Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу

Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу

35

Московская государственная юридическая академия

Институт правоведения

Заочная форма обучения

Кафедра истории государства и права

Курсовая работа

по истории отечественного государства и права

Перестройка советского государственного аппарата

при переходе к НЭПУ

Студент: Нищенкова Н.С.,

1 курс, 1 группа

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Соколова С.Н.

Москва - 2010

План

1. Введение

2. Переход к нэпу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям

3. Перестройка аппарата по руководству народным хозяйством. Создание Госплана

4. Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

5. Создание ЦКК - РКИ

6. Активизация деятельности Советов в конце восстановительного периода

7. Заключение

8. Список литературы

1. Введение

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и в социальной и политической сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская имели для России катастрофические последствия.

Экономическая разруха затронула все хозяйственные отрасли: уровень производства упал до 14% довоенного, были разрушены многие железнодорожные пути, практически не работали почта и связь, продразверстка вела к сокращению крестьянских посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный характер, жители городов, спасаясь от голода, бежали в деревни.

Из-за изменений социальной структуры и состава населения кризис затронул и социальную сферу. Политическое руководство столкнулось с явлением, которое известно как «деклассирование пролетариата». Росла преступность, широко распространилась детская беспризорность. Упало влияние в обществе российской интеллигенции, что было чревато для решения культурных задач большевиков.

На этом фоне происходила бюрократизация советского аппарата: к 1921 г. численность служащих государственных учреждений по сравнению с довоенным временем увеличилась в 2 раза. Полная национализация и передача средств производства в руки государства повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. Формально они находились в двойном подчинении: центральных и местных органов, но за первыми был безусловный приоритет. Местным Советам и исполкомам запрещалось вмешиваться в их деятельность, ограничиваясь лишь общим надзором. Такая система управления очень быстро стала обнаруживать свою неэффективность.

Централизация и бюрократизация привели к кризису и самой основы новой власти -- советской представительной системы. Реальная власть все больше "уплывала" из рук представительных органов в сторону аппаратных структур. Работа съездов, сессий Советов подменялась деятельностью исполкомов или неконституционных органов -- ревкомов, различного рода "революционных" троек, пятерок, трибуналов и пр. Выборы в Советы проводились не всегда и не везде, а избирательная активность населения резко упала.

События лета 1920 г. - весны 1921 г. (крестьянская война под руководством А.С.Антонова и Кронштадтское восстание) продемонстрировали острую необходимость смены внутренней политики и принятия действенных мер по выходу из кризиса.

2. Переход к НЭПу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям

«Основная и решающая задача нэпа - это установление смычки между той новой экономикой, которую мы начали строить (очень плохо, очень неумело, но всё же начали строить на основе совершенно новой социалистической экономики, нового производства, нового распределения), и крестьянской экономикой, которой живут миллионы и миллионы крестьян» (Ленин).

«Новая экономическая политика (НЭП) - особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма при наличии командных высот в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку фундамента социалистической экономии» (Сталин).

«Новая экономическая политика (нэп) - проводилась Советским государством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918--20 гг. начала осуществляться в 1921 г. по решению Десятого съезда РКП(б), завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечение крестьян в социалистическое строительство. Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства»

Большинство государственных и политических деятелей 20-х годов, полагая, что нэп - это лучшая возможность восстановления экономики страны, оценивали его результаты по-разному. В.П. Милютин считал, что предприятия оказались в основном неприспособленными к рынку и были убыточными, испытывая большие трудности в сбыте продукции, в расширении оборотных капиталов, и что нэп оправдал себя только по отношению к сельскому хозяйству. А.И. Рыков был уверен, что, несмотря на имевшиеся недостатки, нэп позволил восстановить и развить промышленность.

В связи с обозначившимися тенденциями интересны решения IХ съезда РКП(б), который происходил в марте -- апреле 1920 г. В резолюции "О хозяйственном строительстве" подчеркивалась необходимость составления единого хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, опирающегося в ходе его выполнения на мобилизации, на трудармии, на продразверстку, на единоначалие и централизацию, т. е. на краеугольные положения военного коммунизма.

Нэп -- это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими-либо идеями и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. Наиболее последовательно эта программа была изложена в 1920-е годы в трудах Н.И. Бухарина. С этой точки зрения вносится правильное понимание в смысл термина "новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления.

Большевикам было откуда почерпнуть представления о том, как нужно перестраивать экономику. На вооружение были взяты идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации. Однако, и в этом существенное отличие реформ периода

нэпа от прежних и последующих, не особенно доверяя своим знаниям и опыту практических дел, большевистское руководство широко привлекало к экономическим мероприятиям «буржуазных специалистов». Почти при каждом органе управления: при ВСНХ, Госплане, Наркомфине, Наркомтруде и др. -- существовала разветвленная система учреждений, вырабатывающих научно обоснованную и достаточно взвешенную хозяйственную политику.

3.Перестройка аппарата по управлению народным хозяйством. Создание Госплана

Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство начались весной 1921 г. при выполнении решений X съезда РКП(б) о замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога оказались на 30--50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. Кроме зерновых, натуральными налогами облагалась животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть, кожи и т.п. Всех налогов в 1921 г. было установлено 13. Переход к рыночным отношениям в основном завершился к осени 1921 г., побудив руководство РКП(б) к осуществлению реформ в области государственной промышленности (переход госпредприятий на принципы хозяйственного расчета) и государственных финансов (замена натуральных налогов денежными, формирование бюджета, контроль за денежной эмиссией и т.д.). Встал вопрос о создании государственного капитализма в форме аренды и концессий. К государственно-капиталистической форме хозяйствования первоначально отнесли и кооперацию: потребительскую, промысловую и сельскохозяйственную. Согласно этой реформе, в государственном секторе были выделены наиболее крупные и эффективные предприятия, более или менее обеспеченные топливом, сырьем и т.п. Они подчинялись непосредственно ВСНХ. Остальные подлежали сдаче в аренду.

Предприятия, подчиненные ВСНХ, сводились в «кусты», объединялись в тресты, деятельность которых должна была строиться на строго хозрасчетных принципах, самофинансировании и самоокупаемости. Убыточные и нерентабельные предприятия (главным образом те, которые в предшествующие годы были связаны с производством военной продукции) закрывались или становились на консервацию. Действующие предприятия доукомплектовывались квалифицированной рабочей силой за счет направления демобилизованных из армии и частичного возвращения тех рабочих, которые разбежались по деревням в годы гражданской войны. Для подготовки новых кадров была создана система профессионально-технического обучения, не имевшая, правда, массового характера. Для регулирования отношений между трестами, снабжения предприятий сырьем, материалами, для сбыта их продукции на рынке учреждались объединения-синдикаты, которые должны были действовать строго на договорной основе.

Была перестроена система управления государственной промышленностью. Вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тысяч до 91 тысячи.

Аппарат других наркоматов также подвергся сокращению. Был ликвидирован Наркомат продовольствия, а также многочисленные междуведомственные комиссии: по чрезвычайному снабжению Красной Армии (Чусоснабарм), по заготовке валенок и лаптей (Чеквалап) и т.д. Центральным органом перспективного государственного планирования стал Госплан. Комиссия ГОЭЛРО была расформирована.

Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Денежная реформа 1924 г. имела огромное экономическое и политическое значение. Народное хозяйство страны получило твердую денежную единицу -- червонец, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью вести валютно-торговые операции как внутри страны, так и за рубежом.

С переходом к нэпу государство предоставило возможность развития различных форм кооперации. Наиболее быстро разворачивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Однако и другие формы -- снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. -- получили стимулы для своего развития. В стране стали возникать машинные, мелиоративные, семеноводческие, племенные станции и объединения. Началась концентрация и специализация производства. Впервые кооперация получила свое организационное оформление в масштабе государства, хотя довольно сложное и путаное. Во главе потребительской кооперации стоял Центросоюз, кустарно-промысловой -- Всекопромсоюз. По линии сельскохозяйственной кооперации было создано 16 центральных союзов кооператоров, таких, как Хлебоцентр, Маслоцентр, Льноцентр и др. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков.

В 1923 году Государственная общеплановая комиссия РСФСР, учрежденная в 1921 году, была преобразована в Государственный плановый комитет СССР, который просуществовал до 1991 года.

Между Госпланом и Наркомфином развернулась борьба: первый олицетворял собой главного защитника промышленности против «рыночного разбазаривания». С 1926 г. в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана: выявились две позиции - одна настаивала на формулировании максимальных задач индустриального развития страны (Е.Преображенский), другая выступала за более умеренные темпы индустриального развития (Н.Бухарин). V съезд Советов в мае 1929 г. утвердил максимальный вариант плана. В тезисах комиссии ВЦИК подчеркивалась необходимость наладить сотрудничество между районами, организовать обмен производимой ими продукцией, то есть, фактически звучал призыв к установлению межрегионального взаимодействия. Методологической основой нового районирования стало учение о территориальном разделении труда, сформулированном в 1921 г. И.Г.Александровым. В общесоюзных планах развития отраслей (1921-1925гг.) и контрольных цифрах развития хозяйства страны территориального принципа не было. Только, начиная с 1926 г., стали выделяться задания по республикам и районам. Научно обоснованное госплановское районирование дало толчок к становлению методологии территориальных экономических исследований и советской экономической географии.

Таким образом, создание Госплана заложило основы не только планового хозяйства, но и определило формы и методы воздействия на многоукладную экономику тех лет.

4.Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

В связи с переходом к мирному строительству создавалась необходимость реорганизации ВЧК.

На первый план в годы нэпа выдвигается, так называемая "новая тактика", предполагая наряду с оказанием враждебного влияния извне, активизацию враждебной деятельности внутри страны Советов. С этой целью зарубежные антисоветские организации стремились к разжиганию мятежей, восстаний на территории РСФСР, используя при этом определенные противоречия между интересами рабочих и крестьян, уповая на внутрипартийные дискуссии и дезорганизацию государственного аппарата, широкое распространение в республике буржуазной идеологии. Однако сущность новой экономической политики была принята не сразу и не всеми. Неверие в нэп, в его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики в стране, о возможности построения социалистического общества на путях нэпа. Основными направлениями подрывной деятельности контрреволюции в этот период являлась организация антисоветских заговоров.

В противодействие мероприятиям Советского государства по восстановлению народного хозяйства усилия контрреволюционных сил были направлены в сферу экономики. Шпионаж, диверсия, вредительство, спекуляция, взяточничество, контрабанда, фальшивомонетничество - вот основные проявления подрывной деятельности в тот период в сфере экономики.

Всероссийская чрезвычайная комиссия была создана в качестве временного, чрезвычайного органа на особый период для подавления контрреволюционеров и саботажников, ликвидации вооруженных мятежей и антисоветских заговоров внешней и внутренней контрреволюции. После окончания гражданской войны необходимость в чрезвычайном органе наделенного чрезвычайными правами отпала. В ноябре 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) сочло необходимым в интересах укрепления революционной законности лишить ВЧК внесудебных полномочий, передать часть ее функций Народному комиссариату юстиции. 1 декабря 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) постановило реорганизовать ВЧК. Инициатором сужения карательных функций ВЧК был Л.Б. Каменев, его позицию поддержал и В.И.Ленин. Была образована комиссия в составе члена Политбюро Л.Б.Каменева, наркома юстиции Д.И. Курского и председателя ВЧК, наркома внутренних дел Ф.Э. Дзержинского, которой поручалось подготовить предложения о сужении компетенции ВЧК и права ареста, введении месячного срока для общего ведения дел, усилении судов, изменении названия ВЧК.

Комиссия ЦК с первых же шагов работы по подготовке проекта положения о реорганизации органов госбезопасности встретилась с трудностями. Ее члены не могли придти к единому мнению по вопросу об изменении функции ВЧК. Дзержинский предлагал не лишать ВЧК внесудебных функций (то есть права самостоятельно рассматривать дело по существу и выносить приговоры), а максимально ограничить их применение. В конце декабря вопрос о реорганизации ВЧК обсуждался на IX Всероссийском съезде Советов. Необходимость сужения полномочий ВЧК была поддержана. 28 декабря съезд принял резолюцию о реорганизации ВЧК и обязал Президиум ВЦИК в кратчайший срок пересмотреть Положение о ВЧК и ее органах в целях их реорганизации, сужения компетенции и дальнейшего усиления революционной законности. В это время коллегия ВЧК разработала свой проект Положения, который предусматривал ограничение компетенции ВЧК борьбой с контрреволюционными действиями, сохранение карательных функций, прежнего названия и подотчетности исключительно Совету народных комиссаров. В.И. Ленин отклонил проект, указав на то, что реорганизация должна проводиться только по указаниям Политбюро ЦК РКП(б). 6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы. На Народный комиссариат внутренних дел, наряду с другими задачами, указанными в п.1 Положения о НКВД РСФСР, возлагалось выполнение по всей территории Советской России задач:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать