Российская история от князя Олега до Александра II

Российская история от князя Олега до Александра II

- 3 -

СОДЕРЖАНИЕ:

6. Какова роль князя Олега в возникновении древнерусского

государства?.

12. Как происходило крещение русского народа?

25. Эпоха татарского завоевания. В чём выражалась политическая зависимость Руси от татар? Что помогло нашим предкам собрать

понемногу силы и сбросить позднее татарское иго?.

40. Как Борис Годунов утвердился во власти? Как был избран на царство Борис Годунов? Каковы были отношения Бориса Годунова к боярству?.

45. Каковы основные причины подъёма национального самосознания русского народа в начале XVII века?.

55. Какие причины обусловили проведение церковной реформы

во время Патриарха Никона?.

67. Личность Петра Великого. В чём проявилась противоречивость

Петра? Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?.

78. Почему, на ваш взгляд, война 1812 года названа Отечественной?

Какие причины способствовали России выиграть войну с Францией?

86. Крестьянский вопрос при императоре Николае I. Как смотрел

Николай I на крестьянский вопрос? Как предпочитал Николай

освободить крестьян от помещичьей власти? Улучшилось ли положение крепостных крестьян при Николае I?.

91. В каком году был подписан Александром II знаменитый манифест об отмене крепостного права? Когда был обнародован манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости? Как принят народом манифест о свободе? Какова была сущность крестьянской реформы? На каких условиях освобождались крестьяне от крепостной зависимости?

Литература

6. Какова роль князя Олега в возникновении древнерусского государства?

Среди этих туманных эпических сказаний о первых правителях -- варягах реальная историческая действитель-ность начинает четко прослеживаться с конца IX в. - времени правления новгородского князя Олега (879--912).

В 882 г. Олег поплыл из о. Ильмень на Днепр и покорил Смоленск, Любеч, Киев, сделав последний своей столи-цей и назвав его «материю русских земель».

С целью ук-репления своей власти и объединения русских земель под началом Киева Олег совершил походы на древлян, севе-рян, радимичей, покорив и собрав под рукой киевского князя главные восточнославянские племена и наиболее значительные торговые города на пути «из варяг в гре-ки».

Олег освободил русские племена от хазарской зави-симости и дани, наложив киевскую дань на многие пле-мена, платившие и не платившие ее хазарам. Киев стал политическим и экономическим центром большого государства, границы которого надо было укреплять, особенно с юга и востока, где в степях господствовали ко-чевники.

Олег предпринял ряд шагов для укрепления безопас-ности движения торговых караванов и усиления товаро-обмена с Византией. В 907 г. Олег «на конях и кораблях» совершил поход на Константинополь и осадил город, опустошая его сельскохозяйственную округу и угрожая взять штурмом и разорить. Византийский император вынужден был отку-питься, заплатить Олегу дань и назначить определенные привилегии для русских купцов, подтвержденные позднее повторным договором 911г.

Военные удачи и поход Олега на Константинополь произвели большое впечатление на Руси и значительно подняли авторитет киевского князя, называемого великим князем русским. Олега восхваляли в песнях, именовали «вещим», т. е. мудрым, ведающим скрытое от простых людей, прославляли как героя, пове-сившего свой щит на «вратах Царьграда».

12.Как происходило крещение русского народа?

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный -- один из уче-ников Христа.

В начале нашей эры апостол Андрей -- старший брат апостола Петра -- отправился в Скифию. Как свидетельствует «По-весть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) пока-зывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерус-ского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) -- центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред-шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского импе-ратора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства -- отдать за Владими-ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив-ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею ра-венства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест-ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» -- государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест-ным защитником границ державы.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви-зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митропо-лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об-ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церк-ви-- «десятину» (термин происходит от размеров налога, составляв-шего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследст-вии размер этого налога изменился, а его название осталось преж-ним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил на-звание от пещер -- печер, в которых первоначально селились мона-хи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени-ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви-тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

25. Эпоха татарского завоевания. В чём выражалась политическая зависимость Руси от татар? Что помогло нашим предкам собрать понемногу силы и сбросить позднее татарское иго?

Географическое положение Руси, природные и куль-турные богатства ее были причиной последовательной агрессии на ее территорию как с Запада, так и с Востока. С Запада -- рыцарских немецких орденов, шведских рыцарей, вдохновляемых католической церковью, а также литовских племен, находившихся на стадии объедине-ния в одно национальное государство с активной агрес-сивной политикой. С Востока -- диких полчищ, выход-цев из степей и полупустынь Центральной Азии, став-ших известными под именем монголо-татар.

И та и дру-гая агрессии несли народам утрату политической незави-симости, этнокультурной самобытности, физическое ис-требление.

XIII в. -- время трагического кризиса Руси, распада единого древнерусского этноса, окончательного распа-да древнего государственного целого. Различные земли Древней Руси были охвачены междоусобными войнами князей, движимых политическими амбициями и соб-ственническими интересами, за киевский престол, про-должавший формально оставаться столичным.

Самое большое событие века-- Куликовская битва / 8 сентября 1380 г. И князья, и Москва, и другие русские земли шли к этой победе долго, уже в 1361 --1371 гг. и 1374--1380 гг. князь Дмитрий не платил дань татарам.

В 1377 г. Дмитрий Иванович совершил победоносный по-ход на Казань и даже заставил платить дань Москве. Но в том же году зависимый от Мамая Араб-шах (Арапша) разгромил русские войска на р. Пьяне в нижегородской земле.

Однако еще одна суровая битва с превосходящим по силам противником -- войском мурзы Бегича при-несла победу русским на р. Воже в 1378 г., в пределах Рязанского княжества. Тогда Мамай «пыхаюче гневом» начал грандиозный поход на Русь, он замышлял пре-вратить Русь в золу и пепел, произвести опустошение, несравнимое с Батыевым, собирал силы со всей Орды, нанимал в Крыму генуэзских рыцарей. Но на Руси уже царила атмосфера национального подъема: «Кони ржут на Москве... звенит слава по всей земле русской... стоят стяги у Дона великого», -- писал автор «Задонщины» Софоний Рязанец. По преданию, благословил на страш-ную решающую битву с вековечным врагом князя Дмит-рия самый почитаемый инок на Руси святой Сергий Радонежский.

По количеству воинов, принимавших участие в бит-ве, это было одно из самых больших сражений средневе-ковой эпохи вообще. В войске Дмитрия участвовали по-чти все силы русских княжеств: Московского, Ярослав-ского, Ростовского и многих других. Даже литовские кня-зья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский привели свои полки к Дмитрию. (Литовское государство переживало критический период после кончины Ольгерда, единства здесь уже не было; новый общелитовский князь Ягайло готов был поддержать Мамая против русских). Уклони-лись от борьбы с Мамаем враждебные Дмитрию тверской, нижегородский, рязанский князья да правившие Великим Новгородом бояре. «От начал миру такова не бывала сила русских князей и воевод».

Удивляет смелость маневров Дмитрия, глубина стра-тегического мышления князя и его военачальников. Они сумели выключить из предстоящей схватки военные силы возможного противника князя рязанского Олега Ива-новича, сохранявшего нейтралитет, а главное -- войска литовского князя Ягайло. 20 августа войска собрались в порубежной московской крепости Коломне на берегу р. Оки. 6 сентября войско подошло к верховьям р. Дон. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русские полки перешли Дон: «Прейдем убо ныне в сии день за Дон вси и тамо положим главы своя», -- разрешил князь Дмитрий Ива-нович сомнения, переходить войску большую реку или нет. Между Доном и Непрядвой на Куликовом поле со-стоялась битва, вошедшая в историю как Куликовская. По прошествии нескольких часов кровавого побоища в бой вступил засадный полк, которым командовали зна-менитые полководцы своего времени -- князь Дмитрий Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Серпухов-ский. Как известно, их натиск решил исход битвы. По-ражение, понесенное татарской ратью, было самым боль-шим за всю историю монголо-татарских войн и завоева-ний. Лишь с жалкими остатками своих туменов Мамай бежал на юг.

Цена победы для Руси была очень высока, полегли многие отборные русские полки, тысячи ополченцев, пахарей и ремесленников. Восемь дней стояли русские на Куликовом поле, ставшем навеки символом русской славы и величия. Оплакивали собратьев, отдавших жизнь за «други своя», за Святую Русь, хоронили их.

По всей Руси праздновали великую и долгожданную победу над поработителями: «По русской земле распространились веселие и отвага, вознеслась слава русская», -- проник-новенно восклицал автор известного средневекового ли-тературного произведения «Задоншина». Выдающийся русский историк В. О. Ключевский точно выразил отношения народа к главе русского воинства Дмитрию, на-званному Донским и приобретшему «значение националь-ного вождя северной Руси в борьбе с внешними врага-ми».

В 1362 г. Москва, присоеди-нив к своим владениям великое княжество Владимир-ское, стала признанной столицей Руси, но для того, что-бы население ощутило себя этносом, понадобился под-виг, ставший моментом рождения и государства, и на-родности, и особого воинского духа, позволившего по-томкам витязей XIV в. жить и побеждать, ориентируясь на самих себя». Неоднократно подчеркивалось современ-никами международное значение события: «Текла слава к железным вратам, к Риму и в Кафу, по морю и к Торнову и оттоле к Царю граду нам на похвалу: Русь великая одолеша Мамая на поле Куликовом».

40. Как Борис Годунов утвердился во власти? Как был избран на царство Борис Годунов? Каковы были отношения Бориса Годунова к боярству?

8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданному ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иоанович (1584--1598), мягкий по туре но не способный к делам правления государством.

Борис Годунов. Фактическим правителем государства стал шу-рин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейши-ми боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, вхо-дивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский -- отец будущего русского царя.

В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые до-казывали бы виновность Годунова.

Со смертью бездетного Федора Иоановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преоб-ладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу.

Борис Годунов (1598--1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях -- эконо-мическая разруха, сложная международная обстановка -- он продол-жил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны.

Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Ивангорода).

45. Каковы основные причины подъёма национального самосознания русского народа в начале XVII века?

В 1606 г. восставших казаков возглавил Иван Исаевич Болотников бывший военный холоп кн. Телятевского. Попав в одном из походов в плен к крымцам, он был продан в рабство и провел ряд лет гребцом на галере. Освободившись, Болотников через Германию и Польшу вернулся на родину. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль "царя Дмитрия" - М. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы. От Путивля он повел восставших на Москву. По пути войско Болотникова объединилось с отрядами рязанских и тульских служилых людей под командованием П. Ляпунова и И. Пашкова.

В социальном плане войско Болотникова было неоднородным - крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были противоположны.

Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломенском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге.

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец - Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в "царя Дмитрия". Однако соединиться с Болотниковым не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его "тушинским вором". В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника всецело зависел.

В сентябре 1608 г. польские отряды осадили Троице-Сергиев монастырь, но взять его в течение 18 месяцев так и не смогли.

Постепенно авторитет Лжедмитрия II стал падать. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от "тушинского вора". Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев.

В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит.

В январе 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев монастырь. Но вскоре он при загадочных обстоятельствах умер. Молва обвинила в его убийстве брата и наследника царя - князя Д.И. Шуйского. Между тем войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у дер. Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты.

В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его "Совет всей земли". Главную роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. Заруцкого и князя Д.Т. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование Второго ополчения. Главную роль в нем играли посадские люди.

В августе 1612 г. Второе ополчение объединилось с остатками Первого ополчения, все еще осаждавшими Москву. В конце августа русские не позволили прорваться в Москву польскому гетману Ходкевичу, который шел на помощь гарнизону с большим обозом. В конце октября Москва была освобождена.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать