Преобразования Петра І

Преобразования Петра І

32

План

Введение

1. Политическая борьба в России в конце ЧVІІ века.

2. Реформы Петра І.

3. Внешняя политика России в начале ЧVІІІ века. Северная война.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела.

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

1. Политическая борьба в России в конце ЧVІІ века

Страна с почти пятнадцатью миллионным населением, отрезанная от морей, занимала к началу петровского времени довольно скромное место в международной жизни.

В целом в то время для России состояние мира было скорее исключением, а война - жестоким правилом. Во время войны России и Речи Посполитой из-за Украины Швеция напала на Речь Посполитую, захватила большую часть польских земель, в том числе Варшаву и часть Литвы. Шведское правительство добилось соглашения с литовскими магнатами об объединении Литвы со Швецией. В этих условиях Россия заключила перемирие с Речью Посполитой и в 1656 г. открыла военные действия против Швеции. Они в 1657-1658 гг. проходили с переменным успехом, и в 1658 г. было заключено трехлетнее перемирие, по которому за Россией остались земли, приобретенные в ходе войны. Между тем, Речь Посполитая возобновила войну против России, которой пришлось сражаться на два фронта.

Поэтому B 1661 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией Кардисский мир на условиях Столбовского соглашения.

В 1667 г. между Россией и Речью Посполитой было подписано в дер. Андрусово (близ Смоленска) перемирие на 13 с половиной лет, по которому к России переходили Смоленское и Черниговское воеводства, Стародубский повет, а также Левобережная Украина. Киев с небольшим округом закреплялись за Россией временно - на два года. Запорожье признавалось совместным владением России и Польши.

Московскую концепцию успешных решений балтийское вопроса и борьбы с крымско-турецкой экспансией при условии прочного военно-политического союза с Польшей реализовал глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин в результате Московского союзного постановления 1667 г., согласно которому Poccия и Польша договорились "случати силу" для нужд обороны двух стран.

Из двух важнейших внешнеполических проблем московского государства - крымско-турецкой и балтийской - наибольшее знание в конце XVII века получила первая. Воссоединение Левобережной Украины с Россией вызвало резкое противодействие со стороны Крымского ханства и Османской империи. В кровопролитных боях под Чигирином в 1676-1681 гт. русским воёскам удалось остановить продвижение крымско-турецкой армии на Киев. Бахчисарайский договор 1681 г. закрепил границу России с Турцией по Днепру. На его правом берегу за Россией оставался Киёв с небольшим округом. По властью Турции были южная Киевщина, Брацлавщина и Подолия, гетманом которых стал Ю. Хмельницкий. Договор устанавливал перемирие на 20 лет. Московскому правительству приходилось ежегодно выплачивать крупные суммы крымской феодальной верхушке за их отказ от набегов на южнорусские земли. Ханы часто не выполняли свои обещания.

Весной 1684 г. была создана антитурецкая "Священ лига" в составе Австрии, Польши и Венеции. Патроном ее был провозглашен римский папа Иннокентий XI. Участники лиги предлагали присоединиться к ним всем христианским державам, но особенно они рассчитывали на вступление в лигу "царей московских". Образованный и дальновидный дипломат В.В. Голицын заявил австрийским представителям, что вступление России в союз против Турции должно обязательно предшествовать заключению прочного мира с Польшей. Английское правительство оказало давление на Речь Посполитую, чтобы заставить ее пойти на уступки. В 1686 г. был заключен "Вечный мир" России с Польшей. Польша отказывалась от Киева, получив за него денежную компенсацию в 146 тыс. золотых руб. Россия, обязалась разорвать отношения с Крымом и Турцией и вступить в оборонительный и наступательный союз против них с Польшей. Запорожье признавалось владением России.

Русское правительство организовало два похода на Крым в 1687 и 1689 гг. Русская армия вместе с полками украинских казаков под руководством В. В. Голицына прошла через Дикое поле до самого Перекопа. Регулярные полки разгромили Белгородскую орду, взяли Очаков. В целом, эти походы не принесли России ни крупных военных успехов, ни территориальных приобретений.

Почти одновременно с заключением "вечного мира" с Польшей русская дипломатия достигла урегулирования спорных вопросов с восточным соседом - Цинской империей. По Нерчинскому договору 1689 г. Россия была вынуждена уступить Китаю обширную территорию на обоих берегах верхнего течения Амура уже освоенную русскими крестьянами и казаками, и земли на правом берегу реки Аргунь. Граница между двумя государствами не была точно определен, что впоследствии вызвало пограничные споры.

После смерти 47-летнего "тишайшего" царя Алексея Михайловича в 1676 г. царем нал его старший сын Федор, мальчик 14 лет, страдавший неизлечимой болезнью, от которой он едва мог ходить. При дворе приобрели силу его родственники по матери - Милославские и сестра Софья, отличавшаяся сильной волей и энергией. Идя навстречу дворянству, правительство стремилось уничтожить различие между поместьем И вотчиной. Сильнейший удар боярству нанесен отменой в 1682 году местничества. При служебных назначениях на первый план все более выдвигался принцип выслуги, личных заслуг вместо отживающего признака "породы". Тем самым создавались особенно благоприятные условия для слияния дворянств, и боярства в единое сословие.

Складывание абсолютизма в России проявилось также в созыве вместо земских соборов совещании, состоявших из представителей одного сословия, поддержкой которого хотела заручиться верховная власть. Сословно-представительная монархия уступала место абсолютизму, опиравшемуся на дворянство, приказной аппарат и армию. Происходило сокращение числа приказов, их слияние. В местном управлении продолжалась организация так называемых разрядов - военно-административных округов, предвосхитивших деление страны на губернии. Воеводское управление к концу столетия вытеснило другие виды местной администрации, в том числе выборной (городовые приказчики, осадные головы, губные и земские старосты).

В организации вооруженных сил наблюдается постепенный переход к регулярной армии. По росписи 1680 г. армия насчитывала 164 тыс. человек, в том числе: дворянского ополчения 31 тыс., стрельцов более 20 тыс., рейтар и копейщиков - более 30 тыс., солдат было свыше 61 тыс. 1667 году под Коломной на Дедиловской верфи был сооружен первый корабль - "Орел", (который был сожжен разинцами в Астрахани во время восстания).

Кроме того, во время 6-летнего царствования Федора Алексеевича были проведены и другие важные мероприятия: всеобщая подворная перепись и реформа налогообложения, утверждены основные принципы Московской академии как автономного и влиятельного в государстве рассадника "свободных мудростей"; принят указ о введении европейской одежды для дворян и служащих; основана первая в России типография без церковной цензуры. Однако все эти реформы не меняли сути крепостнической политики феодальной монархи, которая наращивала мощь своего управленческого и карательного аппарата. Об этом свидетельствовали практические действия правительства. В 1682 г. были сожжены проповедники-старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом; продолжалось казнокрадство, неправые суды, мздоимство местных и центральных властей, что довело народ до предела, за которым должен был последовать взрыв.

Столичные и городовые стрельцы обращались к правительству с жалобами на вымогательство, жестокость, утаивание жалования со стороны стрелецких полковников. Их жестоко избили кнутом.

27 апреля 1682 года скончался бездетный царь Федор. Из двух братьев покойного старший царевич Иван был больной, полуслепой и "скорбный главою". З ним стояли его родственники по матери Милославские, где видное место занимала царевна Софья. Кандидатуру младшего царевича - Петра (сына Алексея Михайловича и второй его жены Натальи Кирилловны Нарышкиной), здорового десятилетнего мальчика, поддерживали Нарышкины. К ним примкнул и патриарх Иоаким. На заседании "Освященного собора" и Боярской думы Петра провозгласили царем.

Стрельцы и солдаты использовали дворцовые события, чтобы добиться удовлетворения своих требований. Они подали челобитную на всех своих 16 полковников и одного генерал-майора солдатского, полка. Так как ответной реакции не последовало, стрельцы самостоятельно произвели экзекуцию над своими командирами.

Однако возвышение Нарышкиных не предвещало стрельцам ничего хорошего. 15 мая 1682 года стрельцы с криками, будто Нарышкины задушили царевича Ивана, подошли к дворцу. Царица Наталья, патриарх и бояре вышли к ним с Петром и Иваном. Несмотря на это, стрельцы убили главу Стрелецкого приказа князя М. Долгорукого, братьев царицы Натальи, разгромили Стрелецкий и Холопий приказы и потребовали закрепления за ними ряда прав и привилегий.

В результате государственного переворота Софье удалось протащить на трон Ивана как "первого" царя, а себя объявить, опираясь на новую челобитную стрельцов, правительницей двух царствующих братьев. Получив власть в результате выступления стрельцов, Софья и её фаворит князь В. Голицын не могли считать её прочной, тем более, что стрельцы и возглавившие их князья Хованские оказывали сильное влияние на ход событий. Отец и сын Хованские были обвинены в неправильном распоряжении денежной казною в пользу стрельцов, в потачке наглому невежеству стрельцов, в неправом суде, в дерзких речах, в "подущении" раскольников и пр., и им отрубили головы.

Правительство царевны Софьи и В. Голицына (1682-1689 годы) совершенствовало законодательство, боролось с произволом местных властей. Ученые греки, братья Лихуды, основали в Москве Славяно-греко-латинскую академию. Несмотря на политические разногласия с патриархом Иоакимом, Софья активно поддержала его в борьбе с расколом. В 1682 году после казни идеолога раскольников Никиты Пустосвята была разослана грамота ко всем архиереям, чтобы они сыскивали раскольников и предавали их казни.

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. Россия была не только отрезана Швецией и Турцией от Балтийского и Черного морей, но и находилась под угрозой новых агрессивных акций со стороны этих держав. Между тем объективный ход экономического, политического и культурного развития страны все больше переплетался с задачей выхода на широкие мировые торговые пути. Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживало рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин ее экономической, политической и военно-технической отсталости. В то же время буквально во всех сферах и отраслях жизни и строя России XVII века отчетливо видно, насколько назрела необходимость серьезных реформ, но первые попытки их осуществления не получили необходимого завершения.

2. Реформы Петра І

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695--1715 годы и 1715--1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформа государственного управления. У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1701 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны».

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717--1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями -- предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.

Областная реформа. В 1708--1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы -- доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719--1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Контроль за деятельностью государственных служащих. Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взятничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата -- особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712--1719 гг.)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать