Первая русская революция

Первая русская революция

1

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ТЕМА: «ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Выполнил: студент группы 6410503С,

Факультет ИС

Васильева И. А.

Проверил: Люлюкин В. В.

Псков

2007

ПЛАН.

1. Причины, задачи, движущие силы, характер, начало.

2. Классы и партии в годы революции.

3. Основные этапы, важнейшие события и итоги революции.

4. Влияние первой русской революции на процесс модернизации России.

Причины, задачи, движущие силы, характер, начало.

Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900 - 1903 гг. и русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенства народов России.

Движущие силы. В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие. Поэтому она была общенародной, по целям и составу участников имела буржуазно-демократический характер.

Начало революции. 3 января 1905г. началась давно готовившаяся стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие требовали повышения заработной платы, отмены обязательных сверхурочных работ и установления 8-часового рабочего дня. их поддержали другие заводы и фабрики Петербурга, и 8 января стачка охватила уже 111 тыс. рабочих столицы, принимая всеобщий характер. В это время в организации Георгия Гапона созрел план устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. Содержание петиции в первой части отражало бедственное и бесправное положение рабочих. В ней говорилось о том, что рабочие, их жены, дети и беспомощные старцы родители пришли к государю «искать правды и защиты», так как положение их невыносимое. По настоянию социал-демократов в петицию помимо экономических требований были включены и политические: амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, равенство всех перед законом, разрешение на создание профессиональных рабочих союзов, отмена выкупных платежей крестьян за землю и передача ее во всенародное достояние, отделение церкви от государства и созыв Учредительного собрания.

Власти заранее были осведомлены о готовившемся шествии и приняли необходимые меры для предотвращения «беспорядков». Город был поделен на 8 военных участков, а его гарнизон был усилен войсками, вызванными из Петергофа, Ревеля и Пскова. Войска заняли подступы к Зимнему Дворцу и другим правительственным зданиям.

Николай второй в это время находился в Царском Селе. 8 января делегация демократической интеллигенции во главе с Максимом Горьким явилась на прием к министру внутренних дел князю П. Д. Святополк-Мирскому с ходатайством о предотвращении возможного кровопролития, но министр не принял ее. Вскоре весь состав делегации был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

Утром 9 января 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая Гапоном, с хоругвями, иконами, портретами царя и пением молитв двинулась к Зимнему Дворцу. На дворцовой площади им перекрыла путь заградительная цепь солдат. Раздалась команда открыть огонь по толпе. Попадали убитые и раненые. Расстрелы, конные атаки казаков на мирные шествия к Зимнему Дворцу происходили и в других правительственных зданиях.

Весть о расстреле мирной демонстрации в Петербурге вызвала взрыв возмущения во всей стране. Вечером 9 января в Петербурге появились баррикады.

События 9 января произвели ошеломляющее впечатление в России и за границей. Во многих городах были распространены листовки социал-демократических и эсеровских комитетов с призывом к революционной борьбе с самодержавием. В январе бастовало 440 тыс. рабочих, в феврале около 300 тыс., что превышало число стачечников за предыдущие четыре года. Гапон остался жив. Он уехал за границу и основал там фонд, призывал рабочих к вооруженному восстанию против царизма. В Россию он вернулся после амнистии в октябре 1905 г. и возобновил связи с полицией. В марте 1906 г. Гапон был казнен.

Классы и партии в годы революции.

Революция 1905 - 1907гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Число их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции было более ста. Эти партии являлись выразителями различных социальных, национальных и даже религиозных интересов, что было отражено в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).

Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX - XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Как было указано выше, РСДРП организационно оформилась на II съезде (1903) и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться членами одной партии.

На II съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоящая из двух частей. Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставления права самоопределения всем нациям, входящим в состав России, установления 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда; в аграрном вопросе - возвращение крестьянам земель, «отрезанных» от их наделов во время проведения реформы 1861 г., отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных и оброчных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных, монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских съездах Крестьянского союза и, естественно, заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее, те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором - полным собственником земли становилось государство, которое превращалось, таким образом, в крупнейшего помещика-монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Аграрная программа меньшевиков была предложена крупным экономистом-аграрником П. П. Масловым. Его поддержал Г. В. Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную

землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли «непомерно усилит государство, превратив его в единого земельного собственника, усилится и правящая бюрократия».

Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую», без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период развития капитализма, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с демократическими свободами и учреждениями.

В период революции 1905 - 1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП состояло 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции - уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском - русские - 37%, грузины - 29%, евреи - 23%, украинцы - 6% и прочие - 5%. Кроме того, в России числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. - еврейского Бунда, 28 тыс. - Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г. - 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т. е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Организация трудовых ассоциаций предусматривалась не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы

хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы формирования социалистического характера общественных отношений в деревне.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций - вплоть до организации вооруженных восстаний и применение индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая боевая организация эсеров, которая вначале насчитывала 10 - 15, а в ходе революции 1905 - 1907 гг. 25 - 30 человек. Руководили ею Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц - министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. К. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).

Еще в конце 1904 г. из партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М. И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.

Особое место занимала возникшая в 1903 г. группа анархо-коммунистов - последователей П. А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.

В числе неонароднических социалистических партий, отвергающих насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты, или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Партия окончательно оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это городская интеллигенция, земские служащие и не значительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семеновский, принадлежащие к «левому флангу» легального народничества.

Исходя из своеобразия российских условий (преобладания крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства все граждан перед законом, введение свободы слова, совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти. Энесы выступали за повседневное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе они в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а также тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I (Учредительном) съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. Позднее она стала называться «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, но также и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые - В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки - А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон, Ю. В. Готье, экономисты и публицисты - П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И.И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе - апреле 1906г. насчитывалось 274 кадетских комитета, к 1907 г. - свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50 - 60 тыс. членов (после поражения революции она сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. По возвращении в 1897 г. из ссылки он был вынужден уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков приехал в Россию и с головой ушел в политическую борьбу.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политических прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Ими предусматривалось введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В программе кадетов были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное «отчуждение» (до 60 %) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т. е. по рыночным ценам), выступали за частную собственность и были решительными противниками ее обобществления.

Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать