Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
p align="left">Начальствующие лица осуществляли общее руководство учебно-воспитательным процессом, занимались удовлетворением разных хозяйственных нужд, председательствовали в заседаниях педагогического совета, следили за исполнением его постановлений, посещали уроки преподавателей с целью наблюдения за правильностью и целесообразностью применения методов и приемов преподавания и давали указания в случае надобности, следили за своевременным и надлежащим выполнением программ, вели официальную переписку с учреждениями и лицами, наблюдали за правильным ведением отчетности по приходу и расходу денежных сумм. Ближайшей помощницей начальницы была главная надзирательница. Она заведовала воспитательной частью и вела наблюдение за общим порядком [7, с. 65].

В женских учебных заведениях работали педагогические советы или комитеты, которые занимались обсуждением текущих дел гимназий и училищ, наблюдали за учебной и воспитательной работой. Если в частных учебных заведениях они были лишь совещательным органом при начальнике, то в правительственных обладали самостоятельной властью. Педагогический совет состоял из главной надзирательницы, законоучителя, всех преподающих и врача училища. Заседания проходили под председательством начальницы или директора. В обязанности педагогического совета входило: прием учениц в гимназию или училище и перевод их из класса в класс, обсуждение успехов, прилежания и поведения учениц, допущение их к экзаменам, определение наград ученицам, присуждение выдачи аттестатов и свидетельств, увольнение учениц, распределение учебных предметов по дням и часам на основании утвержденной таблицы недельных уроков, рассмотрение и одобрение программ, составленных преподавателями и преподавательницами, выбор учебных руководств и пособий, выбор книг для библиотеки и предметов для учебных кабинетов, составление правил для учащихся и правил о взыскании с них, назначение взыскания с учащихся, составление инструкций для преподавателей, рассмотрение годичных отчетов по учебной части.

Педагогические советы являлись своего рода методическими лабораториями. На своих совещаниях учителя обсуждали предлагаемые Министерством просвещения и окружным начальством методы преподавания, анализировали применяемые преподавателями способы и приемы обучения, разрабатывали методические рекомендации для учителей.

Педагогический совет собирался по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Заседания педсовета назначались начальницей или директором по их усмотрению или же по письменному заявлению не менее 3-х членов совета. Дела в педагогическом совете решались простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя давал перевес.

В женских учебных заведениях имелись также хозяйственные комитеты, которые занимались финансовыми и хозяйственными вопросами. Они принимали плату за обучение, составляли смету необходимых расходов на полгода вперед и т. д. [17, с. 50]. В 1914 году хозяйственные комитеты при женских гимназиях были ликвидированны.

По «Положению о женских училищах Министерства народного просвещения» 1860 года при гимназиях учреждались попечительские советы «для ближайшего содействия успешному развитию училища со стороны общества». Они состояли из семи лиц - пяти постоянных и двух избираемых членов. Один избираемый член был из местного дворянства или чиновничества, второй - из купечества. Постоянными членами совета были: попечительница, уездный предводитель дворянства, директор училищ или гимназий, городской голова и начальница, избираемая попечительским советом «из лиц образованных и пользующихся доверием общества» и утвержденная министром [17, с. 57].

На попечительский совет были возложены обязанности избрания должностных лиц и учителей, изыскания средств для функционирования учебных заведений и наблюдение за их использованием, надзор за умственным и нравственным состоянием учащихся, за порядком и благоустройством гимназий и училищ. В конце каждого учебного года совет должен был представлять отчет о своей деятельности попечителю учебного округа к начальнику губернии, а также напечатать его в «Губернских Ведомостях».

По «Положению» 1860 года было также учреждено звание почетных попечителей всех женских учебных заведений в каждой губернии. Их обязанностью было содействовать основанию новых учебных заведений и осуществлять их поддержку. Они имели право давать указания попечительским советам, сообщать свои замечания попечителю учебного округа и даже министру.

При некоторых женских учебных заведениях существовали родительские комитеты, которые также занимались вопросами устройства учебных заведений. Родительский комитет на заседаниях рассматривал, например, следующие вопросы: об открытии общежития для иногородних учениц; об устройстве горячих завтраков; об оказании неуспевающим учащимся педагогической помощи и т. д. [27, с.214].

При каждой дирекции народных училищ состоял училищный совет. В советах председательствовали предводители дворянства. В состав советов входили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Министерства государственных имуществ, духовного ведомства и земских учреждений, в уездных же - еще представители городских обществ, земские начальники, попечители училищ и, по особым распоряжениям министерства, врачи. Директор являлся членом и управляющим делами губернского училищного совета, а инспектор - членом и делопроизводителем уездного училищного совета. Частные училища находились в ведении попечителя Виленского учебного округа и директоров народных училищ. В уездных и заштатных городах надзор за ними возлагался на уездного смотрителя училищ [19, с. 82].

Источниками содержания женских гимназий и прогимназий были: пособия из государственной казны или из ведомства императрицы Марии, плата за обучение, пожертвования частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства были скудны, и основную сумму доходов гимназий составляли плата за обучение и общественные средства. [25,с. 33]. Благотворительность общественности в пользу женских гимназий Беларуси лимитировалась, но Министерство народного просвещения вынуждено было поддерживать в некоторых случаях инициативу местных городских обществ, направленную на открытие новых или расширение действующих женских гимназий в Беларуси. При назначении пособий женским учебным заведениям существовала норма, установленная законом: для гимназий - 2000 руб., для прогимназий -1000 руб. в год [25, с. 45 ].

Размер оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям попечительскими советами гимназий. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб. в год [15, с. 70]. Представление о конкретной сумме оплаты в женских гимназиях в различные периоды может дать соотношение ее с заработком преподавателя.

Плата вносилась за полгода вперед, в случае ее задержки в течение месяца следовало исключение не уплатившей ученицы из гимназии. Но это происходило редко, так как против этого зачастую выступало общество и городские власти.

Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и иногда писали прошений об освобождении от платы за учебу в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии (в зависимости от финансового положения данного учебного заведения) [24, с. 180.].

При некоторых женских учебных заведениях существовали общества вспомоществования нуждающимся ученицам, которые оказывали помощь беднейшим из них. Ходатайства о помощи подавались родителями прямо в общество или через начальство гимназии. Кроме материальной нужды учениц, подававших прошение о пособии, принималось во внимание их поведение и успехи в науках. Средства общества состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества, пожертвований членов общества, других лиц и организаций, доходов от литературных вечеров, публичных лекций и т.д. Использовать средства разрешалось исключительно в пользу гимназии. За этим следили педагогический совет и управление общества.

Материальную помощь своей гимназии оказывали также начальник, преподаватели, даже ученицы. Как правило, в каждой гимназии некоторое число учениц являлись стипендиатками, то есть обучались на средства, завещанные частными лицами или ведомствами. В Витебской Мариинской гимназии существовали стипендии имени Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны, имени Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, стипендии тайного советника Ростовцева и др. (всего 12). От оплаты за обучение освобождались дочери служащих женских гимназий, которые проработали в них не менее 3-х лет [25, с. 79].

Всеми средствами, которые поступали в гимназию, распоряжался педагогический совет. Исключение составляли государственные целевые суммы и деньги, пожертвованные частными лицами, организациями, обществами со специально оговоренным предназначением. Попечителю округа давался отчет педсовета о решении финансовых вопросов в гимназии, но сама деятельность совета была самостоятельной.

Большинство женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало средств для постройки собственного здания.

Многие из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской Мариинской гимназии и т.д.

Также в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая. Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы, поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи, модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.

Женские гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион составляла 300 руб. в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги, учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье - по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница [24, с. 125].

Пансионы имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного заведения за 1898-1901 годы, воспитанницы вставали в 7 часов утра (в праздники разрешалось спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные проверяли порядок в ящиках учениц.

После чая воспитанницы выходили на прогулку по гимназическому саду или по прилегающим улицам. В 8.45 начинались занятия, которые продолжались до 14.30 (с перерывом в 12.00 для завтрака). После занятий с 3-х до 4-х часов дня осушествлялась прогулка в город под наблюдением классных надзирательниц, в 4 часа дня - обед, после которого воспитанницы готовили домашние задания, желающие обучались музыке. В 9 часов вечера проводилась общая молитва, занимались до 21.30 и даже до 22 часов [25, с 68].

Таким образом, управленческая вертикаль средних женских учебных заведений была довольно развита и бюрократизирована, действовал ряд советов и комитетов. Что касается финансирования женского образования, то на функционирование женских учебных заведений в Беларуси государством отпускались скудные средства, и они содержались преимущественно за счет местных общественных средств и платы за обучение. Женские учебные заведения различались между собой по материальному состоянию. Это было обусловлено различными источниками финансирования, количеством учащихся, типом школы и т.д.

3.2 Преподавательские кадры

Преподавателями женских гимназий, могли быть:

лица с аттестатом об окончании полного курса высшего учебного заведения, если предмет, к преподаванию которого они назначались, изучался ими;

лица, имеющие свидетельство на звание учителя гимназии или реального училища. Для преподавания языков могли быть определяемы и лица, имеющие свидетельство на звание домашних учителей;

лица, не имеющие специального образования, но известные местному начальству своей учительской деятельностью;

Высшее образование женщины-учителя получали за границей. В конце XIX в. расширились возможности подготовки преподавательниц для гимназий. В ряде городов России были открыты Высшие курсы для женщин, в Санкт-Петербурге - Женский педагогический институт. [19, с. 63].

Женские гимназии встречали затруднения в том, чтобы иметь своих постоянных учителей из лиц с высшим образованием. Чтобы облегчить поиск кандидатов в преподаватели для женских гимназий, учителям, имеющим право на преподавание в мужских средних учебных заведениях, в женских платили больше.

Право преподавания рисования во всех учебных заведениях имели окончившие курсы художественных училищ или школ живописи, а также лица, получившие свидетельства на право преподавания рисования после сдачи экзамена. Преподавать черчение могли лица, окончившие архитектурное отделение высшего художественного училища в Санкт-Петербурге, а также другие художественные училища, высшие технические учебные заведения, математические курсы в университетах и сдавшие дополнительный экзамен по черчению [19, с. 77].

Для получения права на преподавание рукоделия во всех классах гимназии требовалось окончание курса женского среднего учебного заведения (или свидетельство о знании этого курса) и звание домашней наставницы или домашней учительницы. Проводились специальные испытания на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях по правилам, составленным Министерством народного просвещения. Мнением Государственного совета от 10 июня 1900г. учительницам рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях предоставлялись равные права с преподавателями научных предметов.

17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге Обществом поощрения женского профессионального образования были открыты специальные курсы (первые в России) для подготовки учительниц рукоделия с общим педагогическим образованием. В них принимали выпускниц средних учебных заведений и профессиональных школ со званием народной учительницы. На курсах преподавались следующие предметы: гигиена, педагогика, товароведение, счетоводство, кройка и шитье белья, кройка и шитье платья, изящные работы, методика рукоделий, рисование [24, с. 131].

Преподавательский состав женских гимназий каждый год тщательно отбирался и пересматривался. Преподаватели (как и другие служащие гимназий) могли быть назначены на должность только с разрешения попечителя Виленского учебного округа, причем обязательно проверялась «политическая благонадежность» каждого кандидата.

В случае увольнения какого-либо преподавателя из гимназии сведения о его неблагонадежности рассылались по всем учебным заведениям империи. Каждые пять лет все учителя сдавали зачет по своему предмету, после чего получали определенную степень и прибавку к жалованию, которые оставались за ними даже при переходе на работу в другое учебное заведение. За один урок (годовой) преподаватели получали 30 -70 руб [24, с. 132].

Молодым преподавателям гимназий, не имевшим жилья, выделялся пансион, плата за который высчитывалась из жалования. Кроме того, каждый год опекунский совет гимназий выделял деньги на вознаграждение преподавателей и служащих. За выслугу лет преподаватели гимназий и училищ духовного ведомства удостаивались наград золотых и серебряных медалей с надписью «за усердие», «Мариинского знака отличия за беспорочную службу» разных степеней (за 25 лет - 1-й степени, за 20 лет - 2-й степени). Эти награды утверждались самим императором и выдавались в Петербурге. Кроме этого за выслугу лет шли прибавки к жалованию. Во время летних вакаций (каникул) учениц преподавателям давался отпуск на два месяца. После выработки 25 лет учитель имел право писать прошение о пенсии. Во второй половине XIX в. ее размер составлял около 160 руб. [25, с. 78].

Во всех классах частных училищ и пансионов русский язык, историю, географию и арифметику должны были преподавать учителя местных казенных учебных заведений, но по особому разрешению учебного начальства. Для преподавания допускались лица женского пола православного и лютеранского вероисповедания, а также учителя народных училищ. Право преподавания русского языка предоставлялось только учителям православного вероисповедания. Для упражнения девочек в разговорном русском языке, полагалось иметь в каждом училище и пансионе гувернантку «не польского происхождения», знающую основательно русский язык [17, с. 230]. Разрешение на преподавание, даваемое начальством, имело силу лишь на 1 год, перед началом каждого учебного года ходатайства о допущении этих лиц к преподаванию в частных учебных заведениях должны были возобновляться.

Борьба за демократизацию народного образования в конце XIX- начале XX вв., ликвидацию феодальных пережитков в жизни образования, повышение общественного статуса была неразрывно связана с борьбой за улучшение материального, юридического и общественного положения учителей, улучшение системы подготовки педагогических кадров. С целью защиты своих профессиональных и материальных интересов наиболее передовая часть учительской интеллигенции в конце XIX в. начала создавать педагогические общества «взаимного вспомоществования».

Итак, преподавательский состав женских учебных заведений был разнородным по своему образовательному, социальному и культурному уровню. Уровень образования преподавателей средних женских учебных заведений был выше, чем в начальных школах, но намного отставал в этом плане от мужских средних школ. Возможности педагогической деятельности женщин, особенно в средней школе, были ограничены.

3.3 Учебно-воспитательный процесс

Согласно утвержденному 9 января 1862 года уставу учебный курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения, в 1905 году принята «Нормальная учебная табель». Этими документами женские средние учебные заведения руководствовались вплоть до 1917 года (хоть и с некоторыми изменениями) [17, с. 269].

Учебные планы для женских гимназий отличались от учебных планов правительственных мужских гимназий облегченностью учебного курса. Некоторая упрощенность гимназического образования для девочек соответствовала распространенному в XIX в. взгляду на женщину, прежде всего как на хранительницу семейного благополучия, первую наставницу детей и достигалась за счет включения в учебные программы, в основном по предметам естественно-математического цикла, большого объема практических сведений, а также за счет некоторого сокращения образовательного материала по отдельным предметам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать