Роль Иоанна III в истории России

Роль Иоанна III в истории России

12

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный аграрный университет

имени К.Д. Глинки»

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

на тему

«Роль Иоанна III в истории России»

Выполнила: студентка 1 курса

Факультет: «Агробизнес»

Набор: июнь 2007 года

Лешонкова Вера Алексеевна

№ зачётной книжки АБ/07367

Проверил: преподаватель

Филоненко Татьяна Владимировна

Таловая 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ 1. Значение женитьбы Иоанна III на византийской принцессе

Софии

РАЗДЕЛ 2. Присоединение Новгородского княжества к Московскому

Государству

РАЗДЕЛ 3. Присоединение к московскому государству других княжеств и создание единого Российского государства

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

До середины XV века Русь еще не существовала как единое Российское государство. На ее территории располагалось множество княжеств, которые то враждовали между собой, то объединялись против общих врагов. Эта разрозненность привела к ослаблению власти на Руси, завоеванию ее Золотой Ордой, а также Литовскими и Польскими князьями.

Со времени правления Иоанна III начинается новая эпоха в жизни русского государства. Оно возрождается очень быстро и неожиданно для многих стран Европы и Азии. Короли Европы и властители Азии приветствуют славные победы великого русского князя. Италия делится опытом в области искусств. Москва украшается великолепными зданиями. В стране начинается освоение природных богатств. Все это является содержанием блестящего правления Иоанна III, которых находился у власти 43 года, и был одним из достойнейших великих князей, столь много сделавшим для отчества и своего народа.

РАЗДЕЛ 1.

Значение женитьбы Иоанна III на византийской принцессе Софии

Вскоре после вступления на престол Иван Васильевич (великий князь Иоанн III, 1462-1505гг.), сын великого князя Василия Васильевича, умершего на сорок седьмом году жизни и предоставившему великокняжеский титул старшему сыну, равно как и треть доходов Москвы (остальным сыновьям он дал уделы), овдовел и через пять лет женился на греческой царевне Софии Палеолог. Брак этот был ему предложен папою, у которого отец царевны, Фома Палеолог, умер в Риме, оставив под покровительством папы двух сыновей и свою дочь Софию. Предлагая этот брак Ивану Васильевичу, папа рассчитывал достичь через него двух целей: во-первых, подчинить себе нашу церковь, потому что он считал Софию склонною к латинству и надеялся, что она сумеет убедить Ивана Васильевича принять постановления Флорентийского собора; во-вторых, вооружить Ивана Васильевича против турок для освобождения Греции от их ига. Папа ошибся в своих расчетах, хотя предложение его о браке было охотно принято.

Великая княгиня София с самого начала высказала себя ревностною блюстительницей православной веры. Брак великого князя с Софией имел важные последствия для Москвы. Во-первых, он открыл к нам доступ европейскому образованию: многие греки и итальянцы, приехавшие с царевной, были полезны нам своими знаниями, а за ними стали приезжать и другие иноземцы. Кроме того, греки привезли с собою много церковных книг, спасенных от турок. Во-вторых, брак этот произвел совершенный переворот в обычаях великокняжеского двора.

До этих пор великие князья московские хотя и были сильнее других князей и считались старейшими между ними, но тем не менее, по обычаю, держали себя с другими князьями как с равными. Даже бояре-дружинники, служа великому князю, пользовались некоторой независимостью и могли отъехать от него к другому князю. Эти патриархальные отношения совершенно изменились со времени вступления Ивана Васильевича в брак с Софиею. Признав герб Византии, двуглавого орла, великий князь перенял и обычаи византийских (греческих) императоров. От стал держать себя гордо, требовал беспрекословного повиновения и строго наказывал за ослушание. Старые права княжеские и боярские постепенно были им уничтожены, и пред ним должны были преклоняться потомки Рюрика и Гедимина наравне со всеми остальными подданными.

Гордость Софии не могла мириться с зависимостью Москвы от Орды, и она побуждала великого князя к свержению ига. Пока платилась еще дань, София уговорила великого князя не выходить навстречу татарским послам, как это делалось прежде, потому что это было унизительно для его достоинства. Князья выходили пешком и преклоняли колена перед изображением хана, или басмою, которую послы привозили с собою. Татары имели в Кремле свой особый дом, где послы останавливались по своем приезде и где постоянно жили татарские чиновники и купцы, наблюдавшие оттуда за всеми действиями великих князей и доносившие обо всем хану. Чтобы избавиться от этих шпионов, София придумала следующую меру: она послала дары к жене Ахмата и написала ей. Что имела видение, которым ей повелевалось построить храм на месте Ордынского подворья, вследствие чего она просит ханшу уступить ей это место и взамен его готова дать ей другое. Ханша согласилась, подворье было сломано, и на его месте была построена деревянная церковь. С этих пор татар уже не допускали жить в Кремле.

Таким образом, отец великого князя Иоанна III Василий Васильевич, был последним из московских великих князей, который ездил в Орду за получением ханского ярлыка на великое княжение, и первым, который имел у себя на службе татарских царевичей.

Иоанн III первый занялся украшением Москвы. Прежде всего он начал строить соборный храм Успения, так как прежний, построенный Калитою, пришел в ветхость.

РАЗДЕЛ 2.

Присоединение Новгородского княжества к Московскому

государству

Важным событием княжение Иоанна III было присоединение Новгорода к Московскому государству. Это событие готовилось уже предшественниками великого князя, начавшими собирание Русской земли в одно целое, и он должен был это завершить. Новгородцы видели эту опасность и, чувствуя, что не могут бороться с Москвою, решились отдаться Казимиру, королю польскому и великому князю литовскому. Главными сторонниками казимира были Марфа-посадница, вдова умершего посадника Исаака Борецкого, и ее сыновья. По их настоянию к королю был отправлен посол, при посредстве которого Казимир заключил договор со всем великим Новгородом, принимая его под свое покровительство и обещая не стеснять старинной вольности новгородской. Иван Васильевич, узнав об этом, испробовал прежде мирное средство и послал грамоту новгородцам, в которой убеждал их опомниться и не отдаваться в руки латинству. В этом же духе написал им и митрополит московский Филипп. Но увещевания не помогли. Тогда великий князь собрал большое войско и выступил против Новгорода. Его войско стало в 120-ти верстах от Новгорода и ждало челобитья. Сначала новгородцы хотели обороняться, но когда цены на хлеб у них поднялись и гонец, посланный к Каземиру с просьбою о помощи, вернулся ни с чем, тогда новгородцы смирились, и нареченный владыка их Феофил приехал в стан великокняжеский с челобитьем. Иван Васильевич согласился простить Новгороду его вину, но с тем чтобы новгородцы обязались не входить в сношения с Литвою, не принимать от нее ни князей, ни наместников, ставить своих владык не иначе как в Москве, у гроба св. Петра, и заплатить великому князю 15 тысяч рублей. Новгородцы приняли эти условия, а великий князь по заключении договора вернулся в Москву. Казалось бы, все уладилось, но внутренние беспорядки не прекращались в Новгороде. Кто был побогаче, покупал голоса на вече, достигал должности посадника, а затем другая партия усиливалась, опять сзывалось вече, предыдущая партия с ее главою низлагалась и выдвигалась новая. Все это сопровождалось кровопролитиями, целые улицы новгородские враждовали между собою и победившие грабили побежденных. Однажды обиженные обратились с жалобою на обидчиков в Москву. Великий князь сам приехал в Новгород и через владыку велел собрать народ, который хочет дать управу обиженным и поэтому требует, чтобы обе стороны явились к нему на суд. Обиженные оказались по суду правыми, а виновные были схвачены и отправлены под стражею в Москву. В эту свою поездку в Новгород великий князь не нарушил ни одного из старых обычаев новгородских, но действовал в первый раз как верховный судья, и народ волей-неволей должен был примириться с этим. Вскоре после этого он нанес последний удар вольности новгородской, уничтожив его вече, которым решались в Новгороде все его дела.

В Москву явились двое новгородских послов и в челобитье своем назвали Ивана Васильевича государем, а не господином, как это водилось прежде. Великий князь послал в Новгород спросить, какого они хотят государства? Там собрали вече, убили послов, ездивших в Москву, как изменников, перебили еще много народу и послали сказать Ивану Васильевичу, что государем его не зовут, а зовут по-прежнему господином. Великий князь прогневался. На общем совете было решено идти походом на Новгород. Новгородцы решили защищаться и укрепились так хорошо, что великий князь не решился брать город приступом и хотел держать его в осаде, пока голод не заставит осажденных сдаться. Между тем в Новгороде опять разделились две партии: одни хотели биться, другие нет. Наконец пришли послы с повинною, что Новгород действительно посылал в Москву послов, которым велено назвать великого князя государем, а потом заперся. В результате этого противостояния новгородцы вынуждены были согласиться на все требования Ивана Васильевича. Двор Ярославов был очищен для великого князя, и написана присяжная запись, по которой все новгородцы должны были целовать крест великому князю. Вече было уничтожено, должность посадников тоже, и вся область Новгородская, простиравшаяся на северо-восток до Ледовитого океана, была присоединена к Московскому государству. Вслед за тем в Москву была послана грамота, в которой говорилось, что великий князь привел отчину свою, великий Новгород, в свою волю и стал в нем государем таким же, как и в Москве. После этого великий князь вернулся в Москву, а за ним привезен был туда вечевой колокол славного некогда Новгорода. На колокольне Ивана Великого висит в настоящее время в числе немногих старых колоколов новгородский колокол XI века, перелитый, как предполагают, из вечевого. В память покорения Новгорода великий князь выстроил в Москве деревянную церковь Успения на Бору.

Трудно было новгородцам смириться со своим новым положением, и они ждали удобного случая, чтобы снова освободиться. Случай этот представился, когда хан Золотой Орды стал грозить Москве нападением. Новгородцы повели тайные переговоры с Казимиром, который обещал им идти вместе с ханом на Москву. Прослышав об этом, Иван Васильевич срочно прибыл в Новгород и подавил заговор. Много народу было отправлено в заточение и казнено. Подобные заговоры повторялись еще долгое время и кончались всегда судом, казнью и высылкой виновных. В 1488 году, например, из Новгорода приведено было в Москву более семи тысяч жителей вследствие того, что они хотели убить великокняжеского наместника.

Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлекал на себя ханский гнев. Восстать же против владычества татар открытою силою он не решался. Он собрал войска своих сторонников против хана и предотвратил последнее нашествие татар Золотой Орды на Россию. Великий князь распустил войска и вернулся в Москву, не пролив ни единой капли крови. Митрополит установил праздник в честь Божьей Матери и крестный ход в память окончательного освобождения от татарского ига, который совершается ежегодно 23 июня.

РАЗДЕЛ 3.

Присоединение к московскому государству других княжеств и

создание единого Российского государства

В 1482 году великий князь присоединил к Москве Пермь с ее областью, простиравшейся до Уральских гор. Пермь уже была подчинена Москве еще во времена Дмитрия Донского. Но это не было полным подданством. Новгородцы тоже считали Пермь своим владением.

Иван Васильевич послал на Пермь сильное войско под предводительством Федора пестрого, который разбил пермское войско, взял в плен их князя Михаила и отослал его под стражею к великому князю. После этого, признав свою независимость от Москвы, Пермь все-таки управлялась некоторое время туземными князьями. В 1505 году великий князь послал туда первого русского наместника - князя Василия Ковра.

В начале своего царствования Иван Васильевич сохранял дружественные отношения с шурином своим, Михаилом Борисовичем Тверским, и заключил с ним договор, по которому тверской князь должен был помогать московскому в войнах его с Ордою, немцами, поляками и Литвою. Между тем до великого князя дошло известие, что Михаил сносится с казимиром и что между ними заключен договор, по которому Михаил обязывается помогать Казимиру в случае войны его с кем-либо из соседей Твери. Это явно нарушало договор тверского князя с московским, и великий князь объявил Михаилу войну. Войска его немедленно вступили в Тверскую область, взяли и сожгли много городов, и князь Михаил, не получая помощи от Литвы, принужден был просить мира. Великий князь заключил с ним договор, по которому Михаил обязался сложить крестное целование Казимиру, признать московского князя и сына его старшими братьями, не ссылаясь ни с Литвой, ни с Ордою помимо великого князя и приравнивался правами своими к удельному князю. Но договор этот был недолго в силе. Михаил опять стал сноситься с Литвою, и тогда великий князь выступил во второй раз против Твери с большим войском и орудиями, при которых находился Аристотель Фиоравенти. Множество князей и бояр тверских пришли в стан великого князя бить ему челом, чтобы он принял их в свою службу. Михаил не отважился на битву и ушел в Литву. Тверь присягнула Ивану Васильевичу.

Кроме того, к Москве присоединилось еще княжество Ростовское, частично уступленное своим владельным князем, и Ярославское.

В это же время было утверждено владычество Москвы над Вяткою. Вятчане два раза отказывались идти с Иоанном III на Казань и несколько раз разоряли области великокняжеские. Великий князь послал на них 64 тысячи войска. Вятка была взята, главные зачинщики были казнены, и многие жители выселены. С этих пор область эта была приведена в полное подданство Москве.

Отношения к Литве были давно уже враждебны вследствие различных пограничных столкновений. С обеих сторон производились разбои и опустошения и даже захваты целых областей; но до войны не доходили, пока был жив Казимир. После его смерти Польша и Литва разделились между двумя его сыновьями. Литва досталась Александру, с которым вскоре началась у великого князя война из-за сговора его с московскими воеводами против великого князя. Войска великокняжеские вступили в Литву и отвоевали несколько городов. Но Александр литовский не желал войны с великим князем, тем более что крымский хан Менгли-Гирей тревожил южные пределы его владений. Он вскоре открыл переговоры через послов, которые, между прочим, заявили о желании Александра жениться на одной из дочерей Ивана Васильевича. Великий князь отвечал, что, прежде чем касаться сватовства, надо заключить мир. После долгих споров и пререканий мир был заключен, по которому к Москве отошли: Вязьма, Алексин, Тешилов, Одоев, Венев, Мстиславль, Таруса, Оболенск, Козельск, Серенск, Новосил, Воротынск, Перемышль, Белев, Мещерск.

После этого приступили к сватовству, и дочь великого князя Елена была просватана за Александра с условием, чтобы он не принуждал ее к перемене веры. В договорной грамоте великий князь был назван государем всея Руси.

Сына Василия великий князь назвал сперва государем великим, князем Новгорода и Пскова, а затем государем-наследником престола всероссийского.

Таким образом, во времена княжества великого князя Ивана III в результате объединения разрозненных и часто враждебных друг другу княжеств образовалось единое Российское государство, которым правил государь всея Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заслуги Иоанна III огромны, и они по достоинству оценены не только в России, но и в других странах. Русь при нем как бы вышла из мрака, превратилась из раздробленной, раздираемой междоусобицами страны в мощное государство с единым центром, единой внутренней и внешней политикой. Считается, что в правлении Иоанна III появилось сначала за пределами Руси, а затем и в самой стране название нашего государства - Россия.

Рожденный и воспитанный данником степной Орды, Иоанн стал одним из сильных государей в Европе и Азии, признанным в Риме и Стамбуле, Вене и Кракове, Вильно и Стокгольме.

Иоанн не смог получить в детстве и юности достаточного образования. Его сила заключалась в природном уме. Где оружием, где хитростью великий князь, восстанавливая свободу и целостность страны, губил Золотую Орду, теснил Литву, укрощал новгородскую вольность, присоединяя к Москве уделы, расширяя владения государства на западе и востоке, севере и юге.

Иоанн тонко и умело сочетал тактику войны и мира. Брак с Софьей обратил на него внимание государей других стран. Многое в бытность этого правителя было сделано для создания русского войска. Иоанн ввел в войсках разряды, состоящие из пяти полков, установил строгую воинскую дисциплину, пресекал грабежи.

Русь Олега, Владимира, Ярослава погибла в монгольском нашествии, воскресшая Русь, преобразованная в Россию, - это в значительной степени заслуга Иоанна.

Со времен Иоанна III по всей Руси стали возводить каменные храмы и жилые дома. Таким образом, великие дела этого государственного деятеля оставили для потомков неизгладимую память и в отечественной архитектуре, строительстве, живописи.

Иоанн приумножил государственные доходы, разработал многие законы. При нем ввели празднование Нового года 1 сентября.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История России. Учебник. Изд. 2-е / А.С. Орлов. - Москва, 2004.

2. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 - 1917 гг. / Б.Г. Пашков. - Москва, 1997.

3. Святая Русь, или всенародная история великого российского государства IX - XIX вв. Изд. 3-е / К.В. Соловьёв. - Москва, 1994.



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать