Роль Наполеона в вопросах внешней и внутренней политики
p align="left">Бонапарт усвоил эти основы будущего государства. На утверждение этих основ он направил всю силу своего таланта. Наполеон полностью использовал все открывшиеся перед ним возможности, чтобы сделаться единодержавным властителем этого нового государства. Он уничтожал, создавал, изменял государственные учреждения, но их смысл и их цель оставались совершенно неизменными: они должны были превратить государственный аппарат в орудие, осуществлявшее единую верховную волю.

Итак, 30-летний генерал, до сих пор никогда ничем не занимавшийся, кроме войны, завоеватель Италии, завоеватель Египта, одним ударом уничтоживший законное правительство республики, оказался вечером 19 брюмера властителем Франции. Эта страна была разрушена революцией, денег в казначействе не было; были целые армейские части, которые месяцами не получали ассигнованных на их содержание сумм. Перед Наполеоном были горы старорежимных обломков и масса новых, выявленных революцией материалов, очень много начатого и неоконченного, начатого и брошенного, начатого и взятого назад; все было как бы в хаосе и брожении.

1.2 Конституция 1799г

Бонапарт начал с организации новой власти, т. е. с оформления своего самодержавия. Впервые же дни после переворота началась активная работа над новой конституции, создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула - вот что было основной целью новой конституции. Бонапарт как-то сказал: "Да, да, пишите так, чтобы было кратко и неясно". Этими словами он изложил свой общий принцип: когда дело идет о конституционных ограничениях верховной власти, нужно писать покороче и потуманнее. Если существовал когда - нибудь на свете деспот, органически не способный ужиться с каким-либо, хотя бы скромным, но реальным ограничением власти, то это был именно Наполеон.

Новая конституция бала готова уже через месяц после переворота, 13 декабря 1799 года и полностью отвечала задачам, которые были поставлены при ее написании. Она была на самом деле и короткой и неясной. В отличие от предшествующей конституции 1795 год, насчитывавшей триста семьдесят семь статей, конституция, составленная под руководством Бонапарта, была почти в четыре раза короче -- в ней было всего девяносто пять статей. Это был сухой, сугубо деловой документ, написанный явно наспех. Большинство статей имело сугубо практический характер, порой приближаясь к протокольной записи. Так, например, Одина из статей сообщала, что "конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта..." и вторым и третьим консулами -- граждан Камбасереса и Лебрена.

Вторая часть задачи --"пишите неясно"-- была также выполнена полностью. Конституция предусматривала создание четырех коллегиальных органов: Государственного совета, Трибуната, Законодательного корпуса и Сената, имевших каждый строго ограниченные функции и потому и в отдельности, и в совокупности обреченных на полное бессилие. Но это резкое умаление действительной роли представительных учреждений внешне компенсировалось показным демократизмом новой конституции. Вопреки намерениям членов конституционной комиссии повысить избирательный ценз Бонапарт с его быстрой ориентацией сразу понял политические невыгоды этих предложений. Ущемляя и фактически сводя на нет власть представительных учреждений и резко усиливая власть первого консула, Бонапарт понимал необходимость прикрыть эту крутую ломку сложившихся конституционных традиций покрывалом показного демократизма. Он настоял на восстановлении всеобщего (для мужчин) избирательного права. Восстановив всеобщее избирательное право, что могло казаться смелым шагом вперед по сравнению с конституцией 1795 года, Бонапарт рядом мер придал ему чисто фиктивный характер. Первичные собрания, являвшиеся важнейшей формой политической активности масс, были уничтожены. Плебисцит, проводившийся под контролем полиции, стал также фикцией.

Конституция фактически устанавливала режим личной власти. Права первого консула были определены, как и хотел того автор конституции, вполне неясно: "Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять в случае надобности при помощи своих коллег". При всей неопределенности этой статьи из нее все же можно было понять, что первый консул при желании может обладать неограниченной властью. Единственная статья конституции, сформулированная совершенно четко и ясно, она гласила: "Жалованье первого консула с VIII года устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалованье обоих других консулов равно трем десятым жалованья первого". Это была именно та статья, из которой все поняли реальный смысл свершившегося. Известен рассказ, переданный "La Gazette de France", о том, как воспринимал простой народ конституцию после того, как ее текст был оглашен на улицах и площадях глашатаями. Одна женщина говорила другой: "Я внимательно слушала, но ничего не разобрала". "А я,-- отвечала другая,-- не пропустила ни слова".--"Ну, так что же дает конституция?"-- "Она дает Бонапарта".

1.3 Укрепление твердого порядка

Вся полнота власти сосредоточилась в руках Наполеона. Все остальные учреждения существовали в виде каких-то бледных теней, никогда не имевших и не пытавшихся иметь ни малейшего влияния. Тотчас же обнаружилось, что ему не нужны и критики. Постановлением, проведенным вскоре после введения в действие консульской конституции, Бонапарт приказал из 73 существовавших до тех пор газет закрыть 60, а остальные 13, до поры до времени уцелевшие (спустя некоторое время из них было закрыто еще девять и осталось четыре), были отданы под суровый надзор министра полиции. Наполеон органически не выносил чего-либо даже отдаленно похожего на свободу печати. Эти первые шаги очень ярко обрисовывали воззрения Наполеона на свою власть. Задачи борьбы против политических оппонентов, роялистов и якобинцев, толкнули его на путь создания сильной, разветвленной полиции. Бонапарт дробил полицию и стремился иметь не одну, а две или даже три полиции, которые наблюдали бы не только за гражданами, но и друг за другом. Наполеон деятельно трудился над организацией управления. Он оставил деление Франции на департаменты, но сразу смел с лица земли всякие признаки системы местного самоуправления. Она представлялись первому консулу опасной и нежелательной, она создавала легальные возможности формирования оппозиций. Выборное самоуправление было уничтожено, его заменили полицейско-чиновничьей системой префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и супрефектов в городах. Все органы власти снизу доверху оказались подчиненными одной направляющей их руке. Организуя новую, подсказанную требованиями классовой борьбы систему государственной власти, Бонапарт ощупью пришел к созданию той военно-бюрократической государственной машины, которая оказалась самой долговечной и устойчивой из всего созданного в эпоху консульства и империи. Эта военно-бюрократическая государственная машина создавалась не потому, что первый консул теоретически осознал ее необходимость, а потому, что это диктовалось практическими задачами борьбы против роялистов и якобинцев, представлявшихся Бонапарту главной опасностью в то время. И эти же практические заботы повседневной борьбы толкали его и дальше по пути укрепления государственного аппарата. Конечно, все эти решительные меры преподносилась общественному мнению как вынужденная акция, ограниченная во времени --"пока продолжается война". Так укреплялся "твердый порядок" во Французской республике.

Вывод: На протяжении всего пути от консула до императора целью Наполеона, во всех его политических предприятиях, было установление и укрепление полного своего владычества. Бонапарт для достижения своей цели применял средства самые разнообразные: репрессии, законотворчество, дипломатию и т. д. Конституция 1799г. как нельзя лучше доказывает это. В итоге, вся полнота власти и все сферы жизни были сосредоточена в руках одного человека, Наполеона Бонапарта.

Глава 2. Идеи собственности, равенства и свободы

2.1 Накануне принятия Гражданского кодекса

За годы революции Франция устала от политики. Инфляция, развал производства и коррупция всех утомили. "Казнокрадов было так много, - иронично замечал Е. Тарле, - что у историка иногда является искушение выделить их в особую прослойку буржуазии". Один из администраторов времен Директории отмечал, что правительство на всех поставках, осуществлявшихся для государственных нужд, переплачивало около 50%, поскольку поставщики вписывали в финансовые документы фиктивные расходы, а чиновники сами становились соучастниками махинаций. В результате государство оставалось еще в долгу за то, чего реально не получало. Поэтому, возглавив страну Наполеону, пришлось обратить серьезное внимание на такую скучную для молодого человека материю, как экономика.

Деятельность Бонапарта можно подразделить на три основных направления: во-первых, стабилизация финансов; во-вторых, успокоение страны и защита собственника; в-третьих, выработка стройного хозяйственного законодательства.

Что касается состояния государственной казны, когда 26-го брюмера (то есть через неделю после переворота) консулы вскрыли государственные сейфы, они обнаружили в них всего 60 000 ливров - сумму, которой оказалось недостаточно даже для покрытия почтовых расходов на оповещение населения Франции о смене правительства. Велик был соблазн выпустить для пополнения бюджета какую-нибудь очередную разновидность бумажных денег. Однако первый консул не стал идти по такому скользкому пути. "Пока я жив, - отмечал он, - я не выпущу ни одной обесцененной денежной ассигнации, ибо политический кредит основан на доверии к деньгам". Чтобы решить финансовые проблемы, Наполеон за 80 млн. франков уступил американцам Луизиану. Но это, конечно, была лишь временная мера.

Бонапарт пошел по пути строительства эффективно работающей фискальной системы. Францию надо было научить снова, платить налоги. Прямые налоги, то есть налоги с доходов, были сокращены. Зато резко были увеличены косвенные налоги, ложившиеся своей тяжестью на самые широкие круги населения. Налоговая политика консульского режима (как и позже империи) защищала интересы крупного капитала. Не только в сфере налогов, но и всей своей экономической политикой консулат поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность. В особенности Наполеон покровительствовал развитию промышленности, придавая ей первостепенное значение и ставя интересы промышленников всегда выше интересов торговой или земледельческой буржуазии.

Не меньше внимания, нежели финансам, уделял Бонапарт защите частной собственности. "Настоящие гражданские свободы, - отмечал он, - существуют там, где уважается собственность". Наполеон создал в стране принципиально иное отношение к частной собственности, нежели то, которое установилось в революционные десять лет, когда реквизиции и принудительные займы были нормой, а не разовым мероприятием. Важно было не только прекратить новые поборы, но и защитить имущество, приобретенное гражданами путем приватизации в годы революции. Иначе говоря, важно было легитимизировать новых собственников. Уже в конституции, утвердившей власть Бонапарта в качестве первого консула, провозглашалось, "что каково бы ни было происхождение национальных имуществ, законно заключенная покупка их не может быть расторгнута и законный приобретатель не может быть лишен своего владения". Впоследствии даже режим реставрации не смог пересмотреть наполеоновские принципы отношения к собственности, хотя среди роялистов было много людей, пострадавших от перераспределения имущества.

Помимо общих деклараций, для Наполеона важен был конкретный договор с формальными претендентами на спорное имущество. Эта задача была, в основном, решена уже в июле 1801г. посредством подписания конкордата с папой. Церковь, оговорив себе определенные права, отказывалась от претензий на конфискованные и распроданные владения. Кроме того, Наполеон принимал еще и специальные меры для облегчения возврата эмигрантов, которые вкладывали капиталы и тем самым способствовали развитию французской экономики.

Кроме формальной защиты собственности, требовалась еще и неформальная. В годы революции никто не мог чувствовать себя защищенным от разбоя, реквизиций, принудительных займов и т.д. Бонапарт же сделал ставку на обеспечение гражданского мира, предоставляя каждому возможность заниматься своим делом. Он обеспечил правопорядок, прибегая для этого и к нестандартным средствам. В частности, выдвинул на роль руководителя уголовной полиции рецидивиста Видока. За один только год Видок всего с двенадцатью подобранными им сотрудниками смог арестовать 812 бандитов, а также ликвидировать в Париже все притоны.

Однако практические меры по защите собственности значили бы не так уж много, если бы Наполеон не предпринял мер для выработки всеобъемлющего хозяйственного законодательства. Принятый в марте 1804г. Гражданский кодекс (составивший основу знаменитого кодекса Наполеона) стал образцом для многих хозяйственных законодательств в разных странах мира, поскольку то, что было сделано во Франции, не делалось ранее нигде. Если можно в двух словах выразить сущность Кодекса, то она сводится к защите собственника.

2.2 Гражданский кодекс Наполеона

Итак, Кодекс Наполеона был издан 21 марта 1804г. и состоял из вводной части и трех книг. Вводная часть самая короткая и содержит всего шесть статей (ст. 1 - 6). Первая книга включает статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве (ст. 7 - 515). Вторая книга регулирует отношения собственности (ст. 516 - 710), третья - способы приобретения собственности, включая наследственное право и различные виды обязательств (ст. 711 - 2283). Таким образом, кодекс состоит из трех частей - лица, вещи, обязательства. С принятием кодекса началась кодификация основных отраслей французского права.

2.2.1 Идеи равенства и свободы

Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи эпохи французский революции, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно одной из статей кодекса Наполеона "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. Специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

Характерной чертой кодекса было то, что в нем отсутствовало понятие "юридическое лицо". Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно в качестве физического лица. Кодекс Наполеона вводил "гражданскую смерть" как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, "как если бы он умер естественным образом"), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния.

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. В этой сфере кодекс Наполеона заметно отличался от ряда положений революционного периода, когда декларировалось равенство личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д.

Хотя отдельные статьи гражданского кодекса подчеркивали равенство мужа и жены, например: "Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке", в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно другой статье "муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.

Весьма характерны статьи кодекса Наполеона, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По статье 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Другая же статья иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: "Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме". Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884г.

Неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс Наполеона предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности, режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость.

Гражданский кодек устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу, была сведена к отцовской власти. Отец, имевший "серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет", мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.

Кодекс Наполеона в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но статья 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.

Но в целом нормы семейного права в гражданском кодексе Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения конституции 1791г. о том, что брак - гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884г.

2.2.2 Об имущественных отношениях

Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.

В кодексе Наполеона ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное, и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые.

Центральное место во второй книге гражданского кодекса занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещных прав. Кодекс Наполеона использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Одна из статей гласила: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами". В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и "неприкосновенности" права частной собственности, кодекс Наполеона предусматривал, что собственник не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать