Создание внутренних войск и их деятельность в 1917–1941 гг.
p align="left">Завершая дореволюционную историю внутренних войск периодом Первой мировой воины и буржуазных преобразовании Временного правительства, в ходе которого Конвойная стража продолжает выполнять одну из важных охранительных функций государства, независимо от изменения формы правления. С Октябрьской социалистической революции начинается новый период строительства внутренних войск Советского государства.

2. Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 - 1941 гг.

Государственное строительство после победы Великой Октябрьской социалистической революции проходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострение классовой борьбы в стране потребовало от новой власти создания правоохранительных и репрессивных органов и наделения их особыми полномочиями. Учреждение чрезвычайных органов в свою очередь обусловило создание вооруженных формирований, обеспечивавших выполнение неспецифических задач, входивших в их компетенцию. С организации отрядов специального назначения и начинается становление внутренних войск Советского государства, которые в разные годы именовались войсками ВЧК - ВОХР - ВНУС - ГПУ - ОГПУ - НКВД - МГБ - МВД.

Процесс создания внутренних войск начался с формирования вооруженных отрядов Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) 11 (24) декабря 1917 г. ВЧК приняла решение о создании при комиссии отряда для несения караульной службы. Уже через два дня в ВЧК для выполнения задач караульной службы прибыл первый отряд, сформированный из военнослужащих Свеаборгского полка. И связи с увеличением объема задач ВЧК, вызванным активизацией контрреволюционных сил, возникла необходимость увеличить количество вооруженных отрядов до четырех. Согласно постановлению ВЧК от 18 марта 1918 г. эти отряды объединились в Боевой отряд ВЧК, который к концу апреля имел в своем составе 860 чел. Подобные отряды создавали и местные чрезвычайные комиссии. Актуальной стала задача объединения всех войск ВЧК и придания им единой стройной военной организации. В соответствии с решением 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий коллегия ВЧК 13 июня 1918 г. приняла решение об объединении всех отрядов в Корпус войск ВЧК. Координирующим центром по формированию, обучению и оперативному руководству войсками ВЧК был штаб во Главе с В.В. Каменщиковым. Основным подразделением корпуса являлся батальон 3-х ротного состава численностью 750 чел, усиленный конной и пулеметной командами, командой связи и взводом артиллерии. Все вопросы боевого и оперативного использования подразделений решались при непосредственном участии председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского.

Комплектование корпуса осуществлялось на добровольных началах с соблюдением классовою подхода, который предполагал прием рабочих и беднейших крестьян в возрасте от 19 до 36 лет по рекомендациям членов партии, профессиональных союзов фабрично заводских комитетов и комитетов деревенской бедноты.

Правовое положение корпуса определялось статусом ВЧК в распоряжении которой он находился. Задачами личного состава войск были беспощадное подавление всяких посягательств на Советскую власть, беспрекословное выполнение всех приказов не идущих против Советской власти, честное исполнение своего долга и соблюдение строжайшей воинской дисциплины, в случае необходимости оказание помощи Красной Армии в борьбе с внешним врагом и др. В материальном отношении воины-чекисты были приравнены к военнослужащим Красной Армии. 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, в котором чрезвычайным комиссиям разрешалось иметь при себе вооруженные отряды, находившиеся под контролем и на учете Революционного Военного Совета Республики (РВСР). В соответствии с декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. они перешли на приятый в Красной Армии принцип комплектования. К декабрю 1918 г. войска ВЧК насчитывали 11 тыс. военнослужащих, объединенных в 35 отдельных батальонов 1 января 1919 г. название «Корпус войск ВЧК» было упразднено, а штаб корпуса переименован в штаб войск ВЧК при Совете Народных Комиссаров. Положением о войсках ВЧК от 12 марта 1919 г. их штатная численность определялась в 30 тыс. чел., из которых 10 тыс. предусматривалось иметь в действующей армии. В мае 1919 г. в войсках ВЧК насчитывалось 17904 чел. И годы гражданской войны вооруженные формирования имелись не только у ВЧК. Войска специального назначения были в подчинении и других ведомств. Это продовольственно-реквизиционная армия, войска по охране железных дорог, водных путей сообщения, сахарного и текстильного производства, нефтепродуктов, конвойная стража и пограничная охрана. Декретом СНК от 9 мая 1918 г «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию», утвержденным ВЦИК 13 мая 1919 г., Наркомпроду было предоставлено право применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов. Декрет ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 г. «О реорганизации Комиссариата продовольствия и его местных продорганов» определил задачи, формы организации и способы комплектования этой вооруженной силы. При местных продовольственных органах было разрешено создавать отряды из рабочих, рекомендуемых партийными, советскими и профсоюзными организациями. Для руководства отрядами при Наркомпроде учреждалось специальное управление во главе с военным руководителем и комиссаром М. Зусмановичем. Названные декреты положили начало строительству продовольственно-реквизиционной армии от ополченских рабочих отрядов до постоянных регулярных формирований войскового типа. Их статус определялся чрезвычайными полномочиями Наркомпрода. Кроме изъятия, заготовки, охраны и доставки хлеба, отряды продовольственной армии создавали в деревнях комитеты бедноты, привлекались боевым действиям на фронте, а также для подавления мятежей.

Летом 1918 г, несмотря на принятые меры, продовольственное снабжение не улучшилось. Это потребовало не только увеличить численность продовольственной армии с 15 до 41 тыс. чел., но и создать дополнительные продотряды, подчинявшиеся еще одному органу Центральному военно-продовольственному бюро при Всероссийском Центральном Совете профессиональных союзов (ВЦСПС). Отряды Военпрофбюро, в отличие от продармии, половину отобранного хлеба отдавали государству, а другую половину передавали тем предприятиям, от которых они снаряжались в деревню. До конца 1918 г. отряды продармии и Военпродбюро, общей численностью 72 тыс. чел., заготовили лишь 67 млн. пудов хлеба, тогда, как потребность в нем для страны по оценкам специалистов составляла 400 млн. пудов. Тяжелое положение с хлебозаготовками предопределило введение с 11 января 1919 г. продовольственной разверстки - одного из мероприятий политики «военного коммунизма», связанного с изменением системы заготовки сельскохозяйственных продуктов. Проведение продразверстки отразилось на организации продармии. К лету 1919 г. в ее составе находилось около 20 полков общей численностью 25 тыс. чел. Продармия комплектовалась красноармейцами, не способными по состоянию здоровья к строевой службе, а также личным составом отрядов Военпродбюро и добровольцами тех категорий, которые не подлежали призыву в Красную Армию. До лета 1920 г. продармейцами удалось заготовить 212,5 млн. пудов хлеба. С отменой продразверстки и введением продналога сопротивление крестьянства реквизициям хлеба сократилось. Продовольственная армия была расформирована, а ее части получили другое предназначение.

Хозяйственная разруха и спекуляция требовали особого внимания к обеспечению работы транспорта, охраны железнодорожных и водных путей сообщения. Поэтому еще в конце 1917 г. были сформированы первые летучие отряды для охраны железных дорог. Уже 30 января 1918 г. СНК образовал Всероссийскую межведомственную чрезвычайную комиссию по охране дорог, которой было поручено формирование железнодорожной охраны. 23 марта 1918г. декретом СНК о централизации управления охраны дорог и повышении их провозоспособности отряды железнодорожной охраны приобрели военную структуру. На 1 июня 1918 г. в их составе насчитывалось 28 тыс. чел. 17 июля 1918 г. СНК издал декрет об учреждении вместо Всероссийской межведомственной чрезвычайной комиссии по охране дорог Управления по охране путей сообщения при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС) штатной численностью 70 тыс. чел. Комплектование осуществлялось исключительно по рекомендациям рабочих профсоюзных и крестьянских организаций. Новое Управление должно было руководить охраной путей сообщения вне районов боевых действий. Для контроля за деятельностью подразделений охраны на местах создавались особые инспекции при губисполкомах. Правовое положение войск по охране железных дорог определялось, статусом НКПС. На них возлагались задачи; охрана путей, станций, складов и других объектов на железных дорогах; недопущение простоя подвижного состава и хищения топлива; обеспечение бесперебойного прохождения грузов; пресечение безбилетного проезда и беспорядочного провоза грузов; борьба с контрреволюционными вооруженными отрядами, действовавшими в полосе железных дорог; содействие Красной Армии. Охрану путей сообщения в районах боевых действий продолжали осуществлять части Красной Армии, руководствуясь при этом инструкцией, утвержденной РВС Республики 2 декабря 1918 г. Внешняя охрана железнодорожных коммуникаций 18 февраля 1919 г. была передана Народному комиссариату по военным делам. Для этих целей привлекались как вооруженные формирования, передаваемые Наркомвоену, так и специально формируемые части Красной Армии. К июню 1919 г. в войсках железнодорожной охраны насчитывалось более 102 тыс. чел. Родственные задачи выполняли войска Главода, предназначенные для охраны водных путей сообщения, перевозки и охраны воинских и продовольственных грузов по воде. С 1918 г. выполнение этих задач было возложено на отряды судоохраны, руководство которыми осуществляло управление главного инспектора указанного ведомства. При штатной численности в 8 тыс. чел., летом 1919 г. на службе состояли 4237 военнослужащих. Для руководства сахарным производством постановлением ВСНХ 25 декабря 1918 г. создается Главный сахарный комитет (Главсахар), которому в июне 1918 г. Московским окружным военным комиссариатом было разрешено создать отряд численностью в 200 чел. Он получил название «Московский летучий отряд вооруженной охраны сахарного производства». В начале 1919 г. штатная численность войск Главсахара была установлена в 5500 чел. Организационно эти войска были сведены в два полка, две отдельные роты и 90 отдельных взводов, дислоцированных в сахаропроизводящих районах России и Украины. Войска выполняли задачи: вывоз сахара с заводов, находившихся в прифронтовой полосе; охрана грузов в пути следования; борьба с расхищением запасов сахара на предприятиях.

С аналогичными функциями охраны предприятий, баз, складов, перевозимых товаров были созданы войска Центротекстиля, Главнефти и некоторых других ведомств. На Наркомат торговли и промышленности была возложена задача формирования пограничной охраны. В ведении этого Наркомата она находилась до 24 ноября 1920 г. С конца 1917 г. начали создаваться команды конвойной стражи с целью конвоирования контрреволюционных и уголовных элементов и их охраны в местах заключения. Законодательное оформление конвойной стражи как вооруженной силы ВЧК произошло 20 апреля 1918 г. приказом наркома по военным делам, в соответствии с которым она оказалась в подчинении двух наркоматов: по военным делам и юстиции (НКЮ). Для руководства конвойной стражей Республики была учреждена Главная инспекция конвойной стражи при Главном управлении мест заключения Наркомата юстиции. Комплектование рядового и начальствующего состава проходило по рекомендациям партийных и профсоюзных организаций. К концу года было сформировано более 100 конвойных команд в разных городах страны.

К основным задачам конвойной стражи относились: конвоирование преступников в судебные учреждения и места заключения; внешняя караульная служба в тюрьмах и лагерях; содействие в производстве обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения. В таком виде конвойные команды просуществовали до 8 октября 1922 г. К осени 1918 г. общая численность всех специальных и вспомогательных войск составляла около 200 тыс. чел. Эти силы могли быть, использованы Красной Армией в качестве резерва. Принцип их двойной подчиненности был определен декретом СНК от 19 августа 1918г. «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». Он закреплял подчиненность войск специального и вспомогательного назначения Наркомвоену по вопросам комплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки, а также их применения как военной силы. Использование войск по своему назначению оставалось в компетенции соответствующих наркоматов и ведомств.

Согласно декрету в районах боевых действий войска специального назначения находились в распоряжении военных властей, а на других территориях лишь после объявления всеобщей мобилизации по согласованию с заинтересованным ведомством. В этих случаях задачи, возлагавшиеся на данное ведомство, должны были выполнять военные власти. Декрет в законодательном порядке закреплял военизацию, специальных вооруженных формирований наркоматов и ведомств и устанавливал правовые основы их взаимоотношений с Народным комиссариатом по военным делам. Комплектование, довольствие и обучение войск специального назначения осуществлялось на общих основаниях с Красной Армией и было направлено как на их укрепление, так и на обеспечение фронта подготовленными резервами. В условиях гражданской войны далеко не все требования декрета СНК от 19 августа 1918 г. могли быть выполнены. В интересах преодоления межведомственных разногласий, совершенствования организационной структуры, повышения уровня подготовки и эффективности использования войск специального назначения, насчитывавших к июню 1919 г. 260 тыс. чел., был намечен комплекс мероприятий по централизации системы управления. Инициатором этого выступил Ф.Э. Дзержинский, назначенный постановлением ВЦИК от 30 марта 49 г. народным комиссаром внутренних дел РСФСР. 28 мая 1919 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) принял постановление о передаче вспомогательных войск отдельных ведомств, за исключением войск железнодорожной и пограничной охраны, в подчинение НКВД через штаб войск ВЧК, который преобразовывался в штаб войск внутренней охраны Республики (ВОХР). Численность войск устанавливалась в 120 тыс. чел. Начальником войск ВОХР был назначен К.М. Валобуев. В интересах улучшения управления войсками территория ораны была разделена на 12 секторов применительно к границам военных округов. 18 июня 1919 г. штаб войск внутренней охраны был преобразован в Главное управление войск ВОХР. Согласно утвержденному 21 апреля 1920 г. Положению о войсках внутренней охраны их основными задачами являлись: вооруженная борьба с контрреволюцией во всех ее видах внутри страны; охрана транспорта и производства; охрана таможенных границ. В обстоятельствах чрезвычайной важности и в случае военного положения войска ВОХР могли частично переходить в распоряжение военного ведомства. Выполнение ими каких-либо дополнительных задач без предварительного согласия НКВД не допускалось.

21 апреля 1920 г Совет Груда и Обороны (СТО) своим постановлением о войсках внутренней охраны Республики определил функции войск, уточнил и дополнил указанные в Положении задачи. Они были разделены на три группы: охрана существующего строя (вооруженная борьба с контрреволюцией), охрана госучреждений, сооружений и предприятий особой важности; охрана и оборона транспорта, охрана транспортирования (охрана и оборона путей сообщения, охрана перевозимых государственных грузов), охрана производства страны (фабрик, заводов, складов, сырья, плантаций, сельхозпродуктов и их изъятие, борьба с мошенничеством) В апреле 1920 г. начальником войск ВОХР был назначен. В С. Корнев.

Учитывая, что конвойная стража не вошла в состав войск ВОХР, приказом НКВД от 31 января 1920 г на них дополнительно была возложена задача охраны лагерей принудительных работ, созданных в соответствии с постановлением ВЦИК весной 1919 г. Тем же приказом объявлялась и инструкция для конвоя. Войска ВОХР по-прежнему оставались одним из основных источников пополнения действующей армии. Только за второе полугодие 1919 г. 95 батальонов (52 699 чел.) было отправлено на фронт.

Военно-охранительной службой в этот период продолжали заниматься караульные части Всероссийского главного штаба и Наркомюста, части железнодорожной охраны Красной Армии, военизированная транспортная милиция, НКВД. Несогласованность их действий и межведомственные разногласия требовали проведения структурной реорганизации. Ее инициатором выступил Ф.Э. Дзержинский. 1 сентября 1920 г. СТО принял постановление о создании войск внутренней службы Республики (войск ВНУС), в состав которых наряду с войсками ВОХР вошли караульные подразделения, части железнодорожной обороны, транспортная милиция и военизированные формирования. Согласно другому постановлению от 24 ноября 1920 г войскам ВНУС передавались функции пограничной охраны. Проведенная реорганизация завершила процесс создания единой системы внутренней службы НКВД РСФСР. К концу 1920 г. войска ВНУС состояли из 14 дивизий и 18 бригад, насчитывавших 360 000 чел. В тяжелейший период гражданской войны и иностранной военной интервенции войска ВОХР-ВНУС оказались на переднем крае борьбы за обеспечение внутренней безопасности государства. Более 150 бойцов и командиров были награждены орденом Красного Знамени. Победы, одержанные на завершающем этапе гражданской войны. Позволили начать сокращение Красной Армии, передать им часть функций войск ВНУС и поставить вопрос о включении последних в объединенный аппарат военного управления. Переход от армии военного времени к армии мирного времени отразился и на строительстве войск ВЧК. 19 января 1921 г. СТО постановил передать войска внутренней службы Народному комиссариату по военным делам. Все части и отряды, находившиеся в ведении чрезвычайных комиссий, были сведены в особый вид войск - войска ВЧК. В их состав вошла железнодорожная и водная милиция. 21 января 1921 г коллегия Всероссийской чрезвычайной комиссии утвердила «Основные положения организации войск ВЧК». Войска состояли из батальонов и бригад и предназначались для обслуживания местных чрезвычайных комиссий, охраны границ, транспорта, железнодорожных станций и сооружений, а также выполняли задачи по борьбе с бандитизмом и обеспечению общественного порядка. Руководство войсками осуществлял председатель ВЧК через командующего войсками.

10 июля 1921 г было утверждено новое Положение об организации войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. Оно регламентировало весь комплекс вопросов устройства, управления, службы, укомплектования и обеспечения, определяло права и обязанности начальников. Изменилась и структура руководящих органов. Штаб войск был преобразован в Управление. После реформирования в декабре 1921 г. и составе войск ВЧК находились части и соединения по охране угольною района Донбасса, охране сухопутных и водных путей; специальные и обслуживающие подразделения.

Победоносное завершение гражданской войны дало возможность приступить к мирному строительству государства. Строительство нового общества шло тяжело: голод, разруха, военные конфликты, создание культа личности Сталина И.В., репрессии - все это отразилось и на развитии и строительстве внутренних войск. Однако, все эти годы внутренние войска стояли на страже государственных интересов, оберегая рубежи СССР и обеспечивая государственную безопасность страны. С окончанием гражданской воины и переходом страны к новой экономической политике встал вопрос о реорганизации ВЧК. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. она была упразднена, а ее задачи возлагались на Государственное политическое управление (ГПУ). Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ. На них были возложены следующие задачи: борьба с бандитизмом; гарнизонная служба; охрана особо важных государственных объектов, сооружений и транспорта; сопровождение грузов, в том числе продовольствия для голодающих губерний; охрана Донецкого бассейна. Начальниками войск ГПУ Республики в 1922-1923 гг. были Э.С. Кадомцев и Ф.В. Патаки. В структуре войск Государственного политического управления находились 126 тыс. чел., из них: внутренние войска (80 601 чел.); железнодорожные части (37939 чел.); части, обслуживающие погранособотделы и отделения (7760 чел.). Эта громоздкая система построения нуждалась в освобождении от второстепенных функций. В ходе коренной реорганизации личный состав войск сократился на 60 %. Охрана путей сообщения и сопровождения грузов передавалась в ведение НКПС.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать