Преступление и наказание в "Псковской Судной грамоте"

Преступление и наказание в "Псковской Судной грамоте"

3

МОУ « Милицейско - правовой лицей»

РЕФЕРАТ

по отечественной истории

Тема « Преступление и наказание

в «Псковской Судной грамоте».

Ученицы 11 класса

Алексеевой Александры

Научный руководитель

Тимошенкова З.А.

Псков

2003

Содержание

Введение

Глава 1 «Источники «Псковской Судной грамоты»

1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»

1.2 Почему грамота названа Псковской

1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»

Глава 2 «Историография»

2.1 Дореволюционный этап развития историографии

2.2 Современный этап развития историографии

Глава 3 « История телесных наказаний в России»

3.1 История телесных наказаний в России

3.2 История пыток в России

Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

4.1 Уголовные преступления

4.2 Имущественные сделки и имущественные преступления

4.3 Суд о земле

4.4 Правовое положение наймита

4.5 Особенности отношений изорника и его государя

Глава 5 «Судопроизводство в «Псковской Судной грамоте»

5.1 Псковской вече - судебный и законодательный орган

5.2 Суд княжой

5.3 Посадник

5.4 Сотские

5.5 Церковный суд

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Период Х1У - ХУ в.в. - время бурного развития феодальных отношений в Псковской феодальной республике.

Согласно « Философскому энциклопедическому словарю»

Феодализм- система экономических, социальных и политико-правовых отношений, характеризующихся следующими признаками:

1. условное право собственности на землю

2. наличие феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий.

В этот период происходит формирование основных классов феодального общества: феодалов и феодально зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимость эксплуатируемых слоев населения. Создается феодальное право - право землевладельца (феодала) владеть землей (феодом) и передавать её по наследству.

Феодальное право постепенно вытесняет нормы обычного права. Но отпечатки обычного права заметны не только в «Русской Правде», «Псковской Судной грамоте», но и в общерусских судебниках.

В первой половине Х1У в. складывались основные черты Псковской феодальной республике, просуществовавшей с 40-х гг. Х1У в. по 1510 г. «Псковскую Судную грамоту», принятую на Псковском вече, исследователи называют «Псковской правдой». Она повлияла на общерусское законодательство (Судебник Ивана 111. 1497 г.)

Глава1 «Источники «Псковской Судной грамоты»

1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»

Само заглавие «Псковской Судной грамоты» гласит: «Сия грамота выписана из великого князя Александровы грамоты и из княж Константиновы грамоты». По мнению Ю.Г. Алексеева, одного из современных исследователей «Псковской Судной грамоты», речь идет об Александре Невском, о чем свидетельствуют следующие аргументы:

1. из всех князей по имени Александр, связанных с Псковом, только Александр Невский был Великим князем;

2. по стилю грамота отличается от документов Х1У - ХУ в в.;

3. изображения на печати, скреплявшей грамоту Александра, характерны для печатей Александра Невского.

«Псковская Судная грамота» (далее ПСГ) является «прямой наследницей « Русской Правды» - утверждал Ю.Г. Алексеев. Грамота опиралась на фундамент русского феодального права, заложенный «Русской Правдой» и освещала вопросы, не вошедшие в Правду. Но она и корректировала уже решенные Правдой вопросы в соответствии с местными условиями правопорядка.

Одним из первых исследователей ПСГ был Н. М. Карамзин. В У-ом томе его «Истории государства Российского» был опубликован отрывок грамоты, состоящий из 10 последовательных статей ( ст. 109 - 120 кроме пропущенной 112 -ой статьи). Этот отрывок не имел начального листа ( в 1-ой статье которого говорилось о происхождении грамоты), т. к. автор предположил, что «сия грамота есть только отрывок или прибавление к иным уставам».

Профессор лицея в Одессе Мурзакевич в библиотеке князя Воронцова нашел среди рукописей полный текст ПСГ, который опубликовал в 1847 г. Грамота напечатана слово в слово, написанные переписчиком слитно слова разделены по смыслу, расставлены знаки препинания.

В основу деления ПСГ на статьи у Мурзакевича положен принцип выделения логически законченных грамматических конструкций. Начало и конец статьи определяются логически.

В 1893 г. вышла в свет книга Я. Северцова «Памятники древнерусского законодательства», где опубликован текст ПСГ по Мурзакевичу. В конце книги помещен словарь слов, требующих пояснения, дано толкование использованных автором юридических терминов.

По мнению Ю.Г. Алексеева, «логическое осмысление текста грамоты издателями Х1Х в. может не совпадать с пониманием этого текста его современниками и составителями. Мнение последних первостепенно важно для издателя и исследователя и не может игнорироваться ими».

1.2 Почему грамота названа Псковской

Как указано в заголовке грамоты, она выписана из княжеских грамот и « из всех приписков псковских пошлин… всем Псковом на вечи …». Но даже если бы заголовок не сохранился в силу исторических причин или ветхости документа территориальная принадлежность грамоты не вызывала бы сомнений.

Многие статьи указывают на место, где происходили судебные тяжбы или возникали законодательные вопросы - это Псков: «кто с кем побьется во Пскове», «хотети Пскову добра» и т. д.

В грамоте также упоминается о жителях города: « селянин псковитин», «псковитину послать». Учитывая, что грамота проникнута духом вечевого законодательства, что в ней имеются языковые особенности, присущие только Псковской феодальной республике, принадлежность грамоты Пскову не вызывает сомнений.

Таким образом, дошедший до нас вариант ПСГ надолго стал основным юридическим документом вечевого города.

1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»

Общепринятое деление ПСГ на 120 статей опирается на заглавные буквы - инициалы, написанные киноварью. Статьи грамоты распадаются на 3 части:

1 часть (ст. 1-50) - характеризуется систематизированным текстом, т. е. сведенным в тематические разделы

11 часть (ст. 51 - 98) - характеризуется тем, что тематические разделы, занимающие три четверти общего числа статей этой части, нередко возвращаются к сходным сюжетам и постоянно перебиваются самостоятельными статьями.

В 111 части (ст. 99 - 120) - полностью господствуют несистематизированные статьи.

Как мы видим, степень систематизации грамоты убывает по мере приближения к концу документа. Эта особенность - специфическое свойство ПСГ.

Глава 2 «Историография»

Юридические вопросы о преступлении и наказании составляют один из важных аспектов изучения истории России. Всю российскую историографию можно разделить на 2 этапа: дореволюционный этап и советский (современный) этапы развития историографии.

2.1 Дореволюционный этап развития историографии

В этот период изучение вопросов о преступлении и наказании связано в основном с публикацией и комментированием найденных документов.

Н.М. Карамзин при написании «Истории государства Российского» в собрании Московской Синодальной библиотеки обнаружил «Уваровскую летопись», написанную в середине ХУ1 века. Рукопись начиналась с отрывка из ПСГ (ст. 109 - 120 кроме 112 -ой статьи). Этот отрывок Карамзин поместил в У-ом томе его «Истории…», впервые ознакомив историков, занимающихся старинным русским законодательством, с местным псковским судопроизводством.

Определяя место ПСГ, автор утверждает, что Русская Правда «знает только кровную месть и денежную систему выкупа».

Профессор Мурзакевич в 1843 г. нашел текст ПСГ в библиотеке князя Воронцова, а издал его в 1847 г. В предисловии профессор писал: « Грамота отыскана в «Сборнике», писанном в лист, на бумаге, которая, по имеющемуся в листах фабричному клейму, может быть отнесена к 1638 г.».

В 1871 г. была издана «Хрестоматия по истории Русского права» профессора Владимирского - Буданова. Там была опубликована полная дошедшая до нас ПСГ (по Мурзакевичу), а также ценные замечания, поясняющие как правильность чтения текста, так и гражданскую обстановку в Пскове времен появления грамоты.

В 1893 г. Северцов издал свою книгу «Памятники древнерусского законодательства», включавшую ПСГ по списку Мурзакевича и словарь, поясняющий все приведенные в книге юридические термины.

Таким образом, ПСГ - это новый этап в развитии вопроса о результатах преступлений и форме наказаний.

2.2 Современный этап развития историографии

Интерес историков к вопросам о преступлении и наказании возрос с новой силой в годы советской власти и продолжает расти в настоящее время. Эти вопросы рассматриваются как в связи с исследованием отдельных юридических памятников, так и в связи с изучением истории государства и права в целом.

Ю.Г. Алексеев в своей книге «Псковская Судная грамота» и её время», проанализировав уголовные статьи ПСГ, пришел к выводу о том, что «развитие преступности в условиях феодального строя определяется… ростом социального и имущественного неравенства, процессом ослабления и распада старых общинных связей».

Сравнив ПСГ и «Русскую Правду» автор выявил основное отличие документов в вопросе о разбое. ПСГ заменяет «поток и разграбление» высокой денежной компенсацией - это говорит, по мнению Алексеева, о новом этапе развития социальных отношений.

Таким образом, можно сказать, что «Если Правда в своих уголовных статьях подходит к людям с позиций князя, то ПСГ рассматривает уголовные казусы внутри самой общины, между самими людьми, не противопоставляя никого этим людям».

Основные итоги изучения вопроса о преступлении и наказании были отражены в учебных курсах. В учебнике Ю.П. Титова и др. «История государства и права России» дается следующее определение: « Преступление в ПСГ - нанесение морального ( материального) ущерба лицам и причинение вреда государству». Там же говорится и о том, что в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь.

Подобное толкование определения преступления в ПСГ дает и Исаев в «Истории государства и права России». Он же указывает на то, что «высшая мера наказания по Русской Правде поток и разграбление Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) в рабство».4

Ю.Г. Алексеев в книге «Псковская Судная грамота». Текст. Комментарий. Исследование.» пишет, что ПСГ - один из важнейших источников истории русского права, т. к. « грамота освещает такие стороны русской жизни Х1У - ХУ в в., какие не отразились ни в одном другом памятнике».1

Из всего сказанного можно сделать вывод: вопросы о преступлении и наказании в русском праве одинаково глубоко интересовали и продолжают волновать как исследователей Х1Х века, так и наших современников.

Глава 3 «История телесных наказаний в России»

3.1 История телесных наказаний в России

Несомненно, что для современного читателя история телесных наказаний интересна и поучительна. Черты варварства, жестокости, душевной развращенности, присущие любой нации, в том числе и русскому народу, четко прослеживаются в телесных наказаниях - мерах устрашения и принуждения.

Возможность телесно наказывать превращалась на Руси нередко в настоящую страсть к истязанию, находящую себе полное объяснение лишь в планомерной истории развития телесных наказаний в России.

Телесные наказания появились на Руси в глубокой древности вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник Х11 - Х111 вв. - «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой».

С принятием христианства распространению телесных наказаний на Руси начало способствовать греческое духовенство. Самые тяжкие преступления были подсудны в древности церковным судам, как то: оскорбление делом женщины, поджег, кровосмешение с сестрой и др.

Телесные наказания в Киевской Руси были рабьими наказаниями. По «Русской Правде», холоп - вещь, полная собственность господина, который может делать с ним все, что хочет.

Начиная с Х111 в. все чаще назначается телесное наказание. В ПСГ указано: за татьбу (кражу) посадить виновного на дыбу и взять штраф.2

Самый распространенный вид наказания - битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение) выполняли функцию устрашения и выделения преступника из толпы.

Таким образом, проследив историю телесных наказаний в России, можно сказать о том, что с течением времени формы телесных наказаний ужесточались. Все телесные наказания служили методом выделения преступника из толпы и методом устрашения.

3.2 История пыток в России

Пытки как меры предшествующие наказанию, широко применялись во все времена. Впервые о пытках говорится в судебнике Ивана 111 (1497 г.): применить их можно было только по делам о татьбе с поличным, разбое, душегубстве, поджоге и др.

Пыткам подвергались «лихие люди» на « повальном обыске» (т. е. те лица, которых население города во время специального расследования признало опасными преступниками); крестьяне и холопы, обвиненные своими хозяевами в татьбе или разбое; лица, пойманные с поличным на месте преступления не в первый раз; бродяги, оговоренные в разбое и татьбе.

В 1556 году при Иване Грозном книга Разбойного приказа распространила применение пытки на всех людей, приведенных с поличным и «лихих людей».

В ХУ1 - ХУ11 вв. пытки производились палачами, под «пыточными башнями» и «в застенках», показания обвиняемых записывались дьяками. Тяжесть пыток зависела от тяжести обвинения, но в любом случае обвиняемый подвергался не более чем трем пыткам с недельными промежутками. От признания, данного на пытке, впоследствии можно было отказаться и добиться освобождения, если обвиняемый перенесет новые пытки. В ХУ111 в. такой отказ от признания уже не принимался во внимание.

Наиболее популярными были дыба и пытка огнем. Иногда применялась так называемая стряска: к ногам подвешенного на дыбу привязывали бревно, а потом несколько раз встряхивали. Пытка огнем состояла в жжении спины горящим веником.

Воинский артикул 1716 г. принятый при Петре 1, разрешал применять пытки только в очевидных преступлениях и в важных делах. За злоупотребление пыткой судья мог быть строго наказан и даже казнен. От пыток освобождались дворяне, лица старше 70 лет, недоросли, беременные женщины, «но это не распространялось на обвиненных в убийстве и государственном преступлении, тем более что и вообще запреты на пытки часто нарушались: например, Екатерина 11 выступали против пыток, однако, при подавлении пугачевского восстания 1773 - 1775 гг. пытки широко применялись.»

В Х1Х веке пытки применялись в провинции (особенно помещиками в отношении своих крестьян). А в 1847 г. в Костроме были подвергнуты жестоким истязаниям обвиняемые в поджоге ссыльные поляки.

В ХХ же веке пытки не исчезли, они видоизменились. В СССР после Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., когда военнопленные и увезенные фашистами на работы в Европу возвращались домой, создавались специальные лагеря, куда ссылались политические преступники и неугодные МВД СССР простые граждане. Все подобные лагеря носили общее название ГУЛАГ. Попадая туда, люди в большинстве своем гибли от невыносимых издевательств и пыток следователей. Семьи заключенных, часто ни в чем не повинных людей, тоже страдали. Все ужасы лагерей описаны в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», проведшего там 11 лет.

Из этой книги мы узнаем, что перед допросом применялось психологическое давление (запугивание, унижение, ложь и т. д.), а во время допроса и после него людей заставляли стоять на коленях, не давали пить, мучили бессонницей по 3 -5 суток… Можно перечислять до бесконечности, но этот факт - драматическая страница истории нашей страны. Солженицын говорит о том, что обычные граждане не замечали исчезновения таких людей и не задумывались об их несчастных судьбах.

Таких, как Солженицын, было мало. Поэтому советские люди ничего не знали о существовании ГУЛАГа. Только начиная с 1990 -х гг. широкий круг читателей смог узнать всю правду о прошлом своей страны.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что в России на протяжении столетий страсть к пыткам и к телесным наказаниям не угасла. Хотя общество стало более цивилизованным, но страх и тяга к «бою» остались в душах русских людей надолго.

Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические вопросы как преступление и наказание.

В современном юридическом учебнике эти определения звучат так:

в ст. 14 УК РФ преступление определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

К преступлениям ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать