Отечественная история

Отечественная история

2

АНО Заочный педагогический колледж

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

УФА 2001

УДК 930(470)

ББК 63.3(2)Я73

Г 82

Отечественная история: Учебно-методический комплекс / Сост.

Ф.А.Галимова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 24с.

Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине «Отечественная история». Он включает в себя: пояснительную записку с обоснованием целей и задач изучения курса и перечнем примерного объема требований к выпускникам; программу курса «Отечественная история», составленную на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации примерной программы (М., 2000) и построенную по проблемно-хронологическому принципу с учетом специфики будущей деятельности обучаемых; относительно большой список рекомендуемой литературы, оставляющий за изучающими курс право выбора; тематику лекций, распределение часов по темам и видам работ, тематику и планы семинаров, темы контрольных работ; примерные тесты (15), вопросы к зачету, экзаменационные вопросы.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей неисторических специальностей всех форм обучения (очного, заочного и т.д.)

Составитель: Ф.А.Галимова, доцент.

Рецензент: М.Х.Янборисов, профессор.

© Издательство БГПУ, 2001

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из федеральных компонентов цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования является курс «Отечественная история». Цель его изучения - формирование исторического сознания как неотъемлемой части мировоззрения специалиста, как важнейшей характеристики его образованности и культуры, существенного элемента его духовного богатства.

Историческому образованию всегда отводилось определенное место в средней и высшей школе, однако в настоящее время его значение возрастает. В первую очередь, это обусловлено переходом к информационным обществам, происходящим в мире, который требует глубокого усвоения исторического опыта человечества и, особенно, своего Отечества.

Коренные преобразования происходят в жизни нашей страны. Они вызвали переоценку ценностей и связанный с этим пересмотр гуманитарных, в том числе исторических, знаний. Историческая наука поднялась на новую ступень, обогатившись достижениями российской дореволюционной и современной зарубежной историографии. Она освободилась (или освобождается) от диктата «единственно верной» марксистской идеологии и методологии, абсолютизации формационного подхода в историческом познании, от конъюнктурных постулатов и выводов и необоснованных притязаний на «истину в последней инстанции». История России предстает как часть европейской и мировой истории. В обществе неизмеримо возрос интерес к российской истории.

Углубление школьных представлений об истории Отечества, усвоение исторических знаний на новом научном уровне, ознакомление с основными историческими фактами, с научными проблемами и дискуссиями в отечественной и зарубежной историографии позволит будущему специалисту понять единство всемирного исторического процесса, составить представление о главных этапах развития российского общества, его культуры, науки и техники, а также о месте России в мировом сообществе. Для социального ориентирования личности важно понимание сущности основных цивилизационных ценностей и вклада России в их формирование.

История тесно связана с другими науками и позволяет решать задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с предметами естественнонаучного профиля. Изучение отечественной истории в контексте европейской и мировой истории способствует расширению кругозора и развитию черт интеллигентной, граждански активной личности; развитию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа явлений прошлого и настоящего, умения работать с историческими источниками, научной и учебной литературой; привитию мыслительной и речевой культуры.

История своими проблемами не только уходит «в глубь времен», но и теснейшим образом связана с сегодняшним днем. Образы прошлого формируют ценностные установки настоящего. Осознание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории Отечества, понимание исторических корней многих современных проблем развивает гражданственность, патриотизм, гуманизм, повышает политическую культуру, формирует активную жизненную позицию. Изучение многовековой истории Отечества - нравственный и гражданский долг студенческой и учащейся молодежи.

Курс предназначен для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей неисторического профиля всех форм обучения (очного, заочного и т. д.). Его содержание охватывает историю России с древнейших времен до наших дней.

На изучение курса отводится 18 часов аудиторных занятий (12 часов лекций, 6 часов семинаров) и 52 часа самостоятельной работы. Предусмотрены контрольная работа, зачет и экзамен.

Примерные требования к уровню знаний, умений и навыков

Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившим курс «Отечественная история» предъявляются следующие требования:

Понимание характера истории как науки и ее места в системе гуманитарных наук; сформированное историческое мышление и сознание, способствующее социальному ориентированию в современной жизни.

Представление о главных этапах в истории России и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей.

Представление о месте России в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о ее вкладе в мировую цивилизацию, о специфических особенностях ее развития.

Знание основных исторических источников, отечественной и зарубежной литературы по истории России, содержания научных проблем и дискуссий, версий и концепций.

Приобретение черт гражданской, интеллектуальной личности: способности к аналитическому мышлению, умения понять и оценить достижения культуры, зная исторический контекст их создания; уважительное отношение к прошлому России, к другим народам; патриотизм, культивирование общечеловеческих ценностей.

Студент должен приобрести умения и навыки:

- работы с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания);

- устного и письменного изложения своих знаний по отечественной истории, раскрытия основных проблем (тем);

- определять сущность, типологию исторических событий и явлений, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами всемирной истории;

- давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды;

- свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Студент должен владеть:

- картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории;

- опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Введение

История как наука. Предмет, содержание, методы исторического исследования. Сущность, формы и функции исторического сознания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.

Периодизация истории. Исторические типы цивилизаций. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности российской цивилизации.

Задачи курса, формы и методы его изучения. Источники и историография.

Тема 1. Становление и развитие восточнославянской государственности. Русь в IX-XIIIвв.

Великое переселение народов и его последствия для Европы. Начало складывания национальных государств в Западной Европе и развитие феодальных отношений. Славянский мир в раннем средневековье, расселение славян. Проблема этногенеза восточных славян. Причины появления государственной власти и дискуссии по этому поводу. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

Особенности социально-политического и экономического строя Киевской Руси. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Принятие христианства и его историческое значение. Развитие древнерусской культуры.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIIвв. Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.

Борьба со шведами и немецкими крестоносцами. Образование Великого княжества Литовского. Русь и Литва.

Тема 2. Образование и развитие Русского централизованного государства (XIV-XVIIвв.)

Средневековые государства Европы и Азии. Начало нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Специфика формирования единого Русского государства в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды. Возвышение Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности и утверждение поместной системы землевладения. Возникновение сословной системы организации общества. Начало закрепощения крестьян.

Складывание самодержавия и его укрепление в XVIв. Иван IV и его реформы. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и в России. Внешняя политика Ивана IV. Начало превращения Руси в многонациональное Российское государство.

Социально-экономический и политический кризис конца XVI-начала XVIIвв. Альтернативы развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на восток. Начало династии Романовых.

Соборное уложение 1649 года: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Церковь и государство. Социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия. Развитие русской культуры в XV-XVIIвв.

Тема 3. Складывание абсолютизма. Российская империя в конце XVII-XVIIIвв.

XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Идеология Просвещения - идейная основа модернизации общественной жизни в Европе в новое время. Особенности российской модернизации. Усиление ориентации на Запад. Реформы Петра I и их значение. Развитие промышленности и зарождение капиталистического уклада.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века. Екатерина II. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Крестьянские войны. Начало революционной традиции.

Внешняя политика в XVIIIв. Объявление России империей. Утверждение на Балтике. Присоединение Крыма и других территорий на юге. Отношение России к Французской буржуазной революции. Русская культура XVIII века.

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу (XIXв.)

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия - страна «второго эшелона» развития капитализма. Рост городов, урбанизация населения. Механизация транспорта.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Отмена крепостного права и ее значение. Консервация крестьянской общины. Реформы 1860-1870 годов и «контрреформы».

Политический строй России и попытки его реформирования. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода в Европу. Российское самодержавие и «Священный союз». Теория «официальной народности» и ее значение. Идеология и особенности российского либерализма. Западники и славянофилы.

Начало освободительного движения. Декабристы. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Народничество и его течения.

Международное рабочее и социалистическое движение. Возникновение марксистского течения в России: Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин) и др.

Тема 5. Россия в конце XIX-начале XXвв.

Новые тенденции развития мировой экономики и международных отношений. Завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими странами. Участие России в переделе мира.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Индустриализация «сверху» и «снизу». Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале XX века. Обострение аграрного вопроса. Первая российская революция 1905-1907гг. и ее значение. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Опыт думского «парламентаризма».

Политические партии России в начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Отражение аграрного и национального вопросов в программах политических партий. Раскол международного и российского социал-демократического движения на революционное и реформистское течения. Экономизм, большевизм, меньшевизм, центризм в РСДРП.

Тема 6. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1920гг.)

Нарастание межгосударственных противоречий и начало первой мировой войны. Участие России в войне. Отношение к войне различных политических сил и партий в мире и в России. Кризис мирового социалистического движения. Обострение противоречий в воюющих государствах. Истоки и проявления общенационального кризиса в России. Победа Февральской революции. Альтернативы развития страны после свержения самодержавия. Кризисы власти. Корниловское выступление и его последствия. Победа Октябрьского вооруженного восстания. Первые декреты советской власти.

Гражданская война: столкновение различных противоборствующих сил. «Белый» и «красный» террор. Иностранная интервенция и ее масштабы. Причины победы советской власти. Отношение мирового сообщества к событиям в России. Итоги первой мировой войны. Кризисные явления в капиталистической системе. Неустойчивость мировой экономики.

Тема 7.Формирование и сущность советского строя (1921-1945гг.)

Политическая система диктатуры пролетариата, ее цели. Советская конституция. Движущие силы социалистических преобразований. Международные и внутренние трудности. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Международное положение и внешняя политика СССР.

Экономические преобразования. Национализация собственности и земли. План ГОЭЛРО. НЭП и ее свертывание. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Форсированная индустриализация. Сплошная коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса.

Культурная революция. Ликвидация безграмотности и развитие начального, среднего, высшего образования. Литература и искусство метода социалистического реализма.

Осуществление большевистской национальной политики в СССР. Советская модель национально-государственного устройства: достижения и просчеты.

Основные итоги развития СССР в предвоенные годы. Конституция СССР 1936г. Вступление страны «в полосу коммунистического строительства». Культ личности Сталина.

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. и его последствия. Фашизм и тоталитаризм в Европе. Внешняя политика СССР. Начало второй мировой войны и расширение территории СССР.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Значение антигитлеровской коалиции. Использование США атомного оружия. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. «Демократический импульс» войны.

Тема 8. Послевоенное развитие СССР. Попытки реформирования советской модели социализма и их провал (1945-1990гг.)

Новая геополитическая обстановка. Образование мировой системы социализма. Начало распада и крушение колониальной системы империализма.

СССР - вторая сверхдержава мира. Начало и развитие «холодной войны». Политика мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Попытка приоткрыть «железный занавес». Гонка вооружений. Разрядка напряженности в начале 70-х годов и новое обострение международной обстановки. Ввод советских войск в Афганистан.

Причины быстрых темпов послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР. Научно-техническая революция в мире и ее влияние на ход общественного развития. Начало «космической эры». Курс на «развернутое строительство коммунизма» и его результаты. Критика культа личности Сталина и ее последствия. «Оттепель» 60-х годов.

Экономическая реформа второй половины 60-х годов и ее результаты. Борьба демократической и консервативной тенденций в общественно-политической жизни. Конституция СССР 1977 года и концепция «развитого социализма». Правозащитное и диссидентское движение как выражение сопротивления советской политической системе.

Нарастание негативных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах. Признаки отставания СССР в научно-технической сфере. Начало нравственного перерождения общества. Деформация КПСС и Советов, общественных организаций.

Провозглашение политики перестройки М.С.Горбачевым. Роль гласности в преобразованиях. Новая структура власти в центре и на местах. Возрождение многопартийности. Усиление политической борьбы в обществе. Причины провала перестройки и развала мировой системы социализма.

Обострение межнациональных отношений. Процесс суверенизации республик. Августовские события 1991 года и их последствия. Запрет КПСС. Распад СССР и возникновение СНГ. Взаимоотношения государств в СНГ.

Тема 9. Формирование новой российской государственности. (1990-2001гг.)

Смена государственного строя России. Новые экономические преобразования: либерализация цен, разгосударствление и приватизация собственности, кризис в экономике. Инфляция. Падение уровня жизни населения. Противостояние законодательной и исполнительной власти осенью 1993г. Силовое решение проблемы и его последствия.

Принятие Конституции Российской Федерации. Новые реалии в экономической и политической жизни страны. Выборы в Государственную Думу (1993, 1995, 1999гг.), Президента (1996, 2000гг.). Война в Чечне.

Результаты реформ последнего десятилетия. Образование, наука, культура на современном этапе.

Внешнеполитическая деятельность России в новой геополитической обстановке.

Заключение

Уроки исторического пути России. Проблемы и задачи, стоящие перед обществом и государством. Значение исторического опыта для их разрешения. Место России в процессах глобализации мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать