Россия в начале XX века

Россия в начале XX века

25

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

Россия в начале XX века

Выполнила:

Ученица 10 класса

Социально - экономический профиль

Руководитель:

Орел

План

Введение

1. Образование социал-демократических партий в России

2. Революция 1917 года

3. Политические партии России

Заключение

Список литературы

Введение

В России на протяжении нескольких столетий существовало крепостное право, сломавшее и искалечившее множество человеческих судеб. Обострение этой проблемы произошло после Отечественной Войны 1812 года, когда множество дворян, офицеров, солдат и крестьян - ополченцев побывали за границей. Там они увидели как сильно их социальный строй и уклад жизни отличается от нашего, они все надеялись на перемены в нашей стране. Естественно перед правительством встал вопрос об отмене крепостного права и создание Конституции, ограничивающей власть монарха. Но Александр I не смог, а может, побоялся, что - либо изменить. В дворянском обществе стали появляться различные организации, ищущие пути изменения социального строя в России. Вся эта деятельность особо ярко проявила себя в 1825 году на Сенатской площади, где произошло восстание декабристов. Казни и ссылки лучших представителей дворянства ничего не дали, проблема осталась нерешенной, но она требовала решения и незамедлительно.

Крепостное право отменил Александр II лишь 19 февраля 1861 года. Но и это не принесло крестьянам улучшения жизни, а кроме крестьян были заводские рабочие, мастеровые и т. д. уровень жизни и наличие прав которых оставляло желать лучшего. Время шло и в России к началу XX века имелось множество различных политических организаций.

Цель моей работы заключается в изучение образования социал-демократических партий в России, образование политических партий в нашей стране и восстановление фактов революции 1917 года.

1. Образование социал-демократической партии в России

К 80-м годам позапрошлого века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое, теоретическое дыхание в России. Возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма, марксизм находился в преддверии внутренней метаморфозы. Российский марксизм - историографическая проблема наших дней. Почему идеологический продукт индустриального развития западноевропейских стран столь прочно укоренился в архаической стране и оказал столь сильное воздействие на всю её историческую судьбу? Как минимум две исторические причины популярности марксизма очевидны: 1. Высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической жизни России, значительный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих. 2. Значительная часть российской молодёжи, оказавшейся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверждения западного пролетариата как самостоятельной политической силы.

Марксиская идея особой роли рабочего класса как освободителя всего человечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства. Наиболее яркой фигурой среди русских эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918гг.). Его отличали огромные личные способности, большое трудолюбие, высокая дисциплинированность, целеустремлённость. В эмиграции он начал изучать марксистскую литературу, а в 1883г. вместе со своими единомышленниками П. Аксельродом, Верой Засулич, Львом Дейчем и Н.Игнатьевым организовали группу «Освобождение труда». Свою цель члены группы видели в переводе марксистских произведений на русский язык и пропаганде их среди русской мыслящей общественности. Плеханов, Засулич и Аксельрод перевели на русский язык всего около двадцати марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Философию нищеты». Не одно поколение русских радикалов училось марксизму по Плеханову. Марксизм Плеханова - это действительно ортодоксальный перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным революционным марксистом. Плеханов отчётливо разделил социалистические и демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую задачу последней: «Борьба за политическую свободу с одной стороны и подготовку будущего рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли, с другой стороны - такова постановка партийных задач, единственно возможная в настоящее время». «Социализм в России больше, чем где-либо ещё представляет демократию в целом». «Классовая борьба - популярнейшая идея русской революции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее чем кто-либо воспитаны в компромиссе и к компромиссу… с другой стороны учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая формула, облекла и оформила то чувство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском человеке старый порядок. Ненавидел и жаждал возмездия крестьянин, в котором века угнетения взрастили эти чувства, ненавидел и жаждал возмездия рабочий, который к унаследованной деревенской, крестьянской ненависти присоединил городскую, пролетарскую, отравлен ненавистью и интеллигент, в котором рядом с печальником за народ рос мститель за себя и за народ». «Марксизм, восприятие которого, благодаря развитию промышленности и нарождённого пролетариата, быстро проникавшегося классовым сознанием, нашло в России много корней, сыграл у нас не столько роль идейного организатора рабочего класса, сколько выкованного интеллигенцией орудия борьбы за освобождение. Он был отражением переполнившего Россию океана отчаяния и человеческого страдания». Плеханов рассматривал российский рабочий класс, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию - как один из элементов будущей политической демократии в стране. При этом он отодвигал решения социалистической деятельности на всё более ожидаемое будущее, произнеся в критическом 1917г. знаменитые слова о том, что «Россия ещё не смолола той муки, из которой можно испечь социалистический пирог». Плеханов в теоретической деятельности был весьма догматичен и нетерпим. Он подчёркивал приверженность ортодоксальному марксизму: «Разница между Лениным и мной, это не разница между правыми и левыми, это разница в базисах развития социализма. Ленин - это утопический социализм, а не научный». Политическое сознание в русском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской буржуазии. «Наша буржуазия требует только субсидий, гарантий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин, русские рабочие требуют политических прав». «Наш капитализм отцветёт, не успевши окончательно расцвести». В России марксизм стал популярен благодаря «легальным» марксистам: П.Б.Струве, Н.А.Бердяеву, С.Булгаков. «Если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве - первым социал-демократом в России». По мнению Струве - «социальный прогресс невозможен без экономического, а капиталистический способ производства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс». «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной». Струве отмежевывается от двух ключевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно классового характера государства. «Государство есть, прежде всего, организация порядка». Струве был автором манифеста РСДРП, провозгласившей образование в России самостоятельной партии рабочего класса и теоретически оформившего результаты работы первого съезда РСДРП. (1898г., Минск)

Ни Плеханов, ни Струве не решили задачу адаптации марксизма в России. Плеханов сохранял верность ортодоксальному марксизму, а Струве использовал лишь экономическую концепцию марксизма. Струве стал одним из основателей российского либерализма. Обе задачи были решены В. И. Ульяновым-Лениным - лидером российской социал-демократии. Сегодня появляются серьёзные размышления о корнях российского коммунизма, и роли социал-демократии и Ленина в истории России. Ленин не обладал врождённым, патологическим человеконенавистничеством и жаждой власти. Бердяев заметил про Ленина: «Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но, став одержимым революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Совершенно определённо можно сказать, что Ленин не был выдающимся теоретиком, тем более гением «философской» мысли. Основой его решений был марксизм «манифеста коммунистической партии». Его экстремистская часть - триада: классовая борьба - социалистическая революция - диктатура пролетариата». Ленин дополнил марксизм рядом собственных идей. Результатом их соединения стал ленинизм. Две ленинские идеи: союз рабочего класса с крестьянством. Ленин учитывал аграрный характер страны: «Русский рабочий - единственный представитель трудящегося и эксплуатируемого населения - основа деятельности марксизма». Ленин разработал теорию пролетарской партии. Главной чертой новой партии считалась бескомпромиссность, нетерпение к любым проявлениям оппортунизма. Основными характеристиками партии были: высокая степень организованности, строгая дисциплина, тактическая и организационная гибкость. Закон функционирования партии Ленин видел в беспощадной идейной борьбе. Известен его знаменитый призыв: «Прежде идейно размежеваться, а затем объединиться. В его идеях можно увидеть зародыш того военно-государственного образования, в которое превратилась большевистская партия в условиях тоталитарного режима. Ленин как идеолог несёт ответственность за возникновение тоталитарной системы советского общества. Если Ленина и можно считать теоретиком, то только с целым рядом оговорок. Состоявшийся летом 1903г. второй съезд конституировал партию РСДРП. Главные цели - осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Небольшие дебаты связаны с определением членства. Это положило начало двум течениям: меньшевизма с лидером Ю.О.Мартовым и большевизма с лидером В.И.Лениным. Мартов в отличие от Ленина видел в буржуазной демократии значительный шаг в общецивилизованном развитии человечества. Решающими пунктами разногласий были различия в оценке социально-экономической и политической ситуации в России. Так возникла социал-демократическая партия с основной чертой: утопизм политической программы с социалистической ориентацией.

Время возникновения либерализма - 60-е гг. ХIХ в. Реформы правительства - освобождение крестьянства и создание земств создали основы для возникновения либерализма. Б.Н.Чичерин (1828 - 1904гг.) сформулировал теоретические основы либерализма. Программа практических действий состояла в ликвидации феодальных пережитков, отмене крепостного права, невмешательстве государства в экономическую сферу, Свободу частного предпринимательства, формирование частной собственности. Единственной силой, способной реализовать эту программу, Чичерин считал государство и правительство. Специфика России - громадность государства, многочисленность населения обусловила большую роль государства. И модернизацию России должно было произвести самодержавие, самопревращающееся в конституционную монархию. Правительство должно опираться не на реакционеров и не на радикалов, а на сторонников умеренных, осторожных и постепенных, но неуклонных преобразований. Это была программа «консервативного» либерализма для общества, или «либерального консерватизма» для правительства. Чичерин теоретически не исключал неизбежности революции, но предпочитал эволюционный путь развития. Его политическую программу сегодня квалифицируют как русский вариант движения к правовому государству. Чичерин категорически отвергал социалистические идеи и социалистическое движение. Сама идея социалистических реформ противоречива свободе личности, а потому была несостоятельна. «Социализм вечно колеблется между самым безумным деспотизмом и полной анархией. Социализм - это ложная демократия». Либеральное движение отработало основные требования своей политической программы: политические свободы (слова, печати и гарантии личности) и созыв учредительного собрания. В 1880г. была создана «Лига оппозиционных элементов» или «Земский союз» - первая либеральная организация России. В Женеве издавался журнал «Вольное слово». Возникновение «нового» либерализма на рубеже ХIХ - ХХ вв. Связано с активизацией либерального движения в России. Либералы основали свой нелегальный печатный орган - журнал «Освобождение», выходивший в 1902-1905г. Редактором был Струве. Действовали местные кружки сторонников «Освобождения». Начало «Союза Освобождения» было положено летом 1903г. Приняли участие: кн. Долгоруков, кн. Шаховской, Петрункевич, Булгаков, Н.Бердяев, Прокопович, Кускова. Второй съезд «Союза» Обсуждал вопрос о проведении банкетной кампании в ноябре 1904г. в связи с сорокалетием судебной реформы. На первом съезде представителей был избран совет организации во главе с И.Петрункевичем. Продискутированная на страницах «Освобождения» и нашедшая воплощение в т.н. Парижской конституции, т.е. в проекте «Основных государственных законов Российской империи», принятой группой членов «Союза освобождения» в марте 1905г. программа включала ряд основополагающих позиций классического либерализма - требование прав человека и народного представительства. Радикализм программных требований проявлялся, прежде всего, в идее бессословного народного представительства, во всеобщем избирательном праве, и признании «государственного социализма». «При наличии крепкой революционной традиции в русской интеллигенции, при существовании крепко организованных социалистических партий, при давнем и глубоком культурном отчуждении народных масс от образованного общества - всякое разрешение вопроса о народном представительстве, кроме всеобщего голосования, будет роковой политической ошибкой, за которой последует тяжёлая расплата». Либерализм в России стал «новым» на европейский манер.

Либералы остановились на середине пути: 1.Они оказались чересчур радикальными по сравнению с классическим либерализмом. 2. Их либерализм оказался недостаточно радикальным в части социальных программ.

В стремлении соединить элементы либерализма, социализма они уловили прогрессивную антитоталитарную тенденцию, но не пошли по этому пути до конца, не поняли приоритетности социальных программ в России. На протяжении 1905 - начала 1917гг. партии вырабатывали и проверяли свои программные установки по всем вопросам, в том числе и по вопросам власти. Основные либеральные партии - октябристы и кадеты - представляли будущее России в форме конституционной монархии. Достичь этой цели они хотели мирным, конституционным путём, хотя левое крыло либералов - кадеты не отрицали возможности политической революции. Меньшевики и эсеры стояли за более радикальное преобразование общества с демократической республикой в конце пути. Не исключая революционных способов действия, меньшевики проявляли большую склонность к реформаторству. Большевики отстаивали собственный вариант решения вопроса о власти, уничтожения монархии вооружённым путём и замены её демократической республикой.

2. Революция 1917г.

Февральские дни.

В середине февраля 1917г. Петроградские власти решили ввести карточную систему. В нескольких пунктах города перед пустыми прилавками магазинов вспыхнули беспорядки. 20 февраля администрация Путиловских заводов объявила локаут из-за перебоев в снабжении сырьём, тысячи рабочих оказались выброшенными на улицу. Заседавшая с 14 февраля Государственная дума ещё раз подвергла уничтожающие критике «бездарных министров» и потребовала их отставки. На следующий день забастовали почти все заводы. Женщины составляли большинство среди демонстрантов, атмосфера накалялась. С красными флагами и пением «Интернационала» рабочие стекались к центру города. Произошло несколько жестоких столкновений с конной полицией. Размах движения и относительная пассивность властей удивили и участников, и свидетелей. На третий день большевики, основные организаторы демонстраций, стали заметны. Несмотря на инструкции генерала Хабалова, командующего Петроградским гарнизоном, который приказал полиции не допустить прохода демонстрантов через невские мосты, шествия в центре города всё-таки состоялись. Только вмешательство казаков предотвратило действия конной полиции. Ситуация становилась всё более запутанной. На вечернем заседании правительства Хабалов зачитал телеграмму от царя, приказывающую ему «завтра же прекратить беспорядки». Это было единственной реакцией самодержавия на происходящие события. Ночью охранка произвела многочисленные аресты. Руководители нелегальных организаций, не ожидавшие таких событий, заняли выжидательную позицию. Никто не мог вообразить, что нескольких демонстраций будет достаточно для начала и победы революции. На четвёртый день, в воскресенье 26 февраля с окраин к центру города снова двинулись колонны рабочих. Солдаты, выставленные властями в заслоны, отказались стрелять по рабочим. Офицерам пришлось стать пулемётчиками. Более 150 человек были убиты в этот день. В то время как подавленные демонстранты возвращались домой, правительство, считавшее, что победа осталась за ним, ввело чрезвычайное положение и объявило о роспуске Думы, игнорируя призыв её председателя Родзянко, обращённый к царю, назначить «правительство доверия», чтобы положить конец «беспорядкам». В тот момент ни большевики, которые недооценили серьёзность положения и не хотели сотрудничать с «оборонцами», ни меньшевики не были готовы завладеть инициативой. Ранним утром 27 февраля рабочие считали, что решение проблемы восстания - дело значительно более отдалённого будущего, чем то было в действительности. Революционный натиск рабочих совпал с движением солдат, которые уже выходили на улицы. Победа революции была обеспечена утром 27 февраля, когда демонстранты начали братание с солдатами. Восставшие захватили арсенал, отдельные общественные здания и направились к Зимнему дворцу. Первым вошёл туда, не встретив сопротивления, Павловский полк. Через несколько минут красное полотнище взвилось над крышей дворца.

Установление двоевластия и отречение Николая II

Накануне царь приостановил сессию Государственной думы, но депутаты, по примеру французских революционеров 1789г. решили продолжить дебаты. Перед ними встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к Таврическому дворцу, где проходило совещание? Некоторые, соглашаясь с Милюковым, считали, что будет более достойным встретить их, оставаясь на местах. Вопреки мнению своих коллег, Керенский бросился навстречу восставшим и поприветствовал их приход. Этим порывом он сохранил союз народа и парламента. В то же время группа рабочих, активистов меньшевиков из военного комитета, которые были только что освобождены из тюрьмы восставшими, вместе с двумя депутатами-меньшевиками (Чхеидзе, Скобелев) и бывшим председателем С-Петербургского совета 1905г. Хрусталёвым-Носарём в одном из залов Таврического дворца создавали Совет рабочих депутатов. Под именем Временного исполнительного комитета Совета рабочих депутатов группа активистов, среди которых преобладали меньшевики, провозгласила себя штабом революции. Он образовал Комиссию по снабжению (она тут же призвала население кормить восставших солдат) и Военную комиссию (под председательством Мстиславского) для координации действий защитников революции. Наконец, Временный исполком предложил рабочим выбрать представителей в Совет, чтобы создать его вечером того же дня. В то же время Государственная дума, встревоженная образованием Совета и не желавшая остаться в стороне от движения, пошла на осторожный разрыв с царизмом и создала Комитет по восстановлению порядка и связям с учреждениями и общественными деятелями под председательством Родзянко. Этот комитет, в котором преобладали кадеты, стал первым этапом на пути формирования правительства. 27 февраля около полуночи П.Милюков смог объявить Совету, что Дума только что «взяла власть».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать