Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг.
о при этом были намечены меры, призванные сохранить роль КПСС в стране. Прежде высшим органом законодательной власти выступал Верховный Совет СССР, избиравшийся населением по территориальным и национально-территориальным округам. Теперь Верховный Совет должен был избираться Съездом народных депутатов, ? которых в свою очередь, должны были избираться населением. Остальные 750 человек должны были выбираться "общественными организациями", при этом наибольшее число депутатов выбирала КПСС. Эта реформа была оформлена законодательно в конце 1988 года.

Партконференция также приняла решение о совмещении должностей главы партийного комитета и Председателя Совета соответствующего уровня. Поскольку этого руководителя избирало население, такое нововведение должно было привести на руководящие партийные посты людей энергичных и практичных, способных решать местные проблемы, а не просто заниматься идеологией.

Реформа начала осуществляться осенью этого года, когда прошли выборы в партийных организациях. Они проводились на альтернативной основе (на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов) и привели к серьезным кадровым переменам на уровне горкомов и райкомов партии. В декабре 1988 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла предложения XIX партийной конференции в Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР". Отныне выборы народных депутатов по территориальным округам должны были проводиться на альтернативной основе. Депутаты, избранные населением от территориальных округов, составляли две трети численного состава съезда, а треть - давали общественные организации, к числу которых относилась и КПСС. Последнее обстоятельство обеспечивало прохождение на съезд номенклатуры.

Выборы народных депутатов были назначены на март 1989 года Подготовка к ним проходила в условиях небывало высокой политической активности взрослого населения. Действовали политические и дискуссионные клубы, неформальные движения и объединения. Резко критиковалась политика советского руководства в последние годы, особенно за ведение войны в Афганистане, за игнорирование интересов простых людей при решении экологических проблем, за нарушение прав человека в СССР и т.п. На волне критики народными депутатами стали малоизвестные А.А. Собчак, Ю.Н. Болдырев, С.Б. Станкевич, Ю.Н. Афанасьев. Поистине народную поддержку получил Б.Н. Ельцин, собравший по Московскому национально-территориальному округу более 80% голосов избирателей. Это было особенно символично, поскольку Ельцин за критику реформ в 1987 года был отстранен от поста первого секретаря МГК КПСС. В то же время многие секретари обкомов не получили поддержки у населения.

I съезд народных депутатов начал свою работу 25 мая 1989 года. Он избрал М.С. Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета, а его заместителем - А.Н. Лукьянова. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки - умеренное, во главе с М.С. Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм и А.Д. Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и требовали полного уничтожения советской политической системы. Уже на этом съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п. Рупором радикального направления становятся журнал "Огонек", газеты "Московские новости", "Московский комсомолец", "Аргументы и факты". Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность.- 1995.- № 1.- С. 66-67.

Выступления народных депутатов все более накаляли общественно-политическую атмосферу, ситуация выходила из-под контроля. Начинался третий этап перестройки. Семимильными шагами шла радикализация общественного сознания, что проявлялось прежде всего в возникновении забастовочного движения. Летом 1989 года оно охватило практически все угольные районы страны. Шахтеры требовали предоставления экономической самостоятельности предприятий и ослабления диктата центральных органов власти. После того, как правительство Н.И. Рыжкова удовлетворило часть экономических требований шахтеров, забастовочное движение перекинулось на другие отрасли промышленности и в социальную сферу (учителя, врачи). Все чаще стали звучать политические требования, а с весны 1990 года они становятся главными.

2. Формирование многопартийной системы и тенденции перестройки

Весной 1990 года ухудшилась ситуация и внутри самой партии. Когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. В январе 1990 года в ней возникает Демократическая платформа. Ее организаторы (В. Шостаковский и В. Лысенко) предполагали превратить КПСС в партию парламентского типа. Представители Демократической платформы выступали за пересмотр партийной программы, свободный обмен мнениями внутри партии, отмену принципа демократического централизма, отказ от администрирования в экономике и переход к рыночным отношениям в экономике страны.

Большинство оппозиции настаивало на отмене 6 статьи Конституции, что получало массовую поддержку на митингах. Все чаще партия представлялась как виновница всех бед России в ХХ веке. Принадлежность к партии становилась в глазах общественности позорным фактом биографии человека. Начинается массовый выход из нее в основном рядовых членов.

В этой ситуации состоявшийся в феврале 1990 года Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партии на власть и согласился на создание многопартийной системы. В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6 статью Конституции СССР. На этом же съезде был учрежден пост Президента СССР. Он наделялся широкими полномочиями. Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, все же первого Президента избрали на съезде. Им стал М.С. Горбачев.

Отмена 6 статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали демократической ориентации - Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

На выборах 1990 года в Верховный и местные Советы РСФСР сторонники демократического движения под лозунгами "Демократической России", быстрого введения рыночных отношений добились серьезного успеха.

В течение 1990 года образовались также Социал-демократическая, Республиканская, Конституционно-демократическая и другие партии, называвшие себя социалистическими, но на деле пропагандирующие либерализм.

Возникли также партии, открыто заявившие о либеральной направленности: Либеральная, Либерально-демократическая и Христианско-демократическая. Из этих партий создавались различные политические объединения, например, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. В июне 1989 года в Ленинграде был создан Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), придерживающийся коммунистической ориентации. В конце 1990 года на основе депутатской группы "Союз" сформировалось одноименное всесоюзное политическое объединение. Лидерами его стали полковники Н. Петрушенко и В. Алкснис. Они обвиняли Горбачева в развале страны, в превращении ее в перспективе в колониальный придаток Запада, в отказе от защиты русских в союзных республиках и т.п. Все эти организации в 1991 года были, как правило, немногочисленные (в лучшем случае несколько тысяч человек), организационно аморфные и не имеющие четкой программы. Время существования многих партий было кратким. Кроме этого возникли различного рода экономические и культурные организации.

Раскол в рядах КПСС привел к появлению нескольких партий коммунистической ориентации. В июне 1990 года состоялся первый съезд Российской Коммунистической партии (КПРФ). Возникли также Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др. Различие между ними заключалось в способах построения коммунизма.

Деятельность оппозиционных сил проявлялась в издании газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 года и в участии в парламентской борьбе. В 1987 года митинги оппозиционных движений собирали в лучшем случае несколько десятков человек, в 1988 году они стали более многочисленные, а в 1990 году в Москве прошли грандиозные манифестации, в которых принимали участие сотни тысяч человек. Первые независимые газеты и журналы полулегально стали появляться еще в 1987 году, в 1988-1989 гг. их стало больше и они стали, агрессивнее. В 1990 году после принятия закона о печати количество независимых газет и журналов резко возросло. Они выражали интересы, как правило, той или иной оппозиционной партии или группировки.

Характерной чертой общественно-политической жизни страны в эти годы стало падение престижа комсомола и профсоюзов. Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превратился в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных в предыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в выборе средств получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 года ВЛКСМ практически исчез с политической арены страны.

В 1988 - 1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональные организации. Появление в 1989 году независимого рабочего движения заставило ряд профсоюзов поддержать требования бастующих и оказать им разностороннюю помощь. В 1989 году во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации.

Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.

Появление на политической арене партий либеральной и демократической ориентации привело к консолидации оппозиционных сил, к обострению борьбы за углубление политических и экономических реформ. Под влиянием массированной пропаганды в обществе зреет надежда, что выходом из все углубляющегося кризиса может стать отказ от социализма и переход к рыночным отношениям. В этих условиях катастрофически падает авторитет М.С. Горбачева и растет популярность лидера оппозиции Б.Н. Ельцина. Ситуация усугубилась обострением межнациональных противоречий. В своей борьбе оппозиция делает ставку на развал СССР и суверенитет РСФСР.

Росло напряжение и в союзных республиках. В ходе выборов 1990 года в республиканские и местные Советы к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. Пришедшие к власти демократы не могли найти решения старых проблем и во всех бедах обвиняли союзное руководство.

I Съезд народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 года) небольшим перевесом голосов Председателем Верховного Совета избрал Б.Н. Ельцина, его первым заместителем - Р.И. Хасбулатова, Председателем Совета Министров был назначен И.С. Силаев.12 июня 1990 года съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР в марте - апреле 1991 года приняла решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 года. До этого срока Б.Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия. После проведения выборов он становится всенародно избранным первым Президентом России.

Одновременно с выборами в союзных республиках в марте - мае 1990 года были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом - осенью 1990 года статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.

Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая "война суверенитетов" как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность.

Функционирование государственных выборных органов в 1990 - 1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.

3. Реформы в экономике

К середине 1980-х годов мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Страна переживала период стагнации (застоя). Условия для экономического возрождения страны были. К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.

Экономисты настаивали на переходе к интенсивному хозяйству. Стержнем концепции ускорения в экономической сфере было, как уже отмечалось, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса, децентрализация управления народным хозяйствам, введение хозрасчета, расширение прав предприятий, укрепление порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. Предполагалось прекратить затратное капитальное строительство, а высвободившиеся средства направить на техническое перевооружение и модернизацию предприятий и на их основе реконструировать всю промышленность и сельское хозяйство, за счет чего в свою очередь решить многие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998, С.168.

Важной составляющей "ускорения" был назван "человеческий фактор", под которым понималось укрепление дисциплины труда, наведение порядка в расходовании средств и ресурсов. Предполагалось по-настоящему заинтересовать людей в результатах труда за счет экономических стимулов.

Однако реализовать этого не удалось, так как экономическая суть "концепции ускорения" вступала в противоречие с существующей в стране системой планово-административного управления.

У государственного аппарата не было ни средств, ни особого желания ее менять. Хозрасчет, введенный на предприятиях, носил половинчатый характер, а поэтому не способствовал внедрению рыночных отношений. Цены на сырье и ресурсы оставались по-прежнему фиксированными и существенно заниженными.

Таким образом, первые экономические мероприятия команды Горбачева (введение госприемки, расширение прав трудовых коллективов, антиалкогольная кампания и т.п.) эффекта не дали. Более того, они даже ухудшили экономическую ситуацию: с января 1987 года начинается устойчивый спад производства, который так и не удалось преодолеть. Государственный бюджет оказался подорванным антиалкогольной кампанией, падением мировых цен на нефть и Чернобыльской катастрофой. Надеясь на успех реформ и увеличение цен на нефть, М.С. Горбачев стал брать кредиты у Запада. Это привело к резкому увеличению государственного долга. К концу 1980-х годов он достиг двух третей национального дохода страны, что вело к свертыванию всех социальных программ. Валовой Д. Тайны овального зала Кремля.- М.: Правда, 1991, С.18.

С переходом к "перестройке" по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич, Т.И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований был обсужден в июне 1987 года на пленуме ЦК КПСС.

Он предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики; отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.

Предлагаемая экономическая реформа была очередной попыткой соединения плановых и рыночных механизмов без изменения форм собственности. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М.С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Программа углубления экономических реформ в России.- М.: «Республика» , 1992, С.89-90.

С января 1988 года вступил в силу Закон "О государственном предприятии (объединении)", принятый в июне 1987 года. В нем роль союзных министерств сводилась к подготовке контрольных цифр и определению госзаказа для предприятия. Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятия получили право выбора партнеров. Этот закон не дал желаемых результатов, поскольку предприятия, освободившись от опеки центра, столкнулись с отсутствием посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж и т.п. Чтобы выжить, они стали активно бороться за госзаказ.

В 1988 году был опубликован Закон о кооперации, который привел к появлению огромного числа различных кооперативов. Особенно живучими они оказались в сфере торговли, так как сохраняющаяся административная система на позволяла им проникнуть в производство (монополия на сырье и ресурсы, отсутствие инфраструктуры и т.п.). Возникла сеть так называемых "коммерческих магазинов", владельцы которых скупали государственные товары и перепродавали их по запредельным ценам. Из продажи исчезли дешевые товары ширпотреба, прилавки магазинов опустели. Для отпуска элементарных продуктов питания были введены так называемые "талоны" - карточки. На деньги практически ничего нельзя было купить. Это вызывало социальное напряжение в обществе, вело к поляризации сил в нем.

Закон "Об общих началах предпринимательства в СССР" (1989) привел к появлению частного предпринимательства. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. С 1989 года, как уже отмечалось, растет забастовочное движение.

Начинается борьба за перераспределение финансовых потоков между центром и регионами. Последние обвиняют центр в несправедливом распределении средств. На политическом уровне это сопровождается идеей экономического суверенитета союзных республик, которую наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В конце 1988 года в Эстонии была провозглашена Декларация о суверенитете, которая содержала статьи о верховенстве республиканских законов над общесоюзными, о собственности республики на землю, недра и основные средства производства в промышленности. Хотя Верховный Совет СССР признал этот документ недействительным, начавшийся "парад суверенитетов" остановить было невозможно. В начале 1989 года в Литве возникло движение "Саюдис", выступившее за отделение от СССР и создание независимого Литовского государства. В конце 1989 года Закон о суверенитете принял Азербайджан. Возникает опасность распада СССР. Это вызывает необходимость глубоких экономических преобразований. Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР //Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. Сб. ст.- М.: Социально-политическая мысль (Пушкино), 2005. - С. 447.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать