Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли

Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли

18

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждением

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

(ГОУ ВПО ТвГУ)

Филиал в г. Ржеве

Специальность 030501 Юриспруденция

Кафедра правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История политических и правовых учений

На тему: Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли.

Выполнила

Студентка 4 курса

Шмелева Анастасия Игоревна

Ржев, 2010

Содержание

  • 1. Питирим Сорокин
    • 1.1 Биография Питирима Сорокина
    • 1.2 Политические и правовые учения Питирима Сорокина
    • 2. Иван Александрович Ильин
    • 2.1 Биография Ивана Александровича Ильина
    • 2.2 Политические и правовые идеи Ивана Александровича Ильина
    • Список использованной литературы
1. Питирим Сорокин

1.1 Биография Питирима Сорокина

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968).

Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С. - Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма". Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.

В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П. Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 г.П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.

В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму.31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

1.2 Политические и правовые учения Питирима Сорокина

Основные его учения основываются на социологии. Весной 1920 года им были написаны два тома "Системы социологии". В этой работе Сорокин, по собственному признанию, попытался запечатлеть "смутный абрис социологической науки".

Вся социология делится на теоретическую и практическую.

В свою очередь, теоретическая социология распадается на три основных отдела:

1) "…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения". Она дробится на два подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления, и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений;

2) "…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы". Она делится на три части: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов, учение о физиологических процессах в среде любой социальной группы, и третья часть изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти;

3)"…на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений ‹…› ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции".

Практическая социология или "социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни ‹…› для наилучшего использования социально-психической энергии".

Это видение структуры социологического знания Сорокин пронесет сквозь все годы своей научной деятельности. Многие версии и наметки двухтомника "Системы социологии", выпущенного в Советской России, он будет использовать и разрабатывать в своих работах американского периода.

Далее он, видя происходящее в России, становление тоталитаризма пишет новую книгу "Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и социальную организацию", которая закончена им в мае 1922 года и подготовлена к печати в кооперативном издательстве "Колос", цензура сначала безжалостно искромсала, а затем и вовсе запретила данное произведение. И не удивительно: в этой книге Сорокин проводит мысль о том, что тоталитарная идеология и голод - близнецы, что грубо сколоченному недемократическому режиму, построенному на принципе материального распределения не по заслугам перед страной и обществом, а перед руководящей партией, не выгодно изобилие, и продовольственная проблема тут будет решаться вечно, а голод будет выступать политическим орудием. Большинство революций, делал вывод Сорокин, в конечном счете разбивается при неверной деревенской политике. Политика большевиков в отношении деревни чревата голодом.

После эмиграции в Америку Сорокин пишет книгу "Социология революции". В сущности, она стала третьим томом "Системы социологии". В ней рассматривалось поведение людей из различных социальных групп во время революции, а также исследовался характер неизбежных постреволюционных изменений в составе общества. Любая революция, пишет Сорокин, влечет механическое перемещение человека, взятого индивидуально и коллективно в различной социальной среде, под которой понимается особое состояние, напластование, комбинация социальных групп. Революция нарушает обычную комбинацию, перетряхивает состав групп, какие-то группы уничтожает, создает новые. В этом процессе Сорокин выделяет несколько фаз: "Первая, короткая фаза, - эмоциональный, волевой, интеллектуальный протест против власти и ее разложения; вторая - „половодье“ - идет механическое перемещение людских составов верхних и низших ступеней социальной лестницы, часто эти перемещения сопровождаются террором и свирепыми войнами; последняя фаза - „река входит в свои берега“ - социальный порядок восстанавливается".

Ученый выделяет "особое состояние революции" - потерю "исторической памяти" народа, поскольку каждая великая революция хочет начинать историю с даты собственного рождения. Отсюда культурное варварство и нигилизм по отношению к собственному прошлому, другим культурам.

Исследовав в общей сложности около 70 известных человечеству революций, Сорокин делает вывод: итоговый "позитив" каждой революции можно было достичь реформами, избежав тем самым огромного потока крови, неоправданного уничтожения материальных и духовных ценностей.

К 1927 году он заканчивает свою вторую американскую книгу "Социальная мобильность", которую можно считать четвертым томом "Системы социологии". Здесь Сорокин выделяет три главные составляющие социальной мобильности: экономическая стратификация (богат-беден); политическая (руководитель-исполнитель); профессиональная (мастер-подмастерье).

В итоге Сорокин сформулировал несколько закономерностей.

1. Социальная стратификация является вечной и функционально необходимой для сохранения общества. Причины стратификации - непреодолимое различие людей в умственной и физической силе, половые и возрастные различия и т.д.

2. Между всеми критериями стратификации постепенно складывается баланс, который достигается путем объединения различных линий - "богатый, управляющий, мастер" и "бедный, исполнитель, подмастерье".

3. Существующие перемещения в обществе, которые в совокупности отличаются следующими чертами: постоянным воспроизведением, массовостью, законосообразностью, изменением статуса или групповой принадлежности, - составляют социальную мобильность и являются последней закономерностью функционирования социокультурной системы.

Далее Сорокин провел глубокие теоретические различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью (перемещения с сохранением статуса и перемещения с его увеличением, либо уменьшением), а также подверг скрупулезному анализу основные лифты вертикальной мобильности (армию, семью, церковь, систему образования, политические организации, профессиональные и деловые союзы), через которые совершается циркуляция индивидов "вверх вниз" в системе страт.

Если "лифты" сломаны или закрыты, то перед нами "закрытое" общество, если они работают исправно - "открытое". В закрытом обществе в верхних стратах накапливается огромное количество вялых, дегенеративных лиц, а внизу - концентрируется энергичный, талантливый человеческий материал, не соответствующий своему положению.

И эти люди начинают чувствовать себя "социально не на месте". В этом случае общество нуждается в реформах.

Если они не произойдут, обществу придется расплачиваться революцией с ее стадиями - "половодьем", механическим перетряхиванием содержания страт и неизбежной затем стадией восстановления стратификации.

В конце 1936 года вышла его рукопись из трех томов "Социальной и культурной динамики", а четвертый, еще не готовый, том был её методологическим дополнением.

Тут решающую роль в общественной жизни Сорокин закрепил за знаниями или, как называл их сам автор, "нормами-законами". Эти "нормы законы" выступают в различных формах: от простейших - 2x 2 = 4 - до обширных суперсистем, охватывающих массу людей и их взаимодействий, существующих веками, комплексно объединяющих все виды духовной деятельности: религию, науку, язык, философию, этику, право.

Именно эти культурные суперсистемы и стали предметом исследования Сорокина. Он вычленил в мировой истории три вида суперсистем, которые отличались друг от друга мировоззренческим методом создания определенных ценностей.

Если в основе мировоззренческого метода лежат органы чувств человека, то он видит мир как сумму материальных объектов, находящихся в движении, потребности у него в основном материальные и способ их удовлетворения - эгоистическая переделка природы. Сорокин называет такую культуру "чувственной", в ней царит культ эмпирической науки, промышленности, натурализма в искусстве, утилитаризма в этике. Прямо противоположная ей суперсистема - "умозрительная" - опирается на данные разума, в этой культуре бытие видится как Абсолют, потребности - духовные, благочестивые, преобладают религиозные ценности, отношение к природе - смиренное, осмысление себя как органической части бесконечного бытия. Искусство в ней аллегорическое, этика - милосердия, альтруизма. Потребности в этой суперсистеме удовлетворяются путем внутренней переделки самого себя, аскетизма, самоусовершенствования.

И существует третья суперсистема, которая стремится синтезировать в себе две предыдущие. Такой синтез протекает в короткий исторический срок - 100-200 лет, тогда как" предыдущие суперсистемы могут существовать многие столетия. Этот последний тип Сорокин называет - "идеалистической" суперсистемой.

Названные суперсистемы постоянно находятся в движении, одна вытесняет другую. Победа одной означает гибель другой и одновременно зарождение третьей. Отсюда Сорокин выводит главные законы мировой истории - переход от одного типа культуры к другому с коротким идеальным балансом и далее циклическое повторение, смена суперсистем.

В феврале 1949 года при университете где он преподавал был основан и приступил к работе специальный Центр. Директором которого стал Сорокин с полным контролем всех фондов.

Результатом первого года работы Центра были три книги:

"Разработки в области альтруистской любви и альтруистского поведения: Сборник статей", "Восстановление гуманности" и "Альтруистская любовь".

В этих трудах была предпринята попытка описать и сформулировать рабочее определение бескорыстной и созидающей любви и выяснить, каково положение с изучением данной проблемы в современной науке.

При этом Сорокин, выступая в этом же году на организованном Центром симпозиуме, считает доказанными следующие положения.

1. Бескорыстная, созидающая любовь - это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские.

2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть.

3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов.

Он выделяет три типа альтруистов.

1. Прирожденные - изначально обладающие целостной системой личностных качеств и ценностей. Такие люди тихо и естественно наращивают свой альтруистический потенциал без влияния каких-либо катастрофических событий или резких перемен в жизни.

2. Обращенные - их жизнь резко делится на два периода - доальтруистский и альтруистский. Переход происходит под воздействием личной или общественной катастрофы, протекает очень болезненно и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

3. Смешанный тип - несет в себе черты как прирожденных, так и обращенных альтруистов.

Опираясь на полученные данные о типах альтруистов, Сорокин поднимает вопрос о законе поляризации, который он сформулировал еще в своей работе "Человек и общество в эпоху бедствий" (1941). Сорокинский закон поляризации гласит: люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Либо нравственно мужают и проявляют чудеса творчества и альтруизма (позитивная поляризация), либо деградируют, звереют, впадают в цинизм и самовозвеличивание (негативная поляризация).

Сорокин также пересмотрел господствующие ранее теории структуры личности и личностной интеграции. Вместо бытующего представления о ментальной структуре человека как двухслойного пирога - бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное) - Сорокин сконструировал структурную схему личности, которая скорее напоминает кошелек с четырьмя отделениями:

1) биологически бессознательное (инстинкты, рефлексы);

2) биологическое сознание (представления, воображение);

3) социокультурное сознание (информация, которую мы получаем в семье, трудовом коллективе, партии, науке);

4) сверхсознание (осмысление интергальных связей бытия, мира в целом).

Именно сверхсознание Сорокин считает основным источником всех величайших достижений во всех отраслях культуры - от науки и изящных искусств до религии и этики.

Сверхсознание также является необходимым условием для того, чтобы стать "гением альтруистической любви".

В 1960 году Сорокин принял участие в XIX Международном социологическом конгрессе в Мехико. Где почетный профессор Гарварда в отставке своим докладом по поводу "Взаимной конвергенции Соединенных Штатов и СССР на пути к обществу смешанного социокультурного типа" произвел на конгрессе настоящий фурор. В своем очерке Сорокин выступал сторонником мирного существования и сближения двух систем - капиталистической и социалистической, доказывая, что ни та, ни другая не являются "Эдемом на земле". Он призывал страны объединяться для решения объективно общих проблем - экологии, разоружения и создания новой системы ценностей. Однако в России данные идеи Сорокина были восприняты как злой умысел и нападки на "лучшую в мире советскую действительность".

Итак, его взгляды на общество своего времени были по преимуществу негативными и пессимистическими, начиная с острого антагонизма к коммунистическому режиму в России и заканчивая западным миром также. Спасение мира он видел в альтруистической любви. Этот взгляд частично возник у него под влиянием Льва Толстого, любовь к России была постоянной в течение всей жизни. Его влияние на социальные науки через его книги и преподавание были необычайными.

2. Иван Александрович Ильин

2.1 Биография Ивана Александровича Ильина

Творчество И.А. Ильина (1883 - 1954) "солнечным светом" вошло в общественное сознание России в начале 1990-х годов. Классик отечественной литературы Василий Белов, скупой на похвалу, сказал на IX съезде писателей России: если бы я раньше был знаком с трудами Ивана Ильина, я бы жил и писал по-другому. "Относительно русской религиозной философии XX века, - писал Н.П. Полторацкий, ученик И.А. Ильина, профессор, - можно сказать, что много было званных, но мало избранных. …. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных".

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. Его родословная из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Культурная и труженическая линия родословной, вероятно, во многом определила духовную и гражданскую направленность творчества И.А. Ильина, его высокий культурно-духовный ранг.

Дед - Иван Иванович Ильин (1799 - 1865) - инженер-строитель, полковник; он возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом. В Кремле жила семья деда, там же родился отец Ильина, крестным которого был Император Александр II. Отец философа, Александр Иванович (1851 - 1921), был губернским секретарем, присяжным поверенным округа Московской судебной палаты. Племянники И.А. Ильина по отцовской линии - выдающиеся люди - "писатели, врачи, искусствоведы". Внук тети И.А. Ильина И.Л. Андроников стал писателем, литературоведом, мастером устного рассказа. Мать философа - немка Каролина Луиза Швейкерт (1858 - 1942), приняла православие и после венчания стала Екатериной Юльевной Ильиной. Отец матери, Юлиус Швейкерт, доктор медицины, врач императорского вдовьего дома. Родственные связи Ильина по материнской линии замкнуты на семью Келдышей, в частности академика АН СССР Л.В. Келдыша.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать