Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.
p align="left">Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на уровень жизни до его прихода существует несколько разных точек зрения.

Как писал в своей работе «Курс русской истории» В.О. Ключевский, «в нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании, составленном … учёным немцем Шлёцером Ключевский В.О.Сочинения. В 9 т. -Т.1. Курс русской истории, ч.1/Под ред. В.Л.Янина.- М:Мысль, 1987.-с.117». «Вот основные черты Шлёцерова взгляда... До половины IX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню… начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии - варягами около половины IX века Там же, стр.117». То есть, исследователь считает, что варяги явились для славянского, полудикого общества очень важным элементом, обеспечившим его дальнейшее развитие, и без пришествия варягов образование государства у славян было бы в принципе невозможно.

«Другой взгляд на начало нашей истории, - продолжает Ключевский, - прямо противоположен первому. Он начал распространятся в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX века. Наиболее полно его выражение можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева … Там же, стр.118»

«Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины, они поселились, может быть еще за несколько веков до рождества Христова … среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и др. племен, и, наконец, главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в первый общерусский союз Там же, стр.118».

В.О. Ключевский придерживался второй теории. Он считал, что славянские племена были достаточно самостоятельны для того, чтобы создать государство. Изложение истории Древней Руси он начал со времен Геродота, тем самым, порывая с той исторической традицией, которая связывала начало нашего государства с призванием варягов.

Восточные славяне, по мнению Ключевского, первоначально обитали на Дунае, а VI веке на Карпатах образовали крупный военный союз под предводительством князя дулебов, который автор и считает государством славян, появившемся задолго до Рюрика. В дальнейшем славяне расселились по Среднерусской равнине. Тогда же началось возникновение городов - центров политической и экономической жизни племён, начинает развиваться внешняя торговля, основными статьями которой были продукты лесных промыслов: « население, от них (больших рек - примеч.) удалённое, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам, мёд, воск, меха Там же. Стр.80». Древнерусские города, по его мнению, своим возникновением обязаны внешней торговле. Постепенно они превращались в укреплённые центры, которые в дальнейшем подчинили себе «соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовывали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён».

Таким образом, исследователь доказывал, что у славян уже шла государственная консолидация задолго до появления варягов. Приход варягов по мнению историка, также является событием важным, с ним в землях славян начинается новый этап развития общества - образование варяжских государств. Но они мало чем отличались от ранее существующих славянских и носили исключительно экономическое торговое значение. А варягам он отводит роль всего лишь дополнительного, а не решающего фактора в становлении Древнерусской государственности.

Точка зрения Н.М.Карамзина противоречит мнению Ключевского. Так, описывая славян, историк говорит об их полной несостоятельности в плане создания государства. Славяне, в его понимании, жили полудикими племенами, далёкими от такой высокой организации общества, как государство. Например, говоря о физическом и нравственном характере славян древних, он сообщает: «Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, … обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства Карамзин Н.М. Об истории гомударства Российского //Сост. А.И. Уткин. -м:Просвещение, 1990.-с.15», «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищей; удивляли греков своей быстротою; с чрезвычайной лёгкостию всходили они на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в глубокие реки и опасные болота. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей Там же, стр.14».

По мнению Карамзина варяги задолго до их легендарного призвания присутствовали на территории славян: « Варяги, овладевши землями чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими (славянами) без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость Там же. стр.19». К тому же историк отмечает, что варяги «…, господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, …долженствовали быть образованнее славян…, могли сообщать им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа Там же, стр.19». То есть эти отношения были для обоих народов выгодными: для варягов - получение дани, для славян - военное покровительство, гарантия защиты и безопасности.

Однако «Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском; нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне… потребовали властителей от варягов Там же, стр.20». Из указанного следует, что самостоятельно править справедливо и спокойно, без войн и междоусобиц, славяне были не в состоянии.

Карамзин также считает, что у славян до призвания Рюрика не было государственного устройства, что можно подтвердить его следующими словами: « До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными Карамзин Н.М. История государства Российского// Н.М. Карамзин/ В 4 кн.-кн.1.- Ростов на Дону: Феникс, 1994.- с.64».

По мнению ученого, славяне сами осознавали свою ущербность, поэтому и обратились за помощью к варягам. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями Карамзин Н.М. Об истории гомударства Российского //Сост. А.И. Уткин. -м:Просвещение, 1990.-с.19

» - такими словами он начинает свой труд, и начало Российской истории он ведёт, соответственно, с момента призвания варяжских князей.

Эту точку зрения во многом разделяет другой известный историк - С.М.Соловьёв. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинать русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение разрозненных племён через проявление в них сосредоточивающего начала, власти Соловьёв С.м. История Российская с древнейших времён/ Соловьёв С.М.//Сочинения В 18 кн.-Т.1.- М:Мысль, 1988.-с.123».

В предисловии своего труда С.М.Соловьёв пишет: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племён, не видя возможности выхода из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое Там же, стр.51».

«Разрозненность и вражда племён славянских были необходимыми следствиями их формы быта, быта родового» - так описывает историк славян до призвания варягов.

Уровень жизни был крайне низким: «Славяне жили в дрянных избах, находящихся на далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чужих народов Там же, стр.102». То есть, по мнению автора, славяне были далеки от какой-либо консолидации племён, и неспособны защитить себя никаким другим способом, кроме бегства от возможной опасности.

Об организации общества славян Соловьёв говорил: «…до призвания первых князей оно (общественное устройство) не переходило ещё родовой грани Там же, стр.93». «Что касается быта славянских восточных племён, то начальный летописец оставил нам о нём следующее известие: каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим Там же, стр.90».

Естественно, когда «… в лето 862 … племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть…не было между ними правды,… встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву Там же, стр.120».

Таким образом, на территории славян появились новые правители. Признавая этот факт, Соловьёв определил ещё одну проблему: взаимоотношений между славянами и прибывшими князьями. "Главный вопрос для историка состоит в том, как определить отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами Там же. стр.51". Он подчеркнул могущественное влияние "племенного быта" и пришел к выводу, что норманнское влияние было незначительно, что норманны "только служили князьям туземных племён" и ни о каком особом норманнском периоде не может быть и речи.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что в вопросе об уровне развития славянских племён до призвания Рюрика взгляды историков резко противоположны друг другу.

2.2. Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.

Для того чтобы определить роль варягов в образовании Древнерусской государственности, необходимо разобраться с вопросом, кого летописец подразумевал под именем варягов. Откуда появились эти племена, и на каком уровне развития они находились. Определившись с этим, можно будет делать выводы, насколько варяги смогли изменить жизнь племён славянских.

В ПВЛ говорится, что славяне "идоша за море к варягом, к руси; сице бо звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманы), англяне, друзии готы, тако и си Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе.-М:Просвещение,1973.-с.8". Изучая летопись, Н.М.Карамзин приходит к выводу, что варяги были скандинавами. Об этом говорят следующие обстоятельства:

1) Балтийское море издавна называлось в России Варяжским, а на его водах в IX веке господствовали скандинавы, или жители трёх королевств: Дании, Норвегии и Швеции. "Они, под общим именем норманнов или северных людей громили тогда Европу Карамзин Н.М. История государства Российского// Н.М. Карамзин/ В 4 кн.-кн.1.- Ростов на Дону: Феникс, 1994.- с.67".

2) Имена трёх князей варяжских - Рюрика, Синеуса и Трувора, - неоспоримо норманнские, поскольку они встречаются в других источниках, исследуемых Карамзиным "между именами князей и витязей скандинавских".

3) "Русские славяне, будучи под владением варяжских, назывались в Европе норманнами Там же, стр.68".

Характеризуя эти племена, учёный замечает, что они "долженствовали быть образованнее славян, ... могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа Карамзин Н.М. Об истории гомударства Российского //Сост. А.И. Уткин. -м:Просвещение, 1990.-с.19".

С.М. Соловьев вопрос об этническом происхождении варягов считал ничего не решающим в проблеме возникновения Древнерусского государства. "Вопрос о национальности варягов - руси теряет свою важность в нашей истории Соловьёв С.м. История Российская с древнейших времён/ Соловьёв С.М.//Сочинения В 18 кн.-Т.1.- М:Мысль, 1988.-с.264

", "дело не в народности пришельцев, но в характере, с каким они пришли Там же,стр. 305". Определяя же их характер, ученый пишет: "... под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество, и принужденных искать счастья на морях или в странах чужих ... это название... образовалось на западе у племён германских, на востоке у племён славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая... людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входивших по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским Там же, стр.119"

В.О.Ключевский также рассматривал в своей работе проблему этнической и территориальной принадлежности варягов. Он считает, что по происхождению "эти балтийские варяги ... по многим признакам были скандинавы. ПВЛ признает варягов общим названием разных германских народов, обитавших в северной Европе, преимущественно по варяжскому (балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы Ключевский В.О.Сочинения. В 9 т. -Т.1. Курс русской истории, ч.1/Под ред. В.Л.Янина.- М:Мысль, 1987.-с.146". Основным занятием этого народа он называет торговлю и военное дело, а время появления их на территории славянских земель он относит к началу IX века: "варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения Там же, стр. 114". "В тех промышленных пунктах, куда с особой силой приливали вооруженные пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наёмных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе ... становились вожди, получавшие при таком повороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба эти термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя Там же, стр.151".

Исследователь не видит глубокой разницы между уровнем развития славянских и варяжских племён. Подтверждая эту мысль, он пишет, что варяги быстро вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в IX веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. "Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждающийся в них, класс вооруженных купцов, и входили в его состав, вступая в торговые товарищества ... или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей Там же, стр.148". В доказательство этой гипотезы Ключевский приводит значения самого слова "варяг": "в областном русском лексиконе варяг - разносчик, мелочной торговец, варяжить - заниматься мелочным торгом". Есть и другое значение этого слова, которое принципиально не меняет отношение историка к варягам: "... варяг - преимущественно вооруженный купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если предоставится к тому случай Там же, стр.147".

Таким образом, можно сделать вывод, что в вопросе территориальной и этнической принадлежности варягов точки зрения историков в основном сходятся, но в описании их образа жизни, характера, уровне развития племён прослеживается разница. Следовательно, по мнению С.М.Соловьёва и Н.М.Карамзина, варяги по своему уровню развития стояли значительно выше славян, поэтому могли многому их научить и, по сути, создать их государство. В.О.Ключевский же противоречит им, утверждая, что варяги не имели ничего принципиально отличного от славян, и поэтому не могли привнести в их жизнь что-то новое.

2.3.Трактовка понятия "Русь"

Не менее важным вопросом является происхождение термина «Русь», который стал названием сложившегося государства восточных славян. Если верить летописи, то оно является названием племени варягов, пришедших на землю славян: « … И избрашася три братья с роды своими, и пояша по собе всю русь и придоша… И от тех варяг прозвася русская земля Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе. - М:Просвещение,1973.-с.8

»

Рассматривая этот вопрос в своих трудах, историки высказывали следующие мнения.

В.О.Ключевский считал, что «Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси...по предположению автора древней повести о Русской земле, первоначально значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение: русью... называется высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоящая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь, или Русская земля, - выражение, впервые появившееся в Игоревом договоре 945 года - получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги. Наконец в XI -XII вв., когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским её населением Ключевский В.О.Сочинения. В 9 т. -Т.1. Курс русской истории, ч.1/Под ред. В.Л.Янина.- М:Мысль, 1987.-с. 177-178».

Н.М Карамзин считает, что русь - это «...держава трёх владетелей, соединённых узами родства и взаимной пользы, от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских. Сия часть нынешней С-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний» и она « была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских Карамзин Н.М. Об истории гомударства Российского //Сост. А.И. Уткин. -м:Просвещение, 1990.-с.21

».

С ним соглашается и С.М.Соловьёв, утверждая, что Русь и варяги - одно и тоже.

«Нам остаётся сказать ещё несколько слов о значении названий варяги и русь. ... это название... образовалось на западе у племён германских, на востоке у племён славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая... людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входивших по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским Соловьёв С.м. История Российская с древнейших времён/ Соловьёв С.М.//Сочинения В 18 кн.-Т.1.- М:Мысль, 1988.-с.119"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о происхождении Древнерусского государства всегда питал научный интерес, а вопрос о роли варягов в создании государства славян стал темой многочисленных научных трудов.

Исследуемая тема полна противоречий: дело в том, что единственный письменный источник, коим стала Повесть Временных лет, был создан намного позднее, чем зародилась Древнерусская государственность. Следовательно, изучая ПВЛ, многие историки ставили под сомнение указываемые факты. Учёные, занимавшиеся изучением начального периода отечественной истории, сформулировали две теории образования государства, основанные на данных ПВЛ. Первая теория, известная как норманнская, говорит о том, что государство обязано своим возникновением призванным славянами варягам, а сами славяне, являясь полудикими племенами, создать его не могли. Вторая теория, приверженцы которой называли себя антинорманистами, считали, что славяне по уровню своего общественного развития уже были близки к созданию государства. Таким образом возник вопрос о роли варягов в русской истории.

Взгляды на эту проблему менялись, что было обусловлено господством той или иной идеологии в стране. Удивительно, что оценки эти были практически противоположны друг другу.

В настоящее время проблема варягов в русской историографии всё ещё существует.

В данной работе в соответствии с поставленными целями были рассмотрены труды наиболее известных историков причём из троих рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории столетия и их видение проблемы варягов. Автор исследования обратил также внимание и на содержание самого источника, дающее повод для споров и неоднозначной трактовки. В частности были рассмотрены те главы, которые характеризуют уровень жизни племён славянских и варяжских до их призвания в качестве князей.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать ряд выводов:

- мнения учёных-историков по проблеме призвания варягов являются прямо противоположными, они по-разному характеризуют уровень жизни славянских племён до призвания варягов, и считают его крайне низким.

- в вопросе о территориальной и этнической принадлежности, занятиях варягов они сходятся, считая их племенами - жителями Балтийского моря, основными занятиями которых были мореходство и военное дело.

- говоря о происхождении термина «Русь», от которого было названо наше государство, историки вновь расходятся во мнениях.

- если взять во внимание факт, из троих рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории, можно заключить, что в XIX столетии эта теория была господствующей.

Несмотря на довольно большую изученность данной темы, остается еще много материала для работы, данная проблема ещё может быть рассмотрена с разных точек зрения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать