Русское масонство
p align="left">В конце царствования Елизаветы русская интеллигенция начинает более серьёзно относиться к масонству, приобретает к нему живой интерес.

В Петровскую эпоху в умах русских интеллигентов прорываются неясные идеалистические искания, которые также ведут их в масонство, за новой Родиной, по Фёдору Михайловичу.

Итак, первоначальный период существования масонства в России характеризуется отсутствием национальной окраски масонов, а само масонское движение часто воспринимается как модное развлечение.

Второй период

(1762-1781).

Кратковременное царствование Петра III , хотя и было весьма благоприятным для распространения масонства, не могло ещё дать надлежащей почвы для широкого развития масонских идей в русском обществе. Новый император, оказывал явное покровительство масонству: он даже подарил дом ложе «Постоянства» в Петербурге и, по преданию, сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме. Но это обстоятельство не способствовало широкому распространению ордена, слишком сильна была вера православная в сердцах русских людей.

Мощным толчком к развитию русской интеллигентной мысли послужило начало царствования Императрицы Екатерины II.

Русская общественная мысль в Екатерининское время двинулась вперёд на пути к просветительным идеям. Общественное сознание начало склоняться к религиозному содержанию масонского учения. Историки утверждают, что масонству в России ещё недоставало прочной и разветвлённой организации.

Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем,- так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской),- работали в это время в первых трёх степенях «иоановского» или «символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны начинали работу как над очищением от пороков греховного человека. Такая масонская мораль оказала серьёзное влияние на общество.

Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Но скоро «обществу Елагинской системы» пришлось встретиться и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой Циннендорфской или, шведско-берлинской системой.

Таким образом, в начале семидесятых годов в России сразу появляются две прочных масонских организации, которые немедленно вступают между собой в борьбу за преобладающее влияние в стране. Это соперничество сразу оказалось для немецкой стороны совершенно непосильным. Немецкая ложа обратилась к Елагину.

3 сентября 1776 года состоялось соединение Рейхелевских и Елагинских лож, при чём Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось крайне непродолжительным. Соединение Елагинских и Рейхелевских лож не прошло без трений, в среде подчинённых им братьев произошёл раскол, который повёл затем к новым исканиям «истинного» масонства и к подчинению русских лож Швеции. Но дни шведско-берлинской системы были сочтены. Вскоре, из Берлина была прислана бумага, в которой выражалось желание учредить новую Великую Национальную ложу в Петербурге. Елагин, по-видимому, быстро разочаровался в этой системе и, вероятно, в течение ближайших лет вернулся к английскому масонству. Дальнейшую судьбу Елагинских лож трудно проследить по документам, доступным простому студенту, до самого их закрытия в 1784 году.

По рассказу одного масона, русские ложи в этот период времени работали совершенно беспрепятственно, но в 1784 году работы Елагинских лож были приостановлены по желанию провинциального гроссмейстера и с согласия членов лож, но без приказания со стороны высшего правительства; вследствие чего императрица удостоила передать ордену, что она, за добросовестность её членов избегать всяких контактов с заграничными масонами, при настоящих политических отношениях, питает к ним большое уважение. Елагин восстановил свои работы лишь в 1786 году и при том на новых основаниях.

В рассматриваемый этап масонской истории преобладание переходит на сторону новой, шведской системы. Циннендорфство же быстро исчезает совсем.

Третий период

(1781-1792):

поиски высших степеней.

Из сказанного выше вытекает, что масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила очень оживлённый характер. Переходы братьев от одной системы к другой,- от Строгого Наблюдения к английскому масонству, от Елагина к Циннендорфу, далее от шведско-берлинской системы к шведскому тамплиерству и, наконец, от шведской системы к розенкрейцерству,- свидетельствует о том, что русское общество стало предъявлять к масонству новые требования и жадно искать в нём ответов на многие религиозно-философские вопросы.

Шведско-берлинская система, в противоположность английской, дала некоторое удовлетворение масонам, искавшим истины. Но тем не менее Рейхелевское масонство скоро разочаровало большинство братьев. Новиков объясняет это так: «привязанность всех к сему масонству умножилась, а барон Рейхель больше четырёх или пяти, не помню, градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, а должно искать»12. Здесь, в этих словах заключена большая истина: вечно ищущая русская душа хотела в масонстве найти глубину, соразмерную глубине души - русские братья не удовлетворялись содержанием масонской деятельности и масонских идей. Они не хотели стоять на месте в духовном плане; отойдя от Православия, они желали приобрести религию чище и глубже, но не находили - их душа требовала русского простора и глубины - они постепенно отрекались то от одного европейского учения, то от другого.

Итак, желание проникнуть в тайны высших степеней, не получившее удовлетворения в Рейхелевском масонстве, навело русских братьев на мысль обратиться за новыми «градусами» к западно-европейским источникам. Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно подумали о Швеции. Таким образом в 1778 году был основан в Петербурге Капитуль Феникса, известный под именем Великой Национальной ложи шведской системы.

Став, таким образом, в тесную зависимость от Швеции, русские масоны думали, что, наконец, получат оттуда высшие орденские познания, но скоро им пришлось в этом жестоко разочароваться.

С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории русского масонства: первенствующая роль теперь переходит к московским ложам, в которых сосредоточились главнейшие масонские интеллигентские силы.

Среди лидеров московского масонства главное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Н.Н.Трубецкой, мастер ложи Озириса, не примкнувшей к союзу Елагина и Рейхеля. Вообще московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие здесь масонства шло по сравнению с Петербургом очень туго до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели московского братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали мощный толчок быстрому развитию масонства во всей России, связанному с введением розенкрейцерства. Между тем дела масонские шли в Москве плохо: главная из лож, князя Трубецкого, «весьма умалилась и члены отставали», поэтому наиболее ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из малого числа членов ложи. В её состав вошли: Н.Н.Трубецкой, Новиков, М.М.Херасков, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие. Допущен был в эту ложу и Шварц. Он вскоре отправился в Курляндию для того, чтобы найти истинные акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу русского масонства - таким образом, Шварц стал главой русского розенкрейцерства.

Со времени возвращения Шварца из-за границы (начало 1782 г.) и до его смерти (начало 1784 г.) московские масоны приняли двоякую организацию: во-первых, высший рыцарский градус строгого наблюдения, члены которого, сосредоточившиеся в двух капитулах - Трубецкого и Татищева, управляли собственно масонскими ложами, им подведомственными, и, во-вторых, розенкрейцерство, во главе которого стал Шварц.

За временное принятие «рыцарского градуса» московские масоны были вознаграждены получением «Теоретического градуса Соломоновых наук», содержавшего, кроме ритуалов теоретической степени, основные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались. В половине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вильгельмсбаде, на котором система Строгого Наблюдения была резко преобразована путём отграничения от ордена тамплиеров. Таким образом, рыцарство было формально разрушено, и Россия получила признание 8-ой провинцией Строгого Наблюдения.

Количество масонских лож, подчинённых московской префектуре, быстро увеличивалось. После смерти Шварца верховным предстоятелем розенкрейцерства был назначен барон Шрёдер, который приехал в Москву около 1782 г. Но он не пользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошёлся с русскими розенкрейцерами из-за денежных расчётов. В 1784 г. развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением «силанума» (молчания), последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке.

В 1786 году, вероятно, вследствие каких-либо правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением московского братства, были закрыты. Правительственные гонения не помешали работам ни только розенкрейцеров, но и «теоретического градуса»: братья продолжали собираться «в тиши» и даже пытались печатать орденские книги в тайной типографии.

Таким образом, мы проследили начальный период истории русского масонства. На мой взгляд, именно это время представляет наибольший интерес, потому что именно тогда происходило установление и укоренение масонства и масонских идей в России. Мы видим, что масонство сначала не воспринималось как что-то серьёзное, но постепенно русский интеллигент стал искать в масонстве новую религию, новую чистую веру.

Далее я предлагаю рассмотреть живую историю русского масонства - историю современного масонства и проследить через всю историю русского масонства такой важный аспект его деятельности как борьбу с РПЦ.

II

История масонства в России - это история его преступлений против России. Трудно назвать крупное историческое событие в нашей стране начиная с середины XVIII века и до сегодняшних дней, где так или иначе не проявлялось бы преступное участие вольных каменщиков.

Масонство как тайное антимонархическое обществом ненавидело Православную Церковь и русскую Самодержавную власть, сделав их объектом своих нападок и подрывной деятельности.

Масоны, как правило, были участниками заговоров против российских государей. Документально установлены по крайней мере четыре попытки свергнуть с трона Екатерину II, в которых участвовали вольные каменщики. В 1773-1775 годах масонские конспираторы, возглавляемые графом Н.И. Паниным, пытались не только свергнуть (и убить) Екатерину II, но и установить в России конституционную монархию по образцу Англии, где король был игрушкой масонских кругов. В 1794 году Екатерина II запрещает масонство.

В 1801 году было совершено убийство Павла I. По данным архивов, практически все участники этого преступления были масонами.

В царствование Александра I вольные каменщики пытаются изменить характер русского государственного строя, отделить Православную Церковь от самодержавного государства, трансформировать Самодержавие, основанное на принципах Нового Завета, в марионеточную конституционную монархию, а затем республику. Находившийся в начале своего царствования под влиянием вольных каменщиков, Александр I впоследствии порывает с ними и в 1822 году запрещает масонские ложи. Сразу же после его смерти вспыхивает восстание декабристов, 90% участников которого и все руководители были масонами. Государственные преступники ставили своей целью изменить не только форму правления и государственное устройство, но и расчленить Российскую державу на несколько самостоятельных, обособленных территорий. Ряд членов заговора планировали убийство царской семьи и закрытие православных церквей. Руководство декабристским движением принадлежало к наиболее тайной ветви масонства, к иллюминатам.

Общее число известных масонов, кроме членов особо тайных орденов, в последней трети XVIII - первой четверти XIX века достигало 4000-5000 человек. Знатное дворянство входило в масонство целыми родами. После запрета 1822 года число их сильно уменьшилось, но часть лож продолжала существовать в глубоком подполье. Антиправославная, антисамодержавная идеология масонов оплодотворила сознание значительной части российского дворянства и интеллигенции XIX века.

Борьба против РПЦ.

Немалые масонские силы были брошены на борьбу с Русской Православной Церковью, основой духа русского народа.

В 1812 году по инициативе международных масонских кругов, и прежде всего агентов Британского Библейского общества, в Петербурге открывается Российское Библейское общество, целью которого вначале являлось распространение Библии среди народов Российской империи. Однако тайный замысел её основателей, и прежде всего президента общества - масона князя А.Н. Голицына, был гораздо шире. Под маркой Библейского общества создавалась организация по борьбе с Православной Церковью путём подмены истинно христианских духовных ценностей католическими, протестантскими и масонскими текстами и комментариями.

В короткий срок князь Голицын организует множество отделений (своего рода лож) Библейского общества в губернских и некоторых уездных городах. Большую роль в обществе играли католики и протестанты, пытавшиеся «учить» православных истинной вере. Пользуясь вывеской Библейского общества, масоны начинают выпуск враждебной православию литературы по мистике и оккультным наукам Юнга, Штиллинга, Эккартстгаузена, Иоанна Масона, Арндта, Фомы Кемпийского, Таулера, Я. Бёме, «госпожи Гюйонн» и др. Издаются масонские журналы: «Сионский вестник» (выпускал масон А.Ф.Лабзин), «Друг юношества» (выпускал М.И. Невзоров).

Вся эта литература почти открыто противостояла Православию. В масонских книгах, опубликованных Библейским обществом под видом искания «внутренней» церкви, шло открытое нападение на то, что у вольных каменщиков называлось «наружной церковью», подразумевая под ней христианство - Православие.

Заседания Библейского общества и его отделений превращались в мистические, порой просто сатанинские радения, сопровождавшиеся религиозной экзальтацией сектантов, квакерскими молениями, плясками в хлыстовском духе. Сам князь Голицын, кроме того, что принадлежал к масонству, был членом так называемой Татариновской секты с неприличными обрядами, противными правилу Православной Церкви.

Попытки православных людей остановить деятельность этого масона наталкивались на настоящее репрессии. Ведь Голицын занимал пост министра духовных дел и народного просвещения, состоя членом Госсовета и сенатором. Руководимое противниками Православия Библейское общество дало начало развитию экуменизма в России.

Князь Голицын пригласил в руководство Библейским обществом только некоторых близких ему иерархов РПЦ, фактически устранив Священный Синод от участия в этом деле. Одновременно он ввёл в него светских и духовных лиц других вероисповеданий, как бы подчёркивая, что цель общества выше интересов одной собственно Русской Церкви, что оно развивает свои действия в интересах целого Христианства и всего Христианского мира.

Как писал в 1873 году исследователь Библейского общества И.А. Чистович, «этот индифферентный космополитизм в отношении к Церкви, как бы проповедники его ни были чисты в своем идеальном простосердечии, был, однако ж, несообразностью в то, как, впрочем, и во всякое время. Православие есть фактически существующая форма Христианской веры Восточной греко-русской Церкви, вполне согласная с учением и установлениями Древлевселенской Церкви. Поэтому Христианство в правильно-церковном виде только и существует в Православной Церкви и не имеет над собой или выше себя еще какого-либо идеала, не существующего реально, но мыслимого только под общим понятием и названием Христианства. Между тем Библейское общество направлялось именно к такому идеалу и его отыскивало или предполагало…»13 .

В официальном документе Библейского общества открыто декларировались идеи масонского экуменизма. «Небесный союз веры и любви, говорилось в отчете Российского Библейского общества за 1818 год, учрежденный посредством библейских обществ в великом христианском семействе, открывает прекрасную зарю брачного дня христиан и то время, когда будет един пастырь и едино стадо, то есть когда будет одна божественная христианская религия во всех различного образования христианских исповеданиях»14.

Известный русский общественный деятель академик А.С.Шишков по этому поводу писал: «Взглянем на деяния Библейских обществ, посмотрим, в чём они состоят? В намерении составить из всего рода человеческого одну какую-то общую республику и одну религию - мнение мечтательное, безрассудное, породившееся в головах или обманщиков, или суемудрых людей. <...> Если Библейские общества стараются только о распространении благочестия, как они говорят, то для чего не соединено с Церковью нашей, но особо от неё действуют и не согласно с ней? Если намерение их состоит в преподавании христианских учений, то разве Церковь наша не передаёт нам оных? Разве мы до Библейских обществ не были христианами? И как же они учат нас тому? Призывают учителей-иноверцев и распускают книги, противные Христианству!.. Не странны ли, даже смею сказать, не смешны ли в Библейских обществах наши митрополиты и архиереи, заседающие в противность апостольских постановлений вместе с лютеранами, католиками, кальвинистами, квакерами словом, со всеми иноверцами? Они с седой головой, в своих рясах и клобуках сидят с мирянами всех наций, и им человек во фраке проповедует слово Божие (Божие по его названию, но в самом деле не такое)! Где ж приличие, где важность священнослужения? Где Церковь? Они собираются в домах, где часто на стенах висят картины языческих богов или сладострастные изображения любовников, и сии собрания свои - без всякого богослужения, без чтения молитв и Евангелия, сидя как бы в театре, без малейшего благоговения - равняют с церковной службой, и дом беспрестольный, несвященный, где в прочие дни пируют и пляшут, называют храмом Божиим! Не похоже ли это на Содом и Гоморру»15.

Самое кощунственное, что деятели Библейского общества осмелились нарушить православную традицию в переводе Священного Писания. Они затеяли перевод Ветхого Завета с еврейского текста, талмудической редакции, в которых были изъяты ветхозаветные пророчества о Христе. Превратно толкуя Священное Писание, переводчики Библейского общества зарождали сомнения в истинности обетовании Нового Завета. Все толкования Ветхого Завета велись не в православном, а в протестантско-мистическом духе. Такое искажение православных библейских текстов пришлось по душе протестантским священникам, которые осмелились заговорить о скором присоединении к протестантству Православной Церкви.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать