Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Начальное профессиональное образование Советского Союза
  • 1.1 Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века
  • 1.2 Пути развития начального профессионального образования
  • Глава 2. Роль и значение ремесленных и фабрично заводских училищ
  • 2.1 Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)
  • 2.2 Образовательные программы НПО ((начальное профессиональное образование) в первой половине ХХ века
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Происходящие в обществе процессы реформирования начального профессионального образования актуализируют обращение к педагогической мысли и опыту прошлого. Для совершенствования современной школы и педагогики представляется значимым историко-педагогическое исследование, позволяющее осмыслить накопленный опыт, оценить достоинства и недостатки отечественного начального профессионального образования, определить основные этапы и перспективные тенденции его развития.

Начальное профессиональное образование стало предметом специального научного интереса относительно недавно: с конца XIX - начала XX вв. Наиболее ранние исследования этой области профессиональной педагогической деятельности принадлежат экономистам, социологам, ученым, сосредоточившим внимание на эффективности профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, повышении их общекультурного уровня (В.К. Делла-Вос, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, С.Н. Кривенко, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.).

С несколько иных позиций анализируют профессиональное образование в России историки, культурологи, государственные деятели, педагоги (С.Д. Бабишин, В.С. Библер, С.Я. Батышев, А.А. Бобринский, М.Н. Громов, А.Я. Гуревич, В.О. Ключевский, Н.Н. Кузьмин, Б.А. Колчин, В.М. Массон, В.А. Мясников, М.Н. Покровский, С.М. Соловьев и др.). Главным в указанных исследованиях стало установление взаимосвязей отечественного профессионального образования с уровнем социально-экономического развития России, состоянием ее промышленности, экономики, этнокультурными и историческими традициями; выявление и описание некоторых конкретных типов учебных заведений профессионального образования и особенностей подготовки в них в ту или иную историческую эпоху. При этом в большинстве работ начальное профессиональное образование не выделяется в особый предмет анализа, а характеризуется в рамках общего исторического процесса развития культуры, образования и производства в России.

Цель исследования: изучить особенности и развития ремесленных и фабрично заводских училищ в СССР в первой половине ХХ века.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть советскую образовательную доктрину НПО в первой половине ХХ века.

2. Проанализировать пути развития НПО в советский период.

3. Изучить образовательные программы НПО советского периода.

4. Исследовать образовательные программы НПО в первой половине ХХ века.

Объект исследования: Система НПО в первой половине ХХ века СССР.

Предмет исследования: ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Батышев С.Я., Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., Кругликов Г.И., Латышина Д.И. и других.

Глава 1. Начальное профессиональное образование Советского Союза

1.1 Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века

Формирование начального профессионального образования в период развития капитализма в России (1861-1917 гг.) происходило на фоне реформ. Этот период отличался ускоренным дорожным строительством, детерминировавшим появление нового типа профессионально-технических учебных заведений - железнодорожных училищ (ЖУ). Они готовили технических и строительных специалистов для железнодорожных разъездов и станций.

Через призму освоения истории женского профессионального образования необходимо отметить, что в 1860 г. было принято «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». По истечении трех лет со времени подписания этого документа была открыта Острогожская школа женских рукоделий. На 1 января 1901 г. в России всего насчитывалось 129 небольших женских профессиональных училищ с числом обучающихся 9920 человек. Большинство из них было открыто по частной инициативе и на личные сбережения учредителей. Разработка и утверждение в 1888 г. «Основных положений о промышленных училищах» стала первой попыткой заложить фундамент стройной системы начального профобразования, устанавливавших три типа промышленных учебных заведений:

1) средние технические училища;

2) низшие технические училища;

3) ремесленные училища.

Были разработаны примерные учебные планы и программы, утверждены уставы.

К началу XX в. по России сформировались специальные учебные заведения, которые носили разнотипный и разрозненный характер, самостоятельно устанавливали сроки обучения, вырабатывали учебные планы и программы.

Первые годы советского периода ушли на выработку четкой государственной политики в области начального профобразования. Советское правительство приступило к коренной ломке старого аппарата просвещения. Первым органом управления системой образования диктатуры пролетариата стала созданная ленинским декретом от 9 ноября 1917 г. Государственная комиссия по просвещению. На ее заседании был сформирован отдел профессионального образования Наркомпроса, в который вошли Н.К. Крупская, Ф.В. Ленгник и И.Н. Кузьмин.

Наркомпрос 23 февраля 1918 г. принял постановление о переходе в его ведение всех учебных заведений, ведомств, организаций и частных лиц, закрепленное декретом Совнаркома. В ряде выступлений этого периода Н.К. Крупская сформулировала важнейшие принципы социалистической реорганизации профессионального образования. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. - М.: Инфра - М, 2007.-С.84.

Однако, как показало исследование, конкретные вопросы организации начального профобразования вызвали серьезные разногласия. Представители старой технической школы, некоторые руководители хозяйственных органов выступили против объединения в одних учебных заведениях общего и профессионального образования, отстаивали многотипность профессиональной школы, настаивали на раннем привлечении молодежи к профобразованию.

Представитель Наркомпроса М.Н. Покровский в июне 1918 г. на Чрезвычайном совещании руководящих кадров профессионального и технического образования вновь изложил принципиальные позиции Советской власти в области профессионального образования, разъяснил сущность ленинского декрета. Но руководители совещания -- профессора В.И. Гриневецкий, Д.С. Зернов и другие выступили против передачи профтехшколы в ведение Наркомпроса, настаивали на отмене декрета, требуя, по существу, невмешательства государства и партии в дело профессионального образования. Против объединения учебных заведений под руководством Наркомпроса выступали и работники некоторых ведомств.

После этого циркуляром Отдела единой трудовой школы Наркомпроса от 30 октября 1918 г. технические, ремесленные училища, ремесленные школы, торговые, коммерческие, сельскохозяйственные школы преобразованы в единую трудовую школу и технические учебные заведения повышенного типа. Фактически такое решение привело к упразднению начального профобразования, передаче профшкол в разные ведомства.

Однако военная обстановка требовала мобилизации сил для решения первоочередных задач хозяйственного строительства, преодоления острого дефицита квалифицированной рабочей силы в ведущих отраслях промышленности и транспорта. В результате чего стала очевидной ошибочность линии на свертывание начального профобразования. Особую заинтересованность в изменении положения проявили профсоюзы. По их инициативе в декабре 1918 г. была сделана попытка создать единый центр начального профобразования -- Государственный комитет по профессиональному образованию. Его возглавил секретарь ВЦСПС С.А. Лозовский.

Важную роль в определении принципиальных позиций в области строительства профессиональной школы и перемене политики Наркомпроса сыграла Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б). В ней сформулированы задачи государства в области начального профобразования. В апреле 1919 г. в Наркомпросе была создана Секция начального профобразования, а в январе 1920 г. декретом Совнаркома на ее основе создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), его возглавил А.В.Луначарский. В этом же году по инициативе Главпрофобра Наркомпросом принята «Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР», а на 2-й сессии Совета профтехобразования утверждена «Основная схема профессионально-технического образования в РСФСР».

В октябре 1920 г. комсомол, изучив деятельность существовавших профшкол, выдвинул идею создания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и передачи управления ими Главпрофобру. По данным Наркомпроса к концу 1920 г. в стране насчитывалось 24 школы ФЗУ. Принятое решение потребовало введения некоторого единообразия в содержание учебного процесса в школах ФЗУ, что и было сделано.

Необходимо обратить внимание на то, что укрепление хозяйственных основ Советского государства, установление строгого режима экономии и хозрасчета привели к сокращению нерентабельных предприятий, уменьшению численности рабочих, закрытию части профтехшкол, школ ФЗУ, курсов. В июле 1921 г. Совет Труда и Обороны принял декрет «О рабочих-подростках в связи с сокращением штатов в промышленности и на транспорте». Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в производство и школы ФЗУ.

С декабря 1925 г. страна взяла курс на индустриализацию. Школы ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не могли удовлетворить новые потребности промышленности. Началось укрупнение профтехшкол и расширение их сети, упорядочение учебных планов и программ, перечня подготавливаемых профессий, сроков обучения, развернулась борьба за повышение экономичности подготовки рабочих.

В связи с введением в стране пятилетнего планирования в 1928 г. было решено усовершенствовать руководство начальным профобразованием. В ведение ВСНХ СССР и союзных республик переданы школы ФЗУ, низшие профтехшколы и кустарно-ремесленное образование, а к Наркомтруда перешла подготовка строительных рабочих. Преобразования в деревне потребовали мер по укреплению и развитию профшкол и учебных мастерских сельской местности. По мере завершения к 1933 г. социалистической реконструкции народного хозяйства, молодежь составляла более 40% рабочих, а удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол среди новых пополнений достиг 70%. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XX века): Учебное пособие. - М.: Форум; Инфра-М, 2008.-С.59.

Однако разобщенность организационно-методического руководства подготовкой квалифицированных рабочих кадров не позволяла решать поставленные задачи. К этому времени школы ФЗУ оказались в ведении 21 наркомата и ведомства, они были превращены в цех базового предприятия и готовили рабочие кадры, ориентируясь на текущие нужды производства. В результате не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, потребности новостроек, где особенно ощущалась нехватка квалифицированных рабочих.

Произошло сокращение сети школ ФЗУ и типа ФЗУ и контингента учащихся. Если в 1933 г. она составляла 2357 школ ФЗУ и 400 тыс. учащихся, то в 1939 г. эти показатели сократились на треть. Таким образом, созрела объективная необходимость создания единой централизованной системы планирования, организации, подготовки и распределения квалифицированных кадров.

Необходимо отметить, что 2 октября 1940 г. Указом Президиума ВС СССР «О государственных трудовых резервах СССР» созданы ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Одновременно приняты два постановления Совнаркома: «О создании Главного управления трудовых резервов при СНК СССР» и «О призыве городской и сельской молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО».

Указанные решения положили начало организации единой централизованной системы государственных трудовых резервов. Это было важным актом не только народнохозяйственного, но и оборонного значения. В первый набор в школы ФЗО и училища на 600 тыс. мест было подано более 1 млн. заявлений. Система трудовых резервов полностью финансировалась за счет государственного бюджета. За предвоенный период правительством страны в нее ассигновано 5 млрд. рублей. Предприятиями в учебные заведения направлено 23 тыс. металлорежущих станков.

Овладение квалификацией шло в процессе обучения в мастерских и на производстве под руководством мастеров или квалифицированных рабочих. Преимущества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились в первые дни войны. Под руководством Главного управления трудовых резервов в отдаленные от фронта районы оперативно удалось эвакуировать 344 училища, 219 школ ФЗО и 270 тыс. учащихся. Только за 1940-1942 гг. в учебные заведения поступили более 2 млн. учащихся, из них почти половина - в училища. Важно, что при организации обучения учитывались особенности работы военной промышленности: на потоке имело место максимальное расчленение операций, при мелкосерийном производстве - расчленение технологического процесса, вошло в практику перемещение учащихся по «технологической цепочке».

Государство в военные годы на развитие системы трудовых резервов затратило 11 млрд. рублей. За этот период подготовлено более 2,5 млн. молодых квалифицированных рабочих, из них 874 тыс. человек - в ремесленных и железнодорожных училищах и 1,7 млн. - в школах ФЗО. За годы войны в учебных мастерских было изготовлено 26 млн. штук деталей боевого вооружения, отремонтировано 11 тыс. паровозов, 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракторов и комбайнов, 209 ремонтных бригад направлено в МТС и совхозы, 20 тыс. учащихся принимали участие в строительстве и монтаже электрических станций и металлургических предприятий Донбасса. Таким образом, профессиональное обучение в процессе конкретного производства превратило систему трудовых резервов в важный канал изготовления материальных ценностей и военного снаряжения.

В первые послевоенные годы партией ставилась задача обеспечить рост промышленности втрое по сравнению с довоенным уровнем, увеличить годовой выпуск рабочих из школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ до 1,2 млн. человек, а всего подготовить за пятилетие 4,5 млн. молодых рабочих. Выполнение этих государственных решений требовало коренной перестройки учебных заведений трудовых резервов. Главное управление трудовых резервов было преобразованы в Министерство трудовых резервов СССР.

В 1947 г. на крупных предприятиях созданы учебно-курсовые комбинаты и учебные пункты, открыты специальные учебные заведения для детей-сирот. Только в 1949 г. из детских домов в школы ФЗО и училища пришло 28,1 тыс. ребят. Ряд учебных заведений был специализирован для электротехнической, металлургической отраслей. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009.-С.63.

1.2 Пути развития начального профессионального образования

Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др.

Переход на мирную работу потребовал существенных изменений в системе народного образования, особенно в системе профессионального образования.

Для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства Центральный Комитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года - 4 января 1921 года). Совещание признало необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качестве основного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года.

Основной формой профессионального образования юношества совещание признало техникум (индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) с четырехлетним сроком обучения.
Совещание указало также наркомпросам на необходимость создания сети фабрично-заводских школ с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих для восстановления промышленности.

На совещании происходила острая борьба по вопросу о принципиальных основах школьной системы, в особенности по вопросу о средней общеобразовательной школе.

Некоторые педагоги полагали, что в системе советского народного образования не должна сохраняться средняя общеобразовательная школа, и даже объявляли ее буржуазной формой воспитания. Они противопоставляли школе детский дом, считали его основным типом системы народного образования. Педагоги-марксисты-ленинцы, опираясь на программу партии, отвергли эту мысль, указывая, что она может принести громадный вред социалистическому обществу. Отдельные участники совещания высказывались за замену общеобразовательной школы в ее среднем и старшем звеньях профессиональным образованием.

Рекомендация партийного совещания о преобразовании старших классов школ II ступени в техникумы не могла быть осуществлена повсеместно ввиду отсутствия материальных средств, удовлетворительного оборудования и подготовленного педагогического персонала. Наркомпрос РСФСР сохранил школы II ступени с пятилетним сроком обучения, с подразделением на два концентра: первый - 3 года, второй - 2 года.
К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в 1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения.

Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т. п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.

С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. Основная цель этих школ состояла в том, чтобы подготовить из сельской молодежи культурных земледельцев и хороших общественников. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семилетней школы, в учебные планы ШКМ были включены агрономические знания. В период коллективизации эти школы были преобразованы в школы колхозной молодежи. Они просуществовали до 1934 года как основные общеобразовательные школы на селе.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать