Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в.

Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в.

СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА в 1993 г. -- начало XXI в.

План

1 Словакия в эпоху доминирования ДЗДС

2 Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. - начале XXI в.

3 Экономическое развитие СР

4 Внешняя политика независимой Словакии

5 Новые тенденции в культурном развитии Словакии

1 Словакия в эпоху доминирования ДЗДС

Яркой особенностью политического развития независимой Словакии является не только коалиционный характер всех существовавших после 1 января 1993 г. правительств, но и вхождение в них представителей различных по идеологической направленности партий, а также весьма часто встречавшаяся ситуация, когда они не имели поддержки большинства депутатов Национального совета (парламента).

Обретение Словацкой Республикой независимости совпало по времени с резким обострением политической ситуации в стране. Сформированное по результатам парламентских выборов 1992 г. правительственное большинство было представлено левоцентристским Движением за демократическую Словакию (ДЗДС) Владимира Мечиара и правой националистической Словацкой национальной партией (СНП), с момента своего образования в 1990 г. выступавшей за выход Словакии из федерации с Чехией. Обладавшая 89 из 150 депутатских мандатов коалиция без труда провела в феврале 1993 г. на пост президента страны одного из создателей ДЗДС и председателя последнего Федерального собрания ЧСФР Михала Ковача. Согласно конституции, принятой в 1992 г., президент избирается на 5 лет, срок полномочий парламента определен в 4 года.

Конструктивное сотрудничество коалиционных партий продолжалось недолго, уже в марте 1993 г. коалицию потряс глубокий кризис в связи с выходом из ее состава СНП и расколом в ДЗДС. Началось длившееся более полугода правление однопартийного правительства меньшинства. Лишь в ноябре 1993 г. Мечиару удалось заключить новое коалиционное соглашение с СНП, но уже в феврале 1994 г. ряды ДЗДС покинула очередная группа депутатов парламента и коалиция вновь оказалась в меньшинстве.

Экономические трудности, частые кадровые перестановки в государственном аппарате, конфликты с венгерским национальным меньшинством вызывали растущую критику правительства и премьера со стороны оппозиционных партий. Не добавляла авторитета кабинету и коррупция при проведении приватизации, приводившая к переходу крупной и средней государственной собственности в руки людей, связанных с правящей коалицией и премьером. Деятельность правительства не удовлетворяла и президента М. Ковача, очень быстро превратившегося из сторонника в противника В. Мечиара. Немалую роль в формировании негативного имиджа премьер-министра как политика, склонного к авторитарным методам правления, проводящего не отвечающую интересам страны внутреннюю и внешнюю политику, сыграли западные и чешские средства массовой информации.

Результатом всеобщего недовольства явилось вынесение парламентом вотума недоверия кабинету В. Мечиара и его отставка в марте 1994 г. В состав новой правительственной коалиции вошли посткоммунистическая Партия левых демократов, либеральный Демократический союз (ДС) и правоцентристское Христианско-демократическое движение. Блок имел только 71 мандат, но его поддерживали 14 венгерских депутатов. Взаимодействие столь разных по своему политическому характеру партий стало возможным благодаря их приверженности основным принципам демократической политической культуры, признанию верховенства законов, готовности продолжать трансформацию экономики и проводить курс на сближение с евроатлантическими структурами. Правительство, которое возглавил Йозеф Моравчик (ДС), незадолго до этого покинувший ряды ДЗДС, объявило себя временным и назначило досрочные выборы в парламент на сентябрь 1994 г.

По результатам досрочных выборов, первых парламентских выборов в условиях независимости, вновь лидировало Движение за демократическую Словакию, выступавшее в блоке с Крестьянской партией Словакии. За них отдали свои голоса почти 35% избирателей, принявших участие в голосовании. В Национальный совет вошли также депутаты от преодолевших избирательный барьер (5% для отдельных партий, 7% для двухпартийных коалиций и 10% для коалиции из трех и более партий) коалиции левых партий «Общий выбор», Венгерской коалиции, коалиции партий христианско-демократического толка, а также Словацкой национальной партии, Демократического союза Словакии и Объединения рабочих Словакии. Председатель ДЗДС В. Мечиар вновь сформировал правительство, сумев заручиться поддержкой правой Словацкой национальной партии и левого Объединения рабочих Словакии (ОРС). В общей сложности коалиция опиралась в парламенте на поддержку 83 из 150 депутатов.

Входившие в правительственное большинство партии, особенно СНП и ОРС, существенно расходились во взглядах на ряд проблем политики и идеологии. Сближала их убежденность в необходимости снижения социальной цены трансформации. Именно поэтому они выступали за более умеренные темпы проведения либеральных и рыночных реформ и укрепление позиций государства в экономической и политической сферах. Партии коалиции признавали также необходимость внесения изменений в процедуру приватизации крупной и средней государственной собственности.

Правительству В. Мечиара удалось сконцентрировать в своих руках огромную власть, контроль над основными государственными институтами и средствами массовой информации. Многие формальные нормы парламентской демократии, требующие пропорционального представительства в руководящих органах парламента, нарушались. Большинство партий, составивших оппозицию правительству, были сторонниками продолжения рыночных реформ и строительства гражданского общества путем ограничения всемогущества государства. Парламентское большинство во главе с Движением за демократическую Словакию смогло вытеснить оппозицию на обочину политической жизни, существенно ограничить ее участие в законодательной деятельности. Набирал силу конфликт между президентом М. Ковачем и правительством. В результате в Словакии возникла своеобразная модель функционирования парламентской демократии, когда в роли арбитра в политических спорах между субъектами власти выступал Конституционный суд. Президент отклонял принятый Национальным советом закон, правительственное большинство преодолевало вето президента, и тогда либо президент, либо оппозиция обращались с просьбой о проверке конституционности закона в Конституционный суд, решение которого, согласно конституции, является окончательным.

Следствием авторитарных методов осуществления власти В. Мечиаром явился раскол словацкой политической элиты на два жестко противостоящих друг другу блока. По одну сторону баррикад оказались партии правительственной коалиции, по другую - все остальные политические силы, как представленные, так и не представленные в парламенте. Консолидация расколотой оппозиции началась уже в конце 1996 г., когда несколько партий образовали т.н. «синюю коалицию», поставившую своей целью изменение процедуры избрания президента. Это был не избирательный блок, а платформа выработки и координации совместных действий. Не имея абсолютного большинства голосов в парламенте, необходимого для избрания нового президента после истечения полномочий М. Ковача, участники коалиции опасались дальнейшего усиления позиций Мечиара, к которому, согласно конституции, должны были временно перейти полномочия главы государства до момента заполнения вакантного поста. Поэтому они настаивали на всенародном избрании президента, для чего нужно было изменить соответствующий закон и внести изменения в конституцию. Однако Мечиару удалось сорвать назначенный с этой целью на май 1997 г. референдум, в ходе которого избиратели должны были также выразить свое отношение к вступлению Словакии в НАТО.

В ответ пять оппозиционных партий разной ориентации, от правых до левых, договорились о создании Словацкой демократической коалиции (СДК), предвыборного блока, получившего также название «радужного». В связи с изменением закона о выборах в мае 1998 г., в соответствии с которым каждая из партий, входящих в блок, должна набрать не меньше 5% голосов, СДК была преобразована в единую партию. Ее возглавил Микулаш Дзуринда. Аналогичным образом поступили венгерские партии, создав Партию венгерской коалиции (ПВК). Политическая борьба, в ходе которой словацкую оппозицию материально и политически активно поддерживали западные СМИ и политики, еще больше обострилась в начале марта 1998 г., когда истек срок полномочий президента М. Ковача. Поскольку в это время в парламенте обсуждалась поправка к конституции о всеобщих выборах президента, следующий глава государства был избран только через 15 месяцев. Функции президента согласно конституции временно перешли к премьеру В. Мечиару. Однако даже такая концентрация власти не помогла ему в третий раз возглавить правительство.

2 Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. - начале XXI в.

Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй была Словацкая демократическая коалиция, отставшая от ДЗДС всего на 1 мандат. Кроме перечисленных, в Национальный совет провели своих депутатов еще три партии. В общей сложности противники ДЗДС получили 93 мандата и право сформировать кабинет. После длительных переговоров лидеру СДК М. Дзуринде удалось сформировать на их базе правительство большинства. Партии, представлявшие собой различные оттенки политического спектра - от левого до правого - объясняли свое согласие на участие в правительственной коалиции необходимостью проведения через парламент крайне нужных стране законов и реализации на практике игнорировавшегося прежним правительством принципа разделения властей.

Правительство Дзуринды поставило перед собой ряд первоочередных задач, прежде всего ускорить темпы приватизации, целенаправленно замедлявшиеся в предшествующий период, деполитизировать госаппарат, прежде полностью монополизированный сторонниками Мечиара, ослабить государственный контроль над СМИ, а также активизировать усилия по интеграции Словакии в евроатлантические структуры.

Важным событием в политической жизни Словакии стали первые всеобщие выборы президента страны в мае 1999 г. с участием 5 кандидатов, в том числе В. Мечиара, попытавшегося вернуться на командные высоты в государстве. Однако и на этот раз его ждало разочарование, он проиграл Рудольфу Шустеру, мэру г. Кошице, в прошлом председателю парламента Словацкой Социалистической Республики, члену ЦК Компартии Словакии, которого во втором туре поддержали партии правительственной коалиции. ДЗДС и на этот раз не смирилось с неудачей. Используя трудности в социальной области, оно попыталось дестабилизировать политическую ситуацию в стране. С этой целью организовывались массовые акции протеста, перманентно велась резкая критика отдельных министров и правительства в целом и даже бойкотировалась сессия парламента весной 2000 г. Оппозиции удалось добиться проведения всенародного референдума по вопросу о досрочной отставке правительства, но в связи с низкой явкой избирателей он был признан недействительным.

Понимая, что ДЗДС теряет влияние в обществе, его лидеры искали способы противодействия этому процессу. Учитывая существовавшее в стране недовольство активным проникновением в национальную экономику иностранного капитала и чрезмерной ориентацией правительства на Запад, особенно заметной во время агрессии НАТО против Югославии, а также желая улучшить имидж партии и ее лидера на Западе, в 2000 г. было принято решение о трансформации ДЗДС в «политическую партию народного типа». В качестве цели ее деятельности были провозглашены, с одной стороны, защита национальных интересов Словакии, а с другой стороны, ее вхождение в европейские и трансатлантические структуры. Было также изменено прежнее название партии - отныне это Народная партия-ДЗДС (НП-ДЗДС). Однако это не спасло новую структуру от расколов, спровоцированных ее видными деятелями накануне парламентских выборов 2002 г. и стоивших ей нескольких процентов голосов.

Отсутствие у НП-ДЗДС союзников, вместе с которыми можно было бы создать коалиционное большинство в парламенте, позволило правительству более активно проводить курс на вступление в НАТО и ЕС. Одновременно велось согласование национального законодательства с европейскими стандартами. Жесткая борьба развернулась по вопросу о территориально-административной реформе, целью которой является повышение роли местного самоуправления, его финансовой самостоятельности и независимости от центрального правительства, как того требует ЕС. В парламенте прошел проект оппозиции, согласно которому страна разделена на 8 краев, каждый из которых имеет свои собрание и правительство. Краевым органам власти предоставлены значительные полномочия в таких областях, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, транспортное обслуживание населения, региональное экономическое развитие, а также необходимые для этого финансовые средства.

В рядах коалиции, созданной для борьбы с В. Мечиаром, после победы над ним проявились центробежные тенденции, в том числе и на внутрипартийном уровне. Покинул ряды Христианско-демократической партии и основал Словацкий демократический и христианский союз премьер М. Дзуринда, правда, пообещав при этом, что новая партия не будет вести политическую деятельность до новых парламентских выборов. Из состава Партии левых демократов вышел один из ее наиболее популярных деятелей Роберт Фицо, организовавший популистскую левоцентристскую партию «Направление», проявляющую стремление стать «третьей силой». Наблюдались трения между премьером и президентом Р. Шустером.

Избирательная кампания 2002 г. проходила в обстановке жесткой политической борьбы. Как и на предыдущих выборах, партии правящей коалиции основной удар наносили по В. Мечиару, используя для этого обвинения его в настоящих и мнимых нарушениях закона в период пребывания у власти, склонности к авторитаризму, а также его негативный имидж на Западе. Как и на предыдущих выборах, в обработке словацкого общественного мнения в антимечиаровском духе активно участвовали западные СМИ и политики.

На осенних выборах относительное большинство голосов вновь получила левоцентристская партия В. Мечиара (19,5%). На втором месте оказался правоцентристский Словацкий демократический и христианский союз (СДХС) М. Дзуринды (15,09 %), который и возглавил очередное коалиционное правительство, пригласив в него представителей Партии венгерской коалиции, правоцентристского Христианско-демократического движения и Альянса нового гражданина (АНГ). Правительство имело поддержку 78 из 150 депутатов.

На фоне успеха правых и правоцентристов особенно заметным был провал националистических и левых партий, прежде всего социал-демократов (на выборах 1998 г. они получили более 14% голосов), не прошедших в Национальный совет. В новом составе парламента левый фланг заняли коммунисты, впервые в независимой Словакии сумевшие преодолеть избирательный барьер. Вместе с депутатами от НП-ДЗДС и «Направления» они составили оппозицию.

Именно второму правительству М. Дзуринды было суждено завершить процесс вступления Словакии в Евросоюз, начавшийся в 90-е гг. Прошедший в мае 2003 г. референдум по этому вопросу, в котором приняло участие немногим более половины избирателей, принес победу сторонникам интеграции в объединенную Европу.

Хотя правительство М. Дзуринды достаточно уверенно контролировало ситуацию, политическую обстановку в Словакии после выборов 2002 г. нельзя было назвать устойчивой. Одним из дестабилизирующих моментов стали приближающиеся выборы президента. Уже в 2003 г. наиболее вероятные кандидаты на этот пост начали проявлять повышенную политическую активность, стремясь заручиться поддержкой политических партий и будущих избирателей. В проигравших парламентские выборы левых и центристских партиях приобретала популярность идея сближения и создания левоцентристской коалиции для более успешного противодействия политике правоцентристского правительства.

Рождению таких планов способствовали разногласия между партиями правительственной коалиции, явственно проявившиеся в 2003 г. при голосовании по поправке к закону об искусственном прерывании беременности. Проект этого закона был внесен на рассмотрение парламента фракцией АНГ вопреки позиции партнеров по кабинету. Он был принят с помощью оппозиции, которая выступала против усиления влияния Ватикана в стране, особенно в связи со стремлением правительства усилить роль католической церкви в светских воспитательных и образовательных учреждениях. Перспектива клерикализации общественной жизни вызывает опасения у части словаков. За католической религией признан статус главенствующей (60,4% граждан страны - католики), отношения с католической церковью урегулированы конкордатом с Ватиканом. Католической церкви в Словакии возвращена конфискованная в социалистический период собственность, разрешены свободное отправление религиозного культа в тюрьмах и больницах, организация собственных воспитательных и образовательных заведений, ежегодно государство предоставляет ей субсидии на сумму около 20 млн долларов.

В тот момент коалиция сохранила единство только благодаря приближавшемуся третьему визиту в Словакию папы Иоанна Павла II. Но очередной кризис в правительственной коалиции в конце 2003 г., связанный с переходом в оппозицию 7 ее депутатов, лишил кабинет имевшегося у него незначительного большинства в парламенте. В Словакии в очередной раз у руля власти оказалось правительство меньшинства.

Попытки создания в Национальном совете нового правительственного большинства из партий оппозиции успеха не принесли, да и сами они не отличались устойчивостью. Очередной раскол пережила партия В. Мечиара. В итоге в парламенте 21 мандат оказался у независимых депутатов. В этих условиях у правительства М. Дзуринды появилась возможность удержаться до истечения срока полномочий парламента.

В апреле 2004 г. состоялись два тура голосования по кандидатуре президента, и вновь В. Мечиар проиграл. Его удачливым соперником оказался Иван Гашпарович - политик умеренного толка, известный правовед, профессор Братиславского университета им. Я.А.Коменского, до 2002 г. состоявший в рядах ДЗДС. За него проголосовали почти 60% пришедших к урнам избирателей.

Наметившееся после президентских выборов успокоение политической обстановки в стране продлилось до февраля 2006 г., когда правящую коалицию покинул Словацкий демократический и христианский союз во главе с премьер-министром М. Дзуриндой. Но при этом СДХС обязался поддерживать ставшее фактически техническим правительство, которое по-прежнему возглавлял М. Дзуринда.

Формальным поводом для выхода христианских демократов из правящей коалиции стал отказ внести на рассмотрение правительства проект договора Словацкой Республики с Ватиканом. Но главную причину этого шага христианских демократов все же стоит усматривать в их нежелании нести ответственность в глазах избирателей за непопулярные в стране реформы последнего времени, то есть как начало борьбы за места в будущем составе парламента.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать