Политическое развитие США после гражданской войны в 1861 году
езработица, начавшаяся в результате экономического кризиса, осложнилась в 1877 г. большой железнодорожной забастовкой. В 80-90-х гг. состоялось около 23 тыс. стачек, в которых приняли участие более 6,5 млн. рабочих. Из наиболее крупных выступлений этих лет были объявленная профсоюзами всеобщая забастовка в Нью-Орлеане, забастовки шахтеров в Теннесси, железнодорожных стрелочников в Буффало и рабочих медных рудников в Айдахо. Одной из крупнейших в истории страны стала состоявшаяся в 1882 г. в Гомстеде (штат Пенсильвания) стачка 3 тыс. рабочих-сталелитейщиков заводов, которые принадлежали стальному магнату Э. Карнеги. На ее подавление были брошены силы частного детективного агентства Пинкертона, к услугам которого часто прибегали в те годы американские промышленные корпорации. В вооруженных столкновениях между бастующими и силами, брошенными на их усмирение, погибли девять рабочих и три агента. Спустя четыре месяца стачка была подавлена, ее лидеры были внесены в «черные списки», а профсоюзные комитеты, принявшие участие в ее организации, распущены.

Администрация США все чаще принимала сторону работодателей, а местные судебные органы выносили все более жесткие наказания забастовщикам.

Ни один закон, ни в одном штате не содержал официального запрещения стачек, но существовали законы, делавшие невозможной эффективную забастовочную борьбу. К 1886 г. в 35 штатах профсоюзная деятельность могла подвергаться судебному преследованию как преступный заговор, и лишь законы в трех штатах поощряли организацию профсоюзов и освобождали забастовочное движение от уголовного преследования за эту деятельность. На борьбу с рабочим движением все чаще привлекались федеральные войска, частные детективные агентства, располагавшие собственными силами усмирения, и полиция штатов. Их столкновения с бастующими рабочими все чаще сопровождались актами насилия и заканчивались кровопролитием, жертвами с обеих сторон и нанесением серьезного материального ущерба.

С широким распространением в США социалистических идей и активизировавшимся рабочим движением усилился раскол между национальными секциями Интернационала. В 1876 г. на Филадельфийском съезде была создана Рабочая партия Соединенных Штатов (Workingmen's Party of the United States), которая изменила свое название на Социалистическую рабочую партию Северной Америки (Socialist Labor Party of North America) в декабре 1877 г. и В 1886 г. в США повсеместно создавались рабочие партии Объединенная рабочая партия, Партия рабочего союза, Промышленная рабочая партия, Рабочая партия реформ, Рабочая партия и др. В сентябре 1887 г. была образована Прогрессивная рабочая партия (Progressive Labor Party), но ее политический союз с Социалистической рабочей партией не состоялся. Начавшийся кризис в рядах социалистов продолжался вплоть до 1900 г., найдя выражение в последовательном создании партии Социал-демократия Америки (1897) и Социал-демократической партии Америки (1898) во главе с Ю. Дебсом. Объединительный съезд этих двух партий состоялся в марте 1900 г. В июле 1901 г. вновь созданная партия получила название Социалистической партии.

В 1878 г. оформился в национальную организацию созданный в 1871 г. союз рабочих «Рыцари труда» (Knights of Labor). В 1881 г. союз стал привлекать в свои ряды представителей других профессий, включая аграрников и фермеров, надеясь объединить всех трудящихся США в одну организацию. К 1886 г. в нем насчитывалось уже от 500 тыс. до 800 тыс. человек. Однако затем начался упадок союза, многие его члены стали покидать его, переходя в созданную в 1881 г. Американскую федерацию труда (American Federation of Labor).

В 1874 г. была создана Партия гринбекеров (Greenback Party), опиравшаяся на фермеров Среднего Запада. Создание этой партии явилось непосредственным результатом финансового кризиса 1873 г., породившего движение за реформу денежной системы. Забастовки 1877 г. способствовали активизации деятельности партии. В 1878 г. она объединилась с рабочими организациями и стала называться Гринбекерской рабочей партией (Greenback Labor Party). Ее требования включали расширение выпуска бумажных денег (что, по мнению гринбекеров, облегчило бы фермерам выплату накопившихся за ними долгов и повысило бы цены на сельскохозяйственную продукцию), установление жесткого контроля за деятельностью капиталистических корпораций, введение прогрессивного подоходного налога, снижение протекционистских тарифов, введение 8-часового рабочего дня, запрещение передачи земли железнодорожным компаниям и др. На выборах в Конгресс США в 1878 г. гринбекеры получили около 1 млн голосов (13,8% принявшего участия в выборах электората). Какое-то время с ними сотрудничала Социалистическая рабочая партия, но она была еще слишком слаба, чтобы оказать на гринбекеров решающее влияние. Уже в конце 1880 г. союз социалистов с гринбекерами распался.

После 1878 г. начался упадок движения гринбекеров, что стало скорее следствием окончания экономического кризиса, частичного восстановления сельскохозяйственного процветания и возобновления выплат звонкой монетой, сделавшего свободный выпуск серебряных денег более реальной и возможной целью. После 1884 г. ее члены постепенно стали переходить в другие партии, и вскоре гринбекеры прекратили свое существование как самостоятельная политическая сила. Истинными причинами распада партии были ее разнородный состав и отсутствие программы действий. Многонациональность рабочего класса страны, ставшая движущей силой рабочего движения, оказалась в конечном счете и основной причиной его слабости и непредсказуемости. Но гринбекеры сыграли важную роль в формировании базы будущего популистского движения, объединившего фермерские союзы. Их идеи и кадры обеспечили появление в 1891 г. Популистской партии (Populist Party), известной также под названием Народной партии Америки (People's Party of America) - первой в истории Соединенных Штатов политической партии, определившей в качестве своей цели завоевание власти в стране и убедительно выступившей на президентских выборах 1892 г.

Параллельно с ростом активности рабочего класса в стране шел процесс формирования многочисленных общественных организаций, объявивших мобилизацию сил, которые поддерживали те или иные подходы к решению политических, экономических и социальных проблем американского общества.

4 важных закона.

Первые шаги республиканцев в области внутренней политики определялись сложной социально-экономической ситуацией в стране. В 1890 г. по инициативе Белого дома Конгресс США принял четыре важных закона, сохранявших свое значение на протяжении нескольких следующих десятилетий. Первым из них стал Антитрестовский закон Шермана (Sherman Antitrust Law), который ввел жесткие ограничения на деятельность монополий и трестов, отвечавшие интересам американского фермерства и мелкого бизнеса. Несмотря на свое «грозное» название, этот сформулированный в самых общих положениях закон оказался недостаточно эффективным для того, чтобы остановить рост и влияние монополистических объединений. Он несомненно, сыграл заметную сдерживающую роль установлении полного контроля монополий над внутренними внешним рынком и ликвидации свободной конкуренции. Закон Шермана о закупке серебра (Sherman Silver Purchase Act), принятый в интересах владельцев серебряных рудников и сторонников свободной чеканки серебряных монет в западных штатах страны, увеличил количество серебряных денег в обращении. Принятие этого закона удовлетворило на время часть фермерского населения США, считавшего, что свободная чеканка серебряных монет предотвратит участившиеся случаи банкротства фермерских хозяйств, вызванные снижением цен на сельскохозяйственную продукцию.

Протекционистский Закон Маккинли о тарифах (McKinle Tariff Act) полностью отвечал взглядам президента Гаррисона необходимость защиты интересов производителей промышленной продукции и интересам промышленников северо-восточных штатов, повысив и без того высокие таможенные пошлины на ввозимые товары до 49,4% их стоимости. В качестве официального объяснения этого закона было выдвинуто утверждение о необходимости защиты как уже сложившихся, так и еще только зарождающихся отраслей промышленности. Но его принятие привело лишь к росту розничных цен, которое вызвало широкое недовольство в стране промонополистической политикой администрации и привело к поражению республиканцев на промежуточных выборах в конгресс в 1890 г. И наконец, Закон о пенсиях (Dependent Pension Act) повысил пенсии ветеранам-инвалидам Гражданской войны, в результате чего расходы национального бюджета по этой статье увеличились почти вдвое (с 88 млн долл. в 1889 г. до 159 млн долл. в 1893 г.).

Назначение Бенджамина Ф. Трейси министром военно-морского флота ускорило строительство броненосных кораблей новейшей конструкции, что сыграло позднее решающую роль войне с Испанией 1898 г. Бывший генерал Гаррисон, в отличие от своего предшественника, бывшего губернатора штата Нью-Йорк Кливленда, одобрительно относился к тем новым силам, которые подталкивали США к исполнению более важной роли на международной арене. Он не скрывал своей гордости новым военно-морским флотом и расширением торгового, так же как не скрывал интереса к приобретению военно-морских баз за пределами Соединенных Штатов.

2.6 Расцвет США. Президентство У. Маккинли

Конституция Соединенных Штатов не содержала положений, запрещающих кандидату в президенты баллотироваться на третий срок, если между первым и вторым сроком был временной перерыв. Кливленд мог и хотел участвовать в очередных президентских выборах, но его собственная партия отказала ему в поддержке. Слишком много серьезных проблем выпало на долю его администрации, и далеко не все из них были решены. Экономическая депрессия, проявившаяся в многочисленных банкротствах, росте безработицы и в истощении золотых запасов государства, определила отношение к Кливленду. Его кандидатура даже не рассматривалась в июле 1896 г. на съезде Демократической партии, который выдвинул своим кандидатом в президенты популиста У.Д. Брайана, выражавшего интересы южных и западных штатов. Влияние Кливленда на работу съезда было весьма незначительным. Закулисные «кукловоды» в лице крупных предпринимателей и банкиров, в числе которых были М. Ханна, Э. Карнеги, Г. Фрик, назвали в качестве кандидата от республиканцев Уильяма Маккинли - одного из последних ветеранов Гражданской войны, закончившего ее бревет-майором. Президентская предвыборная кампания Маккинли финансировалась из тех же источников, что и все его предыдущие избирательные кампании.

К началу президентства Маккинли начавшийся четырьмя годами ранее кризис был уже на спаде, а вместе с приходом к власти республиканцев снизился и накал борьбы между сторонниками золотого и серебряного стандарта. Объективная экономическая ситуация в стране заметно отличалась от той, в условиях которой начиналось президентство демократа Кливленда. Уже в 1894 г. США обошли все ведущие страны по объему производимой продукции и стали превращаться в высокоразвитую индустриальную державу мира. К началу нового столетия Соединенные Штаты опередили по экономическим показателям другие капиталистические страны и вышли на первое место по производству чугуна, стали и меди, по добыче угля и железа, а также по строительству железных дорог. Уступая в темпах своего развития промышленности, американское сельское хозяйство опередило тем не менее по объему продукции многие страны, обладавшие к тому времени высокоразвитым аграрным сектором экономики. Быстрое развитие промышленности сельского хозяйства сопровождалось ростом концентрации промышленного и финансового капитала, созданием крупных монополистических объединений, которые стали играть все более заметную роль в политической и экономической жизни Соединенных Штатов.

Маккинли был политическим деятелем, склонным к примиренческой политике. За исключением твердого убеждения в необходимости сохранения высоких тарифов и самого общего представления об идеологии Республиканской партии, его политические воззрения были такими же неопределенными, как и у большинства политических деятелей провинциального масштаба.

После вступления на пост президента Маккинли немедленно созвал специальную сессию конгресса для пересмотра ставок таможенных тарифов, призванных защитить успешно развивающуюся американскую промышленность от зарубежных конкурентов. Сессия завершилась принятием Закона Дингли о тарифах (Dingley Tariff), установившего самые высокие в истории США, практически запретительные тарифные ставки в размере 57%. Решения, принимаемые в интересах крупных промышленников страны, неизменно сопровождались осуждением монополистических объединений капитала как «опасных заговоров против общественных интересов». К концу первой администрации Маккинли был принят Закон о золотом стандарте (Gold Standart Act), который завершил внутриполитическую и финансово-экономическую программу Маккинли в том виде, в каком она была задумана в 1896 г.

Внешняя политика в последнее десятилетие ХIХ в.

Но первое президентство Маккинли было ориентировано не столько на решение внутриполитических и финансово-экономических проблем американского государства, сколько на их внешнеполитическое обеспечение. Последнее десятилетие XIX в. вошло в историю как период активной империалистической экспансии крупнейших государств мира. Европейские державы приступили к разделу Африканского континента и начали ожесточенную борьбу за сферы политического влияния и приложения капитала, а также рынки сбыта производимых ими товаров в Азии. В этом же регионе все решительнее стала заявлять о своих правах и претензиях быстро развивавшаяся Япония, Американский капитал, обретавший все большую экономическую мощь и политическое влияние, не мог и не хотел оставаться в стороне от процесса передела мира, сулившего колоссальные прибыли всем его участникам.

Уже в первые месяцы республиканской администрации в ее внешней политике актуальное значение приобрел вопрос о взаимоотношениях с Испанией, которые обострились в результате революционной ситуации, сложившейся на Кубе. На протяжении ряда предшествующих лет в политических и предпринимательских кругах США при активной поддержке «ангажированной» прессы периодически поднимался вопрос об интервенции на Кубу с целью захвата острова и изгнания Испании из Западного полушария. Американские журналисты постоянно информировали общественность о лишениях, испытываемых кубинцами под испанским гнетом. В искусственно поддерживаемом ажиотаже вокруг этого вопроса президент и его правительство не могли, даже если бы они имели такие намерения, выступить с антиимпериалистических позиций. Нерешительные возражения президента против войны как средства для достижения цели аннексировать Кубу воспринимались всего лишь как дань международному дипломатическому протоколу. Хотя война против Испании еще вызывала оппозицию антиимпериалистов, было ясно, что запросы и экономические возможности американского государства стали перерастать национальные рамки. Начавшуюся внешнеполитическую и экономическую экспансию Соединенных Штатов не могли уже остановить ни ссылки на традиционность американской политики изоляционизма, ни тем более бесплодные увещевания американских антиимпериалистов.

2.7 Испано-американская война 1898-1899 гг.

В феврале 1898 г. была опубликована частная переписка испанского посланника в США де Ломе, в которой содержались оскорбительные характеристики президента Маккинли. Испанский дипломат немедленно подал в отставку, но это решение ни в коей мере не ослабило антииспанских настроений в американском обществе. Спустя неделю после этого инцидента под предлогом необходимости защиты граждан и собственности США в условиях обострения внутриполитической обстановки на Кубе в залив порта Гаваны был направлен американский крейсер «Мэн». 15 февраля в результате взрыва крейсер затонул, а 260 членов его экипажа погибли. Правительство США, не удовлетворенное объяснением причин гибели крейсера, представленным испанским правительством, направило ему ультиматум, требуя установления перемирия между враждующими сторонами в испано-кубинском конфликте и прекращения «политики концентрационного лагеря», проводимой Испанией на Кубе. Спустя полтора месяца Испания согласилась выполнить большую часть требований. Однако Маккинли поддался давлению сторонников войны и подготовил послание, практически объявлявшее о начале военных действий. Проигнорировав ответ Испании, президент направил его 11 апреля конгрессу. В этом документе констатировалось, что он «исчерпал все возможности добиться прекращения нетерпимого положения вещей на Кубе», и испрашивалось согласие законодателей на «вооруженное вмешательство» США с целью установления мира на Кубе. Спустя девять дней обе палаты конгресса приняли резолюцию, в которой признавалась независимость Кубы, содержалось требование вывода испанских войск с территории острова и утверждались чрезвычайные полномочия президента на случай осложнения обстановки.

Подписанная президентом резолюция стала основанием для предъявления испанскому правительству требований в форме ультиматума. В последующие несколько дней события развивались с молниеносной быстротой - 21 апреля 1898 г. Испания разорвала дипломатические отношения с США, 22 апреля США осуществили блокаду всех кубинских портов, 24 апреля Испания объявила войну США, а 25 апреля США официально объявили Испании войну (по сути дела, начавшуюся уже четырьмя днями ранее). В военный конфликт оказались вовлеченными Куба и Пуэрто-Рико, все еще остававшиеся испанскими колониями, а также Филиппинские острова, провозгласившие в 1897 г. свою независимость от Испании.

Продолжавшаяся преимущественно на море 100-дневная «отличная маленькая война» (Splendid Little War) окончилась легкой победой над Испанией, в результате которой в июне-августе 1898 г. в заливе Сантьяго на Кубе и в Манильском заливе на Филиппинах был уничтожен испанский флот, захвачена столица Филиппин Манила, оккупирован Пуэрто-Рико и аннексированы Гавайские острова. По мирному договору, заключенному в декабре 1898 г. в Париже, Испания вывела свои войска с Кубы, согласившись выплатить кубинский долг в размере 400 млн долл., уступила США за 20 млн долл. Филиппинские острова, а также согласилась передать США в качестве контрибуции Гуам и Пуэрто-Рико.

2.8 Политика «Открытых дверей»

Если у Маккинли и были какие-либо сомнения в отношении целесообразности империалистического внешнеполитического курса, то успешное для США развитие событий испано-американской войны продемонстрировало их необоснованность - уже в ходе войны президент заявил, что по ее окончании США сохранят за собой все, что захотят. В том же 1898 г. он заявил: «Нам нужны Гавайи так же, если не больше, чем была нам нужна Калифорния. Это предопределенная судьба». Установив контроль над островами Карибского моря и срединной частью Тихого океана, США вплотную приблизились к Азиатскому материку, превратившемуся в последней четверти XIX в. (наряду с Африканским) в объект все возрастающих торгово-экономических интересов ведущих европейских государств. С приобретением в 1899 г. прав на часть архипелага США открыли путь своим торговым кораблям в Австралию и Новую Зеландию.

В 1898 г., несмотря на обострявшееся экономическое соперничество за источники сырья и рынки сбыта, США предприняли попытки наладить англо-американское межимпериалистическое сотрудничество в колониальном мире, и в частности в Азии и на Дальнем Востоке.

На рубеже веков США предприняли попытку сформировать англосаксонское единство и в борьбе со «славянской экспансией» в Северном Китае, которая была названа серьезной угрозой англо-американским торгово-экономическим интересам в регионе, достойной даже объединения военных усилий двух держав. Основным толчком к проявлению интереса США к региону стало поражение Китая в японо-китайской войне 1894-1895 гг. Эта война значительно ухудшила политическое и экономическое положение Китая, чем решили воспользоваться все ведущие страны мира (включая Россию), пытаясь получить в аренду земельные владения в этой стране или расширить сферы своего влияния в Азии и на Дальнем Востоке. Крупнейшие европейские державы приобрели в Китае (в дополнение к полученным ими торговым привилегиям и инвестиционным возможностям) военно-морские базы, а также получили право покупки территории и расширения тем самым сфер своего влияния. США были обеспокоены прежде всего явным намерением Великобритании экономически закрепиться в регионе в ущерб другим странам. Доктрина «открытых дверей» была разработана в основном англичанами и принята американцами лишь после внесения в нее отвечающих интересам США поправок.

В сентябре 1899 г. в адрес глав правительств Великобритании, Германии, Франции, Италии, России, Австрии и Японии были направлены идентичные ноты за подписью госсекретаря Джона Хэя. В них содержалось заявление правительства США о желании сохранить в Китае «открытый рынок для всей мировой торговли» и «устранить опасные источники международной напряженности» в интересах соблюдения равенства торгово-экономических возможностей всех заинтересованных в этом регионе держав (включая распространение на всех равных ставок таможенных пошлин, сборов за стоянку судов и стоимости железнодорожных перевозок). Ради достижения этой цели американское правительство решительно выступило против выплаты Китаем крупных послевоенных контрибуций, опасаясь, что непомерные санкции разрушат и без того ослабленную войной китайскую экономику и скажутся на перспективах развития китайского рынка. В марте 1900 г. США официально провозгласили политику «открытых дверей» в отношении Китая, закрепив тем самым за собой право на участие в будущем разделе этой страны между империалистическими державами.

Президентство Маккинли было периодом экономического бума - бурными темпами рос объем капиталовложений в экономику страны; золото (упрятанное в подвалы казначейства в годы правления президента Кливленда) вновь было пущено в обращение; вопреки Антитрестовскому закону Шермана продолжали расцветать и богатеть промышленные тресты и банки; новая система таможенных тарифов надежно охраняла внутренний американский рынок от товаров, производимых иностранными конкурентами. Экономические и социальные проблемы искусно скрывались за блестящим фасадом «всеобщего благополучия». С именем президента Маккинли связывались и существенные изменения во внешнеполитическом курсе США, отвечавшие империалистическим устремлениям американских экспансионистов.

2.9 Незавершенное президентство. США в начале ХХ в.

Вторая инаугурационная речь Маккинли была, в отличие от первой, речью триумфатора, с удовлетворением констатировавшего достигнутые его первой администрацией успехи во внутренней и внешней политике. Президент счел необходимым особо выделить выход страны из состояния экономической депрессии и снижение вызванных ею высоких ставок налогообложения, рост промышленного производства, требующий «дальнейшего расширения иностранных рынков за счет укрепления торговых связей», и «на редкость благоприятный для американского оружия и в высшей степени почетный для правительства» исход испано-американской войны. Было с удовлетворением отмечено «достойное участие Соединенных Штатов в захватывающих событиях в Китае», т.е. роль США в подавлении «боксерского восстания», грозившего свести на нет уже достигнутые успехи в проникновении американского капитала на азиатский рынок.

Спустя шесть месяцев после своей второй инаугурации президент посетил Панамериканскую выставку в Буффало (штат Нью-Йорк). Этот визит должен был символизировать внимание Белого дома к развитию международных торгово-экономических связей. В первый же день пребывания на выставке он предложил всему миру снизить ставки таможенных пошлин на условиях взаимной договоренности. Следующим утром, однако, на Маккинли было совершено покушение. Дважды выстреливший в него анархист Леон Чолгош оказался в толпе желавших пожать руку президенту. Тяжело раненный президент прожил еще семь дней. 14 сентября 1901 г. Уильям Маккинли скончался.

Присягу на пост президента принес 43-летний Теодор Рузвельт, которому предстояло быть очередным неизбранным президентом США в предстоящие три с половиной года. Приход в Белый дом этого самого молодого за всю предшествующую историю страны президента совпал с началом новой эпохи в американской и мировой истории. Некогда боровшаяся за свое выживание американская республика стала одной из крупнейших и наиболее развитых держав мира, не скрывающей своего стремления к занятию более влиятельных позиций в мире и готовой к серьезным схваткам за решающую роль в международной политике и экономике. Преодолевший сложности, связанные с обретением ключевых позиций в политической и экономической жизни страны, крупный монополистический капитал США вышел на лидирующие позиции как в национальном, так и в международном масштабе, ознаменовав тем самым наступление эры государственно-монополистического капитализма в стране и эпохи империализма в мире.

Заключение

В результате своего исследования данного вопроса, политического развития США в последней трети ХIХ века, я пришла к выводу, что Америка к началу ХХ века превратились в классическую экспансионистскую страну. США это одно из немногих государств мира, которое за сравнительно короткий исторический срок смогло увеличить свою территорию в четыре раза. Причем с самого образования Соединенных Штатов, как отмечают сами же американские авторы, у политических лидеров молодого государства было нечто большее, чем просто инстинкт к экспансии. Еще первый президент США Джордж Вашингтон назвал новое государство «поднимающейся империей».

Реализуя свои экспансионистские и империалистические планы американские политики, как правило, облекали их, идеологическими постулатами о мессианской роли американцев и Америки в мире. Причем из поколения в поколение в мышление американцев внедрялись убеждения, что они носители американских идеалов, а значит великих. Как писал известный американский писатель 19 века Герман Мелвилл: «Мы, американцы, особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени; мы несем ковчег свободы миру… Бог предопределил, а человечество ожидает, что мы свершим нечто великое; и это великое мы ощущаем в своих душах. Остальные нации должны вскоре оказаться позади нас… Мы достаточно долго скептически относились к себе и сомневались, действительно ли пришел политический мессия. Но он пришел в нас».

К итогам внутренней и внешней политики Америки в конце ХIХ можно отнести некоторые факты. Динамично развиваясь, США в последней трети ХIХ века обогнали весь мир по темпам развития производства. С этого периода и в экономике, и в международных отношениях Америка входит в число мировых лидеров. Уже в 1894 г. США обошли все ведущие страны по объему производимой продукции и стали превращаться в высокоразвитую индустриальную державу мира. К началу нового столетия Соединенные Штаты опередили по экономическим показателям другие капиталистические страны и вышли на первое место по производству чугуна, стали и меди, по добыче угля и железа, а также по строительству железных дорог. Уступая в темпах своего развития промышленности, американское сельское хозяйство опередило тем не менее по объему продукции многие страны, обладавшие к тому времени высокоразвитым аграрным сектором экономики. Быстрое развитие промышленности сельского хозяйства сопровождалось ростом концентрации промышленного и финансового капитала, созданием крупных монополистических объединений, которые стали играть все более заметную роль в политической и экономической жизни Соединенных Штатов.

Большой бизнес США быстро осознал преимущества объединенного капитала в целях более эффективной борьбы на мировом рынке с иностранными конкурентами и более результативного противостояния давлению рабочего и профсоюзного движения, а также увеличение возможностей влиять на политические и экономические институты страны. Одновременно с концентрацией промышленного производства происходила концентрация банковского капитала. Активная внешняя политика страны, территориальные приобретения и экономические выгоды, полученные в результате войны с Испанией, предвещали новые успехи в развитии страны.

Стоит особо выделить, что в результате деятельности президентов конца ХIХ века страна вышла из состояния экономической депрессии. Произошло снижение высоких ставок налогообложения и рост промышленного производства, требующий «дальнейшего расширения иностранных рынков за счет укрепления торговых связей», а также «на редкость благоприятный для американского оружия и в высшей степени почетный для правительства» исход испано-американской войны. Также стоит отметить «достойное участие Соединенных Штатов в захватывающих событиях в Китае», т.е. роль США в подавлении «боксерского восстания», грозившего свести на нет уже достигнутые успехи в проникновении американского капитала на азиатский рынок.

Бурное развитие США в последней трети ХIХ века положительно сказалось на последующей истории страны. Вскоре в начале ХХ века США превратились из страны - должника в страну - кредитора, что способствовало росту экономического и политического влияния на международной арене.

Библиография

1. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М., 2003 г. Гл. 6, гл. 8 (с. 131 -137), гл. 10 (168 - 177), гл. 11 (с. 181 - 185).

2. История Европы. Т. 5. М., 2000. Ч. 3, гл. 3,5,6.

3. История США. Т. 1. М., 2005 г. Гл. 11,12.

4. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х - 1918 гг. /Под ред. И.В. Григорьевой. М., 2001. Гл. 1,2,3,5,6,10.

5. Согрин В.В. США: политическая история, 17-20 вв. М., 2001 г.

6. Иванов Р.Ф. Гражданская война в США (1861-1865). М., 2001 г.

7. Болховитинов Н.Н. (ред.). История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М., 2000 г.

8. Иванов Р.Ф. Дипломатия А. Линкольна. М., 1999

9. Аллен Д. Реконструкция. Битва за демократию в США, 1865-1876, 2005 г.

10. Уткин А.И.Т. Рузвельт: исторический портрет. М., 2001

11. Дементьев И.П. Американская историография Гражданской войны в США: 1861-1865 гг. М, 1999 г.

12. Иванов Р.Ф. Американская история и негритянский вопрос. М., 1987 г.

13. Куропятник Г.П. Фермерское движение в США: От грейнджеров к Народной партии. М., 2002 г.

14. Иванян Э.А. Белый Дом: Президенты и политика. М., 2004 г.

15. Куропятник Г.П. Россия и США: Экономические, культурные и дипломатические связи: 1867-1888 гг. М. 2004 г.

16. Лан В.И. Политическая жизнь США: проблемы внутренне политики. М., 2003 г.

17. Лан В.И. США: От испано-американской до Первой мировой войны. М., 2001 г.

18. Куропятник Г.П. История внешней политики и дипломатии США: 1867-1918 гг. М., 2000 г.

19. Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. М., 2004 г.

20. Дементьев И.П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии: На рубеже ХIХ - ХХ вв. М., 2005 г.

21. Зубок Л.И. Очерки истории США. М., 2000 г.

22. Зубок Л.И. Очерки истории рабочего движения США: 1865-1918 гг. М, 2003 г.

23. Зубок Л.И, Яковлев Н.Н. Новейшая истории США. М., 2004 г.

24. http://amstd.spb.ru

25. http://www.usahistory.com/frames.htm

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать