Превращение Китая в полуколонию
осподствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость "изменений в законодательстве". Была провозглашена "новая политика".

В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена "на неопределенное время".

Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.

Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать "железнодорожный устав", "торгово-промышленный устав", проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники "новой политики" уделяли модернизации армии.

"Новая политика", не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.

В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя -- Пу И. Отец Пу И -- Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.

Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905-- 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.

На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.

Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.

Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников -- Н. К. Суд-зиловским (Русселем).

Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.

Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь "нашла русскую литературу.

И тогда она поняла, что русская литература -- наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса -- угнетатели и угнетенные!

Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем".

Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.

Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение "Союза китайского возрождения" и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый "Китайский революционный объединенный союз", или "Объединенный союз" ("Тунмынхой"), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган "Объединенного союза" газета "Минь бао" ("Народная газета"). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.

"Объединенный союз" стал влиятельной политической организацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организации союза. Росло влияние "Объединенного союза" в армии.

Социальный состав членов "Объединенного союза" был неоднородным. В нем участвовали представители национальной буржуазии, мелкой буржуазии города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-помещичьи элементы. Программная декларация "Объединенного союза", составленная Сунь Ятсеном, предусматривала "изгнание маньчжурских варваров", "возрождение Китая", "установление республики", "уравнение прав на землю".

В тот период Сунь Ятсен выдвинул "три народных принципа". Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере "Минь бао", а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.

Первый принцип -- национализм -- означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы "Объединенного союза" не предусматривали открытого выступления против империалистических держав. Сунь Ятсен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начинал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капиталистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты "не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым", и выражал надежду, что "бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут понимать, что возрождение четвертой части человечества будет благодеянием для всех".

Второй принцип -- народовластие -- предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.

Третий принцип -- народное благосостояние -- включал в себя план разрешения аграрного вопроса путем обеспечения "равных прав на землю". Сунь Ятсен считал, что это может быть осуществлено путем обложения всех помещиков налогом "согласно цене земли", т. е. изъятием государством дифференциальной ренты. На эти деньги государство сможет выкупить помещичьи земли. Если отбросить утопическую оболочку плана Сунь Ятсена, то его осуществление было бы равнозначно национализации земли.

Сунь Ятсен утверждал, что проведение "трех принципов" в жизнь позволит Китаю миновать капитализм и развиваться по социалистическому пути.

В. И. Ленин в работе "Демократия и народничество в Китае" дал глубокий анализ программы Сунь Ятсена.

"Боевой, искренний демократизм, -- указывал В. И. Ленин, -- пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ят-се-на" *. Одновременно В. И. Ленин отмечает, что идеология боевого демократизма сочетается у Сунь Ятсена, "во-первых, с социалистическими мечтами, с надеждой миновать путь капитализма для Китая, предупредить капитализм, а во-вторых, с планом и проповедью радикальной аграрной реформы"**.

В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс. А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета буржуазии, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации -- феодализм.

"И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ" одной только „недвижимой собственности", программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.

В этом суть народничества Сунь Ятсена, его прогрессивной, боевой, революционной программы буржуазно-демократических аграрных преобразований и его якобы социалистической теории".

Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.

Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников периода реформаторского движения ослабло, даже внутри "Объединенного союза" было немало деятелей, боявшихся революционной активности масс. Они и стали главной опорой тех, кто стремился к компромиссу с силами реакции.

После начала русской революции наблюдался подъем революционного движения в ряде провинций Китая. В 1906 г. в Центральном и Южном Китае развернулись многочисленные восстания и волнения крестьян, вызванные голодом, наступившим в результате стихийных бедствий и поборов со стороны помещиков и чиновников. В декабре 1906 г. вспыхнуло крупное восстание в районе Пинсян -- Люян -- Лилин (пров. Цзянси). Первыми поднялись горняки Пинсяна. Их поддержали крестьяне Люяна и Лилина и солдаты местных гарнизонов. Вскоре число вооруженных повстанцев достигло 30 тыс. Часть повстанцев выступала под лозунгами "Объединенного союза". Но в этом восстании еще преобладали черты, свойственные стихийным крестьянским выступлениям.

В 1907--1908 гг. продолжались восстания крестьян, волнения среди солдат. Несколько выступлений было организовано местными отделениями "Объединенного союза". Его авторитет и влияние значительно возросли.

Отличительной чертой революционной борьбы этого периода было сочетание стихийных восстаний старого типа с выступлениями, руководимыми буржуазно-демократическими революционными организациями. "В Китае, -- отмечал В. И. Ленин в 1908 г., -- революционное движение против средневековья тоже дало себя с особенной силой знать в последние месяцы. Правда, ничего определенного нельзя еще сказать относительно данного именно движения, -- так мало о нем сведений и так обильны вести о мятежах в различных местностях Китая, -- но сильный рост „нового духа" и „европейских веяний" в Китае, особенно после русско-японской войны, не подлежит сомнению, а следовательно, неизбежен и переход старых китайских бунтов в сознательное демократическое движение" *.

В 1907--1908 гг. либеральная буржуазно-помещичья оппозиция провела первую петиционную кампанию. Направляемые в Пекин петиции содержали пожелания скорейшего открытия парламента. В октябре 1909 г. в 22 провинциях были образованы совещательные собрания при губернаторах и наместниках. Такая уступка уже никого не могла удовлетворить. Весной и осенью 1910 г. либералы провели новые петиционные кампании. Правительство созвало Верховную совещательную палату, состоявшую наполовину из представителей совещательных собраний провинций и наполовину из лиц, назначенных регентом. Палата также поддержала требование скорейшего открытия парламента. Вскоре правительство объявило, что конституция будет введена не в 1916-м, а в 1913 г.

Эти меры, однако, уже не могли приостановить нарастание революционного движения. Повсеместно выдвигались требования немедленного созыва парламента. Все более широкие слои вовлекались в революционное движение. Начиная с 1910 г. оно вступает в полосу нового подъема. Революционные выступления становятся все более опасными для правительства.

8 январе 1910 г. "Объединенный союз" организовал восстание солдат гуанчжоуского гарнизона. Но из-за недостаточной подготовки выступила лишь часть войск, которая потерпела поражение. Руководители восстания погибли в бою.

Новое восстание в Гуанчжоу было назначено на апрель 1911 г. Центр до подготовке восстания возглавил Хуан Син. 27 апреля отряды революционных войск атаковали резиденцию генерал-губернатора. После упорных уличных боев они были разбиты правительственными войсками. Несколько сот революционеров погибло в бою или было казнено. Патриотам удалось подобрать на улицах Гуанчжоу останки 72 героев восстания и похоронить их в братской могиле на холме Хуанхуаган. Эта могила стала одной из святынь китайского народа.

Одновременно с революционными выступлениями, подготовь ленными "Объединенным союзом", в разных частях страны продолжались крупные стихийные антифеодальные выступления народных масс. В 1910 г. было зарегистрировано 80 голодных бунтов. Наиболее крупным из них был апрельский "рисовый бунт" в центре провинции Хунань -- г. Чанша.

События 1910 и первой половины 1911 г. показывали, что развитие революционной ситуации приближается к рубежу, за которым начинается революция. Политика цинского правительства только обостряла обстановку.

9 мая 1911 г. оно издало указ о национализации железных дорог и железнодорожного строительства. Вслед за тем было подписано соглашение с банковским консорциумом Англии, Франции, Германии и США о кабальном займе для продолжения строительства железных дорог. Таким образом, объявленная правительством национализация означала, что железнодорожное строительство окончательно переходило под контроль иностранного капитала. Китайские пайщики железнодорожных акционерных обществ в провинциях Хунань, Сычуань, Гуандун и Хубэй не только отстранялись от дальнейшего участия в строительстве, но и теряли значительную долю своего'капитала, ибо стоимость акций возмещалась лишь частично.

Эти меры вызвали сильное возбуждение среди купечества и части помещиков, владевших акциями. Широкие массы также были возмущены антинациональной политикой цинского правительства. Начались волнения, принявшие особенно большой размах в Сычуани. В сентябре 1911 г. там вспыхнуло восстание, во время которого был убит генерал-губернатор. Правительству удалось подавить восстание, но это была уже его последняя победа. Недовольство и волнения, особенно сильные в Центральном Китае, продолжали нарастать. Начиналась революция.

После подавления Гуанчжоуского восстания 1911 г. центром революционной деятельности "Объединенного союза" стал район Уханя (трехградье: Учан, Ханьян, Ханькоу). Ухань был центром металлургической, текстильной и чайной промышленности, здесь было сосредоточено большое число банков и торговых фирм. В Ухане было много учебных заведений, имелся: большой воинский гарнизон. Местные революционные организации вели агитацию в войсках, среди учащейся молодежи, мелкой буржуазии, рабочих. Они были связаны с тайными крестьянскими обществами.

Известия о восстании в Сычуани активизировали деятельность революционных организаций Учана. 9 октября произошел взрыв боеприпасов на конспиративной квартире революционеров. В руки полиции попали списки членов организации. Начались аресты. Утром 10 октября были публично казнены арестованные революционеры. Оставшиеся на свободе решили немедленно выступить.

Вечером 10 октября восстали солдаты революционно настроенных частей гарнизона. На их сторону перешел весь гарнизон. Выступили рабочие и студенты.

10 октября 1911 г. стало днем начала революции, которая вошла в историю освободительной борьбы китайского народа под названием Синьхайской революции

После перехода Учана в руки восставших встал вопрос о создании революционной власти. Умеренные элементы из руководства местных организаций "Объединенного союза" стремились к соглашению с либералами-реформаторами, которые заявили о присоединении к революции. Вопрос об организации-власти решался на собрании представителей войск, купцов, чиновников и членов совещательного комитета провинции Хубэй-На нем преобладали либеральные элементы. Главой гражданской администрации стал председатель провинциального сове-

щательного комитета, а военным губернатором и командующим войсками был утвержден полковник Ли Юаньхун, еще вчера служивший маньчжурскому правительству. Позднее главой революционного правительства в Учане стал видный деятель "Объединенного союза" Хуан Син.

Учанское восстание послужило сигналом к быстрому развертыванию революции по всей стране. В течение нескольких дней была ликвидирована власть цннского правительства в примыкающих к Учану городах Ханькоу и Ханьяне. Затем на сторону революции перешли другие города и провинции. В октябре революция победила в провинциях Хунань, Цзянси, Шэньси, Шаньси, Юньнань, в ноябре -- в Аньхое, Цзянсу, Гуандуне, Чжэцзяне и др. В начале ноября в руки восставших солдат и рабочих перешел Шанхай. 15 провинций отказались подчиняться цинскому правительству.

В большинстве этих провинций происходили вооруженные столкновения между революционными отрядами и правительственными войсками. Наибольшие размеры гражданская война приобрела в Центральном Китае, куда были направлены главные силы правительственных войск.

Войска, восставшие в Учане, Шанхае и других городах, стали ядром революционной армии. Она формировалась из добровольцев -- крестьян, рабочих, студентов, мелкой буржуазии городов. Корреспондент одной из русских газет писал в октябре 1911 г.: "Центральный Китай объят мужицкой революцией. В-города стекаются сельчане, землепашцы, вооруженные мотыгами, свозят припасы революционерам, присоединяются к отрядам, дают лошадей и арбы для передвижения. Арсеналы мелких городов опустошены, оружие роздано населению. В занятых революционерами городах устраиваются патриотические шествия со знаменами, на которых имеются надписи: „Освобожденный Китай".

В революционных событиях активно участвовали рабочие. Вскоре после начала революции 15 тыс. рабочих-строителей Сы-чуань-Ханькоуской железной дороги присоединились к револю-ционерам. Их возглавили передовые рабочие, получившие первую выучку классовой борьбы в большевистских организациях КВЖД. Рабочие активно участвовали в свержении старой власти в Ханькоу и Шанхае.

Видную роль в революционных событиях сыграли студенты и учащаяся молодежь. Первый в Китае, Учанский студенческий союз был организован по типу делегатских собраний и старостатов революционного студенчества России. Молодые патриоты вступали добровольцами в революционную армию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать