Развитие пожарного дела в России

Развитие пожарного дела в России

Вопрос 1. Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны

Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами.

Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.

Многие жертвоприношения у русичей были связаны со сжиганием жертвенных животных, продуктов земледелия или предметов домашнего обихода. Считалось, что огонь имеет очистительную силу и является средством общения с богами. Сгорание людей на погребальных кострах воспринималось как священный обряд переселения их душ в лучший (горний) мир, где их ожидают пращуры, перед которыми следует держать ответ за прошедшую жизнь на земле. Священным считался огонь, возникший после ударов молнии, которая воспринималась как огненная стрела бога Перуна, покровителя воинов и кузнецов. Эти категории людей на Руси считались весьма почетными, священным долгом которых было служение интересам всего рода и племени. Считалось также, что жизни древнерусских воинов и кузнецов принадлежат не роду или племени, а их судьбами распоряжается сам Перун, которому они посвящали всех себя без остатка. Первоначально, еще за тысячи лет до образования Киевской Руси, воин и кузнец у славян и других арийских племен выполняли функции жрецов (волхвов), наделенных особым знанием. Обычно такими людьми становились особо посвященные и прошедшие обряд очищения огнем.

Славянские племена являлись одними из потомков древних ариев, расселившихся на огромной территории Евразии от Урала до Альп и от Северного ледовитого океана до Индийского океана. Эти процессы происходили в течение II и I тысячелетия до нашей эры.

Древние арии были огнепоклонниками, и явления йоги, в том числе хождение босиком по горящим углям, не что иное, как необходимый обряд перехода из одного мира в другой, не даром до сих пор про фанатов своего дела говорят; «не от мира сего». Вполне вероятно и то, что таковыми становились люди, прошедшие испытание пожаром, или получившие мощный электрический разряд молнии и оставшиеся в живых.

Более того, все славяне считали древнего бога огня и кузнечного дела Сварога своим покровителем. Поэтому, когда семья переселялась в новую отстроенную избу, хозяйка обязательно переносила в печь угли и золу из старого очага, тем самым символизировалась преемственность покровительства бога огня и домашнего очага в новом доме.

При таком отношении к огню часто возникавшие пожары в деревнях обычно не тушились. Огненная стихия воспринималась в качестве наказания со стороны богов, которое необходимо принять и не противиться воле высших существ. После пожара крестьяне обычно покидали насиженное место и селились либо неподалеку, либо переселялись в другие районы страны. Если крупный пожар возникал в городе, то после него горожане обычно отстраивали свои дома на прежнем месте, либо рядом с пепелищем. Об этом свидетельствовали археологические находки последних десятков лег. Интересно отметить, что если в ходе пожара в городе выгорали несколько улиц, то такие события не находили отражение в местных летописях. Это свидетельствует о том, что и в сельской, и в городской местности в эпоху Древней Руси пожары считались рядовым и повседневным явлением.

Обычным способом борьбы с пожаром на Руси считалась разборка горящего строения при помощи багров и топоров. Но поскольку дома стояли достаточно близко друг к другу, данный метод не мог предотвратить быстро распространяющееся пламя, Поэтому, как правило, погорельцы довольствовались спасением жизни своих близких и уповали на бога, совершая молитву перед иконой, либо жертвоприношение в виде заливания огня молоком или сырыми яйцами. Этот обычай свидетельствовал о фаталистическом отношении к стихии.

Вместе с тем, фатализм русичей сопровождался и упорством в борьбе с огнем. Если в деревне начинался пожар, несмотря на угрозу его быстрого распространения, многие крестьяне вместо того, чтобы бросаться спасать свои вещи, устремлялись на помощь погорельцам и принимали посильное участие в тушении их дома. Это объясняется не только системой взаимной выручки и круговой поруки, которые скрепляли единство рода или верви, но и тем, что многие крестьяне в деревне состояли в кровном родстве друг с другом.

Деревенский коллектив воспринимался многими русичами как единая и большая семья, членам которой они всегда были обязаны оказать всемерную помощь и поддержку. И иначе быть не могло, поскольку именно родственный коллектив являлся главной гарантией в борьбе за выживание в суровых природных условиях и борьбе с огненной стихией. Аналогичные принципы самоорганизации возникали и в городских поселениях, хотя в них кровнородственные связи не имели столь сильного значения, как в сельской местности.

Традиции взаимовыручки у горожан в Древней Руси формировались на основе принципов местного самоуправления, которые предполагали самоорганизацию посадского населения по улицам и кварталам, в которых селились представители одной и той же профессии. Это позволяло наладить кооперацию между мелкими ремесленниками и создать торговые объединения у купцов.

Средневековая цеховая организация, древнерусского города отвечала не только за качество своей продукции, не только выступала поручителем в суде, она обязана была выставлять караулы в ночное время, чтобы обеспечивать порядок в своих кварталах, в том числе и по предупреждению пожаров, оповещать население в случае пожара и тушить огонь собственными силами.

Вывод: Отношение к пожарам в Древней Руси оставалось противоречивым. Пассивное отношение к огненной стихии порождалось первобытным страхом и почтением перед огнем и закреплялось религиозными обычаями и традициями. Вместе с тем, русичи проявляли завидное упорство в восстановлении из пепла своих городов и деревень, и, оказывая друг другу посильную помощь, старались противостоять пожарам, создавая основы общественной самоорганизации, которая предшествовала образованию государственных структур пожарной охраны.

Заключение

Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.

Вопрос 2. Проблема пожарной безопасности в условиях становления советской государственности. Последствия гражданской войны и военной интервенции

Революция 1917 г. в истории России имеет решающее значение. После нее путь и темпы развития нашей страны резко изменились. Революционные преобразования затронули всё стороны жизни общества и государства. Безусловно, что это нашло свое отражение на организации пожарного дела. Дезорганизация государственной власти, скатывание страны к состоянию гражданской войны, усиление экономического кризиса и распад страны не способствовали поддержанию уровня пожарной безопасности на прежнем месте. После прихода к власти партии большевиков новому советскому правительству пришлось взять на себя всю ответственность за пожароопасное состояние страны.

1. Состояние пожарной безопасности в период становления Советского государства (1917 - 1921 гг.)

После Февральской революции 1917 г. разработка мер по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские общественные самоуправления, в которых в последствии были созданы пожарные комиссии. Здесь полезно на конкретных примерах показать деятельность этих органов.

Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций сдерживало борьбу с пожарами.

Новый этап реорганизации пожарной охраны в России начался в ноябре 1917 г. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества, ранее заявившего о своей готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами в России, Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Поскольку управление пожарной охраной решением СНК было возложено на Комиссариат по делам страхования, к нему и поступил этот проект. Там он был всесторонне обсужден известными специалистами пожарного страхового дела.

17 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало создания системы обеспечения пожарной безопасности в новой общественно-политической формации. Для охраны достояния Республики Советов от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный Совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова. В ведомство Пожарного Совета входили «все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием». В состав совета вошли 23 чел., среди которых были представители ряда наркоматов (в том числе НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников).

Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного Совета в составе комиссариата было образовано 3 отдела. Общий отдел по пожарной части занимался вопросами юридического и административного характера. Возглавил отдел председатель Всероссийского пожарного общества А. Н. Цепов. Пожарно-технический отдел под руководством Н.И. Ныркова обеспечивал пожарные команды техникой. Учебно-пожарно-инструкционный отдел, возглавляемый П.К. Яворовским, занимался подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропагандой среди населения.

Согласно статье XXI декрета все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнить постановления Пожарного совета и представлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые Советом.

Широкое представительство в Совете давало возможность оперативно решать организационные вопросы. Уже на 1-й его сессии 21-27 мая 1918 г. были предприняты первые практические шаги по совершенствованию и развитию подготовки кадров и созданию научной базы пожарного дела. Был рассмотрен вопрос о преобразовании пожарно-технического училища, начавшего свою работу в январе 1918 г., в институт, образовании при нем лаборатории и испытательной станции. Под Петроградом, на базе бывшей частной пожарной команды графа А.Д. Шереметева, устраивается «опытная станция по огнестойкому строительству». Здесь же стали проводить испытания различных изобретений в области предупреждения и тушения пожаров. С осени 1918 г. начала проводить работы пожарно-испытательная станция при Кронштадской морской химической лаборатории.

Пожарный совет разработал ряд профилактических и наступательных мер по борьбе с огнем. Одновременно были приняты меры по повышению боеспособности пожарной охраны, улучшению условий службы личного состава пожарных команд. В то же время Пожарный Совет был, по существу, совещательным органом и поэтому не пользовался правом решать обширные задачи, которые перед ним стояли. В ноябре 1918 г. члены Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного... ».

Признавая необходимость такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в пожарно-страховой отдел ВСНХ. На этот отдел было возложено общее руководство и заведование пожарным и страховым делом. Руководить пожарным делом в губерниях должны были пожарно-страховые отделы совнархозов, которые подчинялись коллегиям при этих отделах, состоящим из трех членов (два от губсовнархоза и один от губернского профсоюза пожарных), а в городах и уездах - пожарные отделы местных совнархозов или заменяющие их органы (уездные пожарные отделения и советы).

Вместе с тем, по воспоминаниям выдающегося деятеля пожарно-страхового дела К.М. Яичкова, будущего начальника пожарной охраны советской России, с мест шла тревожная информация о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество пожарных команд, люди и конный состав использовались в личных целях. Никто всерьез не занимался комплектацией команд техникой и людьми. Из положенных по штату 25-30 чел. в большинстве городов и уездов команды насчитывали не более 7-8 чел. Говорить об их боеспособности не приходилось.

После Октябрьской революции, несмотря на тяжелейшие условия гражданской войны, разруху и голод, острую нехватку кадров, пожарные Москвы, Петрограда, Ярославля, Тулы, Вятки и других городов России продолжали бороться с огненной стихией, проявляя мужество и героизм.

Днем 26 мая 1918 г. в Москве в результате диверсии на товарной станции Казанского вокзала возник пожар. Пожарные Лефортовской части, первыми прибывшие на место происшествия, увидели, что огонь охватил пять деревянных пакгаузов и быстро распространяется на эшелоны с грузами. Были вызваны почти все пожарные части города и пожарные дружины многих заводов столицы. Создалась крайне сложная обстановка. Семь платформ товарной станции, каждая длиной в полкилометра, были почти сплошь застроены деревянными пакгаузами, навесами, в которых хранили картофель, рыбу, сахар, мешки с семенами подсолнуха, мануфактуру, веревки, одежду и воинское обмундирование, баллоны с кислородом, серу, краски. Между деревянными складами на открытых площадках в беспорядке лежали кипы хлопка и льна, груды каменного угля, лес, доски, дрова. На путях рядом с другими грузами находились по чьей-то преступной халатности оставленные цистерны с нефтью и керосином. Громадное скопление горючего материала создавало крайне трудные условия для тушения. Пламя распространялось с неимоверной быстротой. Море огня и густые облака едкого дыма охватили товарную станцию.

Пожарные Лефортовской, Басманной и Сокольнической пожарных частей первыми вступили в бой с огненной стихией. Ствольщики, не дрогнув, пошли в пекло. Дым был настолько густой, что их не было видно, и только мокрые рукава указывали пройденный ими путь. Но вот пламя дошло до вагонов со снарядами, раздались взрывы. На пожарных посыпались осколки, многие получили ранения, некоторые были убиты. Вышли из строя рукавные линии. В районе пожара поднялся ураган. Множество искр посыпалось на близлежащие жилые дома. Нестерпимый жар, удушливый дым горящих серы и керосина, беспрерывные взрывы снарядов и баллонов с кислородом, казалось, делали невозможным пребывание в зоне пожара. Но люди не отступили. Перегруппировав силы, пожарные повели массированное наступление на огонь со стороны Нижней Переведеновки.

В это время штаб тушения получил новое тревожное известие: на Казанской улице от тепловой радиации загорелись жилые дома. Среди жителей поднялась паника. Потребовалась срочная помощь. Направленные туда Арбатская, Мясницкая и Таганская пожарные части в считанные минуты сумели проложить рукавные линии и преградить путь огню.

Исключительную стойкость проявили пожарные Сокольнической части, которые, находясь в огненной ловушке, не прекращали работу до тех пор, пока не ликвидировали пожар на своем участке. Дружинники завода «Проводник» A.M. Скоробогатов и П.Ф. Добровольский, возглавив группу пожарных и железнодорожников, с риском для жизни потушили выведенный со станции горящий состав с боеприпасами. Шесть часов в очень тяжелых условиях шла борьба с огнем. К восьми часам вечера пожар удалось локализовать. Угроза городу была предотвращена. Из огня удалось вывести более 200 вагонов с хлебом.

9 мая 1920 г. Москва была встревожена взрывами. Оказалось, что вблизи с. Хорошово на Ходынке горят артиллерийские склады, на которых сосредоточено подготовленное для отправки на фронт большое количество снарядов и других боеприпасов. Взрывы сотрясали город. На расстоянии 5-8 км от складов из окон домов сыпались стекла. На место происшествия немедленно выехали семь пожарных частей: Всехсвятская, Пресненская, Сущевская, Сретенская, Тверская, Арбатская, Пречистенская, а также брандмайор А.А. Понофидин и его помощники М.Н. Зудин и В.К. Банке.

Основная задача пожарных состояла в том, чтобы спасти от огня склад Центрвоензага, ВСНХ и радиостанцию. Все они были расположены в непосредственной близости от горящих артиллерийских складов. Брандмайор А.А. Понофидин сформировал из добровольцев оперативную группу. В состав группы вошли: помощник брандмайора Банке, пожарный инспектор Шульц, брандмейстеры Давыдов, Крапчитов, Сергеев, Семенов, Михайлов, помощники брандмейстеров Беляков, Канарейкин, Субботин, Ганин, пожарные Макаров, Панков, Тычинин, Бессонов, Ручкин, Рудой, Железин, Проскалин, Бучкин, Сорокин, Князев, Голованов.

Рискуя жизнью, эти отважные люди выполнили возложенную на них задачу. Тушить пожар было крайне трудно. Воду подавали в перекачку из пруда Ходынского пехотного лагеря на расстояние более 2 км. Из-за недостатка воды для борьбы с огнем пришлось разбирать строения. Только на рассвете следующего дня взрывы снарядов прекратились, и пожар был окончательно ликвидирован. Склад Центрвоензага ВСНХ и радиостанцию удалось спасти.

Президиум Моссовета специальным постановлением от 15 мая 1920 г. выразил благодарность всем пожарным частям, принимавшим участие в ликвидации пожара, а всех добровольцев наградил серебряными часами с надписью: «От Московского Совета Р. и К.Д. за самоотверженность и героизм. 9 .V. 1920 г.». Брандмайора А.А. Понофидина «за предприимчивость, неисчерпаемую энергию и распорядительность, Президиум Моссовета наградил золотым портсигаром с такой же надписью.

Несмотря на героизм пожарных в тяжелейших условиях Гражданской войны система управления пожарной охраны в Советской республике себя не оправдывала. Пожарно-страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни умения, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин, Его деятельность в отличие от Пожарного Совета носила сугубо административный и явно бесплодный характер и в основном заключалась в издании многочисленных циркуляров.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать