Патриарх Фотий и его роль в истории византийской церкви
p align="left">2.2 Церковная и политическая деятельность патриарха Фотия

При знакомстве с жизнеописанием и трудами этого выдающегося иерарха становится очевидным особое его избранничество свыше. Господь призвал этого человека в нужное время и в необходимом месте. Являясь патриархом Константинопольским, он благословляет миссии к хазарам и славянам с уже переведенными на их язык книгами Священного Писания и богослужебными текстами; ведет успешные переговоры с представителями Армянской Церкви о ее воссоединении с Православной Церковью; он защищает Никео-Цареградский символ веры от ошибочных нововведений (Filioque), а также утверждает православную экклезиологию. Фотию принадлежит заслуга по восстановлению канонического порядка в жизни такого церковного института, как монашество, сильно пострадавшего в период правления императоров-иконоборцев. По словам римско-католического писателя аббата Жаже (Jager), "Фотий воплотил в себе все высокие качества, какими природа когда-либо наделяла человека: глубокий и живой ум, неутомимая энергия, твердая непоколебимая воля гармонически соединились в его лице. Он имел глубокую склонность к наукам, которыми занимался по целым ночам, являлся замечательным, красноречивым оратором и выдающимся писателем, знал все науки не только своего времени, но и древних времен. По своим познаниям он превосходил всех своих современников, из которых никто не мог сравняться с ним" L'abbe J. Histoire de Photius Patriarche de Constantinople. Paris, 1854. P.20. . Находясь на поприще гражданской деятельности, Фотий, благодаря своим способностям и образованию, стремительно продвигался по служебной лестнице. Так, сначала он занимал пост высшего государственного советника, затем возглавил дипломатическую миссию к багдадскому калифу. По возвращении из Багдада в Константинополь Фотий занял еще более важную должность при императорском дворе - протоасикрита (государственный секретарь) и члена синклита. Глубокие знания и одаренность не оставили Фотия в стороне от Константинопольского университета, созданного при посредничестве кесаря Варды. Параллельно с государственной службой Фотий занимался преподавательской деятельностью. Так, он являлся профессором богословия и философии. Известный американский византолог русского происхождения А.А. Васильев, упоминая об особой одаренности и учености Фотия Великого, пишет о нем следующее: "Исключительно одаренный, со страстной любовью к знанию, он получил прекрасное образование и посвятил затем все свое внимание и энергию обучению других" Васильев АА. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб., 1998. С.395. . По свидетельству Никиты, епископа Памфлагонийского К сожалению, из-за так называемого "Игнатианского спора" Никита находился в оппозиции к свт. Фотию Великому. Тем не менее, его свидетельство в связи с этим приобретает особую ценность и важность. , "Фотий был не только из знатных, но и самых благородных; в отношении мудрости и благоразумия из всех занимающихся государственными делами он считался способнейшим; по уму и знаниям он не только превосходил всех своих современников, но мог равняться и с другими мудрецами, ибо все способствовало ему: природные дарования, прилежание и богатство, через которое к нему стекались всякие книги" Nicetas Paphlago, ер., Migne, PG, 105, 510. . Образование Фотия было разносторонним, и знания его были обширны не только в богословии или философии, но и в других областях науки, среди которых особое место занимает юриспруденция. О выдающихся способностях Фотия Великого в области права, как церковного, так и гражданского, свидетельствует ученый Роберт Креугтон (Robertus Creygthon). Он пишет следующее: "Тот, кто вникает в истинное положение вещей своими глазами, а не чужими, думаю, согласится со мной в том, что никогда не вступал на патриарший престол ни папа в Риме, ни патриарх в Константинополе мудрее в речах, благоразумнее в управлении делами, более сведущий в божественном и человеческом праве, чем Фотий" Creygthon Robertas. Vera historia unionis non verae inter Graecos et Latinos, prooemium,p. 34. . В 857 г. Фотий становится патриархом Константинопольским. Избрание его на этот высокий пост произошло в очень сложных условиях. Его предшественник свт. Игнатий незаконно был лишен светской властью патриаршего престола. В Византии это было не впервые, и вопрос стоял о необходимости срочного избрания нового патриарха, чтобы место предстоятеля Церкви не оставалось вакантным Это случалось не только на Востоке, но и на Западе. Главный оппонент в деле Фотия - папа Николай I - сам был посажен на Римскую кафедру не без участия императора Людовика II. . Однако этим случаем воспользовался в своих целях Николай I, папа Римский, чем внес раскол внутри Константинопольской Церкви. Он поставил условие, прежде не ведомое Вселенской Церкви, согласно которому, для утверждения Фотия патриархом Констан-тинопольским, необходимо разрешение папы Римского Согласно выработавшейся ко второй половине первого тысячелетия канонической дисциплине Вселенской Церкви, называемой "Теорией пяти чувств", Божественной благодатью учреждено пять патриархатов (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Предстоятели этих Поместных Церквей не подчинены один другому, а все вместе соподчинены одной главе Церкви - Христу. Вследствие этого по правам дарованной им власти они совершенно равны между собою. Ни один из патриархов не мог привлекать к своему суду клириков из других патриархатов и не мог давать в их пределах ставропигии (См.: 6 канон I Вселенского Собора; 3 канон II Вселенского Собора; 9, 17 и 28 каноны IV Вселенского Собора; 36 канон VI Вселенского Собора; Novell. lust. 131, с. 2; Basilicor. V, 3,3; Cod. lust. I, 2,24; Inst. lust. IV, 11. ). .

Николай I увязал предоставление такого разрешения с передачей из юрисдикции Констан-тинопольского Патриархата целого ряда церковных провинций в юрисдикцию Римской Церкви. Против этого "новшества" выступил не только Фотий Великий, но и, в последствии, его предшественник по патриаршей кафедре Игнатий. Под тенью этих мрачных событий и совершалось патриаршее служение Фотия. Знакомясь с церковно-законотворческой деятельностью Фотия Великого впериод его Патриаршества, необходимо выделить следующие события. В 861 г. в Константинополе под председательством Фотия прошел Собор,получивший в истории название Двукратный. В его работе приняло участие 318 епископов, в том числе и легаты папы Римского (епископы Родоальд и Захария). На Соборе еще раз было осуждено иконоборчество и засвидетельствован всеми присутствующими факт законного избрания Фотия патриархом Константинопольским. В ходе рабочих заседаний было издано 17 правил, касающихся дисциплины монашесгоующихи монастырей (1-7), членов клира (9-13), иерархического подчинения (14-15) и условий замещения епископских кафедр (16-17). В 866 г. патриарх Фотий, реагируя на нововведение, вкравшееся в Символ веры (Filioque) в Римской Церкви, издает окружное послание к представителям Восточных Церквей. В нем он выступает против этого догматического отступления, а также против светской власти папы римского и против его притязаний на главенство во всей Церкви Христовой ????????? ???????? ???? ???? ??? ???????? ????????????? ???????. Migne, PG, 52, EP. 13; ???????. ?????? ?????????. Р.165. Ер. 4. . Этим же посланием Фотий созвал Собор, который состоялся в следующем 867 г. в Константинополе. На нем было осуждено как еретическое учение - вставка в Символ веры (Filioque), также был осужден Николай I папа Римский за незаконное вмешательство в дела Константинопольской Церкви, поддерживающее тем самым раскол внутри Константинопольской Церкви, и за действия, направленные на подчинение своей власти всей поднебесной Церкви. В 879-880 гг. в Константинополе под председательством Фотия Великого состоялся Собор, получивший название Великий. По численности епископата На I Вселенском Соборе приняли участие 325 епископов, на II - 150, на III - 200, на IV - 630, на V - 165, на VI - 170 и на VII - 367. , представительству всех патриархатов, а также по рассматриваемым на нем вопросам, имевшим характер вероучительный и канонический, этот Собор можно было бы по праву считать VIII Вселенским. В нем приняли участие 383 епископа с представителями всех восточных патриархов и легатами Римского папы. Собор восстановил единство между Константинопольской Церковью и Римской и вновь подтвердил законность патриаршества Фотия Великого. Также он осудил внесение вставки (Filioque) в Никео-Цареградский символ веры и запретил вносить впоследствии в него какие-либо изменения В определении Собора сказано следующее: "Если же кто дерзнет начертать другое изложение веры, кроме сего святого символа, который изначала от блаженных и святых отцов дошел до нас, дерзнет называть что-либо свое определением веры и унижать достоинство исповедания оных богопросвещенных мужей, включать в него собственные изобретения и выдавать его верным или тем, которые недавно обратились от какой-либо ереси, за общее учение веры, или дерзновенно покусится повредить поддельными словами, прибавлениями и убавлениями древность сего святого и уважаемого образца веры: то по определению ныне, а равно и прежде нас от святых вселенских соборов возвещенному, если таковой имеет священный сан, подвергаем всеконечному извержению, а если мирянин - анафеме". . На Соборе вновь были подтверждены решения VII Вселенского Собора и осуждено иконоборчество. Кроме этого, Собор издал три правила, вызванные обстоятельствами того времени. Так, первое правило определило впредь соблюдать дисциплину, согласно которой лица, осужденные за какие-либо преступления патриархом Фотием, должны считаться таковыми и папой Иоанном VIII, и наоборот, осужденные за преступления папой Иоанном должны рассматриваться таковыми и патриархом Фотием. Второе правило запретило лицам, достигшим епископского сана "вне монашеского чина", давать монашеские обеты, которые "содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования". В третьем правиле защищается иммунитет епископата от несправедливых нападок светской власти. Важным моментом для утверждения православной экклезиологии является и то, что Константинопольский Собор 879 г. "доказывал, что папа является таким же патриархом, как и все другие патриархи, и что у него нет прав на управление всей Церковью; поэтому и Константинопольский патриарх в папском утверждении не нуждается" Васильев А.А. История Византийской империи... С. 436. . С именем Фотия Великого связан еще один важный церковно-правовой документ, получивший название "Номоканон в 14 титулах". Этот документ получил законченный вид в 883 г. Предполагают, что предварительно Сборник был составлен в VI в. и Фотий пересмотрел его содержание, убрал из него утратившие силу гражданские законы по делам Церкви, внес новые в последствии издававшиеся в Византии законы и имевшие свою актуальность на момент окончательной редакции Сборника. Также Фотий прибавил в Номоканон правила бывших после первого издания Сборника соборов: Трулльского (692 г.), Никейского II (787 г.), двух Константинопольских (861 и 879 гг.) и Послание Тарасия патриарха Константинопольского к Адриану, папе Римскому. Номоканон Фотия пользовался в Константинопольской Церкви особенным уважением, о чем свидетельствует Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, написавший комментарий на этот труд. Он, также удостоверяет, что мало помалу этот Сборник вытеснил из употребления все остальные канонические сборники. Номоканон патриарха Фотия перешел и в Русскую Церковь, с введением на Руси христианства. Патриарх Фотий принял самое активное участие в законодательных реформах, а также кодификации римско-византийского права, произошедших в Византийской империи в IX столетии с восшествием на престол императоров Македонской династии. Это особый период в истории византийского права, ознаменовавшийся появлением целого ряда законодательных сводов, юридических сборников, справочников и пособий, исагогических трактатов. По мнению ряда исследователей, сама идея подобного рода реформ зародилась еще до 867 г. Время восшествия на императорский престол в Византии основоположника Македонской династии - Василия I Македонянина., и подготовительные работы для ее осуществления были проведены ранее. Заслуга в этом принадлежит прежде всего Фотию Великому, т.к. рождение самой идеи и предварительные работы для ее реализации были выполнены в кругах юристов, тяготевших к Фотию, а также в стенах основанного Феофилом и кесарем Вардой Константинопольского университета, ректором и профессором которого был Фотий Ср.: Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. С.167-168; Svoronos N. Storia del diritto e delle istituzioni // La civilta' bizantina dal IV al IX secolo. Bari, 1977. P.182,195. По мнению И.П.Медведева "Заслуга императоров Македонской династии лишь в том, что они поняли насущность задачи, восприняли идею правовой реформы и освятили все это авторитетом императорской власти, удостоившись ореола императоров-законодателей, равных Юстиниану". Правовая культура... С.168. . В 885 (886) г., под руководством патриарха Фотия Великого, был подготовлен к изданию правовой сборник под названием Исагога От греч. ???????? - Введение. В истории этот сборник долгое время имел другое название - Эпанагога. Epanagoge (corrigendum: Eisagoge!) Basilii, Leonis et Alexandri. Ed. C.E.Zachariae a Lingenthal. Lipsiae,1852. . Он состоял из 40 титулов Об основах права и правосудия (тит. 1); учение об императоре, патриархе и высших чинах гражданской иерархии (тит. 2-7); об избрании, назначении и рукоположении епископов и других лиц церковной иерархии (тит. 8-10); о судах, свидетелях и документах (тит. 11-13); о помолвке и браке (тит. 14-17; 21); о приданом и дарении между мужем и женой (тит. 18-20); о видах юридических сделок (тит. 22-28); о завещаниях (тит. 29-33); о строительстве и соседском праве (тит. 39); о преступлениях и наказаниях (тит. 40). . До сих пор исследователи не пришли к единому мнению в вопросе того, получил ли этот юридический документ статус государственного закона или нет. Известно несогласие во взглядах Фотия и императора Льва VI в вопросе соотношения власти патриарха и императора. Лев VI известен в истории тем, что мог позволить себе вмешиваться во внутренние дела Церкви или же попирать священные каноны (например, незаконное смещение с патриаршества Фотия или вступление Льва в четвертый брак, что запрещено церковными правилами). Рассматривая соотношение императорской власти и власти патриарха, Фотий строго разграничивал их полномочия. Так у Фотия присутствует мысль о том, что власть императора ограничивается рамками (kxaiAeia (государства, царства) и вся деятельность императора должна способствовать миру и счастью подданных. Что же касается жизни Церкви, то она находится вде императорской власти и входит в компетенцию патриарха. Здесь необходимо заметить, что у Фотия нет и следа доктрины об уподоблении императора Богу, о божественном происхождении императорской власти. В предисловии к Исагоге, которое можно рассматривать как своеобразный гимн закону и законности, провозглашается то, что сам закон является истинным василевсом, он выше самих василевсов, причем василевсов не каких-нибудь По всей видимости, императоры, пребывавшие в ереси (иконоборцы). , но весьма почитаемых и воспеваемых из-за приверженности православию и правосудию См.: Медведев И.П. Правовая культура... С.62-63. . Рассматривая деятельность Фотия Великого в области правотворчества, необходимо указать его воззрение на закон. В упомянутой Исагоге мы читаем следующее: "Закон - это общезначимое распоряжение, решение мудрых мужей, общий договор граждан государства" Zepos J. et P. Jus Graeco-Romanum. Athenis, 1931. Vol. 2. P.240..

В определении Фотия присутствует видение закона как общественного договора. До наших дней дошел еще один труд по праву, принадлежащий Фотию Великому. Это "Книга о кажущихся противоречиях в законах" Liber singularis de his, quae in legibus contraria esse videntur school Basil., II, ed. Heimbach.. Свт. Фотий составил его после 870 г., во время своего пребывания в Магнаврском дворце в качестве учителя и воспитателя сыновей императора Василия. Фотий Великий внес существенный вклад в формирование церковных и гражданских законов Византийской империи. Многие из его правовых документов легли в основу других впоследствии изданных важных церковных и государственных кодексов законов. Так, его Номоканон послужил основой для формирования Кормчей у славян, а Сборник Льва VI под именем Прохирон представляет собой переработанную Исагогу. О правовом авторитете Фотия Великого свидетельствует и то, что к нему обращались с жалобами на притеснения со стороны папы Николай I и с просьбами о защите западные архиепископы Равеннский Иоанн, Кёльнский Гюнтер, Трирский Дитгауд.

Заключение

Патриарх Фотий- это человек, с которым были связаны свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. У нас, обычно, не замечается роль патриарха Фотия в христианизации Руси, а он был вдохновителем проповеди славянским народам. И он был не только вдохновителем этой проповеди, но (сейчас это можно считать доказанным) он был инициатором того, чтобы перевести Священное Писание и богослужебные книги на родной для славян язык. Это было движение совершенно особое, если вспомнить, что Западная Церковь во времена Фотия проповедовала и читала Слово Божие на латинском языке. Греческие Церкви тоже склонны были проповедовать христианство варварам на греческом языке. Здесь мы видим известную новизну в подходе к проповеди Слова Божия, и эта новизна была успешной. Свв. равноап. Кирилл и Мефодий в 858 г, по поручению Фотия идут в Херсонес, где обретают мощи св. папы Климента. В 863 г. свв. братья по приглашению кн. Ростислава прибывают в Моравию, где переводят на славянский язык богослужебные части Священного Писания и главные церковные чинопоследования.

Таким образом, рассмотрев деятельность патриарха Фотия, мы раскрыли поставленную цель нашей работы.

Пришли к выводу об огромном историческом влиянии Фотия как церковного деятеля. Вряд ли найдется еще такой человек, который проявил себя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности человека. Его значение велико для науки - исторической, прежде всего. Фотий был великим богословом, в богословском отношении последователи шли уже по его стопам (Филиокве). Он был блистательным политиком и ученым. Его значение как ученого (особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздние времена. О многих произведениях письменности мы бы так никогда и не узнали, если бы не его «Библиотека».

Его современники скорее видели в нем крупного богослова, хотя некоторые -- особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, -- относились критически к его занятиям «внешней» (т.е. светской) философией и к его облику как гуманиста и политика. Его твердость и решимость в отношении Рима и его притязаний дают нам пример подражания. Позже уже св. Марк Эфесский выразит это словами: «Все, что касается веры, никогда не решается путем компромиссов».

Фотий видел истинный корень противоречий между Византией и Ватиканом и мог четко это выразить. Фотию принадлежит заслуга в первом крещении русов. Исторически мы много узнаем о нашем прошлом именно из его творений. Поэтому для науки как исторической, так и богословской он его наследие является истинным сокровищем, а для Церкви он является святым человеком, который предстательствует о нас пред Богом.

Список литературы

1. Буганов В.И. / Отечественная историография русского летописания / В.И. Буганов.- М.: Наука, 1975- 343 с.

2. Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. патриархе Фотии. - СПб, 1874.

3. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя Василия Великого, 2000.

4. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Москва, Лествица, 2002.

5. Карташев А.В. История Русской Церкви. - М., 2000.

6. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд. «Алетейя», - СПб, 1999.

7. Лурье, конспект лекций по патрологии.

8. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. - М., 1999.

9. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.

10. Мень Александр История религии. В 2 кн. Кн 2-я : Пути христианства: Учеб. пособие. - М.: Издательская группа “ФОРУМ - ИНФРА”, 2001-224С.: ил.

11. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Киев, 1991.

12. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997

13. Тальберг Н. Д. История Церкви. http://www.krotov.org/index.htm

14. Тальберг Н. История Христианской Церкви. - М., 2000.

15. Ссылки в парграфе 2.3 из источника: Болоховский Н.И. Законотворчество патриарха Фотия Великого.// VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск, 23-26 мая 2002 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 1 / Европейский гуманитарный ун-т. Факультет теологии, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.- Мн.: ООО "Ковчег", 2003. - 288 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать