Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Экономическая политика Петра I

В основу всех преобразований Петра I (1682 - 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров). При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота. За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным -- 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г. была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье -- лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности -- железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России -- вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна -- в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири).

Социальные реформы. Табель о рангах

В конце XVII -- первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения -- вотчиной и поместьем.

Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

Консолидации дворянства способствовала и Табель о рангах 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов -- от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.

Крестьянство, составлявшее 92% населения, приняло на себя основное бремя модернизации страны. Крестьяне строили города, верфи, крепости, заводы, составляли костяк армии, несли основную податную нагрузку. К 1724 г. закончилась перепись населения и подушная подать заменила собой подворную. Это привело не только к общему росту объема налогообложения, но и к некоторым социальным изменениям. Ликвидирована была такая категория, как холопство; черносошные крестьяне, однодворцы южных уездов и ясачное население Поволжья и Сибири объединились в сословие государственных крестьян.

Военные реформы

После поражения русских войск под Нарвой в 1700 г. Петром I была проведена военная реформа. Ее сущность состояла в замене дворянского ополчения регулярной армией с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Стрелецкое войско было ликвидировано после мятежа 1698 г. С 1699 г. армия пополнялась за счет рекрутских наборов из зависимых слоев населения. С 1705 по 1874 г. рекрутские наборы являлись основным способом комплектования рядового состава вооруженных сил. Офицерский же корпус формировался за счет дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Преображенского, Семеновского) или в специально созданных школах (Навигацкой, фортификационной, артиллерийской и др.) Следует отметить, что отношение дворянства к военной службе изменялось специальными мерами правительства: заменой поместного верстания штатным денежным жалованием (1711 г.); обязательной военной подготовкой дворянства и порядком прохождения военной или штатской службы (указ 1714 г. о не производстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми, а также Табель о рангах 1722 г.).

Необходимым новшеством было создание отечественного военно-морского флота, начатое еще зимой 1696 года строительством судов на реке Воронеж. На постройку флота в Воронеже государство мобилизовало несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г. овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море.

В годы Северной войны (1700 - 1721 гг.) по приказу Петра I активно шло строительство российского флота в Балтийском море. В 1703 г. на воду был спущен первый фрегат Балтийского флота - 28-пушечный «Штандарт», в 1704 г. заложена Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов.

В результате этой реформы уже при жизни Петра Великого российский флот господствовал на Балтийском море. Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, -- до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Артикула воинского (1715 г.), а также Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов -- все это делало Россию одним из сильнейших государств в Европе, без участия которого отныне не решался ни один важный вопрос международной жизни.

Реформы центрального управления

Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и, в то же время, личной ответственности чиновников за принятие решений. Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.

С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно с 1701 г. действовал новый совещательный орган, созданный царем, т. н. Ближняя канцелярия или «консилия».

В 1711 г. Петр I учредил сменивший «консилию» Правительствующий Сенат -- высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствие монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложной и неповоротливой приказной системы (около 90 приказов к концу XVII в.) в 1718-1721 гг. создавались коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом -- Генеральным регламентом. Изначально возникли 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов.

Реформы местного управления

Наряду с укреплением центрального аппарата в начале XVIII в. шла и реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. В подчинении каждого губернатора находились 4 заместителя: обер-комендант (руководство войском), обер-комиссар (ответственный за сбор налогов), генерал-провиантмейстер и ландсрихтер (обладал судебными полномочиями). С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы (ландраты), без которых губернатор не мог ничего решать. После отмены этих советов в 1719 г., участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд. Уездное дворянство ежегодно собиралось для выбора из своей среды земского комиссара, ведавшего сбором податей и полицейскими делами. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Для управления городами Петр I создал городовые магистраты. Эти новые учреждения (сначала называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли. Они подчинялись специальной коллегии -- Главному магистрату. Фактическая власть в Главном и городовых магистратах находилась в руках богатых купцов. Члены городовых магистратов избирались пожизненно, им могло быть пожаловано дворянство. Городская реформа, таким образом, укрепила права купечества и способствовала развитию торговли и промышленности.

Реформа отношений с церковью

В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр I, продолжая политику своего отца царя Алексея Михайловича, направленную на ослабление церковного влияния, не торопился объявить выборы нового главы русской церкви. Царь разделил его функции между двумя ведомствами: Монастырскому приказу отошли имущественные дела, а организационные и канонические вопросы должен был решать местоблюститель патриаршего престола. Местоблюстителем Петр назначил митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского -- выходца с Украины, далекого от консервативного московского духовенства.

Постепенно становилось все более ясно, что царь не заинтересован в избрании патриарха. Так, в 1702 г. был издан царский указ, разрешавший христианам неправославного вероисповедания строить на территории России храмы и исповедовать свою веру, а в 1711 г. церковные суды были поставлены под контроль гражданских чиновников. 25 января 1721 г. Петр I утвердил составленный епископом Феофаном Прокоповичем «Духовный регламент». На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью образована Духовная коллегия, или Святейший Синод во главе с президентом, назначаемым царем. В ведении Синода находились все церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение должностных лиц, цензура церковных книг и т.д.

С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначавшийся из светских лиц и фактически возглавлявший Синод (первым обер-прокурором был назначен полковник И.В. Болтин). Это завершило церковную реформу и превратило Русскую православную церковь в составную часть государственного аппарата.

Основные направлении внешней политики Петра I

Для экономического развития, успешной торговли и ведения военных действий Российскому государству необходим был выход к морям. Петр I (1682 - 1725 гг.) понимал, что иначе не вырваться из культурной и экономической изоляции, а следовательно, и не преодолеть общую отсталость страны. К тому же для безопасности границ и улучшения стратегического положения России нужен был флот. Поэтому основными направлениями внешней политики были:

северо-западное -- отношения со Швецией. В период Смуты Россия уступила Швеции все прибалтийские территории (Столбовский мир 1617 г.) и лишилась, таким образом, возможности вести полноценную внешнюю торговлю. Попытка отвоевать эти области была предпринята в ходе Русско-шведской войны 1656-1658 гг., но закончилась неудачей. Возвращение русских городов Яма, Копорья, Ивангорода, Корелы, Орешка, а также выхода к Балтийскому морю оставалось важнейшей задачей северо-западной политики Российского государства;

южное -- отношения с Крымским ханством и Османской империей (юго-западный аспект), с Персией (юго-восточный аспект). В течение XVI -- XVII вв. крымские татары регулярно нападали на южные окраины Российского государства и разоряли их. Кроме того, они препятствовали выходу России к Черному морю. В 1637 г. донские казаки захватили крепость Азов, однако правительство в то время не имело сил и средств для войны с Турцией и ее вассалом. В 1676 -- 1681 гг. Московское государство воевало с Османской империей на Украине, в 1687, 1689 гг. правительство царевны Софьи Алексеевны отправляло боярина князя В.В. Голицына завоевать Крым, но безуспешно. Основной задачей юго-западного направления внешней политики оставалось уничтожение Крымского ханства и завоевание Причерноморья.

Россия стремилась взять под свой контроль транзитную торговлю востока со странами Европы по Каспийскому морю. Для этого необходимо было положить предел военно-политической экспансии Турции в Прикаспий и укрепить свои позиции в Закавказье

Великое посольство

Для экономического развития, успешной торговли и ведения военных действий Российскому государству необходим был выход к морям. В 1696 г. русские войска захватили турецкую крепость Азов, но требовалось еще много усилий для того, чтобы взять Керчь и пробиться к Черному морю. С 1686 г. Российское государство входило в антитурецкую коалицию -- Священную лигу, членами которой также являлись Речь Посполитая, Австрия и Венеция.

Чтобы побудить своих союзников вести активные военные действия против Османской империи, весной 1697 г. Петр I (1682 - 1725 гг.) организовал Великое посольство в Европу. Придавая особое значение этой проблеме, царь совершил беспрецедентный шаг -- принял участие в Посольстве лично (хотя и инкогнито -- под именем урядника Петра Михайлова). Помимо решения дипломатических задач, Петр I стремился своими глазами увидеть европейские страны, сам изучить «пригодные для перенятия» в России порядки, определить на учебу русских «волонтеров» и нанять необходимых стране военных и гражданских специалистов. Но именно главную цель Посольства выполнить не удалось -- европейские державы готовились к войне за Испанское наследство, и возобновить антитурецкий альянс не представлялось возможным.

Однако, находясь в Европе, царь смог создать другую коалицию -- против Швеции, дававшую шанс бороться за выход к Балтийскому морю. В итоге образовался Северный союз: Россия, Саксония и Дания, к которому позже присоединилась и Речь Посполитая (курфюрст Саксонии Август II Сильный был также и польским королем). 3 июля 1700 г. думный дьяк Е.И. Украинцев подписал с Османской империей Константинопольское перемирие на 30 лет, а 9 августа 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Началась Северная война.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать