Промышленный переворот и индустриализация в XIX — начале XX веков

Промышленный переворот и индустриализация в XIX — начале XX веков

Реферат

по экономической истории

на тему:

"Промышленный переворот и индустриализация в XIX -- начале XX веков"

2009

Поражение России в Крымской войне 1853--1855 гг. и потеря Черноморского флота выявили недостатки в экономическом развитии страны. Проведя промышленную революцию, Англия и Франция выставили против России мощный флот, корабли которого приводились в движение паровыми двигателями. Им противостояли, кроме парусной флотилии, два российских парофрегата, представлявшие некий гибрид парусника и парохода. Армия была вооружена гладкоствольными ружьями против винтонарезных у противника и т. д. Для переоснащения армии необходимо было срочно провести Крестьянскую реформу и промышленную революцию, чтобы развить экономику страны с учетом мирового опыта.

В середине столетия две трети всей обрабатывающее промышленности России, на сумму 550 млн руб., приходилось на мелкую промышленность, выросшую на базе традиционных кустарных крестьянских промыслов. В губерниях Центрально-Промышленного региона возникло много крупных торгово-промышленных сел. Они стали центрам текстильной и кожевенной, дерево- и металлообрабатывающей промышленности. В большинстве это были не казенные (государственные), а помещичьи селения, где крестьяне издавна занимались промыслами. Династии многих крупнейших российских предпринимателей имели крестьянские корни: Морозовых, Рябушинских, Гучковых.

Уход крестьян на заработки в город в первой половине XIX в. способствовал образованию рынка труда в стране. Крестьяне трудились по краткосрочным документам -- до 4 месяцев и по долгосрочным паспортам -- до 3 лет. В сумме они по пяти промышленно развитым губерниям в конце 1850-х гг. составляли около 800 тыс. человек, или около 40% проживавшего там мужского населения. Известная схема образования фабрики в России:

Мелкая

промышленность

-SB-

Мануфактура

Фабрика

(промыслы, ремесло)

Она свидетельствует об одной из особенностей промышленного прогресса страны: из-за отставания экономики проявился "догоняющий" принцип ее развития. Место ремесленной мастерской, как это наблюдалось в условиях цеховой организации западноевропейских городов, в России занимала домашняя крестьянская промышленность (промыслы), развивавшаяся с эпохи Древней Руси вне рамок цеховой организации производства. В Западной Европе крестьянская промышленность на несколько веков опередила в своем становлении Россию, развилась в рассеянную мануфактуру, затем в централизованную капиталистического типа. В России место рассеянной мануфактуры часто занимала мелкая крестьянская промышленность, после сразу возникали централизованные мануфактуры (кроме текстильной промышленности).

Внедрение паровых машин и паровых котлов, а также основных рабочих машин для переоснащения отраслей промышленности началось в России в единичных случаях в самом начале XIX в. Предпосылками для начала промышленной революции стал ряд технических изобретений:

¦ на мануфактурах металлургических и железоделательных с начала XVIII в. применяли водяное колесо, т. е. энергию воды;

¦ в мукомольном производстве использовалась энергия ветра и воды, т. е. ветряные и водяные мельницы;

¦ существовали "бумажные" мельницы для перемалывания тряпичного сырья с использованием мускульной энергии человека;

¦ для дробления руды в металлургии использовали "машинные толчеи" с помощью энергии воды;

¦ новые машины и технологии изобрели: М. Ломоносов, И. Ползунов, А. Нартов, Кулибин и другие.

В 1809 г. впервые на Александровской мануфактуре на окраине Петербурга были установлены английские прядильные машины, и появилась первая в России фабрика. В 1828 г. на ней уже действовали три паровых машины общей мощностью в 170 л. с, там трудилось 4 тыс. рабочих.

1830-е гг. считаются временем начала промышленного переворота в России. В стране заработали десятки ткацких и прядильных механических фабрик. Таким образом, промышленный переворот в России начался в текстильном производстве по классической английской модели. В этой отрасли опережающими темпами развивалось именно хлопчатобумажное производство, в ситценабивном ткачестве еще долго сохранялся ручной труд. Успешно работали фабрика в Шуйском уезде, Никольское предприятие Саввы Морозова и т. д.

Если в 1846 г. в стране функционировало 70 тыс. веретен в текстильном производстве, то в 1859 г. -- 1 млн 600 тыс. Все они приводились в действие паром от парово го котла, т. е. нельзя говорить о начале промышленной революции в России лишь после 1861 г. В годы отмены крепостного права насчитывалось уже 2 млн механических прядильных веретен и 15 тыс. механических ткацких станков. В то же время на некоторых предприятиях машины приводились в действие еще лошадьми.

К середине XIX столетия машины внедрялись в свеклосахарной промышленности на Украине. Появляются новейшие виды транспорта. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый в России пароход, а в 1833 г. семья Черепановых в Нижнем Тагиле создала первый паровоз в стране, который, передвигаясь по узкоколейной железной дороге, обслуживал одну из бывших мануфактур Демидовых.

Промышленными центрами страны, как и в XVIII в., оставались: Центральный промышленный район (ЦПР) вокруг Москвы; Уральский горнопромышленный район и Петербург. Половина рабочих были заняты в ткацком и обрабатывающем производстве Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска, Ярославля, Нижнего Новгорода. Объяснялось это следующими причинами: высокой плотностью населения в этих губерниях; удобным местоположением на пересечении старых торговых путей -- сухопутных и речных; наличием сырья и топлива; малоземельем крестьян, из-за чего они издавна занимались промыслами, приобретая опыт и квалификацию. В силу всего названного мануфактурное производство здесь плавно перерастало в фабричное.

Накануне отмены крепостного права Урал давал 71% чугуна; Центр -- 15%; Польша -- 7%; Север Европейской части -- 2%; Сибирь -- 1% и прочие районы -- 4%.

Сдерживали промышленную революцию и индустриализацию следующие факторы: наличие феодально-крепостнических отношений; большие проблемы с топливом, так как древесный уголь в ЦПР широко уже не применялся из-за больших, начиная с XVI в., вырубок лесов, а каменный уголь в России до 1880-х гг. не использовался в производстве из-за отсутствия его крупномасштабных разработок. Отсутствовала сеть железных дорог, т. е. развитая промышленная инфраструктура. Имелась несовершенная денежно-кредитная система и почти не развитая рыночная инфраструктура.

Водный и гужевой транспорт традиционен для России. Огромные грузопотоки проходили по Волге, меньшие по объему -- по Северной и Западной Двине, Днепру, Днестру, Дону. По ним везли в северные, западные и южные порты для экспорта: хлеб, лен, пеньку, железо, поташ, лес и т. д. Кроме первых каналов XVIII в., в 1803 г. появился Северо-Екатерининский, соединявший Каму с Северной Двиной, а в 1804--1805 гг. -- Огинский и Березинский для связи Днепра с Западной Двиной, Неманом и Вислой. Мариинская и Тихвинская системы каналов с 1808--1809 гг. соединяли верховья Волги с Балтийским морем.

Первый пароход в 1815 г. начал курсировать по Неве, а в начале 1820-х гг. -- по Волге и Каме. В 1850 г. на внутренних водных путях насчитывалось почти сто пароходов. Действовал с 1849 г. Сормовский судостроительный завод в Нижнем Новгороде. И в 1860 г. плавало 339 пассажирских и транспортных пароходов не только по рекам, но и по морям Балтийскому, Черному, Каспийскому.

Шоссейные дороги занимают видное место в промышленной инфраструктуре с 1825 г., когда было проложено 367 верст, а в 1860 г. они протянулись на 8515 верст: из Петербурга в Варшаву; из Москвы в Петербург, Варшаву, Ярославль и Нижний Новгород.

Варшава стала "окном в Европу" не только с помощью железных, но и благодаря шоссейным дорогам. В 1839-- 1848 гг. построили большую Варшавско-Венскую железную дорогу, а с 1859 г. Варшава сообщалась по железным путям с Петербургом. Несмотря на то, что первая железная дорога в 25 верст возникла еще в 1837 г. между Царским Селоу и Петербургом, в 1861 г. в стране было проложено всего 1,5 тыс. верст железных дорог. В то же время Англия i Франция широко использовали железнодорожные пути для промышленного прогресса, торговли и т. д. Слабое развитие транспортных артерий в России сдерживало хозяйственный подъем и роковым образом сказалось на судьбе Крымской кампании.

Накануне отмены крепостного права, с 1799 по I860 г., число обрабатывающих предприятий в стране, мануфактур и фабрик выросло с 2094 до 15 338. На них трудилось в 1799 г. -- 81,8 тыс. работников, в том числе крепостных 48,5 тыс., или 58,9%; а в I860 г. -- соответственно 565 тыс., а крепостных лишь 103 тыс. -- 18,2% от общего числа. Из-за непроизводительного труда посессионных работников 103 из 140 владельцев ликвидировали свои предприятия.

Завершение промышленной революции в России проходило во второй половине XIX в.

После реформы 1861 г. крестьяне-промысловики перемещались в аграрные районы из центра и развивали там промыслы. Эта стихийная миграция в условиях раскрепощения способствовала промышленному освоению сельскохозяйственных районов по общеизвестной схеме -- от домашней крестьянской промышленности к фабрично-заводской, минуя в новых исторических условиях мануфактурную стадию. Так происходило не только в центральных районах, но и на Украине, в Белоруссии, на северо-западе страны. Но далеко не все промысловики-ремесленники мигрировали в другие регионы. Во Владимирской, Московской, Тверской, Ярославской, Костромской губерниях кустари-одиночки шли на ткацкие фабрики, сменив иногда прежнюю профессию сапожника или валяльщика на ткача. Такой процесс содействовал появлению еще одной особенности экономики пореформенной России: образования на базе крупных сел, где традиционно сильные были крестьянские промыслы, городов с предприятиями легкой промышленности.

В год отмены крепостного права текстильное производство по численности занятых работников составило почти 50% от промышленности страны, кроме горнометаллургической отрасли. Как и в Англии, Франции, это объяснилось: сравнительно небольшим первоначальным капиталом, использованным для зарождения производства; быстрым оборотом вложенного капитала благодаря обширному спросу населения на текстильные изделия; менее сложными операциями на текстильных фабриках по сравнению с металлургическими процессами, что позволило набирать малоквалифицированных работников, быстро адаптировавшихся к обстановке; меньше средств шло на оборудование, так как не нужно было строить доменные и мартеновские печи.

Текстильное производство состояло из хлопчатобумажного, суконного, шерстяного, шелкового, каждое из которых развивалось самостоятельно и подразделялось в свою очередь на ряд производств. Бумагопрядение, ткачество, набивка и окраска тканей относились к изготовлению хлопчатобумажных материалов. Выпуск самых дешевых тканей задерживался отсутствием отечественного сырья. В последней трети XIX в. в состав Российской империи вошел Среднеазиатский регион, это помогло наладить повсеместно выпуск хлопчатобумажных тканей, страна перестала зависеть от ввоза хлопка из США.

Механизация труда в хлопчатобумажной отрасли проявилась во внедрении прядильных механических веретен, а изменение энергетической базы -- в установке паровых машин (паровых котлов). Больше всего эти новшества внедрялись в бумагопрядение, процесс набивки и окраски ткани. Для ткачей нужны были механические станки, которые завозили из-за границы, поэтому механизация внедрялась медленнее.

Концентрация производства в пореформенный период произошла и в хлопчатобумажной промышленности. На крупных механизированных фабриках была ниже себестоимость продукции, поэтому более высокой была и прибыль, выгодно было расширять производство.

Россия в первое двадцатилетие после аграрной реформы 1861 г. отставала в создании машиностроительной отрасли. Объяснялось это нехваткой капиталов в стране с преобладанием в структуре производств предприятий государственной формы собственности и оскудением казны после Крымской войны; нерешенностью проблемы с набором квалифицированных кадров.

Действительно, даже в Москве по переписи 1871 г. совершенно неграмотных людей насчитали 55%, в губернских центрах этот процент повышался до 70, а уездных -- до 80. Земские школы только начали создаваться. К концу XIX в. грамотными в России была четверть всего населения. В то же время своя письменность появилась у народов Поволжья: мордвы, чувашей, марийцев и др. Кроме мужских, открылись женские гимназии, реальные мужские училища. Число студентов в университетах выросло за 1860-- 1880 гг. втрое, но недостаточно еще было технических учебных заведений.

России предстояло осуществить промышленный переворот не только в хлопчатобумажном производстве текстильной отрасли, но и в других отраслях легкой, добывающей промышленности, металлургической, обрабатывающей, переоборудовать транспорт, т. е. не обойтись было без создания машиностроительных предприятий. Машиностроительная отрасль относится к тяжелой промышленности и в любой стране обеспечивает индустриализацию.

Для успешного провидения промышленной революции было налажено производство: с 1870-х до 1900 г. -- паровых двигателей; с 1900 по 1913 г. -- наравне с их производством возрос выпуск двигателей внутреннего сгорания; с конца XIX в. в России, как и в других странах, наступает "век электричества".

Паровые одно- и многоцилиндровые машины выпускались российскими заводами уже с конца 70-х гг. XIX в., до этого времени их в основном завозили из-за рубежа. За сорок лет в стране был освоен выпуск паровых машин с мощностью от 80 до 2500 л. с.

Массовым, вплоть до 1917 г., стал выпуск паровых машин для речных и морских судов. Их изготовляли двенадцать заводов России, средняя мощность машин достигли 600--900 л. с, самыми мощными были в 2400 л. с.

Параллельно выпускались паровые котлы, которых пользовались большим спросом. К 1890 г. создаются судовые, локомотивные и локомобильные. Их изготавливали с 90-х гг. XIX в. на металлическом заводе в Петербурге. Особенно предпринимателей интересовало внедрение в производство секционного котла конструкции очень известного отечественного инженера В. Г. Шухова. Они отличались малой металлоемкостью, надежностью в эксплуатации, их легко было транспортировать.

Паровые котлы начали выпускать раньше, чем паровые машины, что объясняется, по-видимому, их более простой конструкцией и востребованностью на предприятиях легкой и тяжелой промышленности, а также на транспорте. Если к 1860 г. было выпущено 23 паровых котла в стране, то за 1901--1913 уже 163. Конечно, для большой страны это очень мало, но нужно учитывать, что в те годы в промышленности и на транспорте применялись еще и паровые машины, а на рубеже XIX и XX вв. -- двигатели внутреннего сгорания, развивалась электроэнергетика. Продолжался ввоз в страну различных машин.

Отставание наблюдалось в развитии станкостроения. Станкостроение как самостоятельная отрасль тяжелой промышленности не была создана до 1917 г. Но несложные станки -- токарные, сверлильные, зуборезные, строгальные -- выпускались на металлообрабатывающих предприятиях наравне с другой машинной продукцией. Наиболее известны были в стране металлорежущие станки заводов: "Братьев Бромблей" (после 1917 г. -- "Красный пролетарий") -- в Москве; завода "Феникс" в Петербурге (после 1917 г. -- завод им. Свердлова); предприятий в Риге и Одессе и т. д.

Несмотря на то, что эти предприятия выпускали также станки оригинальных конструкций, машиностроительные заводы и ремонтно-механические предприятия предпочитали использовать более дешевое импортное оборудование. Импорт станков в суммарном денежном выражении вдвое превышал произведенные в России. Можно заключить, что станкостроение России развивалось в конце XIX -- начале XX столетия, но не было создано специализированных предприятий. Слабо решалась проблема кадров из-за отсутствия во многих районах семейных традиций профессионального мастерства, которое передавалось по наследству.

Молодой отраслью в промышленности являлось и сельскохозяйственное машиностроение. Спрос на сельскохозяйственные машины и орудия значительно вырос после 1861 г. Если до отмены крепостного права некоторые помещики, особенно в Прибалтике и на юге страны, ввозили сельскохозяйственную технику из-за границы, то после реформы увеличился спрос на эти изделия на внутреннем рынке. Хозяйства разбогатевших крестьян втягивались в рыночные отношения, нуждались в тракторах, молотилках и т. д. Определенная часть помещиков перестраивала свои имения в "экономии". Из-за границы выписывались преимущественно наиболее сложные машины. В стране насчитывалось около 60 предприятий сельскохозяйственного профиля, из них 15 более крупных. Уже в 1879 г. закупленные сельхозмашины и сельхозорудия за рубежом в денежном выражении сравнялись с произведенными в стране -- соответственно 4 и 3,9 тыс. рублей. Спрос на эту технику возрастал. К концу экономического подъема, т. е. к 1913 г., было произведено в России подобной техники в суммарном выражении на 60 тыс. рублей.

Но в период Первой мировой войны, когда основное внимание уделялось военной промышленности, сократилось производство сельскохозяйственных машин. Спрос на них удовлетворялся в определенной степени в годы войны за счет мелкого кустарного производства. По некоторым источникам, в 1913 г. российское сельхозмашиностроение находилось на пятом месте в мире. Это свидетельствует о том, что во многих странах не произошло еще становление индустриального общества, Россия среди них занимала неплохое место. Машиностроительные предприятия в пореформенный период создавались как на средства казны, так и в секторе частного, откровенно рыночного предпринимательства.

К концу XIX в. все больше проявлялась диспропорция в развитии предприятий группы "А", т. е. тяжелой промышленности, производящей средства производства, и группы "Б" -- легкой промышленности с производством предметов потребления. Более длительную историю развития, как и в других странах, имело текстильное производство. Здесь раньше начался промышленный переворот. Но в дореформенный период и первые двадцать лет после реформы 1861 г. он проходил в основном на базе машинной техники, закупленной за границей.

Текстильное производство, особенно хлопчатобумажное, развивалось часто в старых помещениях, где раньше действовали мануфактуры централизованного типа. А государство в первую очередь вынуждено было направлять средства в новые, прежде отсутствовавшие в стране отрасли. Поэтому, несмотря на быструю оборачиваемость капитала и постоянный спрос на их изделия со стороны населения, отрасли легкой промышленности развивались в последней трети XIX в. более низкими темпами, чем тяжелой. Здесь была ниже энерговооруженность труда и прирост основных фондов. Несколько лучше обстояло дело в самой молодой из отраслей группы "Б" -- сахарной промышленности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать