зимовках, так как [сбор] и построение войска в это время неосуществимы» [11;203].

Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш.

Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Число подданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллионом человек. При нем узнали о казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении.

В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов - джучидов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана. Казахский хан Тахир (1523--1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать