Петр I как дипломат

Петр I как дипломат

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

Институт последипломного образования

Кафедра исторических дисциплин

Курсовая работа

на тему: "Пётр І как дипломат"

Выполнила: Студентка ІІ курса

ХНПУ им.Г.С. Сковороды ИПО

специальность

"Педагогика и методика

среднего образования. История"

Медведева А.Н.

Проверил: преподаватель

кафедры исторических дисциплин

Трубчанинов Н.А.

Харьков 2009 р.

Содержание

  • Раздел І. Предпосылки развития дипломатических качеств Петра І
    • 1.1 Краткая биография Петра І
    • 1.2 Состояние внешнеэкономических отношений в допетровской России
    • Раздел ІІ. Внешняя политика в годы правления Петра І
    • 2.1 Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I
    • 2.2 Петр І как дипломат
    • 2.3 Азовские походы
    • 2.4 "Великое посольство"
    • 2.5 Начало Северной войны
    • 2.6 Полтавская битва
    • 2.7 Второй этап Северной войны. Прутский поход
    • 2.8 Гангутское соглашение, Ништадский мир
    • Итоги Северной войны
    • Заключение. Итоги дипломатической деятельности Петра І
    • Список используемых источников литературы

Вступление. Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии государств.

Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В её задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Её осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом и т.д.

Само понятие "дипломатия" связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании экономических, политических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д.

Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки зрения главная её задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в. В России Посольский приказ, задачей которого являлось установление и осуществление связей с другими государствами, был создан в VI в. Постепенно он был преобразован в министерство иностранных дел.

Внешняя политика большинства государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что теперь называют национальным интересом.

Национальные интересы проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям. Стремление к поддержанию общей жизнедеятельности может не осуществиться, но поскольку оно существует, национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого.

Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства. В периоды социальных и политических трансформаций столкновение национальных интересов с особой силой проявляются в политической сфере. Именно здесь ярко выступает элемент сопоставления людей разной национальности, данной национальной группы с другой. Национальные интересы присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Зачастую они приобретают вид законного института только в результате реализации в политических формах - государстве, правопорядке и т.п. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих национальных групп или общностей, а также государств.

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) одежды, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня "общего".

Зачастую государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества). Нередко, признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии "национальный интерес - государственный интерес".

Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. Контуры, внешняя упаковка национального интереса во многом определяется идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некий комплекс критических параметров, нарушение которых даёт основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При разработке национальных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные экономические, политические, географические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются также и возможные реакции на эти решения на международной арене со стороны тех государств, которые они, так или иначе, затрагивают.

Таким образом, главной детерминирующей силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный интерес. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах. В формулировании обеих категорий интересов и в формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система ценностных ориентаций, установок, принципов и убеждений государственных деятелей - восприятие ими окружающего мира и оценка места своей страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Организация дипломатической деятельности неотделима от внешнеполитической функции государства. Зарождение государственности даже в такие "непросвещенные" времена, как IX-X веках на территории киевской Руси, неизбежно предполагает с первых же шагов древней Руси на международной арене существование определенных организационных внешнеполитических начал, конкретных дипломатических средств, методов, форм, приемов, свойственных не только уровню развития данного государства, но и в известной степени международной практике своего времени.

В период перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу, на этапе "военной демократии", зарождаются войны как социальное явление, закладываются и основы государственной дипломатической службы. Дипломатическая деятельность "военно-демократических" общественных образований, а позднее классовых государств зарождается как средство закрепления результатов военных предприятий, создания различных международных политических комбинаций для дальнейших завоевательных походов или для обороны против опасных соперников.

Зарождение дипломатической системы древней Руси - это, прежде всего содержание дипломатических переговоров и дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов зарождение и развитие посольской службы.

Зарождением государства Киевская Русь послужило вынужденное союзничество мирных славян и воинственных руссов. Племена славян жили небольшими общинами и часто подвергались набегам жестоких русов. В итоге славяне покорились, и образовалось новое государство с центром в Киеве. Первым киевским князем стал варяг Рюрик.

Говоря о международных дипломатических отношениях Древней Руси, можно отметить следующие тенденции. Наиболее мощными государственными образованиями были Киевская Русь, Византия и Хазария. В отношениях между ними не было стабильности. Русь с Византией то воевала, то союзничала и обе державы стремились привлечь на свою сторону всех хазаров или хотя бы их часть.

Главным образом, стремлениями государств было расширение границ и подчинение себе других народов с целью обогащения.

Наиболее важным последствием для Киевской Руси стало принятие христианства. Народ уже давно нуждался в более миролюбивой вере, которая пришла на смену жестокому язычеству и объединила русский народ.

Собственно, дипломатические отношения в большинстве случаев определялись войнами, а вопросы решались победой. Правда оставалась за более сильным.

Среди дипломатических миссий можно отметить отношения княгини Ольги с Византией и Германией, военные походы ее сына Святослава. После его гибели Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.

Святослава сменил его сын Ярополк, а потом власть захватил его сводный брат Владимир. Не смотря на жестокость и беспринципность Владимира, историческая память связывает его образ не с личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным - выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, "общенациональной" политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.

Итак, Владимир пошел по пути, который наметила "мудрейшая из людей" княгиня Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого капитала рахдонитов, Русь пришла к крещению 988 года Сила проповеди православия была и в политической умеренности Византийской империи, и в искренности константинопольских патриархов, и в очаровании греческой литургии (церковной службы). Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов на побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников.

Накануне своей смерти, в 1015 году, Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями. Поэтому при Владимире создалась, а позже, при Ярославе, окрепла система раздачи уделов ближайшим родственникам, как правило, сыновьям.

У великого киевского князя Владимира было двенадцать сыновей. Мы отметим лишь тех, которые приняли участие в последующих событиях. Сын Владимира и Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, его брат Мстислав - в Тмутаракани. Любимыми детьми Владимира были его сыновья от болгарки: Борис и маленький Глеб. Своего старшего сына и законного наследника Святополка Владимир ненавидел.

Между сыновьями Владимира начались жестокие распри. В итоге противостояние между киевским Святополком и новгородским Ярославом закончилась победой последнего.

В 1036 году Ярослав принял власть над всей Русью. Единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом, Киевом и Черниговом. Кроме того, к Киевской Руси уже был присоединен город Ростов. Именно это соглашение - компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя,- принесло стране долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым.

К сожалению, всякий компромисс годен для определенного момента, и надежное будущее державы он обеспечить не может. Это будущее во многом зависит от верного выбора друзей. Ярослав поддерживал отношения с варягами и был готов к дружбе с Польшей, но, к сожалению, ни он, ни его окружение не испытывали симпатий к Византии. Ухудшение отношений между Киевом и Константинополем в 30-40-е годы XI века происходило на фоне резкого обострения противоречий между православным Востоком и католическим Западом. Религиозное противостояние Рима и Константинополя завершилось окончательным расколом христианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) в 1054 году.

Тем временем антигреческие настроения Ярослава и его окружения, во многом вызванные стремлением освободить киевскую митрополию от опеки константинопольского патриарха, вылились в военный конфликт. В 1043 году русский флот во главе с сыном Ярослава - Владимиром и воеводой Вышатой двинулся на Константинополь. Летописец сообщает, что "буря велика" разбила корабли русских. Но, вероятно, причиной гибели русского флота вновь стал "греческий огонь". Во всяком случае, спасавшихся на берегу русских избивала и брала в плен латная конница византийцев. Владимиру с частью дружины удалось вернуться на Русь, а воевода Вышата был пленен и выпущен греками лишь спустя три года. Множество русских пленных византийцы ослепили. Эта неудача заставила Ярослава прекратить активную внешнюю политику, направленную против греков.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году в Киеве воцарился Изяслав.

В то время немалые перемены произошли не только в Западной Европе и Византии, но и в Великой степи. Проникавшая с IX века в печенежские кочевья мусульманская пропаганда делала свое дело. Правда, ей противодействовала пропаганда христиан, но сторонники христианства потерпели поражение у печенегов, большинство которых высказалось за принятие ислама. В результате печенеги сделались злейшими врагами всех христианских стран. Малоазийские области Византийской империи захватывали сельджуки, доходя порой до города Никеи и пролива Босфор, а на Балканском полуострове греков теснили печенеги. Со второй половины XI века полное завоевание туркменами-сельджуками всей Малой Азии стало реальной угрозой для Византийской империи.

В тот же период на историческую сцену Восточной Европы вышли куманы, или половцы, названные так из-за соломенного цвета волос (солома - полова). К середине XI века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южнорусских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами.

После смерти Ярослава Мудрого князь Всеволод пытался установить контакты с половцами, но безуспешно. Постоянные стычки русских и половцев завершились тем, что в сентябре 1068 г. половцы двинулись в большой поход на Русскую землю.

1 ноября 1068 года князь Святослав Ярославич, имея всего 3 тысячи русских ратников, наголову разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снови. Больше опасности для существования Руси половцы не представляли.

Переходя к более позднему времени, можно сказать, что в Средние века в европейских международных отношениях большую роль играло христианство и папский престол. Католическая церковь пыталась подчинить себе все государства. Римская империя направляла свою деятельность в трех направлениях. Во-первых, за обладание всей политической светской властью в Европе. Монарх - наместник Рима, каждый его шаг должен быть согласован с Римом. Во-вторых, огнём и мечом расширить свою власть в новых странах и регионах: в мусульманских странах и, в большей степени, в Восточной Европе (Россия). И, в-третьих, организация крестовых походов.

В ХІІІ - ХУ ст. папское влияние ослабевает в Европе из-за укрепления монархий. Крепнут города, которые поддерживают сильную государственную власть. Церковь в попытке адаптироваться к новым условиям устраивает Вселенские церковные соборы, на которых разбирались споры между государствами. На соборах (по замыслу церкви) слово папы - закон (третейский судья). Соборы длились очень долго. Базильский собор 1431 - 1449: спор Польши и Литвы о границах, спор Англии с Францией, Бургундии с Австрией. В практике международных отношений соборы не стали инструментом мира в Европе. Продолжалось жёсткое соперничество за благосклонность папы. Интенсивно шел нарастания национально-государственных тенденций. Многочисленные споры и разногласия разрешались через вооруженные столкновения.

Границей “католического” периода можно считать тридцатилетнюю войну, которая проходила в период 1618 - 1648 гг. Окончание этой войны устранило роль папства, которое до этого играло ведущую роль в европейских международных отношениях. Вестфальский мир 1648 заложил основы международных отношений нового времени. Основные тезисы международного права были установлены следующие: во-первых, субъектом международных отношений является суверенное национальное государство. Во-вторых, государства рассматриваются как институт светской власти. В-третьих, все государства суверенны и независимы; все государства равноправны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать