Но, несмотря на эти меры, королевский бюджет в конце 30-х годов XVII в. хронически сводился с большим дефицитом. Государственный долг возрастал из десятилетия в десятилетие: с 400 000 ф. ст. в 1603 г. он поднялся до 700 000 ф. ст. в 1617 г. и дошел до 1 200 000 ф. ст. в 1635 г. Семенов В.Ф. Абсолютизм и феодальная реакция в первой половине XVIIв.// Английская буржуазная революция./ Под ред. Косминского Е.А., Левицкого Л.А. с. 100.
Дефицит государственного казначейства вызывался не только ростом королевских расходов (среди них немалое место занимали и траты на двор Генриетты-Марии), но и сокращением поступлений в королевскую казну, особенно за счет торговых пошлин. Застой в промышленности и торговле, которым промышленности сменилось оживление первой половины 30-х годов, и торговлибыл вызван отчасти упоминавшейся выше политикой ничем не сдерживаемой правительственной торговли патентами и монополиями. Карл I превзошел в этом отноше-нии и Елизавету и своего отца, Якова I, создав совершенно невыносимые условия для развития английской промышленности.При Карле I была монополизирована большая часть производства предметов широкого потребления, изготовлявшихся преимущественно небольшими мануфактурами и ремесленными заведениями нецехового типа. В числе предметов, изготовление или добыча которых были про-даны правительством монополистам, входили: мыло, соль, железо, уголь, кирпич, стекло, иголки и булавки, кожа, крахмал, полотно, порох, краски, пуговицы, вино, пиво, масло и т. д. Впоследствии один из членов Долгого парламента так образно характеризовал обилие в стране моно-полий и их вредное влияние: «Эти люди точно еги-петские лягушки, завладели нашими жилищами, и у нас не осталось ни одного места, свободного от них. Они пьют из наших чаш, едят из наших блюд, сидят у нашего очага, мы их находим в нашем красильном чане, в умывальнике и в кадке для солений, они устраиваются в погребе, они покрыли нас с головы до ног своими клеймами и печатями…». Там же. Кроме того, на состоянии промышленности и торговли сказывалась возрастающая конкуренция Голландии. Возрастала эмиграция: «Большое количество людей, претерпевших страдания и беспокойство, чтобы избежать этих несчастий, покинули нашу страну: одни отбыли в Новую Англию и другие части Америки, другие в Голландии». Великая ремонстрация. 1 декабря 1641г.// Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. с. 138.
«Торговля и промышленность пришли в упадок, многие бедные люди не имеют работы, моряки потеряли заработок, и вся страна сильно обеднела к великому бесчестию этого королевства и к стыду для его правительства» Петиция о ветвях и короне.// Там же. 126.Эта экономическая политика осложняла политическую борьбу, правительство короля не защищала интересы английских предпринимателей, а усилением налогового гнета ухудшала их положение, и, потому, важнейшим объектом борьбы оппозиции были именно проблема ограничения королевской власти и говорить о незначительной роли социально - экономических обстоятельств революции не представляется достаточно обоснованным.2.Религиозная политика советников Карла I.Задачам усиления власти должна была соответствовать и религиозная политика, проводимая в отношении населения Англии и Шотландии Уильямом Лодом, а в Ирландии Томасом Уентвортом получившим титул лорда Страффорда. Лод стремился, прежде всего, придать англикан-ской церкви единообразный, строго бюрократический характер, что выражалось и в организационных формах, в сохранении церковной иерархии, в усилении власти епископов и их контроля над приходами, и в единообразии культа, которому архи-епископ по католическому примеру и в противоположность пуританам на-меревался придать большую пышность и блеск, как выражался сам Лод, большую «красоту святости». Архиепископ рассылал циркуляры, точно регламентировавшие церковные обряды и священнические облачения, вво-дившие вновь коленопреклонения, крестные знамения и тому подобное, т. е. все то, что пуритане считали папистскими «суевериями» и «идоло-поклонством» и против чего выступали пуританские писатели и проповедники. Задача Лода заключалась в том, чтобы создать сильную церковь, которая была бы верной слугой английского абсолютизма.Священникам предписывалось систематически читать верующим про-поведи о «безусловном повиновении королю» при всех обстоятельствах. Текст таких проповедей составлялся специально в архиепископской кан-целярии и рассылался по всем приходам страны.Лод преследовал пуритан, в которых видел главных врагов церкви и короля, подтачивавших и разрушавших «основы религии и общества». Репрессии Лода обрушивались как на пресвитериан, так и на индепендентов; особенно жестоко англиканские церковные власти расправлялись с так называемыми сепаратистами, т. е. с течениями уже открыто отделившимися, вышедшими из анг-ликанской церкви и резко обличавшими ее как «идолопоклонническую», «антихристианскую», «криптопапистскую» (т. е. скрыто-папистскую) церковь. Чрезвычайные суды -- Звездная палата и Высокая комиссия -- арестовывали, пытали, штрафовали, подвергали разным зверским, увеча-щим наказаниям пуритан за их противоангликанскую агитацию и про-паганду. Преследуя пуритан, Лод ослабил в то же время нажим на католиков. Законы против католиков в период беспарла-ментского правления Карла I применялись далеко не так строго, как в предшествующее время.Столь же печальными для судеб абсолютизма Стюартов были последствия политики архиепископа Лода, преследовавшего цель насадить религиозное «единообразие» в Шотландии, что означало угрозу заменить в ней пресвитерианское церковное устройство (утвердившееся здесь в результате Реформации) англиканским. По настоянию Карла I шотландский парламент принял билль, затрагивавший кровные интересы этих слоев: им создавалось юридическое основание для возможной по воле короля как главы церкви конфискации владений, в прошлом принадлежавших церкви, но затем оказавшихся в руках знати и джентри. Теперь они решили воспользоваться охватившим широкие массы населения недовольством церковной политикой Лондона, с тем, чтобы отвести от себя нависшую опасность. В ответ на попытку Лода ввести в 1637 г. в Шотландии англиканскую литургию шотландские пресвитериане заключили религиозный союз -- «национальный ковенант» -- и взялись за оружие. Именно в Шотландии в ходе начавшейся англо-шотландской войны 1639-- 1640 гг. Когда шотландская армия в 1639 г. вступила в северные графства Англии, ее военное превосходство над армией Карла I стало очевидным. И причина его заключалась не только в наличии в первой опытных военачальников, закаленных в сражениях Тридцатилетней войны (генерал Лесли и др.), но и в полной негодности наспех собранной, плохо снаряженной и еще хуже оплачиваемой армии англичан. Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент; он оказался более чем кратким (13 апреля -- 5 мая 1640 г.). Открывая после одиннадцатилетнего перерыва парламент, Карл I взывал к «национальным чувствам» англичан и всячески поносил «изменников» -- шотландцев. С целью пробудить патриотизм членов парламента была оглашена секретная переписка шотландцев с королем Франции. Однако вожди оппозиции указали, что, по их мнению, главная опасность заключалась не в «измене» шотландцев, а в угрозе английской свободе и вольностям парламента, исходившей от короля и его советников. Вместо того чтобы удовлетворить просьбу короля -- предоставить ему субсидии для ведения войны с шотландцами, палата общин приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Было заявлено, что до тех пор, пока не будут проведены реформы, исключающие в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю. После роспуска этого столь строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим. Начатая вторая «епископская война» с шотландцами закончилась позорным поражением королевских сил, шотландцы захватили Ньюкасл-на-Тайне и прилегающие северо-восточные территории Англии. Все клонилось к тому, что без нового парламента двору не удастся выпутаться из военного и политического кризиса. Об этом просили в обращении к королю 12 пэров. На севере Англии находились две армии, содержание которых требовало от казначейства сумм, намного превышавших его платежные возможности. Осознав безвыходность положения, Карл I согласился, наконец, внять «советам», исходившим от его окружения. В октябре прошли выборы нового парламента, заседания которого начались 3 ноября 1640 г. Этот парламент стал Долгим, его открытие считается началом английской революции. В качестве лорда -- наместника Ирландии Страффорд своей религиозной политикой в этой стране со сложной конфессиональной структурой населения также хотел добиться «единообразия веры» по английскому образцу. С этой целью он создал суд «Высокой комиссии», задачей которой было не столько насаждение протестантизма, сколько взимание штрафов с «рекюзантов» (католиков), дабы облегчить дефицит лондонской казны. Этой же задаче отвечало требование принесения присяги королю как главе церкви -- оно относилось к землевладельцам, чиновникам, докторам, адвокатам и др. Неуплата штрафов или отказ от присяги грозили земельными конфискациями. На напоминание об угрозе мятежа Страффорд цинично заявил: «Чем больше мятежников, тем больше конфискаций». Наконец, одной из важных целей лорда-наместника было создание в Ирландии постоянных вооруженных сил, которые можно было бы использовать как в Ирландии, так и по усмотрению Лондона вне Ирландии, проще говоря -- в Англии. В целом политика Страффорда ускорила взрыв ирландского восстания 1641 г., ставшего прелюдией гражданской войны в Англии. Итак, данная политика имела результатом не усиление королевской власти, как предполагалось, возникновение очагов сопротивления ей.Глава 2. Участники политической борьбы1. Характерные черты политического поведения Карла IМногие историки отмечают то, что Карл I был «прискорбным образом негоден» к монархической власти: несчастливое детство и то, что он был младшим сыном, которого не готовили к управлению, повлияло на его характер, представлявший собой искусственное соединение противоположных элементов: стремление авторитарно вмешиваться в любые детали проводимой политики, и в то же время характерная некомпетентность в ней в широком контексте. Английский историк Э.Хьюджес справедливо отмечает, что «чувство личной опасности сочеталось у Карла I с высокой оценкой королевской власти, и это порождало бесконечную заботу о лояльности, единстве и иерархии... Он бывал груб и не гибок со своими советниками и презрителен по отношению к тем, кто казалось, стремился к смягчению его политики» Hudges A. The Causes of the English Civil War, 1991 // Электронное учебное пособие "Английская революция середины ХVII века" (составитель профессор А.Б. Соколов, ISBN 5-87555-439-8) http://www.yspu.yar.ru/hreader/5/. Решение ввести в Шотландии единый молитвенник, с чего и началась британская смута, полностью было решением Карла I, и оно естественным образом вытекало из его убеждений о природе власти, о Британии, о церкви. В основе его поступков лежало убеждение, что его власть от Бога, вело к тому, что любая оппозиция рассматривалась им как незаконная, как результат действий эгоистических, коррумпированных популистских группировок. Он пишет при роспуске парламента в 1629 г.: «В своих нововведениях (которых мы больше никогда не допустим) члены палаты, правда претендовали на то, что они действуют в наших интересах, но на самом деле их стремление были направлены к тому, чтобы этими мерами уничтожить всякое уважение к правительству и всем его связям и присвоить себе всестороннюю и доминирующую власть, которая принадлежит только нам, а не им». Великая ремонстрация. 1 декабря 1641г.// Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. с. 119. Убежденность Карла I в том, что королям следует подчиняться без вопросов, привела к пренебрежению повседневными политическими умениями. Хьюджес уточняет, «политика Карла I не была проявлением беспорядочных импульсов его несчастливой и невезучей натуры, а бала вполне объяснимым выбором между различными путями развития английской политической системы. Так, например, его страх перед публичностью совершенно точно был ответом на реальным социальные и политические изменения. Его политика наносила вред потому, что касалась (самым грубым образом) тех долговременных структурных проблем, которые были порождены или «отложены» в предыдущие царствования» Там же.2. Английский парламентЧьи интересы выражали члены парламента, ставшего центром оппозиции? Конечно, из аристократии формировалась палата лордов, а нижняя палата в основном была представлена джентри, нетитулованным средним и мелким дворянством. Наиболее оппозиционно была настроена палата общин: « …распоряжение было встречено с должным повиновением в верхней палата, но когда оно было сообщено спикером палате общин, оно немедленно встретило возражения». Декларация короля с объяснением причин недавнего роспуска парламента. 10 марта 1629 г.// Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. с.120. И это понятно, действия короля затрагивали, прежде всего, представителей нижней палаты. Джентри в условиях аграрного переворота 16-17 вв. увеличили свою земельную собственность в результате огораживаний и распродажи секуляризованных церковных имуществ, часто сдавали землю в аренду крупным фермерам или сами непосредственно занимались сельским хозяйством и промышленной деятельностью, привлекая наёмных рабочих, вкладывали капиталы в торговые компании. Из среды джентри вышли многие политические деятели - Дж. Гемпден, Дж. Пим, О. Кромвель, а также вождь левеллеров Дж. Лильберн. Ревизионисты, начиная с 70 - х гг. утверждали, что критика королевской власти, раздававшаяся в парламенте, была простым отражением придворного соперничества. Но многие современные исследователи, в том числе и в отечественной историографии опровергают это. Подробный анализ задач деятельности с момента его возникновения содержится в статье Кондратьева С.В. «Парламент в политико - правовой мысли средневековой Англии», Russel C. The Causes of the English Civil War, 1990 // Электронное учебное пособие "Английская революция середины ХVII века" (составитель профессор А.Б. Соколов, ISBN 5-87555-439-8). http://www.yspu.yar.ru/hreader/5/ где, опираясь на работы зарубежных историков, автор отмечает, что парламентарии всегда отстаивали свои права и вольности и показывает роль парламента, ставшего оппозиционным королю, посягнувшему на его права. А в другой статье он характеризует не получивший достаточного освещения в литературе вопрос о социальном положении и политической ориентации английских юристов предреволюционного времени. Для нашей работы это также важно, поскольку юристы принимали активное участие в борьбе между королем и парламентом. С. В. Кондратьев приводит в статье следующую таблицу:Образовательный уровень членов парламента (1563 - 1642 гг.) Кондратьев С.В. Английские юристы накануне буржуазной революции//Правоведение. 1990. №4.Год | Общее число членов парламента | Выпускники университетов | Выпускники иннов (специализированные высшие юридические образовательные учреждения) | |
1563 | 420 | 110 26% | 103 28% | |
1584 | 460 | 145 32% | 164 36% | |
1590 | 462 | 161 35% | 197 43% | |
1640 -1642 | 552 | 276 50% | 306 55% |
В основе действий Карла I лежала разработанная Томасом Гоббсом концепция абсолютизма. Он написал трактат в защиту королевской власти как раз в разгар политической борьбы и в начале революции вынужден был эмигрировать. В Париже он продолжил разработку своей философской системы и издал книгу с осуждением революции и гражданской войны, а после ее окончания опубликовал в Лондоне свое основное произведение - «Левиафан, или материя, форма и власть государства» Гоббс Т. Избранные произведения. Т.1. М. 1964.
. Его учение основано на страстях человека: соперничестве, недоверии, любви к славе, которые делают человека врагами. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они участвуют в «войне всех против всех». Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития, «необхо-димым средством к миру». Собственность, не забывает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суве-рена, но это относится более всего к установлению налогов, кото-рые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: «Там, где суверен не пред-писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению» Там же. с. 364.. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра-вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та-ковы «свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т.д.» Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обо-сновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.В соответствии с представления о возможности и необходимости сочетания неограниченной власти суверена и гражданских прав подданных прозвучали и слова обращения к подданным с эша-фота Карла I: «Ваши вольности и свобода заключаются в наличии правительства, в тех законах, которые наилучше обеспечивают вам жизнь и сохранность имуще-ства. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь -- это совершенно различ-ные понятия» Цит. по История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. М.: ИКД «Зеркало - М». 2001.с. 247.
. Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осужде-нием отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния «войны всех против всех». Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского абсолютизма. Итак, Карл I исходя из идей сформулированных Гоббсом, на практике совершал действия, противоречащие им, претендуя на роль абсолютного монарха выразителя интересов подданных, эти права неоднократно нарушал, а его действия создавали угрозу для собственности и безопасности граждан.2. Политическая и правовая идеология оппозицииИдеологии различных оппозиционных королю политических группировок была основана, что характерно на религиозных разногласиях. И это вполне понятно. Англиканская церковь стояла на защите позиций королевской власти и не могла удовлетворять духовные запросы изменившегося английского общества. Ей противостояли протестантские религиозные течения. Одним из общих требований, которых была «чистка» англиканской церкви от ос-татков католицизма; поэтому противники короля назывались пури-танами (от английского pure или от латинского purus - чистый). Наряду с религиозными доводами использовались положения теории естественного права, ссылались на прирожден-ные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.В процессе развития революции выявились различия интере-сов участников, что обусловило появление основных направле-ний политико-правовой идеологии, выразившиеся преимуществен-но в программных требованиях и наложившие отпечаток на спосо-бы их обоснования.К ХVII веку внутри пуританского движения выделились две основные группы: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане признавали, что во главе новой церкви должен находиться совет выборных старейшин-пресвитеров. Индепенденты занимали более радикальную позицию - они стояли за независимость каждой церковной общины. Пуритане разделяли догмат Кальвина о божественном предопределении, что, по мнению многих историков, и определило революционный характер их взглядов. Сложность ситуации была связана с тем, что в трех королевствах религиозные различия были существенными. В Англии приверженцы реформации смотрели на католиков как на угрозу, в Шотландии господствующие позиции занимала пресвитерианская церковь, а в Ирландии большую часть населения составляли католики. Ведущую роль в политической борьбе играли индеценденты (indepen-dent -- независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Миль-тона (1608--1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра-вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеологов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу-дарство создано по велению бога общественным соглашением народа, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ-лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов-ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их власть от бога, то от бога же и свобода народа, власть которого пер-вична, основана на прирожденных правах. Король же, правящий ти-ранически, -- нарушитель договора и законов. Когда тирана судят вместо того, чтобы просто убить, -- это проявление кротости и ми-лосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал револю-цию и казнь короля.В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо-кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную монархию, затем (после 1649 г.) -- республику с цензовым избирательным правом. Они оспаривали теорию естественного права, доводами ко-торой, невозможно обосновать собственность; по естественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу-жое имущество.ЗаключениеВ соответствии с поставленными во введении задачами, мы пришли к следующим выводам: Основной объект политической борьбы - суверенитет в решении основных вопросов, связанных с внешнеполитической и внутриполитической деятельностью. Парламент, представлял интересы общества, нуждавшегося в создании благоприятных условий для торгово-промышленного развития, но личностные особенности Карла не давали ему возможность проявить гибкость и учесть запросы изменившегося английского общества. Кроме того, свою роль сыграли и идеи раскрывавшие сущность и значение королевской власти, выраженные в учении Т. Гоббса. Для политической борьбы данного периода характерно и обострение религиозных разногласий - активизация пуритан, преследуемых королем, идеи которых были популярны у оппозиции. Насильственные действия сторонников короля только усугубляли противоречия. Рассмотренные как объективные, так и субъективные факторы политической борьбы определили ее исход - революцию и гражданскую войну. Хотя политическая борьба была далека от того смысла, который мы вкладываем в современное понимание, поскольку отсутствовали политические партии, но дискуссии, петиции, ремонстрации, речи и т.д. содействовали развитию парламентаризма.Источники и литератураИсточники1. Дмитревский Н.П. Законодательство английской революции. 1640 - 1660./ Сост. Дмитревский Н.П. М. - Л. 1946.2. Лильберн Д. Памфлеты. М.: Соцэкгиз. 1937.3. Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. Учебное пособие для исторических факультетов вузов. Под ред. Барга М.А. М.: Высшая школа. 1973.4. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 - 1870). Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История». / Сост. Е.Е. Юровская. М.: Высшая школа. 1990. 5. Хрестоматия по новой истории. Т.1. 1640 - 1815. / Под ред. А.А. Губера, А.В. Ефимова. М.: Соцэкгиз. 1963.Монографии1. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль. 1991. 2. Барг М.А. Народные низы в английской революции XVII в. Движение и идеология истинных левеллеров. М.: Наука. 1967.3. Вольский С. Кромвель. МПИБ. 2002.4. Гизо Ф. История английской революции. Т.3. СПб 1868.5. Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М.1991.6. Кареев Н.И. Две английские революции XVII в. МГПИБ. 20027. Лавровский В.М., Барг М.А. Английская революция в XVII в. М., 1958.8. Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. М.: Крафт+. 20009. Согрин В.В.. Современная историография Великобритании. М.: Наука. 1991.10. Хилл К. Английская революция./ Пер. с англ. Богиной Ш.А. Под ред. Семенова В.Ф. М. Гос. Издат. Иностранной литературы. 1947.11. Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция/ Пер. с англ. Раскиной С.М., Под ред. В.Ф. Семенова. М.: Изд - во иностранной литературы. 1947.Сборники научных трудов1. Английская революция середины XVII в. (к 350 - летию). Реферативный сборник. Отв. ред. Барг М.А., Ястребицкая А.Л. М. 1991 2. Английская буржуазная революция.// Под ре. Косминского Е.А., Левицкого Л.А.3. Англия в эпоху абсолютизма.// Под ред. Сапрыкина. М.: Изд - во МГУ. 1984.4. Проблемы британской истории. ИВИ АН СССР/ Отв. ред. Жигалов М.Б. 1990.Статьи периодических изданий1. Кондратьев С.В. Английские юристы накануне буржуазной революции//Правоведение. 1990. №42. Кондратьев С.В. Свобода подданных и королевская прерогатива в судебной практике и доктрине предреволюционной Англии//Правоведение. 1996. №43. Кондратьев С.В. Парламент в политико - правовой мысли предреволюционной Англии//Правоведение. 1998. №4Страницы: 1, 2