Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии
p align="left">Аринин и Миргазямов впоследствии попытались добиться своей регистрации через суд. Республиканская Центральная Избирательная Комиссия признала большую часть представленных ими подписей избирателей фальшивыми. Аринин и Миргазямов, в свою очередь, заявили, что башкирские власти, получив от них подписные листы, поручили милиции ходить с этими списками по квартирам и заставлять людей аннулировать свои подписи. После того как Верховный суд РБ отклонил жалобы претендентов в кандидаты, Верховный суд РФ 10 июня, за четыре дня до выборов, обязал Центризбирком Башкортостана зарегистрировать Аринина и Миргазямова. ЦИК РБ исполнила это решение на следующий день, но через несколько часов вновь отменила их регистрацию. На этот раз кандидатов обвинили в том, что их предвыборная кампания финансировалась незаконно. Так что в день выборов, 14 июня, в избирательных бюллетенях значились только фамилии Рахимова и Казаккулова.

Только через пять недель Верховный суд РФ признал правоту жалобы Аринина и Миргазямова на действия ЦИК РБ. Их исключение из предвыборной борьбы было объявлено незаконным. Но для удовлетворения своих претензий Аринин и Миргазямов должны обращаться в суды Башкортостана. Едва ли это приведет к перевыборам в республике, а тем временем Рахимов по-прежнему остается в своей должности После выборов преследования Аринина и Миргазямова продолжались. В середине августа 1998 г. соратник Аринина уфимский журналист Сергей Фуфаев, писавший о ходе выборов в РБ на страницах московской «Независимой газеты», был избит неизвестными, которые потребовали от него покинуть Башкортостан. В конце августа 1998 г. возглавляемый Миргазямовым завод был объявлен банкротом, на нем было введено внешнее управление, а самого директора в ноябре уволили по решению республиканского Арбитражного суда из-за отказа сотрудничать с внешним управляющим..

Официально срок Рахимова на посту президента РБ истекал осенью 2011 года. Однако Глава государства заявил, что получил заявление об отставке и решил его удовлетворить. Медведев поблагодарил Рахимова за работу на посту президента республики и наградил его орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

19 июля 2010 г. Парламент Башкортостана единогласно утвердил Рустэма Хамитова в должности президента республики. Все 105 присутствовавших в зале депутатов проголосовали "за".

2. Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930-е гг.

После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания башкир нацией, имеющей право на самоопределение.

В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед - тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики и пр. В начальный период гражданской войны, из-за разногласия с большевиками, Башкирское правительство, и созданный им Башкирский корпус, поддержали созданный в Самаре Комитет членов Учредительного собрания. Однако, вскоре после установления диктатуры Колчака в Омске, правительство Валидова, выступавшее за автономию Башкортостана, перешло на сторону Советской власти. С февраля 1919 г. полки Башкирского корпуса сражались на стороне Красной Армии. 21 февраля 1919 г. в селе Темясово на съезде представителей башкирских полков было образовано временное правительство Башкортостана - военно-революционный комитет, а уже 20 марта этого же года в Москве было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии". Автономная республика была создана в пределах Малой Башкирии и включала южные, юго-восточные и северо-восточные части современной территории Башкортостана. 19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики", в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации. Последствия гражданской войны и всеобщей разрухи в РСФСР коснулись и Башкортостана. В результате голода 1921-22 гг. населения республики сократилось на 22 процента, вдвое уменьшилось число посевных площадей. Только в 1928 г. мелкая кустарная промышленность достигла своего довоенного уровня. В целом, к этому времени Башкортостан все еще оставался аграрным краем. Рост промышленного производства начался на рубеже 20-30-х годов, после осуществления сплошной коллективизации на селе. За годы первой пятилетки в Башкортостане была осуществлена реконструкция Белорецких заводов, ставших крупнейшими предприятиями страны по производству высококачественной стали, было построено 35 новых заводов, фабрик и электростанций, развернулось сооружение ряда крупных предприятий.

Вопрос о характере башкирской автономии неоднократно возникал и после образования Большой Башкирии. Так, в Башкирская конференция РКП(б), состоявшаяся в январе 1922 г., приняла обращение “О национальной борьбе в БАССР и Валидове”. В нем говорилось, что Валидов окончательно скатился в лагерь империалистической буржуазии, стал ее слугой и врагом трудящихся и Советской власти. Всякая связь с Валидовым и содействие ему считались изменой Советской власти. В дальнейшем многие башкирские общественно-политические деятели, даже не связанные с З. Валидовым, подверглись репрессиям по обвинению в наличии связей с “валидовцами”. Так, были репрессированы в 1937 г. М. Д. Халиков и Х. К. Кушаев.

К вопросу о башкирском национальном движении обком партии вернулся в 1926 г. Тогда бюро Башкирского обкома партии приняло тезисы “Характеристика башкирского движения”. Поводом для принятия тезисов, где башкирское национальное движение охарактеризовано как контрреволюционное националистическое, послужила дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала “Пролетарская революция”. Непосредственный участник башкирского движения Х. Юмагулов выступил с резкой критикой воспоминаний посланника партии в Башкортостане Ф. Самойлова под названием “Малая Башкирия” в 1918-1920 гг.”. В нем башкирское движение получило сугубо негативную оценку, и с подобным подходом не согласился его оппонент. “Тезисы” обкома партии по своему содержанию отражали и точку зрения профессионального революционера Ф. Самойлова. Примечательно, что в последующем историки освещали проблему образования БАССР исходя из данной партийной директивы (вплоть до конца 1980-х гг., т. е. до падения всевластия коммунистической партии). Позднее в оценке башкирской автономии произошел весьма интересный поворот. Начало 1960-х гг. ознаменовалось в республике распространением эйфорического настроения, порожденного лозунгом партии о неизбежности победы коммунизма к 1980-м гг. Идейно-воспитательная деятельность партии в БАССР была нацелена на пропаганду идей социалистического интернационализма, советского патриотизма и осуждения “любых проявлений национальной ограниченности”. Под этим лозунгом по существу велась борьба против любых проявлений национального самосознания, выступлений в защиту национальных интересов. В этом плане весьма показательно решение бюро Башкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 г., давшее установку рассматривать образование автономной республики в 1919 г. лишь как заслугу Коммунистической партии и осудившее всякое инакомыслие по этому поводу.

Коснулось БАССР и так называемое разоблачение “султангалиевщины”. В июне 1923 г. состоялось совещание ЦК РКП(б), которое обвинило известного татарского общественно-политического деятеля, работника Мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Х. Султанлиева в антипартийной, националистической деятельности. Конкретно он был обвинен в попытке сколотить нелегальную пантюркистскую националистическую организацию, в том, что через З. Валидова он якобы искал связи с контрреволюционными силами не только внутри страны, но и за ее пределами. Руководящим органам БАССР было указано вести решительную борьбу в республике со сторонниками Султангалиева. В работе этого совещания участвовали и представители БАССР М. Халиков и Б. Нимвицкий.

Следует подчеркнуть, что уже в 1920-х гг. вся полнота власти в БАССР фактически находилась в руках обкома РКП(б). Он отвечал не только за идейно-воспитательную работу, но взял на себя функции по решению экономических, социальных, культурных и др. проблем. Таким образом в БАССР, как и в стране, установилась диктатура партии. Как правило, с начала 1920-х гг. Башкирскую парторганизацию вплоть до 1957 г. возглавлял партийный функционер, направляемый из Центра. В 1957 г. создается институт “вторых секретарей” обкомов. Тогда первым лицом становился представитель коренной национальности, вторым -- ставленник Москвы). Последним политсекретарем обкома партии местного происхождения был Ш. Худайбердин, который занимал эту должность с ноября 1921 г. по апрель 1922 г. БашСНК и БашЦИК уже в те годы по существу играли декоративную роль, и их, как правило, особенно последний, возглавляли представители коренной национальности.

Как известно, после образования СССР в январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а в 1925 г. -- новая Конституция РСФСР. В том же году развернулась подготовка Конституции БАССР в Всебашкирский съезд Советов, состоявшийся 27 марта 1925 г., постановил одобрить Конституцию Автономной Башкирской Советской Республики. Однако она осталась официально не утвержденной центральной Советской властью, что явилось явной недооценкой национальной автономии - основного положения Конституции БАССР, хотя она во многом повторяла Конституцию РСФСР, подверглась в центре критике за ее якобы самостоятельный, сепаратистский характер, и под этим предлогом республика фактически была лишена собственного основного закона.

Таким образом, в 1920-х гг. были заложены основы будущего унитарного государства с бесправными республиками. Автономные права распространялись лишь в области языка и культуры, но не затронули экономику. Структура управления автономией прежде всего отвечала интересам Центра, который через обком партии диктовал свою волю. Все это означало установление в стране тоталитарно-бюрократических порядков с насаждением культа вождей.

Непросто складывалась общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-е гг. Как и в других регионах страны в Башкортостане развернулась борьба против так называемых "левых" - троцкистов, "правых" - бухаринцев и т.д. В 30-е гг., в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР, представители башкирской общественности предложили преобразовать две автономные республики - Башкортостан и Татарстан - в союзные. Сталин отверг это предложение. В июне 1937 г. 10-й Всебашкирский съезд Советов принял Конституцию республики, составленную по образцу Конституций СССР и РСФСР.

3. Распространение ислама в Башкортостане

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.

До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.

По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.

В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых - зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.

По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).

В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: "...где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе "Хусаиния", "Галия", "Гусмания" преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма - ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами - учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).

К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.

В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.

Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.

Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр "Дагват". Религиозные учреждения создали печатные органы: газету "Ислам и общество", "Булгар"; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.

Мусульманские праздники (мосолман байрамдары) - это знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными праздниками мусульман считаются "ид аль-Фитр" (Ураза-байрам), "ид аль-Адха" (Курбан-байрам), "мирадж" (Раджаб-байрам).

Мусульманская часть населения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманские праздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовых репрессий служителей культов.

С начала 90-х гг. в республике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.

Заключение

Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров» российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы Губайдулловича Рахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональных режимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиля правления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на Северном Кавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходе прошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбран Президентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскоре признал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты из избирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранению Рахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в Российской Федерации такой статус, который позволяет республиканскому руководству проводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел стать одним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнить свою власть.

Башкортостан - один из ключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самом прямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинство населения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот же самый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в других частях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически не наблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всего благодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так же тем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией. Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиями стабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется до сих пор.

Список литературы

1. Р.А. Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов, М.Г. Валеева. В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.

2. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.

3. «Учительская газета» 2003г № 8 Юрий ГОРЮХИН «Курбан - праздник правоверных» Уфа

4. «Мусульманские праздники» А. Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать