Бронзовый век в Кыргызстане

Бронзовый век в Кыргызстане

10

Содержание

  • Введение
    • Глава I. Андроновская культурно-историческая общность
    • Глава II. Историография изучения бронзового века в Кыргызстане
    • § 1. Дореволюционный
    • § 2. Археологические исследования в первой четверти XX века
    • § 3. Исследования 40-х - 50-х годов
    • §4. Исследования 50-х - начала 60-х годов XX века
    • §5. Исследования 70-х - 80-х годов
    • Глава III. Новые данные о бронзовом веке Кыргызстана
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Список сокращений
Введение

На огромных просторах Европы и Азии, на рубеже III и начале II тысячелетия до н.э. создались условия, благоприятствующие развитию бронзолитейного дела. Успехи скотоводства, которыми отмечена вторая половина III тыс. до н.э. во многих областях евразийского континента вела к значительному изменению всей общественной структуры живших на этой территории племен. Устои матриархально-родовых отношений были подорваны, создались возможности для широкого накопления племенами богатств, в виде скота.

Бронзовый век у племен Европы и Средней Азии в основном совпадает со II тысячелетием до н.э., но у большинства из них он продолжается еще и в начале I тысячелетия до н.э. В течение этого времени развивались патриархально-родовые отношения с господствующим положением мужчин в семье и роде. Экономической основой этих изменений было усиление значимости скотоводства, а также общий объем производительных сил и, прежде всего развитие металлургии. Немаловажную роль в этом процессе сыграло и постепенное распространение плужного земледелия, признаки которого в бронзовом веке становятся все более многочисленными; по мере дальнейших успехов археологической науки об этом можно говорить все с большей уверенностью. Родовые общины, возглавляемые старейшинами-главами патриархальных семей, были объединены в это время в многолюдные племена, занимающие обширные территории, отделенные от территорий других племен лесами, реками, озерами. Во главе племен стояло народное собрание мужчин-соплеменников. Однако с увеличением численности племен и, особенно с образованием объединений нескольких племен, собрание теряет свой первоначальный характер. В нем теперь участвуют лишь члены ближайших к месту собрания родовых общин. Остальных представляют старейшины и военные предводители. Процесс имущественной дифференциации способствует усилению родовой знати и ее обособлению от массы соплеменников. Постепенно в руках знати сосредотачивается и экономическая сила, и богатства, и власть, а также отправление религиозных обрядов.

На фоне этих грандиозных событий происходивших в эпоху бронзы наша страна выглядит, мягко говоря, малоизученной. Бронзовый век на территории Кыргызстана охватывает период с II тысячелетия до н.э. по IX-VIII вв. до н.э., и характеризуется сосуществованием двух основных культур - чустской и андроновской. Обе они получили свое название по местам первых находок (Андроново близ Ачинска, Чуст Ферганская долина). Носителями последней, были родственные племена проживавшие на огромной территории Приуралья, Южной Сибири, Казахстана, и значительной части Средней Азии. В дальнейшем основное внимание будет уделено именно этой культуре, поскольку постольку чустская культура является культурой местного масштаба, андроновская же является культурой обще евразийского масштаба. Рассматривая андроновскую культуру, памятники которой широко распространенны на территории КР, можно сказать о запущенности местной археологии в этой области. Начиная с 70-х годов, не проводилось никаких исследований, публикаций и т.п. это напрямую отразилось на состоянии источниковедческой базы бронзового века в целом.

Одной из самых актуальных проблем в археологии КР, по моему мнению, является заполнение так называемых "белых пятен" в истории нашей страны. Никому не секрет, что в истории Кыргызстана не разработаны проблемы палеолита, неолита, энеолита (кстати, надо отметить, памятников которого вообще не обнаружено, кроме возможно наскальных изображений Саймалы-Таша) и раннебронзового века - целые тысячелетия нашей истории не стали достоянием науки. В связи с этим, мне кажется актуальным поднятие этого вопроса на государственном уровне. Ведь нам известно, мы, кыргызы говорим, что являемся, чуть ли не самым древним народом Средней Азии. А доказать это следует на деле. В настоящее время назрела необходимость в комплексных исследованиях (разведка, стационарные полевые и кабинетные исследования), и дальнейшее их освещение в научных трудах. Это предопределяется, во-первых, накоплением достаточного количества материала по Кыргызстану, требующего к себе особого внимания, во-вторых, успехами зарубежных исследователей в этой области, в-третьих, с возникшей потребностью пересмотра старых данных на фоне открытий последних десятилетий, ну, пожалуй, основной проблемой - возрождением кыргызской археологии.

Таким образом, основная цель данной работы раскрыть реальную картину изученности бронзового века в Кыргызстане и перспективность дальнейших исследований в этой области, а также введение в научный оборот материалов, хранящихся в фондах музея-лаборатории КГНУ.

Глава I. Андроновская культурно-историческая общность

В основном андроновская культура в Кыргызстане представлена погребениями, поселениями, кладами, наскальными рисунками и горными выработками. Андроновская культурно-историческая общность - одно из самых крупных археологических явлений Евразийских степей.

Западная граница распространение андроновских памятников проходит по р. Урал, восточная - по крупной Сибирской речной артерии Енисею. Северная граница совпадает с линией лесов Западной Сибири, а южная подходит к подножьям горных систем Памира, Тянь-Шаня, Тарабагатая, Алтая. Территория, которую занимало андроновское население, протянулось с запада на восток 3000км, а в меридиальном направлении - более чем на 1500км.

Население андроновской культурно-исторической общности занимало четыре ландшафтные зоны в их современных границах - лесостепь, степь, полупустыни, пустыни. Первым кто выделил андроновскую, культуру это был С.А. Теплоухов, автор первой научной классификации археологических памятников Минусинской котловины. Он поместил ее между афанасьевской и карасукской культурой и обосновал ее хронологические рамки: первая половина II тыс. - начало I тыс. до н.э.

Открытие и изучение Андроновской культуры на Южном Урале связано с работами К.В. Сальникова, который в 1948 разделил памятники Андроновской культуры на три хронологических этапа: Федоровский, Алакульский и Замараевский. Эта трехчленная периодизация андроновских древностей сохранила свое значение и в настоящее время (Табл. I).

Табл. I.

Федоровский

Алакульский

Замараевский

XVII-XV вв. до н.э.

XIV-XI вв. до н.э.

XII-VIII вв. до н.э.

Первые два были выделены по особенностям керамики и погребального обряда. Федоровская керамика, как правило, горшечной формы. Поверхность сосудов заглажена и покрыта геометрическим орнаментом, выполненным оттисками мелкозубчатого штампа. Преобладают захоронения, совершенные по обряду кремации. Могилы окружены оградками из камня. Алакульские курганы встречаются с каменными оградками и без них. Умершие укладывались в могилы в позе адорации (в скорченном положении, кисти рук перед лицом). Глиняная посуда представлена горшками и банками. Часто встречаются сосуды, имеющие характерный уступ в месте перехода шейки сосуда в его плечико.

Завершающий этап Андроновой культуры К.В. Сальников выделил на материалах Замараевского поселения в Курганской области. Его гипотеза использовалась в оценке и др. регионов, где были выявлены памятники. Андроновской культуры. В 60-е гг. XX в. появились предположения (Э.А. Федорова-Давыдова, В.С. Стоколос) о том, что федоровский и алакульский этапы представляют собой самостоятельные, но синхронные, историко-культурные явления. Работами Е.Е. Кузьминой, Т.М. Потемкиной, Г.Б. Здановича и др. обосновано выделение культур предандроновского и раннеандроновского времени, уточнены вопросы периодизации, этнокультурного родства и исторических судеб их носителей. В конце 40-х годов, датировал андроновские памятники Грязнов М.П., также как и Тальгрен он датировал их 1400 - 1100 гг. до н.э. Максимова, предложила двучленную периодизацию, выделив, ранний и поздний периоды (Табл. II).\

Табл. II.

Ранний

Поздний

Синхронен Федоровскому

Синхронен Карасукскому

Термин "Андроновская культура", применяется ныне преимущественно к памятникам федоровского типа, локализующихся в лесостепной и лесотаежной зоне Зауралья и Южной Сибири. Алакульская же культура рассматривается как самостоятельная, занимающая степные и частично лесостепные районы Южного Урала, Казахстана, Западной Сибири и Семиречья. Основой хозяйства населения федоровской и алакульской культур, судя по археологическим материалам, являлось скотоводство (КРС и МРС, лошади). Большинство современных ученых (Зданович, Кузьмина, Потемкина) связывают происхождение алакульской культуры с местными урало-сибирскими племенами, носителями так называемой петровско-синташтинской культуры, испытавшими заметное этнокультурное воздействие со стороны населения восточноевропейских степей. Наиболее яркими памятниками Андроновской культуры на Южном Урале, являются культурные комплексы Аркаим, Синташта, Устье в Челябинской области. Историко-лингвистические исследования обосновали принадлежность алакульского населения к кругу индоевропейских народов. На территории современного Башкортостана осуществлялись контакты между западной - срубной и восточной - андроновской культурно-историческими областями. Результатом этих контактов явилось образование этнокультурного компонента, ставшего основой для формирования в приуральских степях кочевников эпохи раннего железного века.

Глава II. Историография изучения бронзового века в Кыргызстане

Историей археологических исследований Кыргызстана занимались многие ученые, такие как Лунин Б.А., Шерстобитов В.П., Орозалиев К.К., Винник Д.Ф., Бернштам А.Н., Кибиров А.К., Абетеков А.К., Заднепровский Ю.А. и др. Хорошо она предложена в Истории Киргизской ССР том 1 1968 и 1984-х годов изданий. В ряде работ вышеуказанные авторы излагали историю исследований скотоводческих племен бронзового века, но данные издания в целом были посвящены более широким темам, и поэтому касались этого периода лишь частично.

Автором этой статьи будет сделана попытка, наиболее детально и полно освятить данный аспект. В этой работе основное внимание будет уделено преимущественно вопросам состояния источниковедческой базы и хронологии, и только косвенно вопросам культурно-исторического плана.

В целом историю изучения скотоводческих племен бронзового века можно условно подразделить не следующие этапы.

§ 1. Дореволюционный

Этот этап сводился к накоплению и фиксации археологического материала, но далее высказываний различного рода предположений дело не шло. На этом этапе интерес исследователей к памятникам бронзового века носил чисто описательный характер. Самые первые сведения о памятниках интересующего нас времени на территории Кыргызстана были связаны с отдельными находками бронзовых изделий и кладов. Так, в 1884 году на берегу Тюпского залива был найден клад, состоящий из четырех предметов. Который затем был передан Н.Н. Пантусовым в Археологическую комиссию. О находках медных изделий на побережье Иссык-Куля упоминает в своем отчете о поездке в Среднюю Азию в 1893-1894 гг.В. В. Бартольд. По его словам, переселенцы с. Преображенского (Тюп) на берегу и прибрежных водах Иссык-Куля находили различные медные орудия: наконечники стрел, копий, топоры, серпы и т.д. Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию// Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1996. Всего в нашей стране было найдено 9 кладов, датируемых финалом эпохи бронзы. Краткое их описание дается в книге "Клады в Кыргызстане мифы и реальность" Мокрынин В. Плоских В. Клады в Кыргызстане мифы и реальность. Бишкек, 1992..

§ 2. Археологические исследования в первой четверти XX века

Качественно новым уровнем археологических исследований характеризуется следующий этап, когда в Кыргызстане начали свою деятельность М.П. Грязнов, М.В. Воеводский, П.Н. Иванов, С.А. Теплоухов, А.Н. Тереножкин и др. видные археологи того времени. На этом этапе делались первые попытки интерпретации материалов относящихся к эпохе бронзы. В 1929 году А.Н. Тереножкиным на правом берегу р. Аламедин, против Карагачевой рощи (северная окраина г. Бишкек) было обнаружено поселение бронзового века. Тереножкин А. И. Археологические разведки по р. Чу в 1929 г. ПИДО, 1935, № 5-6, С. 5-6 Полученный материал, несмотря на свою недостаточность, позволил А.И. Тереножкину отнести данный памятник к андроновской культуре. Зимма Б.М. отметил впоследствии о сходстве керамики найденной на поселении с керамикой андроновского типа в казахстанских степях. Зимма Б. М. Очаг андроновской культуры в Северной Киргизии - ТИЯЛИ Кирг.ФАН СССР, Вып. II. Фрунзе 1948. Сам, Зимма Б.М. занимался исследованием андроновской культуры, и организовывал археологические разведки (1937год) по всей территории Кыргызстана.

§ 3. Исследования 40-х - 50-х годов

Деятельность А.Н. Бернштама.

Следующий этап в развитии исследований бронзового века был напрямую связан с деятельностью А.Н. Бернштама, который в 1935 году заинтересовался древностями Кыргызстана. С 1938 года начинается планомерные археологические исследования Северной Киргизии Комитетом Наук при СНК Кирг. ССР с институтом истории материальной культуры имени академика Н.Я. Марра. Начало исследованиям А.Н. Бернштама положила Семиреченская археологическая экспедиция (1938-1940 гг.).23 апреля 1941 года начинает свою работу экспедиция при строительстве Большого Чуйского Канала. Начальником этой экспедиции был назначен А.Н. Бернштам. В результате деятельности этой экспедиции, были открыты поселения бронзового века в местности Каинда, а также многочисленные находки непосредственно на трассе БЧК. На основе находок автор выделил два основных этапа в развитии бронзы на территории Кыргызстана. Это андроновский, датируемый II тысячелетием до н.э., и карасукский, относящийся к XII-IX вв. до н.э. Вызывает интерес предположение автора, что некоторые фрагменты керамики найденные на трассе БЧК, имеют "весьма архаичный облик, напоминающий собой характерный "ямочно-гребенчатый" орнамент свойственный классическому неолиту Восточной Европы, который может датироваться даже IV тысячелетием до н.э. ". В целом, находки, обнаруженные на трассе БЧК были проанализированы и отнесены к вышеуказанным этапам, и позволили автору внести в археологию такое понятие как "северо-киргизская бронза". Бернштам А.Н. Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам БЧК. Фрунзе 1943.

В 1944 году была создана Тянь-Шано-Алайская археологическая экспедиция под руководством А.Н. Бернштама, в состав которой входили П.Н. Кожемяко, А.Н. Кибиров, Ю.Д. Баруздин, С.П. Кляшторный, Ю.А. Заднепровский, Н.П. Горбунова, Б.З. Гамбург. Она закончила свои исследования в 1948 году. Поистине сенсацией стало открытие этой экспедицией в 1944-1945 гг. высокогорного могильника бронзового века Арпа, расположенного в одноименной долине, в урочище Бурмачап, на высоте 2800 м. над уровнем моря. Исследуя этот могильник, он отмечает резкое отличие арпинских сосудов от местных форм, и наибольшую их близость со степными вариантами Казахстана. Этот вывод был сделан им на основе сопоставления сосудов ранее найденных в Чуйской долине, и датируемых примерно одним временем. Заслуживает внимания высказывание автора "Семиречье знает типы орудий, неведомые западным и восточным очагам бронзовой культуры - прямоугольные лапаткообразные кельты. Крайняя восточная находка нам известна из долины р. Иртыша". Опять же на основе керамики Бернштам выделяет андроновский и карасукский этапы развитии бронзы. Также он отмечает, что "среди памятников эпохи бронзы наблюдаются локальные различия". Для Центрального Тянь-Шаня характерны погребения с трупосожением на дневной поверхности в оградках, и трупоположением в курганах (горные долины Большого Кемина, Таласа, Алая). Сравнивая данные исследований Тянь-Шаня и Алая, автор пришел к выводу о существовании определенного типа культуры бронзового века "сложившегося в условиях скрещивания предгорно-степного и горно-пастушеского вариантов скотоводства". На основе этого вывода автор выдвинул предположение о сосуществовании во II-I тысячелетии до н.э. двух этнических групп. Бернштам А.Н. Из итогов археологических работ на Тянь-Шане и Памиро-Алае. КСИИМК, Вып.28, 1949, С.54-66. Он же Археологические контуры Тянь-Шаня и Алая. // Изв. Кирг.ФАН СССР, 1945, Вып. 2-3, С.59-68. Он же Основные этапы истории и культуры Семиречья и Тянь-Шаня. // СА.,XI, 1949, С.337-384.

В 1946 году А.Н. Бернштам посещает юг, где им были выявлены памятники бронзового века в районе г. Ош. Кроме этого был открыт могильник Чакмак. А.Н. Бернштам Из истории Восточной Ферганы и Алая. Краткий отчет арх. экспед. 1946 г.// Изв.Кирг.ФАН СССР, 1947, Вып. 6, С.115-119.

Лето 1950 года Памиро-Ферганская археолого-этнографическая экспедиция проводила исследования галереи наскальных изображений Саймалы-Таш. Где при датировке, А.Н. Бернштам выделил так называемый "пред сакский период", и датировал его II-I тысячелетием до н.э., т.е. эпохой бронзы. А.Н. Бернштам Каменные изображения Саймалы-Таша// Избр. тр. По Археологии и истории кыргызов и Кыргызстана, Т-I, Бишкек, 1997. С. 388-407. Таков вкратце неоценимый вклад академика А.Н. Бернштама в изучение бронзового века нашей страны.

§4. Исследования 50-х - начала 60-х годов XX века

В 1948 году Зимма Б.М. в своей статье "Очаг андроновской культуры в Северной Киргизии" вводит в научный оборот первый Сукулукский клад, найденный в 12 км севернее с. Кагановичское, на правом берегу р. Сукулук. Этот клад он датировал периодом ранней бронзы. Из всей массы находок Сукулукского клада (вислообушные топоры, плоские топорики, долота, наконечники стрел и копий, крючки, зеркала) автор особо выделил вислообушные топоры. Исследуя которые, он делает два предварительных вывода "рассмотренные вислообушные топоры, несомненно, принадлежат к комплексу культуры, получившей название андроновской; географическое распространение этой культуры идет за счет нового очага - Северной Киргизии". Ссылаясь на А.М. Тальгрена, В.А. Городцова, и М.П. Грязнова он выделил эти топоры как особые формы, азиатско-туркестанского происхождения и распространении топоров этого типа только в Средней Азии. Такое заключение Зиммы Б.М. явилось отражением недостаточно полной источниковедческой базы киргизкой археологии того времени и в настоящее время имеет ценность только с историографической точки зрения, хотя в свое время оказало влияние на некоторых исследователей. Кузьмина Е. Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии. САИ (Вып 4-9). М.,1966. Исследования последних лет, позволили говорить о более широком ареале распространения топоров этого типа. Аванесова Н. А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы Азиатской части СССР. Ташкент 1991. С. 10 Кроме того сведения, полученные из различного рода письменных источников, а также находка каменной формы для пальставов навели автора на мысль о "развитии горного дела и металлургии в Средней Азии уже в доисторические времена и, следовательно, о существовании своеобразных среднеазиатских форм орудий труда и средств вооружения в бронзовую эпоху". Таким образом, в работе Зиммы Б.М. более отчетливо прозвучала мысль о своеобразии очага бронзовой культуры в Северном Кыргызстане.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать