Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады. Моральные принципы и социальная практика начального периода
p align="left">Даже такие казалось бы чисто религиозные пожелания ККПК, как обязательное соблюдение естественного права всех людей на воскресный отдых, или требование признать нерабочими днями важнейшие католические праздники: Непорочное зачатие, Рождество, Обрезание Господнее, Богоявление, Вознесение и Праздник всех святых, а также сделать 24 июня - день святого Иоанна Крестителя покровителя франкоканадцев - официальным праздником, имели прежде всего социальное значение, ибо были направлены на улучшение положения трудящихся католиков. Принятые на съездах ККПК в 1926 и 1928 гг. резолюции протеста против преследования католиков в Мексике тоже имели, помимо чисто религиозного чувства, еще и социально-политический смысл, поскольку призывали к солидарности с мексиканскими католиками, прямо осуждали позицию Мексиканской федерации труда и косвенно - АФТ, которая на своем съезде во всем обвинила лишь католическое духовенство Мексики.

Пожалуй, наиболее ярко оригинальный характер ККПК проявлялся в самой церемонии открытия ее ежегодных съездов, когда с проповедью на ту или иную тему выступали представители духовенства и капелланы. Так кюре одного из приходов г. Шикутими, на территории которого в июле 1929 г. проходил очередной съезд ККПК, выступая с оригинальной проповедью о божественном происхождении труда, сказал буквально следующее:

Создав человека, Бог создал и труд, но, после грехопадения первого человека, труд изменил свою природу, став тяжелым и длительным, и все же он установлен с добрыми намерениями согласно Божественному замыслу. Господь готов простить прегрешения бедного рабочего, который постоянно склоняется перед крестом и безропотно принимает труд и лишения, ниспосланные ему Богом. Хороший рабочий вместо того, чтобы опускаться в грязь, постоянно стремится к совершенствованию, напоминая этим свой идеал - самого Великого труженика (т.е. Иисуса Христа - В.К.). Если Бог создал труд, то Христос трудился сам. Его отец Святой Иосиф был рабочим, его мать Мария - домохозяйкой. Всю жизнь он трудился, а если и покинул на три года родной дом в Назарете, то только для того, чтобы работать на семейном поле самого Владыки Небесного. Церковь создала для исполнения самых тяжелых работ монашеские ордена картезианцев и траппистов, которые существуют более тысячи лет и по существу являются первыми религиозными профсоюзами.

Эта тема была продолжена в выступлении епископа Шикутими магистра Ламарша, обратившегося к делегатам съезда со следующими словами:

Вы не просто члены профсоюза, прежде всего, все вы - рабочие. Христос был одним из вас, Он вышел из ваших рядов. Все мы рабочие и все должны трудиться и не имеет значения, каким трудом мы заняты физическим или умственным. Рабочий вопрос - это моральный и религиозный вопрос. Ненависть. должна быть предана осуждению в сердцах рабочих-католиков. Решение их проблем в милосердии. Социальная машина действует очень медленно и поэтому необходимы терпение и милосердие.

Неоднократно выражая свою симпатию по отношению к европейскому христианскому профинтернационалу, ККПК не торопилась официально вступить в него: резолюция об аффилировании с МКХП, предложенная на 9 съезде ККПК в 1930 г., была отклонена, а исполнительному комитету и генеральному капеллану ККПК было поручено дополнительно изучить этот вопрос. И тем не менее, в силу их идеологического родства, МКХП конечно же оказывала большое влияние на ККПК. Достаточно привести отдельные выдержки из основополагающего документа Декларации принципов Международной конфедерации христианских профсоюзов (1922), чтобы затем, сравнив их с материалами съездов ККПК, убедиться в этом: ... все отношения между людьми, классами или народами должны осуществляться согласно христианским принципам справедливости и милосердия... все теории, рассматривающие обладание и пользование земными благами как единственный смысл человеческой жизни, запятнаны материализмом и противоречат христианству... МКХП отвергает безудержный индивидуализм экономического либерализма (т. е. капитализма -В.К.), поскольку это ведет к обеднению рабочих масс, но, с другой стороны, осуждает заблуждения социализма и коммунизма... Доктрина классовой борьбы, противореча законам справедливости и братства, тоже влечет закабаление всего общества частью его членов.

Прямое влияние этих принципов можно проследить, например, в проповеди генерального капеллана католических профсоюзов Монреаля А.Буало при открытии 5-го съезда ККПК в 1926 г., где, в частности, говорилось следующее:

Величайшим злом является индивидуализм. Именно из-за этой теории страдает организация труда... вы найдете ферменты социальных революций в теории индивидуализма. Свобода предпринимательства должна быть поддержана, но при этом нужно также, чтобы и права рабочих были признаны и защищены.

В этих высказываниях уже довольно четко проявлялся определенный симбиоз социального учения церкви и политических идей христианской демократии, которые вплоть до середины XX в. официально не поддерживались Ватиканом, недвусмысленно делавшим акцент на социальную, а не на политическую, христианскую демократию.

А между тем требования политического характера, обусловленные социально-экономическими реалиями того времени, стали мало-помалу проникать и в ряды такой конфессиональной католической организации, как ККПК, несмотря на ее официальную программную аполитичность. Так, запретив официальную поддержку от имени католических профсоюзов какой бы то ни было политической кандидатуры, делегаты съезда ККПК поручили тем не менее своему руководству в 1926 г. подготовить платформу политических требований с тем, чтобы перед федеральными или провинциальными выборами передать ее всем кандидатам для апробации.

Прямой политический смысл имело и письмо, направленное ККПК в 1927 г. премьер-министру Канады Л.М.Кингу по случаю 60-летия Канадской конфедерации, в котором высказывалось пожелание, что в будущем основной замысел, которым руководствовались «отцы конфедерации», хотевшие сделать из Канады страну, где живут два равных народа, будет лучше пониматься и уважаться, чем в прошлом. Это уже была прямая рекомендация федеральному правительству по национальному вопросу. Чисто политическим, в прямом смысле этого слова, было и требование ККПК к правительству Канады провести переговоры с властями Ньюфаундленда (в то время доминион Великобритании) о возвращении Квебеку недостающей части полуострова Лабрадор.

Политическими по характеру являлись и требования ККПК к правительству Квебека: усилить меры против монополизма в экономике, особенно в области производства и распределения электроэнергии, где господствовали частные, в основном американские компании; выделить из министерства общественных работ и труда отдельное министерство труда, непосредственно отвечающее за эту важнейшую социальную сферу.

Сюда же следует отнести и борьбу с межнациональными профсоюзами, состоявшими в такой могущественной и влиятельной в политических кругах организации, как АФТ. Еще в 1920 г. до объединения католических профсоюзов в единый профцентр по этому поводу справедливо отмечалось следующее:

У нас уже в течение долгого времени заставили исчезнуть последние сомнения о национальном достоинстве. Кто не знает, что канадские рабочие, принадлежащие к межнациональным профсоюзам не могут в период забастовки получать пособия по крайней мере до тех пор, пока забастовка не будет одобрена руководством профсоюза, штаб-квартира которого находится в Соединенных Штатах.

Ежегодно межнациональные профсоюзы Канады отправляют своим хозяевам в США около полутора миллиона долларов. К нам возвращается оттуда в качестве выплат по болезни, смерти или в случае забастовки около 400 дол. плюс 200 дол. на организационные нужды, а более 800 дол. не возвращается вообще. Разве мы столь богаты, чтобы делать такие подарки нашим богатейшим соседям.

На 7 съезде ККПК в 1928 г. прямо говорилось, что АФТ стремится дезорганизовать католические профсоюзы в Квебеке, особенно среди работников обувных фабрик и трамвайных линий, и такая позиция АФТ - постыдна. На своем 49 съезде, проходившем в Торонто в 1929 г., АФТ приняла угрожающую резолюцию, прямо направленную против деятельности католических профсоюзов, якобы мешавших межнациональным союзам в Квебеке. В результате всего этого президент ККПК П.Боле отметил в своем отчетном докладе в 1930 г., что на протяжении второй половины 20-х годов АФТ вела ожесточенную борьбу против отдельных католических профсоюзов, стремясь их уничтожить.

Все это плохо согласуется с утверждениями представителей межнациональных профсоюзов Канады, тесно связанных и зависимых от АФТ, об определенной тенденции к сближению позиций межнациональных и католических профсоюзов. Скорее это проявлялось лишь в законодательной области, да и здесь сказывалось различие идеологических позиций этих двух направлений в рабочем движении Канады. Так, если ПРКК на своих съездах выступал за закон о либерализации разводов и контроль государства над сферой образования, то это было абсолютно неприемлемо ни для католической церкви, ни для ККПК.

Женский труд в промышленности Канады изначально осуждался как противоречащий христианским принципам и привлекал внимание руководства ККПК исключительно как социальная и экономическая проблема, когда речь шла о равенстве в оплате труда между мужчинами и женщинами за аналогичную профессиональную деятельность. В соответствии с законодательством Квебека женщины не имели права голоса на провинциальных выборах и лишь в 1931 г. на 10 съезде ККПК была впервые предложено принять резолюцию о предоставлении им такого права, а также рекомендовать квебекскому правительству провести среди всех женщин Квебека специальный референдум по этому вопросу. Однако комитет по резолюциям предложил подождать точных директив католического епископата до принятия окончательного решения по этому вопросу. Ровно через год и, видимо, после серьезных консультаций по этой проблеме с квебекским епископатом была принята резолюция следующего содержания: "Поскольку добродетельные женщины Квебека, а они составляют подавляющее большинство, против подобной эмансипации... съезд ККПК -против любых инноваций в этом вопросе". И это было воспринято нормально, ибо такова была морально-психологическая обстановка в Квебеке того времени.

Удивительно другое, несмотря на декларированную аполитичность католического синдикализма не только и не сколько входящие в него миряне, сколько официально назначенные католической церковью их моральные советники - капелланы выступали порой с достаточно жесткими по тону антикапиталистическими заявлениями, прямо вторгаясь в запретную сферу политики. Так незадолго до образования ККПК в апреле 1921 г. капеллан католического профсоюза в г. Халл Ж.Боном в письме к будущему генеральному капеллану ККПК М.Фортену, передавая свои впечатления от посещения в составе рабочей делегации федерального министерства труда высказал следующие соображения:

Наши противники, представители межнациональных профсоюзов и политики, позволяют себе искажать факты, чтобы скомпрометировать национальные и католические профсоюзы. Совершенно очевидно, что таким путем хотят сфабриковать политический вопрос. Цель правительства - разделить протестантов и католиков и подстрекать ирландцев против франкоканадцев с тем, чтобы обратить выборы против Квебека также как и в 1917 г.

И вполне закономерно, что в условиях мирового экономического кризиса антикапиталистическая риторика приобрела еще большую остроту о чем красноречиво свидетельствуют следующие конкретные высказывания различных представителей католической церкви. Так 19 августа 1931 г. при открытии 10 съезда ККПК, совпавшего по времени с 40-ой годовщиной принятия первой социальной энциклики Рерум Новарум, кюре прихода Нотр-Дам де Грас аббат Е.В.Лавернь отметил в своей проповеди: "Этот важный документ.вызвал скандал. Тогда, как и теперь, люди оспаривают право церкви вмешиваться в конфликты между трудом и капиталом и в экономическую организацию общества". Далее он прямо охарактеризовал опубликованную по случаю этого юбилея новую социальную энциклику Пия XI Квадрагезимо анно как "...документ, вокруг которого, по-видимому, организуется заговор молчания". В таких условиях, счел нужным добавить он, ".необходимо преобразовать капитализм, помешать ему спекулировать на голоде и нищете, в его же интересах придать себе если не сердечности. то хотя бы разумности, если он не хочет прийти к катастрофе".

Во второй половине 20-х - начале 30-х годов наиболее приоритетной в деятельности ККПК стала социальная сфера. Основные требования трудящихся католиков сводились к следующему: введение минимальной заработной платы за различные виды деятельности как обязательного условия для любого коллективного договора; принятие смешанного социального страхования на случай болезни или безработицы путем взносов рабочих, предпринимателей и государства; пропорциональное представительство рабочих католиков во всех государственных службах и комиссиях по трудовым отношениям; неукоснительное соблюдение нерабочих воскресных дней; создание Верховного экономического совета; сведение в единый трудовой кодекс многочисленных законов, относящихся к этой сфере; восьмичасовой рабочий день для всех категорий трудящихся; безусловное соблюдение рекомендаций Международной организации труда, в том числе запрещение любого вида ночных работ для женщин.

Здесь, прежде всего, нужно отметить упорную борьбу ККПК за справедливую зарплату. Принцип определения таковой представлял одну из труднейших проблем того времени. В энциклике Rerum novarum содержались лишь очень смутные и расплывчатые рекомендации по этому вопросу, вроде "давать каждому причитающуюся ему зарплату" или "зарплата должна быть достаточной для поддержания здоровой и честной жизни рабочего". Вот почему ККПК начиная с 1923 г. выступала за введение в практику принципа «минимальная зарплата за минимальную работу», зафиксированного в трудовых соглашениях, и требовала от правительства принятия специального закона о справедливой зарплате, чего удалось достичь полностью лишь в 1937 г., тогда как закон о минимальной зарплате для женщин стал применяться с 1925 г.

В 1923 г. ККПК предложила проект закона о профсоюзах, в соответствии с которым пять и более человек одной или сходных профессий могли объединиться в профсоюз при условии, что его цели и устав не противоречат закону и общественному порядку. Членами профсоюза могли быть мужчины, начиная с 16 лет, и замужние женщины с разрешения их мужей. За основу проекта были приняты аналогичные французские законы 1884 г. и 1920 г.; главное же состояло в том, что принятие такого закона давало бы профсоюзу право пользоваться статусом юридического лица, т.е. заключать контракты, законно владеть собственностью, причем его члены не несли личной ответственности за возможные долги своего объединения.

Предлагаемый проект закона был демократичен, ибо после своей регистрации профсоюз становился таким же законным общественным институтом, как и любая промышленная или финансовая корпорация, кроме того, регистрация была добровольной, т.е. не обязательной для всех профсоюзов. Вот почему в марте 1924 г. Закон о профессиональных союзах был принят почти без изменений, за исключением того, что местные отделения профсоюзов должны были объединять не менее 20 членов. Благодаря этому уже с 1925 г. правительство Квебека стало включать в состав различных комиссий и комитетов по трудовым отношениям и представителей трудящихся католиков. Выступая на съезде ККПК в 1929 г., министр труда Квебека Галипо признал: "вы стали силой, с которой мы хотим сотрудничать". Однако процедура регистрации несколько затянулась: лишь в августе 1930 г. ККПК была официально признана в качестве корпорации, т.е. юридического лица.

Проблемы, с которыми католическим профсоюзам довелось иметь дело в 1921-1933 гг., вскрыли реально существовавшие противоречия между доктринальными принципами и фактической деятельностью ККПК. Постепенно стали ставиться под сомнение даже такие, казалось бы незыблемые постулаты социального учения церкви, как естественное неравенство социальных классов или гармония труда и капитала. В постоянном контакте с реальностью капиталистических производственных отношений не только мирские руководители ККПК, но и представители самой католической церкви - капелланы перестали опасаться забастовок и классовой борьбы. И действительно только в 20-х годах католические профсоюзы провели 32 забастовки, некоторые из которых были весьма продолжительными: полицейские и пожарные в г. Квебек (1921), женщины-работницы спичечной фабрики в г. Халл (1924), рабочие обувных фабрик в г. Квебек (1926), в последнем случае было потеряно более 88,6 тыс. рабочих дней.

Таким образом, уже со второй половины 20-х годов наметилось определенное противоречие между изначальной идеологией классового сотрудничества ККПК и ее социальной практикой, т.е. между идеалистическими по своей сути принципами социального католицизма и реальной действительностью того времени. Однако было бы неверно преувеличивать размер и масштабы такого разрыва, ибо социальная доктрина церкви все еще представляла "основной идеологический полюс, который определял ориентации этого движения", да и прямая материальная помощь католической церкви, оказываемая ею в тот период ККПК, составляла сумму около 20 тыс. дол. в год, что существенно помогло профцентру в первые годы его становления. Не случайно первый президент ККПК Пьер Боле перед своим уходом в отставку высказал следующую мысль: "...оставляя католическое движение, я обращаюсь к вам с просьбой оставаться преданными социальному учению Церкви, которая одна лишь способна указать вам верный путь, особенно в это тяжелое время, когда столько людей не знают, что их ожидает завтра".

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. На протяжении 20-х годов католические профсоюзы, объединенные в ККПК, неизбежно адаптировались мало-помалу к окружающей реальности, постепенно отходя от некоторых постулатов своей изначальной идеологии, заложенных еще при создании этого движения. Социальные требования трудящихся-католиков существенно сблизились за это время с требованиями рабочих других профсоюзных ориентаций; борьба за повышение зарплаты, за сокращение рабочего дня, за обязательность заключения трудовых договоров, за пенсионное обеспечение, социальное страхование и другие социальные меры аналогичного характера занимали все большее место в практической деятельности ККПК и даже забастовка утрачивала мало-помалу свой изначально криминальный характер в сознании рабочих-католиков, ибо это тоже была мера социальной защиты их интересов, хотя и крайняя. С учетом всего этого совершенно очевиден уже тогда наметившийся разрыв между замыслом, то есть тем, чем согласно теории должен был стать католический синдикализм, и практической реальностью того, что произошло на самом деле. И здесь вполне уместно привести малоизвестное высказывание Ф.Энгельса по аналогичному вопросу, как нельзя лучше характеризующее суть данной проблемы: "Действительное движение никогда не похоже на то, каким его хотят видеть люди, послужившие орудием его подготовки".

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать