Реформы Петра I и их социальная направленность. Создание военно-феодальной империи

Реформы Петра I и их социальная направленность. Создание военно-феодальной империи

26

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ».

2006 г.

Содержание

Введение

1. Преобразования в сфере промышленности и торговли. Социальная политика

2. Изменение политической системы.

Отмена патриаршества

3. Военные реформы. Создание флота

4. Внешняя политика Петра I: Азовские походы, Северная война

5. Культура первой четверти XVIII в

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении ХVII в. истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон её жизни. К этому времени вся территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные ещё в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. [1; с. 93-94]

На протяжении XVII в. Русское государство заметно укрепило позиции в восточно-европейском регионе и постепенно стало проникать в общеевропейскую международную политику. Однако, по-прежнему зажатая между Крымом, Польшей и Швецией, Россия была вынуждена акцентировать всё своё внимание на политику этих держав, отношения с которыми являлись стержнем внешнеполитического развития страны в XVII столетии. [5; с. 9]

Огромная страна с почти пятнадцатимиллионным населением и потенциально неисчислимыми природными богатствами занимала к началу петровского времени довольно скромное место в международной жизни. [5; с. 9]

Технический переворот в военном деле, произошедший в Западной Европе первой половины XVII в., крайне слабо коснулся России. А ведь именно возросшая огневая мощь легкого вооружения и полевой артиллерии… во многом предрешал успех на поле боя. Экономический же потенциал России был не в состоянии обеспечить в массовом количестве русскую армию передовой военной техникой и вооружением. « Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот», - отмечал Ф.Энгельс. [5; с. 10].

Фактически полная зависимость русской армии и её боеспособности от поставок вооружения из ведущих европейских держав не могла, естественно, не влиять на внешнеполитический курс России.

Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживала рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин её экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу её национальную независимость.

XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. [1; с. 94]

В начале XVII в. в результате массовой раздачи правительством России земли увеличилось землевладение дворян. Особенно значительно увеличились дворянские земли при правлении первых Романовых, причем главным образом за счет крестьянских общин.

Итак, Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовало феодальная собственность на землю, являвшаяся основой общественного строя.

В XVII в. в России происходит укрепление феодально-крепостнического строя, по существу оформляется общегосударственная система крепостного права.

Соборное Уложение в 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Российского государства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость крестьян от феодалов и от государства. [1; с. 95]

Несмотря на обострение, социально-политических, экономических отношений в стране, рубеж XVII - XVIII вв. явился переломным в истории феодальной России. [1; с. 98]

В начале XVIII в. Нарастало экономическое и военное отставание России от европейских государств. Служилое сословие не соответствовало требованиям общественного развития страны. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный раскол церкви, порождал потребность качественных преобразований культуры. [3; с. 50]

Решительные преобразования в жизни страны были связаны с именем Петра I , которого современники и потомки назвали Великим. Разительные перемены, происшедшие в годы царствования Петра Великого (1682-1725), дали историкам основание говорить о предшествующем периоде как о Руси допетровской. С деятельностью Петра I они связывают новый период русской истории [2; с. 42]

В исторической науке сложились две противоположные точки зрения на причины и результаты реформ. Одни историки считают, что Пётр I нарушил естественный ход развития страны. Другие полагают, что Россия была подготовлена к преобразованиям предшествующим ходом развития. [3; с. 50]

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй.

Историки выделяют три важных события, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94 гг., определившая его отношение к флоту для России. [2; с. 43]

Пётр пришёл к выводу, что незавидное международное положение России, её относительная изолированность от европейской политики обусловлена отсутствием у России мощного военно-морского флота. [5; с. 18]

Вторым важным событием стали Азовские походы (1695-1696). Это была его первая военная школа. Третьим событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе «Великого посольства» (1697-1698), где Пётр вёл переговоры с правителями Голландии, Англии, Австрии, знакомился с кораблестроением, политической жизнью европейцев, закупал снаряжение, нанимал специалистов. [2; с. 43]

Полуторагодичное путешествие Петра в составе «Великого посольства» имело огромное значение для исторических судеб России. [5; с. 27]

Сам Пётр входил в посольство инкогнито под именем Петра Михайлова.

Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны.

Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир.

Большие надежды в достижении своих целей Пётр I возлагал на модернизацию социально-экономического строя страны.

Проведённые царём социально-экономические реформы представляли собой классический пример радикальных преобразований, осуществляемых государством без участия широких слоёв общества, в течение всего периода правления Петра. Учитывая, что к концу XVII столетия в Росси насчитывалось всего около 30 мануфактур, а строительство частных предприятий - это путь медленный и малоэффективный, государство взялось за развитие крупной промышленности, в первую очередь металлургии. Особенно большое значение приобрёл уральский металлургический район. Рост металлургических предприятий привёл к росту выплавки стали. (В 1700 г. в России выплавлялось 150 тыс. пудов). По выплавке чёрных металлов в 1725 г. Россия вышла на третье место в Европе, а к 1750 г. заняла первое место, обогнав Англию. [2; с. 43]

Шло форсированное строительство казённых заводов. Государство определяло «нужные» и «ненужные» отрасли, приучая подчинённых к экономической деятельности на внерыночной основе.

В стране было создано более 100 мануфактур. Наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получили ремёсла. В 1722 г. был издан Указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Несмотря на то, что решающую роль в развитии крупного производства играло государство (создававшее и владевшее большей частью предприятий), Пётр I покровительствовал частной инициативе в промышленности и даже отдельным предпринимателям, например, тульскому кузнецу Демидову, выдвинувшемуся при Пётре I.

По указу Петра I в 1702 г. Демидову был передан казённый невьянский завод на Урале, перевезены туда мастера из Тулы и Москвы. К 1745 г. Демидов имел 25 заводов - чугуноплавильных, железодетальных, медных - на Урале, Алтае и в центре страны. В середине XVIII в. предприятия Демидовых производили свыше 40 процентов чугуна в России. [2; с. 43-44]

Именно в начале XVIII в. в стране закладывался способ экономического регулирования, свойственный обществу мобилизационного типа, формировались диспропорциональность, однобокость российской промышленности, ориентированной не на человека с его естественными потребностями, а на государственные, прежде всего военные нужды. [4; с. 215]

В целях поощрения купечества в 1724 г. был введён первый торговый тариф, способствовавший вывозу за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Такая поддержка купечества объективно способствовала созданию капитала в сфере торговли. Государство активно вовлекало купеческий капитал в ускоренное развитие промышленности, которое сопровождалось усилением местных рынков и формированием их в единый всероссийский рынок. Вновь создаваемая промышленность требовала свободных рабочих рук. Правительство стало приписывать государственных крестьян к промышленным предприятиям, а в 1721 г. предпринимателям разрешили покупать крепостных крестьян (их нельзя было продавать или передавать отдельно от предприятия). [2; с. 44]

Крепостничество пропитало все поры общественного быта, а главное - подтвердило свою конкурентоспособность с европейской экономикой на этапе мануфактурного производства.

Хотя правительство Петра I предоставляло ряд льгот и привилегий иностранным купцам, в целом его торговая политика имела целью поддержание и развитие отечественной промышленности и торговли, т.е. носила протекционистский характер.

Успех экономического развития обеспечивался нажимом государства на население. Возрастали прямые и косвенные налоги. Важным источником государственного дохода стала подушная подать, размер которой исчислялся на основе принципа развёрстки: необходимую для содержания армии сумму разделили на число податных душ (В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». [3; с. 51]) и получили размер налога, не считаясь при этом с возможностями населения его уплатить. Огосударствленной экономикой руководили с помощью уставов, регламентов, проверок, привилегий созданные для этой цели специальные государственные органы берг-, мануфактур- и коммерц-коллегии.

В результате экономической политики Петра в России была создана промышленная база, работающая на армию и не имеющая механизма саморазвития и саморегулирования. Предпринимательство было привязано к государственной машине и зависело от неё.

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и государственных служилых людей в государстве.

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. С принятием указа бояре и служивые дворяне составили единое сословие - дворянское. [3; с. 52]

Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Дворянство стало господствующим классом-сословием. В то же время существует такая точка зрения, что дворянство петровской эпохи скорее напоминало привилегированное сословие военных и гражданских членов, преимущества которых существовали до тех пор, пока они исправно выполняли свою службу.

Социальные преобразования, проведённые Петром I, коснулись крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие.

Если до петровского времени крестьян по типу земельного владения делили на помещичьих и вотчинных, а крестьяне духовные делились на церковных, архиерейских, патриарших и монастырских, то по мере проведения реформ такое деление утрачивало своё конкретное содержание из-за происходивших изменений социального и экономического характера.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

ОТМЕНА ПАТРИАРШЕСТВА.

Основным политическим условием для ускорения экономического и политического развития страны являлось создание чёткоотлаженного государственного механизма абсолютной монархии. В России абсолютизм насаждался сверху силой государственного аппарата, бюрократической государственной системы.

Создание новых властных структур началось с изменения теоретических основ власти и образа монарха.

Форме правления, утвердившейся в России, Пётр I дал следующее определение: «Его величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли - яко христианский государь по своей воле и богонамерению управлять». По сути это означало установление в стране абсолютизма [4; с. 214]

Европейская философия утверждала, что человек может всё, потому что «знание - сила». Российская традиция утверждала - царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле. [4; с. 210]

Утверждение абсолютизма обусловило радикальное преобразование всей политической системы государства. Обязательным признаком абсолютизма, отличающим его от предыдущих форм правления, является наличие регулярной армии, бюрократии, организованной финансовой системы. В годы своего правления Пётр решительно перестроил всё государственное здание, и управление страной приняло новый вид.

Пётр из 36 лет царствования 28 лет воевал, это обстоятельство определило сроки, методы, формы преобразований. Сочетая европейскую мысль с российской традицией, Пётр создавал «регулярное государство», т.е. государство, где каждый подданный выполняет отведённую ему функцию на основе чётко обозначенной системы правил. Образцом общественного устройства стала армия, принципы воинского устройства были распространены на гражданскую сферу. [4; с. 213]

Из всех преобразований центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Пётр чётко мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализоваться законодательство.

Реформа центрального административного аппарата означала радикальный разрыв с предшествующей традицией управления. В ходе административных реформ, проводившихся примерно со второй половины петровского царствования, произошла ломка структуры традиционных государственных учреждений, прежде всего Боярской думы и приказов. [2; с. 45].

Боярская дума была уничтожена, а вместо неё верховным органом управления стал в 1711 г. Сенат, осуществлявший надзор за работой государственного аппарата. [3; с. 51].

В основу комплектования его состава была положена компетентность (а не родовитость), выслуга и близость к особе государя. Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное - коллегиями и другими центральными учреждениями. Должность сенатора легко было потерять, что стимулировало деятельность, усиливало зависимость от монарха. Одной из главных задач, поставленных перед Сенатом, стала подготовка замены приказной системы управления - коллегиальной [2; с. 45].

Запутанная, громоздкая система приказов не соответствовала потребностям страны. Система приказов 1718-1721 гг. была заменена системой коллегий, созданных по шведскому образцу. В состав каждой коллегии входило несколько человек, что должно было уменьшить взяточничество, способствовать более взвешенному решению дел [3; с. 51].

Каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Причём государство выделяло приоритетные органы управления. Это коллегии военного и внешнеполитического ведомства. Они занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений, благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря той роли, которую играли в управлении их президенты - А.Д. Меньшиков, Ф.А. Апраксин и Г.И. Головкин. Выделяется также по своему значению группа финансовых коллегий. В старом приказном аппарате три финансовые функции - приход, расход и контроль осуществлял практически каждый приказ. При Петре I финансовая разобщённость правительственных учреждений оказалась преодолена. Юстиц-коллегия также заменила сразу несколько судебных приказов и отобрала функции суда у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции. В 1720 г. Появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть. Дисциплина труда в государственном аппарате поддерживалась весьма жёстко. За одну неявку на службу чиновник подвергался удержанию жалованья за месяц, а за каждый час преждевременного ухода из коллегии - вычетом жалованья за неделю. В результате реформы центрального управления более чем вдвое выросло число канцелярских служащих в России, а общее количество чиновников составляло около 3 тысяч человек. Чтобы созданная система чинов воспроизводилась и в ней существовала определённая система, Петром I и его сподвижниками была подготовлена в 1722-1724 гг. знаменитая Табель о рангах - один из важнейших документов русской истории. [2; с. 45-46]

Согласно ей военные, гражданские и придворные звенья были разбиты на 14 рангов, по которым проходила служба любого дворянина или чиновника. Табель о рангах отвечала интересам дворянства, но в то же время открывала перспективу приобщения к власти представителям других сословий. Произошло слияние дворянства и чиновничества в высшую касту, и началась всеобщая бюрократизация России. Неся в себе все пороки формализации жизни страны, бюрократия всё же обеспечивала функционирование государственных органов, общество контролировалось императором, что давало ему возможность быстро решать поставленные задачи с помощью, прежде всего, принудительных мер, контролировать усилия государства в направлениях, определяемых лично императором. [4; с. 215]

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать