Реформы царской России в Казахстане в XVIII- начале XIX вв
этих весьма сложных условиях на долю Абулхаир-хана выпала сложная миссия самому выступить инициатором обращения к Петербургскому двору, взять на себя ответственность произвести коренной перелом во внешнеполитической ориентации уже распавшегося объединенного казахского союза и, не дожидаясь очередного опустошительного нападения ойратских сил на мирные аулы, определить позиции русской императрицы.

Абулхаир, будучи султаном, еще до 20-х годов XVIII в. был довольно известен в русских дипломатических кругах. «Человек достаточного ума и не без лукавства», -- и как о нем отзывался А. И. Тевкелев. Он, прежде всего руководствуясь стратегическими интересами казахской государственности, с другой стороны, опираясь на российскую администрацию, стремился возвыситься над другими своими конкурентами, вытеснив их с политической арены, пытался объединить силы и возможности для предотвращения ойратской агрессии с ее пагубными для народа последствиями, с целью самому стать единоличным предводителем объединенного ханства, как это было во времена знаменитого хана Тауке. Стремясь практически реализовать эти задачи, летом 1730 г. он отправляет свое посольство через Уфимское наместничество в Петербург к российской императрице с просьбой принять его с улусами в подданство Российской империи, покровительства которой добивались многие малые и большие народы Центральной Азии.

Дипломатическая служба Петербурга к этому времени уже наработала достаточно большой опыт в разработке посольских документов, определяющих основные направления азиатской политики страны и по приему представителей восточных стран.

Принятие в состав России волжских калмыков Аюки, Кабардинского княжества, земель грузинских правителей заметно расширяло сферы дипломатической деятельности Коллегии иностранных дел, и на сей раз посланцам Абулхаира были оказаны всяческие почести, его послы в количестве 7 человек во главе с Кутлумбетом Коштаевым были приняты с радостью и одарены ценными подарками, возвращены в степь в сопровождении внушительной комиссии во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел А. И. Тевкелевым, в сопровождении военной охраны, в их числе были два геодезиста - Алексей Писарев и Михайло Зиновьев, направленные «для описания мест».

Документы той эпохи не позволяют датировать время поступления А. И. Тевкелева на государственную службу. Очевиден факт зачисления его в Коллегию иностранных дел несколько раньше персидского похода 1722 г. Петра I. К тому же профессия «толмача восточных наречий» для А. И. Тевкелева была вовсе не нова, и до него, как он сам пишет в своих «Разных бумагах...», его предки применяли свои превосходные лингвистические знания в посольском приказе Москвы.

Для закрепления позиций в присоединенных казахских землях в мае 1734 г. была учреждена «Киргиз-кайсацкая экспедиция», вскоре переименованная в Оренбургскую, которую возглавил обер-секретарь Сената И. К. Кириллов, помощником его назначен А. И. Тевкелев, произведенный из переводчиков в полковники за удачное выполнение правительственной миссии в Младшем жузе.

Идея организации экспедиции принадлежала Абулхаир-хану, поставившему себе цель: построить город, чтобы усилить свое влияние или укрыться в нем «в случае беспорядков» в Младшем жузе, что подтверждает в своих «Разных бумагах» тот же А. И. Тевкелев.

Организаторы этой военной акции для достижения своих целей помимо использования крупного воинского контингента, всерьез рассчитывали на межэтнические раздоры между башкирами и казахами. Перед походом к Ори И. К. Кириллов, между прочим, доносил кабинету о сложности во взаимосвязях двух народов: «...никогда не следует допускать их в согласие, а в потребном случае нарочно поднимать их друг на друга, и тем смирять», -- так заранее оправдывалась жестокость в отношении башкирского народа, в которой И. К. Кириллов превзошел себя, между прочим, в немалой степени вызвав удивление Абулхаир-хана, которого также вовлекли в дело подавления восстания башкир. Более того, в инструкции Анны Иоанновны И. К. Кириллову содержалось предписание изучить возможности хозяйственной колонизации края. «Впрочем, что касается до металлов и минералов, кои найтися могут в ближних местах, в Башкирском и Киргиз-кайсацком владениях, в том поступать надлежащим образом, ища интересу нашему пользы...».

Все это в совокупности подтверждает сложность, подчас противоречивость характера, политической сущности начального этапа присоединения прежде всего двух этнотерриториальных объединений -- Младшего и Среднего жузов. Если несколько отмежеваться от старых политических штампов, когда эти явления рассматривались как закономерный процесс вхождения инородных народов в состав многонациональной империи и оценивались не иначе, как «наименьшее зло» и побудительные мотивы, к примеру, присоединения двух жузов обуславливались лишь личными амбициями одной личности -- Абулхаир-хана, то ввод новейших архивных сведений, сопоставление разнородных суждений представителей русской историографии до 1917 г. и советского периода позволяют с иных позиций, с учетом реального соотношения сил в международных отношениях того периода, выявить специфику столь сложного процесса и снять те однобокие негативные оценки, которые были порождены порою предвзятостью оценки роли Абулхаира в этот исторический этап. Колониальные акции, получившие еще более масштабное развитие, особенно после снятия реальной ойратской угрозы, наоборот, раскрыли более явно те стратегические предназначения, которые были выработаны еще при Петре I, углублены при последующих правителях относительно силового покорения казахских земель.

Глава 2. Течение и последствия реформ проводимых царской Россией в Казахстане в период XVIII- начало XIX вв.

2.1 Проведение общественно-политических и административных реформ в Казахстане

С самого начала своего присутствия царская Россия начала проводить жесткую колониальную политику на территории современного Казахстана.

Одной из мер по укреплению своей власти на территории Казахстана Россией были выбраны общественно-политические реформы направленные на порабощение казахского народа.

В череде постоянно проводимых в Казахстане реформ особое внимание следует обратить на реформы проводимые с подачи следующих реформаторов:

1. Игельстром Отто;

2. Сперанский Михаил Михайлович;

3. Эссен Пётр Кириллович.

Рассмотрим особенности каждой из реформ проведенных этими деятелями подробнее.

Первой значимой реформой в Казахстане предпринятой царскими властями можно назвать реформу Игельстрома. Как и все последующие реформы эта была начата с банальной экспедиции предпринятой царскими властями.

Так эту экспедицию назвали Оренбургской, ее создали в 1734 году, чтобы «изучить и обустроить восточную окраину России». Новые хозяева страны давали названия новым русским городам, а такое бывает, как известно, при колонизации. Собственно, она и шла, колонизация российского Востока. Оренбург по-немецки «Восточный город».

Отсюда шло завоевание Киргиз-кайсакской (Казахской) степи, которая в то время еще хранила свое древнее имя -- Дешт-и-Кипчак. То был последний оплот тюрков. Все, что осталось к XVIII веку от государства Аттилы. Самая далекая окраина. Сюда и подбирались иезуиты. Их действия координировал Рим, операция потом у историков получила условное название «реформа Игельстрома». О той реформе российские и казахские историки пишут мало, стараясь не замечать ее. Напрасно. В ней сфокусирована цель петровских экспедиций, с которых начались исследования Российской академии наук. Хотя О. А. Игельстром был не востоковед, он происходил из Швеции, из поместных дворян, которым стало тесно в Европе.

Отто Игельстром с 1756 года стоял на российской службе, он удачно командовал Кабардинским полком, отличился в русско-турецкой войне, пленил крымского хана Шагин-Гирея, за что получил покровительство престола и место генерал-губернатора в Поволжье. То был прирожденный знаток человеческих душ, едва ли не самый тонкий специалист в этой области у тогдашней России. Чутье у него было прямо-таки звериное, а ум дьявольский. Он «успокоил» Поволжье в два счета -- погасил тлеющий религиозный конфликт христиан с мусульманами, с которым долго не могли справиться войска. Причем сделал это тонко и тихо. Русский швед на посту генерал-губернатора поступил просто. Зная, что волнения в губернии исходят от ханов, он силой своей власти стал всемерно поддерживать всех местных ханов сразу, даже самых забитых и слабых.

Ханы возгордились от внимания к ним, подняли головы, и все почувствовали себя главными, незаменимыми. Они стали душить друг друга своими собственными руками. Скрытая ненависть татар и башкир с тех пор навсегда увлекла Поволжье, стала болью тюркского мира, кровоточащей раной, которая не зажила поныне... И позором! Забыто имя Отто Игельстрома, но не забыта вражда, развязанная им.

Престиж ханов падал быстро, силы иссякали еще быстрее, и вот тогда губернатор приблизил тех, кто показал себя верноподданным России. Стал подкармливать только их. Не имело значения, мусульманин то был или христианин, главное -- русский царь для него перестал быть врагом. Врагом стал сосед.

Так нейтрализовали потенциальных союзников Турции в Поволжье, что позволило России начать новую русско-турецкую войну.

Дьявольский ум помог Игельстрому на посту оренбургского губернатора выстраивать отношения с каракайсакскими (казахскими) ханами. В тонкой политике, в игре на чувствах, иногда низменных, состояла его «реформа», которая привела к полной утрате независимости Дешт-и-Кипчака, «добровольному» присоединению его к России. Тюрки вновь победили себя сами.

Второй реформой направленной на порабощение Казахстана былатак называемая реформа Сперанского.

Восходя на политический олимп, молодой реформатор, пользуясь покровительством Александра I, который не скрывал своих симпатий политическим установлениям Наполеона I, идеям Ш. Монтескье, А. Смита, И. Бентама, был убежден, что ему удастся создать новый образ правления в России, наподобие “ограниченной монархии” или “умеренной аристократии”.

Понимая, что “всякое правление самовластное насильственно и никогда не может быть законным”, в статье “О коренных законах государства” Сперанский четко ставит вопросы о том, какая сила могла бы в состоянии “уравновесить или ограничить” самодержавную власть, каким образом коренные законы государства сделать неизменными, чтобы “никакая власть преступить их не могла”, чтобы “сила монархии над ними единственно никакого действия не имела”. Такой силой, по мнению реформатора, является народ. Именно он “имеет в самом себе достаточную силу уравновесить или ограничить силу правительства”; поэтому “коренные государственные законы должны быть творением народа” и полагать “пределы самодержавной воле”.

Приступить к составлению общего плана государственных реформ Сперанский смог только в 1808 г. С конца 1808 по октябрь 1809 гг., план реформы в полном объеме был представлен императору. Политическая сущность его заключалась в том, что он ставил своей задачей создание правового государства путем эволюционных, постепенных преобразований, «через правильные законы», с либеральными принципами разделения властей, совмещения сословной иерархии со свободой личности, в рамках единого самодержавного строя. “Весь разум этого плана состоял в том,-- писал Сперанский в Пермском письме к императору Александру I в 1813 г.,-- чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более правильности, достоинства и истинной силы”

При составлении основных законов государственного управления Сперанский предлагал избрать один из двух вариантов государственных устройств.

Первое устройство характерно для народа своевольного, вышедшего из анархии с привратными привычками. Оно предполагает “облечь самодержавное правление внешними формами закона”, при полном его сохранении, т. е. создать систему установлении, имеющих “вид закона”, чтобы “во мнении народном казались действующими, но никогда не действовали на самом деле”.

Второе устройство свойственно природе северного народа, полного добронравного смысла и более твердого разума. Оно предполагает не формально прикрытое внешней формой самодержавие, а утверждение державной власти на законе: “не на словах, а на деле”, исключая такой порядок правления, при котором “одна державная власть будет составлять закон и исполнять его”. Сама законодательная власть, по мнению реформатора, должна быть устроена так, чтобы она “не могла совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное”.

Сперанскому как либералу импонировало второе политическое устройство, на котором он делал больший акцент, одновременно полагая, что при благоприятных условиях можно в самом деле ограничить, умерить самодержавную власть, постепенно приблизиться к идеалу “истинного правления”, правлению дворянско-буржуазной монархии.

Чувствуя дух времени, Сперанский с помощью реформ пытался подготовить российское общество к политической модернизации, соответствующей социально-экономическому и политическому уровню развитых европейских стран, в связи с наметившейся тенденцией России встать вровень с Европой. Тем самым разрешается главное, по его мнению, противоречие -- противоречие между феодальными формами политического самодержавного управления и быстро развивающимися буржуазными отношениями, требующими свободы проявления разума и воли. “Какое, впрочем, противоречие, -- писал он,-- желать наук, коммерции и промышленности и не допускать самых естественных их последствий; желать, чтобы разум был свободен, а воля в цепях; чтобы страсти двигались и изменялись, а предметы их желания, свободы оставались в одном положении; чтобы народ обогащался и не пользовался бы лучшими плодами своего обогащения -- свободою” (План государственных преобразований графа М. М. Сперанского. С. 19).

Сперанский был уверен, что логика движения общественного духа, развитие науки, промышленности, просвещения, коммерческой деятельности неизбежно приведут к правовому государству и подлинной свободе, где бы народ, являясь сувереном власти, заставил бы работать законы, систему государственного правления на свою пользу. “Нет в истории примера,--писал он,--чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться. Сколько бедствий, сколько крови можно было бы сберечь, если бы правители держав точнее наблюдали бы движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народов. В этих словах, как и во многих других его высказываниях, выражен прямой совет монарху--сделать первые шаги к истинному правлению, к истинной монархии, основанной на “неизменном законе”.

План государственных преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы (избирательное право, участие подданных в законодательном и исполнительном органе власти, правовое закрепление прав и обязанностей сословий); освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо “крепостничество не совместимо с цивилизованной государственностью” (реформатор предлагал раскрепощение осуществить в два этапа: путем ограничения крестьянской повинности, замены подушной подати поземельной, личного освобождения крестьян от помещиков и путем “возвращения древнего права перехода”); создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое “не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное”, а также исполнительного министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом-- Сенатом.

Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также организацию местной власти путем избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского устройство центрального управления связано с изданием указов «О придворных званиях» и «О экзаменах на чин», устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности “учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания”.

Следует отметить, что все реформы, которые планировалось проводить в Российской империи также проводились в Казахстане, как в части России.

Согласно Уставу «Область сибирских казахов» была разделена на округа, округа делились па волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, Б волость от 10 до 12 аулов в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы. Формально округом управлял старший султан. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась,

Реформы касались суда, они преследовали цель - распространить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел: родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов.

Также надо отметить, что проведение реформ Сперанского вызвало в Казахстане усиление недовольства властью, а самое большое недовольство можно было наблюдать со стороны казахской знати боявшейся потерять свое положение вследствие упразднения знати в рамках реформ Сперанского.

Третьей по значимости реформой проводимой царской Россией стала реформа Эссена.

В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах (казахах)», разработанный оренбургским генерал-губернатором П. К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось из Приграничной комиссии. Жуз делился на части во главе с султаном - правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Далее шла административная единица - дистанция - это участок между крепостями. Внутри дистанции делились на местности или аулы. Во главе дистанций были начальники дистанций, во главе местностей или аулов - старшины, все они назначались Пограничной комиссией, выборная система здесь отсутствовала. Также в Младшем жузе была сведена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система как и по «Уставу о сибирских казахах» предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Приграничной комиссией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

2.2 Последствия проведения реформ

Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. было изменение фискальной политики царского самодержавия в казахской степи. Анализируя кибиточный сбор, взимаемый с казахов Оренбургского ведомства, комиссия Гирса приходит к выводу, что "в сущности кибиточный сбор далеко не достигает той цифры, которая по настоящему состоянию степи следовала бы к поступлению в царскую казну". Исходя из этого размер налога, взимаемы с каждого казаха был в значительной степени повышен, до 2 руб.75 коп. Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие направления реформ 1867-1868 гг. в Казахстане: Изменение правового статуса Казахстана в составе Российской империи - постепенное превращение протекторатно-вассальных отношений в колониальные; Реорганизация управления - создание более эффективного административного аппарата и новой системы местного самоуправления, которая должна была сама себя содержать. Превращение Казахстана в базовый лагерь царизма; Усиление налогового пресса для покрытия расходов на содержание войсковых подразделений и огромного количества чиновников. Объявление земель Казахстана государственной собственностью. Создание и развитие административно-территориальной определенности; Распространение общеимперского и уголовного законодательства; Создание новой структуры судебных органов как системы, более гибко реагирующей на выступления населения Казахстана и своим острием направленной против их борьбы. В реформах 1867-1868 гг., наряду с политическими и административными переменами государственного управления в Казахстане, содержались нововведения, касающиеся экономического положения Казахстана.

Так, была введена налоговая система, включающая многочисленные официальные сборы и налоги с кочевников: кибиточная подать по 3 рублядля казахов Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернств и2,75 рубля - для Туркестанской губернии, далее земской сбор по 50копеек в год с каждой кибитки, сборы на содержание местной администрации и приезжающих царских чиновников, на народное образование, устройство дорог и мостов. Таким образом, на каждую казахскую кибику приходилось до 5-7 рублей официальных сборов, хотя в действительности эта цифра была значительно больше из-за произвола местных властей. С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части их для нужд казачьих войск и русских переселенцев, развития горной промышленности, величайшим велением царя вся казахская земля была объявлена государственной собственностью и предоставлялась казахскому народу во временное пользование. Проведенные реформы 1867-1868 гг. способствовали проникновению и развитию буржуазных отношений в Казахстане и сопровождались разрушением прежнего феодально-патриархального строя. Были введены ограничения радиуса летних кочевок, осуществлялся переход казахских скотоводов к постоянным зимним стоянкам, получили развитие земледелие и сенокошение, промышленность и торговля, что повлекло за собой крупные социально-экономические изменения в казахском обществе. С интенсивным развитием капитализма в России и необходимостью расширения внешнего рынка возрос интерес русского капитала к казахскому краю как богатому источнику животноводческого и минерального сырья, новому рынку для сбыта российских промышленных товаров и сфере приложения торгового, финансового и горнозаводского капитала. Все это способствовало расширению взаимных экономических связей между Россией и Казахстаном, проникновению в казахскую степь новых товарно-капиталистических отношений, дало импульс производительным силам сельского хозяйства в степном крае, переходу к новым, более прогрессивным формам хозяйствования и сопровождалось социально-экономическими преобразованиями в казахском обществе. Перед реформами 1867-1868 гг. в Казахстане господствовал феодальный способ производства с общинным землепользованием и сильными патриархально-родовыми отношениями в обществе. Кочевая форма хозяйствования, господствующая в Казахстане и являющаяся главной экономической основой жизни казахов до проникновения капиталистических отношений в казахское общество, с 70-х годов XIX века стало тормозить экономический и общественный прогресс в Казахстане. С развитием новых товарно-капиталистических отношений в казахской степи кочевая форма хозяйствования стала заменяться более прогрессивными формами, такими, как полукочевое и оседлое, однако на значительной территории Казахстана она по-прежнему оставалась доминирующим способом ведения хозяйства. Переходу казахов на новые формы хозяйствования способствовали: политические и административные меры, введенные царизмом в Казахстане (ограничение радиуса летних кочевок); массовое переселение в Казахстан обездоленных русских и украинских крестьян, которые охотно делились с казахскими шаруа более высокой культурой земледелия; периодически повторяющиеся джуты (во второй половине XIX века их было четыре: 1850-1851 гг., 1855-1856 гг., 1879-1880 гг., 1891-1892 гг. Первые кыстау (зимние стойбища) стали устраивать байские хозяйства, а возле них группировались семьи бедных шаруа, находившиеся в экономической зависимости и родственных отношениях с ними.

Обезземелившиеся шаруа в результате разорения и захвата их земель были вынуждены арендовать земли у феодально-байской верхушки, что влекло за собой дальнейшую кабалу и долги.

Заключение

В первой четверти XVIII века правительство России проводит активную восточную политику, которая охваты-вает не только Казахстан и Среднюю Азию, но и более отдаленные земли. Военные и разведывателыше экспедиции Бековича-Черкасского, Бухгольца, Лихарева, Ступина и других, русские дипломатические миссии этого периода ясно показывали преобладание России во всем централь-но-азиатском регионе.

Большинство казахского населения положительно относилось к происходящим переменам, т. к. казахи испытывали большую потребность в выходе на российский рынок, заключения военного союза и получения помощи от России перед лицом джунгарской агрессии.

Годы "Актабан шубырынды" (великого бедствия) разметали казахские улусы, резко усилив раздробление и ухудшив экономическое положение. Независимым друг от друга улусам необходимы были спокойствие, добрососедство и выход на рынки соседних стран через Россию. Однако казахские правители понимали, что сохранить рав-ноправные отношения с такой страной как Российская империя невозможно. Обращение хана Младшего жуза с просьбой о российском подданстве было первым призна-нием этой реальности. 10 октября 1731 года было узаконено решение о вассальной зависимости части Казахстана от России. В дальнейшем были приняты и другие акты, признающие подданство ряда казахских владений России. Средний жуз извлек наиболъшие выгоды из этих актов, используя фактор безопасности со стороны России в освободительной антиджунгарской борьбе за возврат восточных кочевий. Эта борьба завершилась в 1755 году полным успехом казахов. В дальнейшем были предприняты даже действия по преодолению раздробленности, что удалось знаменитому хану Абылаю.

С момента принятия российского подданства судьба казахского народа еще теснее переплелась с судьбой народов России. В хозяйственной, политической, обществен-ной жизви казахского народа происходят важные явления. Распространяется оседлость, закладываются основы про-мышленного и сельскохозяйственного развития, расширя-ется торговля, отдельные сферы культуры. Но развитие Казахстана шло в русле колониального влияния. Казах-ский народ был политически и экономически бесправным. . Постепенное усиление самодержавного давления, демонтаж вассалышх отношений вызывали национально-освободи-тельную борьбу казахского народа, а позднее и социальную борьбу трудящихся разных национальностей.

Таким образом, реформы проведенные царским правительством в Каазхстане повлияли на устройсто страны только отрацательным образом, о чем говорят последствия - нищета, недовольство народа сложившейся ситуацией, вспыхнувшие на этой почве множественные национально-освободительные восставния.

Список использованной литературы

1.
Абдакимов А. История Казахстана. Учебное пособие. Алма-Ата, 1994, 236 с.

2. Ахинжанов М.Б. Об этногенезе казахского народа. - Алма-Ата, 1957, 422

3. Байпаков К.М. и др., История Казахстана в средние века (V-XVII вв.), Алматы: Рауан, 1996, 352 с.

4. Еынышпаев М. История казахского народа. - Алма-Ата, 1993,

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней, Очерк, Алмата 1993 г.

6. Кляшторный СЕ, Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

7. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан. -Алматы, 1998.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать