Проекты П.А. Столыпина
p align="left">Последующий период показал, насколько неслучайной была неспособность Столыпина использовать силу государства в деле преобразования России в контексте задействованных политических сил. За оставшиеся до краха империи годы не было ни одного другого предложения, исходящего от правящих кругов, существенно изменить законодательство России.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой истемой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века дава-ла почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выраже-нии. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Доро-ги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустри-альные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономи-ческая политика правительства. Одной из составных частей экономи-ческой политики стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностран-ных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были изба-вить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, бы-ло немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней пре-обладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промыш-ленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально - классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.

Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".

Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.

Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.

С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

РАЗРУШЕНИЕ ОБЩИНЫ И РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении кресть-ян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом слу-чае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собс-твенность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесп-латно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкуп-ным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство при-нимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим об-ществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения поли-цейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правитель-ству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы боль-шинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинской рефор-мы.

Источники:

1. В. Малявин «Хрестоматия нового российского самосознания», 1995 г.

2. www.biography.com/biography/Столыпин

3. www. Promto.net/pg

4. Н. Верт «История советского государства» Москва «Прогресс» 1992 г.

5. И.Д. Ковальченко «Столыпинская аграрная реформа»; «История СССР» Москва 1992 г.

6. И. В. Островский «П. А. Столыпин и его время» Новосибирск 1992 г.

7. М. Румянцев «Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги» Вопросы экономики № 10 Москва 1990 г.

8. Сборник речей Петра Аркадьевича Столыпина «Нам нужна великая Россия» Молодая гвардия Москва 1992 г.

9. «История государственного управления в России: учебник для ВУЗов» Под редакцией профессора А. Н. Марковой, Москва Закон и право ЮНИТИ 1997 г. с. 279

10. С. М. Соловьёв «Об истории новой России» Москва Просвещение 1993 г.

11. Н. И. Павленко «Пётр Великий» Москва Мысль 1990 г.

12. Г. В. Орлов «История государства и права зарубежных стран» часть 1 Москва ВКИМО

13. И. С. Перетерский «Всеобщая история государства и права» с. 195 Москва Наука 1981 г.

14. В. В. Струве «Хрестоматия по истории» том 1 Москва 1950 г.

15. П. Н. Зырянов «Пётр Аркадьевич Столыпин» Вопросы истории №6 1990 г.

16. П. Н. Зырянов «Столыпин и судьбы крестьянства» Диалог №12 1990 г.

17. А. Ф. Керенский «Россия на историческом повороте» Вопросы истории №6 - №8 1990 г.

18. В. С. Дякин «Когда мы проскочили поворот?» Знание-сила №2 1991 Тематическая подборка «Россия начала XX века»

19. В. С. Дякин «Был ли шанс у Столыпина» Звезда №12 1990 г.

20. А. А. Керсновский «История Русской армии» Москва 1992 г.

21. С. М. Соловьёв «Чтение и рассказы по истории России» Москва 1989 г.

22. Н. И. Павленко «Птенцы гнёзда Петрова» Москва 1988 г.

23. С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по Русской истории» Петербург 1917 г.

24. Ю. Н. Титов «Абсолютизм в России. Советское государство и право» Москва 1973 г.

25. В. В. Казарезов «О Петре Аркадьевиче Столыпине»

26. П. Н. Зарьянов «Пётр Аркадьевич Столыпин» Вопросы истории№3 1990 г.

27. А. Я. Аврех «П. А. Столыпин и судьбы реформ в России» Москва Издательство политической литературы 1991 г.

28. А. В. Ефременко «Агрономический вопрос столыпинской реформы» Вопросы истории №11-12 1996 г.

29. М. Бок «П. А. Столыпин» Современник Москва 1992 г.

30. Г. Попов «О столыпинской реформе» Наука и жизнь

31. В. И. Кирюшин «Узловые вопросы аграрной реформы» Москва 2001 г.

32. В. П. Данилов «Аграрная реформа и крестьянство в России» Москва 1999 г.

33. Л. В. Красеоневцев «Основные моменты развития русского революционного движения в 1861-1905 года» Москва 1957 г.

34. Архимандрит Константин (Зайцев) «Чудо Русской истории» Москва 2002 г.

35. www.easyschool.ru

36. П. Н. Зырянов «Столыпин без легенд» Москва 1991 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Первое приложение

В январе 1930 года Объединение русской национальной молодежи в Праге принимает: "Шесть пунктов идеологических положений.

1) - Мы находим необходимым и вполне своевременным создание надпартийного объединения национально-мыслящих русских молодых людей как левого, так и правого крыла, в целях взаимной спайки, укрепления любви к родине и готовности бескорыстного служения ее интересам.

2) - Не предрешая будущей формы государственного устройства и управления и предоставляя окончательное решение этого вопроса русскому народу, мы полагаем, что истинным правительством национальной России может считаться лишь такая власть, которая положит в основание своей деятельности стремление к удовлетворению нужд и потребностей всей нации в целом, а не отдельных классовых, партийных и национальных группировок.

3) - Признавая культурные права для национальных меньшинств, мы относимся отрицательно ко всякого рода течениям, стремящимся посеять рознь между ветвями русского народа и народностями, входящими в состав Российского государства, или ставящим своей целью порабощение одной народности другой.

4) - Под борьбой с большевизмом мы понимаем всякого рода активную работу, которая так или иначе может способствовать общему успеху и торжеству русского национального дела. Противодействие коммунистической агитации, принятие мер против денационализации и морального разложения русской молодежи, освещение истиной сущности большевизма в русской и иностранной среде - все это является лишь примерами тех бесчисленных возможностей, к которым каждый может приложить свои силы.

5) - Нашими ближайшими целями мы считаем: привлечение в нашу среду возможно большего числа согласных с вышеупомянутыми положениями молодых людей; создание кадра русской национальной молодежи, способной быть не только монархистами или республиканцами, но и просто русскими; поддержание связи со всеми теми русскими организациями, которые ведут всестороннюю борьбу с большевизмом и ставят выше всех своих остальных положений восстановление Национальной России.

6) - Руководство работой Объединения принадлежит молодежи, и долгом каждого, вступающего в число членов Объединения, является принятие в нем активного участия в настоящее время, в будущем же всемерное содействие созданию в России твердой национальной власти, которая будет в состоянии законным порядком обеспечить личные и имущественные права граждан Российского Государства".

Второе приложение

На первом съезде Союза, в июле 1930 года, были приняты следующие "Идеологические положения:

Понимая Россию не только как определенное территориальное государственное целое, но и как совокупность национально-самобытных идей, культурных и бытовых ценностей; государство как сложный живой организм, в котором гармонически связаны интересы частные и интересы общие, - мы считаем, что государственное устройство России должно быть построено на началах российского национализма, твердой законности, частной собственности и свободы личного творчества, освященных религиозно-моральным миропониманием и общегосударственными интересами.

Возрождение Великой России должно протекать в твердом согласовании с преемственностью исторического развития России, с ясным учетом как достоинств и заслуг, так и ошибок и недостатков прошлого, равно как и фактов настоящего, однако, без преклонения перед последним.

Исходя из изложенного, мы считаем необходимым:

1) - Установление твердой центральной власти, стоящей над партиями и классами, черпающей свою силу в идее служения и проникнутой сознанием своей ответственности перед Родиной.

2) - Установление личных свобод, равенства всех перед законом и отсутствие классовых и сословных привилегий, как основных условий личного и общественного прогресса и создания духовных и материальных ценностей.

3) - Проведение во внешней политике здорового национального эгоизма; в отношении славянства - продолжение традиционной политики России, направленной к возможно более тесному культурно-политическому единству славян.

4) - Предоставление народностям, входящим в состав России, возможности широкой национально-культурной самодеятельности.

5) - Разрешение земельного вопроса путем создания крепкого мелкого землевладельца-собственника, как основного общественно-хозяйственного фактора, с соблюдением общегосударственных интересов. (Примечание - для этой цели: закрепление за крестьянами обрабатываемой ими земли

и наделение землей малоимущих и безземельных).

6) - Установление свободы экономических отношений, могущей быть ограниченной лишь в интересах государства; в частности, в области взаимоотношений труда и капитала - ведение государством активной политики, направленной к регламентации этих отношений и к охране экономически слабых слоев населения".

ПИСЬМО МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ П. А. СТОЛЫПИНА ПО ПОВОДУ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ "НОВОЕ

ВРЕМЯ" ПОД ЗАГЛАВИЕМ "НАШЕСТВИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ" (черновой

вариант). 1911 г.

Кривошеину А. В.

Во время нашей совместной поездки в Сибирь осенью минувшего года было обращено внимание на значительное количество немцев-колонистов, водворившихся в Западной Сибири. Последние устраиваются не только на землях казачьих и частновладельческих, но и на казенных, в качестве переселенцев. Так, в настоящее время в одной только Акмолинской области на казенных землях существует 46 немецких поселков в 3430 семей, с населением свыше 20000 душ обоего пола, коим в надел отведено казенных земель до 250000 дес.

Не говоря уже о том, что водворение немцев на казенных землях в то именно время, когда в Западной Сибири ожидают земельного устройства русские переселенцы, не соответствует интересам русских людей, я, со своей стороны, нахожу, что устройство этих лиц в Сибири, и притом на землях казенных, представляется с точки зрения государственных интересов совершенно нежелательным. Такого же взгляда в этом вопросе держится и Степной генерал-губернатор, генерал-лейтенант Шмит, но принужден пока мириться с этим явлением, т. к. землеустроительные комиссии, распределяющие земельный фонд между переселенцами, направляют в степные области немцев-колонистов, которых, в силу этого, приходится устраивать на переселенческих участках.

Хотя по отношению Степного края в законе и не содержится такого категорического указания на воспрещение водворять на казенных землях лиц, нежелательных в интересах государства, как это установлено в ст. 5. Прав. Пер. для казенных областей Туркестанского края, однако, это обстоятельство, по силе ст. I. Прав. Перес., отнюдь не может препятствовать правительству, являющемуся носителем верховных прав государства, давать указания местным органам о заселении местностей Сибири теми или другими категориями переселенцев, в соответствии с видами правительства и государственными задачами, и в этом отношении я находил бы, со своей стороны, безусловно необходимым, в ограждении интересов русского крестьянства и по соображениям государственной важности, принять меры против заселения Степных областей немцами-колонистами как элементом, не отвечающим задачам русской колонизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать