Реформы Цинь Шихуана
p align="left"> Первые достоверные исторические сведения о Китае восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI -V веках до н.э.

Политическая мысль в Китае не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.

Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет.

Его мысли изложены в сборнике “Луньюй” (“Беседы и высказывания”), составленные учениками философа в V в до н.э.

Конфуция не слишком занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства.

Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели - ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы - Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао.

Государство он уподобляет гигантской семье, царь - отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших.

Цель государства и царской власти - общее благо этой семьи, воспитание подданных.

Призвание царя - накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередь народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться.

Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти.

Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь - цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип “исправления имен” предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками.

Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости, поэтому основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками традиций и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались “ЛИ”, своего рода естественное право, освященное многовековой традицией.

Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Следование ритуалу, обычно позволяло по его мнению, избежать насилия и конфликтов. Он отводил ритуалам роль нормативной системы общества.

Конфуцианство занимало господствующие положение при императоре У-ди (140 - 87 гг. до н.э.) и до 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая.

Основателем легизма считают Шан Яна (390 - 338 гг до н.э.) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате “Книга правителя области Шан“.

Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Выход только один. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом - ФА, в отличие от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное название школы - “легизм”. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодавлеющий институт, в смысл и цель существования общества.

В области управления предполагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднить передачу должности по наследству. На административные должности Шан Ян предлагал выдвигать тех, кто доказал преданность государю на службе в войсках. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способный объединить Китай.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора   Цинь Шихуана . (III век до н.э.)

Вывод: В государствах Древнего Востока общественное сознание оставалось слабо дифференцированным, поэтому в политико-правовой мысли переплетались религиозные взгляды с пережитками первобытных мифов, а также с морально нравственными проблемами.

Армейские реформы Цинь Шихуана и их дальнейшее развитие.

В Поднебесной на смену Бронзовому веку пришел век Желез-ный, историки часто используют это время для разделения Китая Древнего и Средневекового. Но что же военно-педагогическая мысль? Произошли ли изменения здесь? И если произошли, то каковы были их предпосылки и результаты?

Однажды во время взятия города Бияна в 563 г. до н. э. его жители применили военную хитрость. Они приподняли ворота и впустили часть нападавших, а затем отрезали выход. Но Шулян Хэ, участвовавший в сражении, сумел благодаря своей физической силе приподнять ворота руками и выпустил тех, кто оказался в ловушке. За это ему был присвоен важный чиновничий титул дафу. Вероятно, от отца Конфуций и унаследовал уважение к военному делу. Воинская подготовка получала философское осмысление, становилась предметом притч и исторических анекдотов. Истинный воин должен быть гуманен и человеколюбив, настоящий боец это преломление важнейших конфуцианских понятий для экстремальных условий. Но и в такой ситуации принцип обороны должен превалировать над принципом нападения. Обучение в военных школах во времена Конфуция заключалось в освоении «Шести Искусств»: письма, счета, пения, игры на музыкальных инструментах, воинского искусства и управления боевой колесницей; к пятнадцати годам обучение молодых аристократов заканчивалось. Далее - служба в одном из княжеств Древнего Китая.

В конце III в. до н. э., после многочисленных войн на территории Китая возникает империя   Цинь.  Реформы Цинь Шихуана, первого императора династии, которые ликвидировали политическую и экономическую раздробленность, привели также к выработке единых систем воинской подготовки. Не очень удачные походы вскрыли серьезные недостатки в системе обучения воинов, оснащении и стратегии армии:

1. Существование в государственной армии, которая, по китай-ским представлениям, должна быть единым монолитным организмом, как минимум «ста философских школ» и трех «социальных» слоев, каждый из которых готовился по «собственной» педагогической системе. отрицательно сказывалось на дисциплине и профессиональной выучке армии.

2. Свободолюбивое воинство рыцарей не явилось опорой для императора в объединении государства по причине узко индивидуальной подготовки каждого из них, что в свою очередь порождало у последних непомерную амбициозность и разобщенность, идеологи-ческую неоднородность общества и разветвленную клановость в борьбе за влияние на императорский двор.

3. Централизация Китая и образование Поднебесной империи существенно увеличило территорию и, учитывая степень развитости коммуникаций и технические возможности для переброски крупных войсковых соединений в Китае начала Железного века, существенно снизило мобильность и боеспособность армии.

4. Самый мобильный род войск - боевые колесницы - уже не соответствовал по своим тактико- техническим характеристикам новым требованиям к скорости перемещения войск на марше и их мобильности в бою по простой причине: низкорослые «предки лошади Пржевальского» не выдерживали стремительного натиска кочевников, восседавших на высоких, сильных, мощных скакунах из парфянских конюшен.

5. Переход на железное вооружение указал на несоответствие ему кожаных доспехов и, как уже было сказано, неуклюжих боевых колесниц, защищаемых деревянными, плетеными или кожаными щитами.

В это время большинство методов единоборства, циркового искусства, боевых танцев с мечами, копьями, топорами и другим оружием, управление колесницами были объединены в комплекс «ста игр» байси или цзюэдиси (представления цзюэди).

Боевые искусства там были представлены борьбой цзюэди и шоубо. По цзюэдиси в эпоху Хань (III в. до н. э. III в. н. э.) стали проводиться крупные соревнования, на которые съезжался народ из всех провинций. В «Истории Хань» («Ханыыу») рассказывается, как в 108 г. проходили соревнования по цзюэдиси, на которые народ приехал за три сотни ли (150 км). В условиях бездорожья и сложности передвижения для того времени это был очень далекий путь. Состязания были устроены китайским императором У-ди (157-87 гг. до н. э.), который отличался не только талантом опытного администратора и полководца, но и любил различные «воинские утехи». Часто при дворе проводились представления с танцами, песнями сопредельных «варварских» народов, с боевыми поединками.

Династия Хань пришла к власти в Поднебесной в результате стремительной, но кровопролитной гражданской войны. Политические и экономические реформы, предпринятые императорами династии Цинь, хотя и привели к известному улучшению, были слишком решительны для своего времени. Воспользовавшись слабостью положения наследника Цинь Шихуана, императором стал талантливый военачальник Лю Бан.

Новая империя предприняла ряд военных походов на юг к границам Индии и Бирмы и на запад в Тибет. Непобедимые войска ханьцев вторгались в Маньчжурию, Корею, в районы Центральной Азии. Методы психической и физической подготовки воинов стали залогом жизнеспособности и политической мощи империи. Начали восстанавливаться и переписываться старые классические книги, сожженные якобы по приказу Цинь Шихуана  во время его гонений на конфуцианство, а вместе с тем составлялись новые компендиумы исторических хроник и практических занятий, среди них первые, в то время еще весьма примитивные пособия по воинской подготовке. В «Ханыпу» в разделе «Хроники литературы и искусства» («Вэнь и чжи») содержалось шесть специальных глав, посвященных воинскому обучению и боевым искусствам, в том числе цзюэди и шоубо. Эта часть хроник утеряна, однако известно, что в то время не только отрабатывались приемы с оружием, но и существовал специальный набор приемов боя голыми руками, а также способы защиты безоружного воина против противника, вооруженного ножом, копьем и трезубцем. В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси, разделялась на два раздела: цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди представляла собой ритуальное единоборство, фактически спектакль, разворачивавшийся по заранее заданной программе. В цзюэди нашли отражение боевой танец уу, а также прикладные методы боя. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов и бросков и практически в неизменном виде дожила до наших дней.
В самой цзюэди эпохи Хань борьба велась без оружия и не было ударов, в отличие от сянбо или шоубо, где использовались удары руками и ногами. Первоначально схватки цзюэди цзяоли и шуайцзяо сопровождались музыкой и в III в. до н. э. распространились в народе.

Цзюэди была введена Цинь  Шихуаном в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый солдат и офицер должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю и на воде, а также разучить несколько технических действий голыми руками. Нетрудно заметить, что для обучения солдат была выбрана весьма ритуализованная борьба, которую можно было практиковать и в виде заданных формальных комплексов упражнений тао, и в виде свободного поединка. В то время Китай страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи отмечают, что сюнну, отличные наездники, прекрасно умели стрелять с лошадей, были выносливы и жестоки в бою. Ханьцы же (так в эпоху Хань стало именоваться этническое большинство) отличались умением сочетать различные виды оружия в поединке, и даже кожаные панцири сюнну не выдерживали их ударов. Но сюнну были многочисленны, и приходилось привлекать простой народ для защиты границ империи. Специальные воины инструкторы обучали часть мужского населения простейшим приемам владения копьем, но в основном технике цзюэди. Уже в то время выделился некий тайный раздел в приемах, который знали только профессиональные воины высоких рангов.

В эпоху Хань несколько меняется отношение к военной практике. Если раньше официальная доктрина советовала сочетать гражданское и военное обучение, то правители Хань говорили, что «гражданское и военное идут разными путями». Частично это можно объяснить взлетом культуры в эпоху Хань и невозможностью серьезно заниматься сразу двумя различными направлениями. Новый подход заставил обращать более серьезное внимание на воинскую подготовку, воспитывать специальных инструкторов по воинским искусствам, создавать школы военного обучения для воинов различных уровней от простых пехотинцев до военачальников, В то время бурное развитие воинской науки в Китае позволило регулярно устраивать состязания по рукопашному бою с оружием и без оружия. Однако то была лишь регулярная подготовка воинов (цзюньши, сюньлянь), которую можно встретить в любом государстве древности, например, в Греции, Риме, Парфии, а на Востоке в Индии и Вьетнаме. Издавна существовала и так называемая индивидуальная подготовка воинов. Это был специальный комплекс упражнений, направленный на укрепление силы и выносливости, выработки хладнокровия и решительности в бою. Для развития силы воины занимались поднятием тяжелого бронзового треножника-курительницы за две боковых ручки. Отбор в специальные войска был весьма суров.

Таковы были предпосылки армейских реформ и военного обучения на рубеже Бронзового и Каменного веков.

Кроме того, переход на железное вооружение привел к тому, что бронзовые прямые мечи цзянь, бывшие на вооружении высших командных чинов, были заменены на дугообразные сабли дао, время обучения фехтованию на которых было меньше в 5-6 раз, и потому ими вооружили даже солдат.

Учитывая указанные выше недостатки в армии Поднебесной начались реформы , реализация которых потребовала от китайских императоров несколько столетий.

Реформы китайской письменности в эпоху Цинь.

Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.
Уникальна, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос "вычитывался" по форме и расположению образовавшихся трещин.
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объем.

В III в до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог.

В I в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение "нож и кисть" стало метафорой для обозначения чиновников.
Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.).

Затем в эпоху   Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма - "кайшу" (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформы  китайской письменности в 1956 - 1959 гг. В иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков.

Для чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.
Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.
Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Заключение

В 221г. до н.э. Цинь Шихуан  (259--210 гг. до н.э.) в возрасте 39 лет создал первое в истории Китая централизованное государство и основал династию Цинь. Созданную им феодальную систему централизованной власти наследовали все последующие китайские династии. В летописи упоминается, что он осуществил крупномасштабные аграрные, финансовые и военные реформы. В период его правления были стандартизированы меры длины, весов, денежные единицы и китайское иероглифическое письмо, создана единая сеть казенных дорог, что оказало огромное влияние на развитие Китая при последующих династиях.

Конец Чжоуской эпохи был столь же величественным, сколько и драматичным. Ему предшествовала идейная борьба внутри стана сторонников крепкой централизованной власти: между конфуцианцами и легистами. Конфуцианцы почитали древность и опирались на традицию и обычное право. Легисты порывали с прошлым, стремились утвердить отношения, основанные не на натуральном, а на товарном хозяйстве. Не разделяя конфуцианской веры в силу морали и этики, в делах государства они предпочитали полагаться на юридические нормы, закрепленные в законе.

Жесткие формы это противостояние приняло при правлении самого известного в истории Китая императора -   Цинь  Шихуана  (221-207 гг). Подлинный гений реформаторства, Цинь Шихуан  из "срединных царств" чжоуской эпохи создал единое государство, объединил денежную систему, создал обширную сеть дорог.

Желая пресечь набеги кочевников с севера, начал строить Великую Стену - эту вечную метафору отгороженности Китая от внешнего мира.

В его начинаниях хорошую услугу оказала практичная доктрина легистов. Приняв их тезис "политика не подчинена морали", он запретил инакомыслие, приблизил к себе "фацзя" (законников), сурово обошелся с последователями Конфуция. Закопал в землю 460 конфуцианцев и сжег их книги. На этом трагичном эпизоде обрывается история эпохи Чжоу.

Деспотичные и обездушенно-прагматичные методы Цинь  Шихуана  привели к восстанию им же собранного и сформированного народа. Выходец из крестьян Лю Бан создает новую империю - Хань, один из первых правителей которой У Ди возрождает конфуцианство.

Искусство эпохи Чжоу прославлено, кроме бронзы, великолепными произведениями из терракоты. Захоронение Цинь  Шихуана в Сиани содержит шедевры терракотовой скульптуры - знаменитое "шествие воинов из мглы веков". В истории это бывает: красота сопутствует великим деяниям и держится с ними рядом.

Конфуций и Цинь  Шихуан  явились яркими воплощениями таких фундаментальных сторон крепнущей китайской государственности, как идеология и власть.

Группа американских и китайских ученых пытается разработать план спасения знаменитых терракотовых воинов из гробницы китайского императора Цинь Шихуана  от неминуемой гибели.

По мнению специалистов, воины, "пережившие" почти двухтысячелетнее заключение в подземной гробнице, сегодня стремительно разрушаются от влажности, грязного воздуха и солнечного света, сообщает в понедельник, 27 июня, гонконгская газета "Саут Чайна Морнинг Пост".

"Если не начать спасательную операцию сегодня, через сто лет гробница будет походить на отработанную угольную шахту, а сами фигуры воинов деформируются до такой степени, что не будут представлять никакого эстетического интереса", - утверждает в интервью газете директор одного из департаментов Института изучения естественной среды при китайской академии наук Цао Цзюньцзи.

В мае прошлого года Цао Цзюньцзи, обеспокоенная ухудшением состояния терракотовых воинов, начала поиск партнеров для масштабного проекта по спасению уникального комплекса. Сегодня в "группу спасения", помимо представителей академии социальных наук КНР, входят сотрудники американского Института исследования пустынь и гонконгского политехнического института.

С помощью инструментов и приборов, предоставленных американскими и гонконгскими партнерами, китайские сотрудники музея Цинь Шихуана  будут проводить жесткий мониторинг условий внутри гигантского комплекса. Пробы воздуха будут посылаться на анализ в лаборатории в США и Гонконге для того, чтобы определить наличие вредных компонентов и степень опасности, которые они представляют для статуй.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать