Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
p align="left">Большую помощь народным властям освобожденных стран оказывали советские военные комендатуры. Они поддерживали твердый порядок в населенных пунктах, содействовали местной администрации в обеспечении нормального функционирования промышленных и торговых предприятий, почты, телеграфа, школ, культурно-просветительных учреждений.

Для широкого ознакомления местного населения с жизнью в Советском Союзе политорганы Советской Армии наладили издание газет на национальных языках. Так, политуправление 1-го Украинского фронта выпускало газету «Нове Жице», а политуправление 2-го Белорусского фронта -- газету «Вольна Польска». Политуправление 4-го Украинского фронта для населения Венгрии издавало газету «Мадьяр уйшаг». В Румынии политуправление 2-го Украинского фронта выпускало газету «Грайул либер». Перед местным населением выступали советские воины -- участники боев за освобождение народов европейских стран. Они рассказывали о жизни трудящихся Советского Союза, об осуществлении под руководством Коммунистической партии ленинского плана построения социализма. Особенно много таких встреч состоялось в связи с 27-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Миллионы трудящихся Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии к Венгрии непосредственно из уст советских людей узнавали правду о первом в мире социалистическом государстве, о победах его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. При переполненных залах демонстрировались советские кинофильмы, проходили концерты армейских ансамблей песни и пляски. Эти массово-политические и культурные мероприятия обычно выливались в манифестации дружбы с Советским Союзом История России. XX век. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. - Дрофа, 1995. - 512 с. .

Советское правительство всемерно помогало освобожденным народам и в создании, укреплении и оснащении новых армий, включавшихся в боевые действия против немецко-фашистских захватчиков. Кроме вооружения, показанного в таблице, народным армиям были выделены крупные денежные суммы, транспортные средства, снаряжение и продовольствие. Значительная помощь, главным образом боеприпасами: и горючим, оказывалась болгарской Народной армии и войскам Румынии.

Большую роль в снабжении войск НОАЮ сыграли специальные базы, созданные советским командованием в 1944 г.: в мае -- в Калиновке Винницкой области, в июле -- в Бари (Италия), в сентябре -- в Крайове (Румыния). Здесь сосредоточивались грузы для транспортировки в Югославию по воздуху, а после овладения Белградом -- и по железной дороге (с базы Крайова). Отсюда в период с 15 мая по 15 ноября 1944 г. был» произведено 1799 самолето-вылетов, доставлено для НОАЮ 1275,8 тонны грузов и 1173 человека, вывезено с территории Югославии 1760 человек.

Советский Союз передал в оперативное подчинение верховному командованию НОАЮ авиационную группу под командованием генерала А. Н. Витрука в составе 10-й гвардейской штурмовой, 236-й истребительной авиационных дивизий и 9-го района авиационного базирования со всей материальной частью и вооружением, средствами технического и хозяйственного обеспечения. Кроме того, было принято решение о направлении в войска НОАЮ вооружения и снаряжения для оснащения 12 пехотных дивизий.

На территории СССР продолжалось формирование югославских воинских частей -- пехотных, танковых и авиационных. Денежные средства и материальные ценности, отпущенные Советским правительством на содержание югославских формирований, на 1 января 1945 г. составили свыше 52 млн. рублей.

Удовлетворяя просьбу главнокомандующего Войском Польским генерала Роля-Жимерского, ГКО 25 июля 1944 г. принял решение о реорганизации Польского штаба партизанского движения в Отдел материально-технического снабжения верховного командования Войска Польского. На этот отдел возлагалась задача снабжения польских партизан. Для него были выделены самолеты, средства связи и автотранспорт. Этим же решением ГКО всем советским партизанским формированиям на территории Польши предписывалось перейти в подчинение верховного командования Войска Польского и оставаться на местах до подхода советских войск.

По просьбе правительств освобожденных стран Советский Союз оказывал им помощь в организации и проведении боевой подготовки народных войск. С этой целью правительство СССР командировало советских генералов и офицеров в Войско Польское для временного прохождения службы, а в 1-й чехословацкий армейский корпус, НОАЮ, болгарскую и румынскую армии -- в качестве советников и инструкторов. Самая многочисленная группа советских офицеров находилась в Войске Польском, которое особенно остро нуждалось в командных кадрах. По данным на конец октября 1944 г., там проходили службу 11 513 советских офицеров и генералов, в том числе: артиллеристов -- 2922, танкистов -- 1639, пехотинцев -- 1460, связистов -- 1060, интендантов -- 3253, политработников -- 49. Они занимали должности в главном штабе и штабах армий, командовали многими соединениями и частями, возглавляли отдельные службы.

К сентябрю 1944 г. 623 советских военнослужащих занимали различные должности в 1-м чехословацком армейском корпусе, преимущественно в авиационных, артиллерийских, танковых и инженерных частях. В соответствии с Постановлением ГКО от 22 августа 1944 г. в Народно-освободительную армию Югославии было направлено 142 артиллериста и 48 связистов. В болгарской Народной армии в октябре 1944 г. насчитывалось 33 советских военных советника. Советские офицеры передавали друзьям по совместной борьбе свои богатые знания и боевой опыт.

Во второй половине 1944 г. значительно расширилась советская помощь Польше, Чехословакии и Югославии в подготовке национальных офицерских кадров. По решению Ставки ВГК от 3 октября 1944 г. в Войске Польском при советской помощи было создано несколько военных училищ. Кроме того, более 5470 польских воинов обучались в военно-учебных заведениях СССР. В советских военных академиях, училищах, школах и на различных курсах проходили подготовку сотни иностранных офицеров. В десяти военных училищах обучались 425 чехословацких военнослужащих. Около 600 югославских воинов занимались в советских авиационных училищах и школах. Большая группа югославских летчиков и авиаспециалистов обучалась в соединениях советской авиагруппы генерала А. Н. Витрука Политические системы СССР и стран Восточной Европы. - М.: Культура, 1991. - С. 117.

Политическая, экономическая и военная помощь СССР народам освобождаемых стран Центральной и Юго-Восточной Европы была одним из ярких проявлений нерушимой верности советского народа интернациональному долгу. Она сыграла большую роль в преодолении ими внутренних трудностей и мобилизации своих ресурсов на борьбу с фашизмом. Разносторонняя советская помощь способствовала упрочению дружбы СССР с освобожденными странами, утверждению в них нового, народного строя.

Таким образом, народно-демократические и социалистические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были обусловлены назревшими внутренними потребностями общественного развития, необходимостью осуществления коренных социально-экономических и политических преобразований. Победы Советской Армии, сыгравшие решающую роль в избавлении народов от фашистского рабства, способствовали ускорению революционного процесса в освобожденных странах. Перестановка классовых и социальных сил в них прошла в общем спокойно, без гражданской войны. Как подчеркивал К. Готвальд, это объясняется главным образом тем, «что самую тяжелую часть работы, разгром оккупантов, выполнила... Советская Армия».

Ведущей силой революционного процесса был рабочий класс во главе с коммунистическими и рабочими партиями. Он выступал в тесном союзе с трудовым крестьянством, вместе со всеми прогрессивными силами, что обеспечило завоевание народными массами власти.

Приход к власти народных правительств был прямым следствием освободительной борьбы трудящихся против немецко-фашистских оккупантов и их пособников.

Советский Союз, выполняя свою великую освободительную миссию, оказал огромную помощь трудящимся стран Центральной и Юго-Восточной Европы в осуществлении революционных преобразований.

2. Становление государств народной демократии

2.1 Образование народно-демократических правительств

В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Дело, 1991. - С. 150.

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы.

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного освобождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Конфискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Германии. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистической собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйстве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль - здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Дело, 1991. - С. 153.

2.2 Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками

В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.

Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржуазные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в ноябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуация была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку политических сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе парламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возможности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с занимаемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран - и над вооруженными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических правительств, даже если и не располагали в них большинством портфелей Мировое политическое развитие. Век XX. /Под ред. Загладин Н.В., Дахлин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А.- М.: Аспект-пресс, 2002. - С. 250.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восстановлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провозглашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнеполитической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели - построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициативу для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на ее политические и экономические позиции Мировое политическое развитие. Век XX. /Под ред. Загладин Н.В., Дахлин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А.- М.: Аспект-пресс, 2002. - С. 251.

Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного государственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе 1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортировать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские. В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на новые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, захваченных оккупантами и при освобождении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входившая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия - Польске стронництво людове (ПСЛ), возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала против обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обобществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польской рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности. В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не путем национализации Мировое политическое развитие. Век XX. /Под ред. Загладин Н.В., Дахлин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А.- М.: Аспект-пресс, 2002. - С. 255.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался процесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач социального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении органы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржуазных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года такие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей национал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой партии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать