Сотрудничество Казахстана и Узбекистана в современных условиях: исторический аспект
p align="left">Положения, выносимые на защиту

- эволюция казахстанско-узбекистанского сотрудничества прошла долгий исторический путь развития, начиная с тюркской цивилизации до сегодняшнего дня. Несмотря на колониальную политику Российской империи, народы Казахстана и Узбекистана не прекращали борьбу за национальную независимость;

- после распада Советского Союза в наследие двум государствам остались переплетенные между собой социально-экономические и политические проблемы, которые препятствовали становлению их государственности и поднятию имиджа на международном уровне. Тем не менее, Казахстан и Узбекистан в геополитическом и геоэкономическом плане вышли на международную арену;

- на этапе становления государственности в новых геополитических и геоэкономических условиях перед Казахстаном и Узбекистаном стояли первоочередные приоритетные задачи по заключению двусторонних и многосторонних Соглашений, представляющих гарантию территориальной целостности, стабильности, взаимного уважения и доверия, развития торгово-экономических, политических, парламентских, гуманитарных отношений. На сегодня между сторонами создана солидная правовая основа, которая включает в себя Соглашения, меморандумы и коммюнике, ставшие основой их взаимной интеграции;

- на сегодня в Казахстане проживает узбекская диаспора, а в Узбекистане более 1,5 млн. казахской ирреденты, ставшие гарантом культурной консолидации двух государств в условиях современности. Были трудности и временные проблемы в процессе становления национальной государст-венности, которые стали основой текущих противоречий. Несмотря на это, стороны определили государственные границы и усилили систему безопасности, дающую гарантию политической стабильности централь-ноазиатского региона. Два государства определили совместный план действий против разного рода религиозных проникновений и экстремистских, террористических группировок;

- Казахстан и Узбекистан активно взаимодейстуют в рамках СНГ, ШОС, ЦАЭС, ОДКБ и СВМДА. Государства в своей внешней политике придерживаются принципа многовекторности. В связи с этим заложен крепкий фундамент экономических, политических, гуманитарных отношений, направ-ленных на дальнейшее совершенствование этих процессов, а также их эффективность;

- совершенствуется культурно-гуманитарная сфера. Между государствами заключены договоренности глубоких взаимодействий в сфере культуры, образования, науки и здравоохранения.

Таким образом, за изучаемый период развитие сотрудничества Казахстана и Узбекистана прошло тернистый путь, начиная от создания основ государст-венности и определения своего развития, благоприятного климата для иностранных инвесторов до выхода на международную арену, доказательством чего является председательствование Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

Хронологические рамки исследования определены в соответствии с поставленной целью диссертационной работы. С обретением независимости Казахстан встал на путь взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на принципиально новой основе, что позволило исследовать их динамику с современных позиций. Поэтому период с 1991 года является переломным в истории Казахстана и началом развития новых отношений в условиях деидеологизации во внутриполитической и внешнеэкономической деятель-ности. Именно в период независимости в Казахстане происходят перестроечные процессы демократического характера с постепенной переориентацией от узкоклассовой идеологии к пониманию приоритета общечеловеческих морально-нравственных норм и ценностей. Все это сыграло непосредственную роль в развитии сотрудничества Республики Казахстан с зарубежными странами на принципиально новой основе.

Прошедшие 1991-2008 гг. по масштабу проведенных реформ составили целую историческую эпоху. В этот период шел процесс трансформации общества, где государства столкнулись с проблемами выхода на мировую арену и реализации себя, приступили к реформированию политических и социально-экономических сфер. Данный период знаменателен и новыми мировыми политическими противоречиями, такими как, американо-иракский конфликт, расширение НАТО на восток, «цветные» революции в некоторых странах СНГ, новая волна террористических и экстремистких актов, противоречия США и Ирана, которые тем или иным образом повлияли на дальнейшую судьбу республик. Казахстан, преследуя политику нейтралитета, участвовал в разоружении минных полей в Ираке, оказывал гуманитарную помощь. Все это в общей сумме актуализирует потребность в комплексном научном осмыслении двустороннего сотрудничества.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в сочетании теоретического и практического аспектов. Практический аспект позволяет напрямую выработать рекомендации для более успешного обеспечения национальных интересов Казахстана в рамках проведения более эффективной внешней политики, для разработки стратегии Казахстана в условиях глобализации и нарастания геополитического давления извне. Научные результаты исследования будут полезны при анализе происходящих в современном мире интеграционных процессов. Выводы и основные положения работы могут быть использованы широким кругом историков, политологов, обществоведов, практическими работниками внешнеполитических ведомств двух стран, в процессе преподавания дисциплин по истории и теории международных отношений, внешней политики Казахстана в вузах и колледжах республики. Их также можно использовать при подготовке обобщающих исторических трудов по новейшей истории Казахстана, учебников для школ, высших и средних специальных учебных заведений, спецкурсов, в воспитательной и разъяснительной работе среди населения.

Апробация основных положений исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 научных публикациях, в том числе 6-в журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК и 5 статей в сборниках материалов международных и республиканских научно-теоретических конференций. Работа выполнена и обсуждена в отделе Современной истории и научной информации Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК и рекомендована к защите.

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первый раздел «Исторические истоки и становление сотрудничества Казахстана и Узбекистана» состоит из двух параграфов, в которых анализируется ряд наиболее значительных факторов, оказавших влияние на развитие взаимоотношений Казахстана и Узбекистана.

В подразделе

1.1 Историческая ретроспектива казахско-узбекских отношений» исследованы основные факторы, на фоне которых разворачивались процессы исторического, торгово-экономического, социально-культурного взаимодействия народов Казахстана и Узбекистана.

Становление и развитие казахской государственности на современном этапе выявило основные подходы к изучению внешнеполитических, экономических и культурных взаимоотношений Казахстана с соседними государствами. Одним из важнейших аспектов не только теоретического, но и практического значения на сегодня является вопрос сотрудничества Казахстана и Узбекистана на основе равноправных и взаимовыгодных отношений. Для освещения основных направлений межгосударственных отношений необходимо обратиться к историческим корням отношении двух народов. Подобная постановка проблемы преследует цель общего освещения взаимоотношений казахов и узбеков в исторической ретроспективе, где основное внимание уделено истории этих связей в дореволюционный и советский период. Колониальная политика царизма стала причиной общей борьбы двух народов за свою независимость.

Присоединение юга Казахстана к России означало конец Кокандского господства и одновременно начало завоевания самого Кокандского ханства Российской империей, которое было завершено в 1876 году. Полувековой кокандский период на юге Казахстана оставил глубокий след. Связи узбекского и казахского народов, оказавшихся в составе одного государства, еще более усилились. Результатом кокандской колонизации было развитие городской и оседло-земледельческой культуры в присырдарьинских областях и Семиречье, эти крепости позже выросли в областные центры Республики Казахстан.

С началом Первой мировой войны в 1914 году ужесточилась участь казахского и узбекского народов. Они насильственно привлекались на тыловые работы. 25 июля 1916 года был издан указ царя Николая ІІ «О привлечении мужчин инородческого населения империи» в возрасте от 19 до 43 лет включительно «для работы по устройству оборонительных соружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ». Этот документ стал толчком к национально-освободительному восстанию 1916 года. Массовые волнения прошли по всем казахским и узбекским аулам и кишлакам, районам железной дороги Туркестанского края.

В 1924 году началось национально-территориальное размежевание Средней Азии. Основная цель политики большевиков заключалась в создании новых национальных республик, подчиняющихся центру.

В разгар Великой Отечественной войны в Казахстан и Узбекистан было депортировано большое количество кавказских и других народов. Данная политика велась со стороны центра с целью понижения процентного показателя коренного населения и под лозунгом «интернационализма» размещения народов Советского Союза. Несмотря на это, Казахстан и Узбекистан в период Отечественной войны стали тылом Советского Союза.

В 60-х годах ХХ века между республиками продолжалось сотрудничество, в том числе в газовой отрасли. В связи с этим в 1961-1963 гг. было проложена газовая труба Газли-Челябинск, которая проходила по территории Казахстана, соединяя одновременно Бухару и Уральск.

Таким образом, историческая ретроспектива сотрудничества Казахстана и Узбекистана показывает, что на протяжении долгого периода два народа совместно боролись против колониальной политики Российской империи. Их сотрудничество, как отражено выше, прошло целую историческую эпоху. Бесспорно, данный процесс связан с задачами сохранения государственности, территориальной целостности, самобытности, культуры и языка.

В подразделе

1.2 Становление политических, дипломатических и экономических отношений между Казахстаном и Узбекистаном

рассматриваются предпосылки становления и развития двусторонних отношений между Казахстаном и Узбекистаном, динамика политических процессов, торгово-экономические и гуманитарные отношения на современном этапе.

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан установлены 23 ноября 1992 года. С июля 1993 года в Алматы функционирует посольство Республики Узбекистан, в ноябре 1993 года в Ташкенте было открыто посольство Республики Казахстан. Между республиками зафиксированы основные принципы двусторонних отношений в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 24 июня 1992 года. Исключительно важным в данном договоре является двустороннее признание государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела, в международной деятельности государства будут выступать в качестве суверенных, равноправных и дружественных государств. Основным фактором двустороннего соглашения является достижение признания и уважения территориальной целостности и нерушимости ныне существующих границ, отказ от любых посягательств, что зафиксировано в этом Договоре [11].

Казахстан и Узбекистан в геополитическом смысле, в силу своего географического расположения, численности населения, общей культуры, традиций и обычаев бесспорно являются значимыми республиками для Центральной Азии. На сегодняшний день, не считая некоторые разногласия, сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном развиваются динамично. Главы государств отчетливо и успешно взаимодействуют в вопросах как экономической интеграции, так и региональной безопасности, что необходимо для обеих сторон.

Казахстан и Узбекистан являясь участниками организаций СВМДА, ШОС, ЦЭС совместно действуют в борьбе против терроризма, политического и религиозного экстремизма, транснациональной организованной преступности и иными угрозами стабильности и безопасности. В январе 1994 года для активизации хозяйственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан был подписан «Договор о создании единого экономического пространства», к которому вскоре присоединились Кыргызская Республика, а затем и Таджикистан. По своему содержанию указанный документ имел явную интеграционную направленность. В частности, он предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивал условия для проведения согласованной кредитно-расчетной, бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики [12].

Как свидетельствует международный опыт, тенденция к интеграции на региональном уровне опирается, прежде всего, на политический авторитет и экономическую мощь крупнейших стран региона. Если следовать логике Европейского союза, в Центральной Азии в качестве интеграционных «моторов» Казахстан и Узбекистан выступают по праву. За ними сохраняется сегодня преобладающая часть территории, природных и людских ресурсов, а также хозяйственного потенциала региона. Поэтому можно заявить без преувеличения, что именно от состояния казахстанско-узбекистанских взаимоотношений в первую очередь зависит судьба Центральноазиатского экономического союза.

Встречи Глав двух государств, в том числе в рамках заседаний ЦАЭС, способствуют расширению взаимного политического и экономического сотрудничества. К примеру, по итогам состоявшегося в июне 2000 года в Душанбе заседания Глав государств ЦАЭС были подписаны «Стратегия интеграционного развития ЦАЭС до 2005 года» и «Программа первоочередных действий по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года» [13]. По инициативе Главы казахстанского государства Президенты четырех стран приняли Обращение к мировому сообществу и международным организациям по ситуации в Афганистане. Руководители стран-участниц ЦАЭС поддержали предложение Н.А. Назарбаева об ускорении мероприятий по созданию водно-энергетического консорциума, что даст возможность качественного развития сельского хозяйства и других направлений сферы экономики.

Таким образом, в начале 90-х годов ХХ века между республиками формировалась правовая и законодательная база для политического, дипломатического, экономического сотрудничества, которая позже развивалась и достигла на сегодняшний день более чем 170 договоренностей разного направления, охватывающие практически все сферы взаимодействия.

Во втором разделе

Современная история взаимоотношений Казахстана и Узбекистана проанализированы приоритетные направления сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном, экономические связи между двумя государствами, социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане, решение пограничных территорий.

В подразделе

2.1 Основные этапы развития казахстанско-узбекистанского сотрудничества исследуется эволюция отношений между двумя республиками в дипломатической, экономической и гуманитарной сфере.

Важным событием в казахстанско-узбекистанских отношениях явился официальный визит Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Республику Узбекистан 30-31 октября 1998 года, в ходе которого были обсуждены проблемы двустороннего сотрудничества и подписаны 8 документов: Договор о вечной дружбе, Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Соглашение о сотрудничестве в области поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа; о производственной кооперации; о сотрудничестве и таможенных делах; о сотрудничестве в борьбе с преступностью; о сотрудничестве в области образования; о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между акиматом города Астаны и хокимиятом города Ташкента.

Военная сфера также является индикатором сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстанско-кыргызско-узбекистанское межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 8 июля 1994 года направлено на решение вопросов «материально - технического обеспечения вооруженных сил, поставках вооружения, техники, боеприпасов» [14].

В годы независимости сотрудничество между двумя странами поднялось на новый уровень развития. Особо важным этапом в дальнейшем углублении экономического объединения региона стали визиты И.А. Каримова в Казахстан в 1997 и 2006 годах, визиты Н.А. Назарбаева в Ташкент в 1998 и 2000 годах. За прошедшие годы стороны подписали более 170 межгосударственных и межправительственных документов. В настоящее время Казахстан и Узбекистан успешно взаимодействуют и в рамках международных, региональных организаций, таких как СНГ, ШОС и ЕврАзЭС. Возрастает товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном. При этом лидирующие позиции занимают сферы транспортно-коммуникационных услуг, Машиностроительной промышленности и сельскохозяйственной продукции. Если в 2002 году товарооборот двух стран составлял 263,3 млн. долларов, то в 2006 году он вышел на отметку полмиллиарда долларов [15].

Очевидно, что постоянный диалог и расширение торгово-экономических связей между соседними государствами отвечает стратегическим задачам и национальным интересам обоих государств. В то же время такой формат общения способствует углублению двустороннего сотрудничества.

В подразделе

2.2 Вопросы диаспор и проблемы делимитации казахстанско-узбекистанских границ изучается социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане как факторов сближения между республиками. Следует учесть, что без освещения данной проблемы нельзя раскрыть процесс государственной делимитации и демаркации границ между двумя государствами.

Узбекская диаспора Казахстана активно стремится к изучению родного языка и сохранению своей национальной культуры, что подтверждено фактом открытия узбекского театра в Шымкенте, увеличения тиражей периодических изданий, активного участия в различных культурно - массовых мероприятиях узбекского центра. Именно наличие своей специфичной культуры делает сообщество людей определенным этносом, а её диаспора взаимообогащает культуру и духовную жизнь республики. В начале XXI века в 83 узбекских и 64 смешанных школах Казахстана обучалось более 85 тыс. учеников, ежегодно школы выпускают более 5,5 тыс. выпускников. В Казахстане организовано 30 узбекских детских садов, в них воспитывается более 2000 детей [16].

Делимитация границы между Казахстаном и Узбекистаном была сложной проблемой, прежде всего потому, что практически невозможно было установить абсолютную истину о принадлежности тех или иных территорий какому-либо одному государству. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками изменялись несколько раз. Например, если в 1924 году в результате политики размежевания Каракалпакстан отошел в состав Казахской АССР, то в 1936 году по решению Центра республика вошла в состав Узбекской АССР. В связи с этим аппеляция к истории в данном случае была бы не совсем правомерной, а манипуляции различными историческими хрониками могут привести только к эскалации напряжения в отношениях между двумя странами.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать