Социально-экономические предпосылки появления алкоголизма на Руси

Социально-экономические предпосылки появления алкоголизма на Руси

Содержание

Введение

Глава 1 История появления алкоголя на Руси

1.1 Появление алкоголизма на Руси

1.2 История винопития на Руси

Глава 2 Предпосылки появления алкоголизма на Руси

2.1 Предпосылки политического характера

2.2 Мифы, способствующие распространению алкоголизма в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Истории возникновения русской водки посвящено такое огромное количество книг, статей и других публикаций, что повторяться, наверное, смысла не имеет. Впервые виноградный спирт был завезен в Россию в 1386 году генуэзскими купцами. Организованная ими демонстрация «aqua vita» на бояр и придворных, равно как и на проживающих в Москве иностранных докторов, впечатления не произвела. Следующий доподлинно известный факт знакомства России с этим заморским напитком приходится на 1429 год, когда генуэзские купцы преподнесли «aqua vita» русскому государю Василию III Темному в качестве: средства от хворобы. Однако это «лекарство» было признано вредным и его запретили к ввозу в Московское государство.

Цель исследования - провести анализ социально-экономических проявлений алкоголизма на Руси.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю появления алкоголизма на Руси;

2. Проанализировать социально-экономические предпосылки появления алкоголизма на Руси.

Объект исследования - основополагающие характеристики появления алкоголизма на Руси. Предмет исследования - определение особенностей проявления алкоголизма на Руси.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Рогова В.А., Титова Ю.П. и других.

Глава 1 История появления алкоголя на Руси

1.1 Появление алкоголизма на Руси

Точная дата появления винокурен на Руси неизвестна, но наиболее вероятным можно считать период с 1448-1478 годов. Где-то в этот промежуток времени создается российское винокурение и изобретается технология выгонки хлебного спирта.

Известно, что в 1478 году хлебное вино было уже настолько популярно, что была введена казенная монополия на его производство.

При Петре I, в 1716 году, вводится свобода винокурения в России, все винокурни облагаются пошлиной.

В 1762 году Екатерина II дарует привилегию винокурения дворянству, регулируя размеры производства в соответствии с рангами и титулами. Нормальное сосуществование двух систем - «домашней, дворянской» и казенной - приводит к улучшению качества «хлебного вина». В это время оно достигает небывалой высоты в «домашних» винокурнях, оставаясь среднего качества в казенных.

Такая ситуация привела к тому, что к концу XVIII века практически вся водка была «домашнего» производства. Чуть ли ни каждый помещик имел свой неповторимый сорт водки, применяя различные ароматизаторы и способы очистки. Вот некоторые из названий таких водок: анисовая, хренная, цикорная, ноготковая, калиновая - и так до бесконечности. В начале XIX века во время отечественной войны водка вместе с русскими войсками попала во Францию, где и была по достоинству оценена местной аристократией.

Впервые в Париже ее стали подавать в ресторане «Вери», который арендовало правительство для офицеров русской армии в 1914 году.

В 1819 году из-за огромных злоупотреблений, воровства и ухудшения качества водки правительство Александра I сменило систему откупов на жесткую государственную водочную монополию. Государство полностью контролировало производство и оптовую продажу. Однако новый государь - Николай I - в 1826 году частично восстанавливает откупную систему и через два года полностью отменяет государственную монополию Архипов И. В. Отечественная история России (XIX - нач. XX вв.). - Саратов, 2006. - С. 185..

Эти указы привели государственную казну к большим убыткам и плохо сказались на духовном и физическом здоровье подданных. Полностью отказались от откупной системы только в 1863 году, заменив ее акцизной. В это время основывается огромное количество частных компаний по производству и торговле водкой, вскоре их число перевалило за 5000. Наиболее крупные и известные из них: Бекман, А.В. Долгов и К, А.Ф. Штриттер, Петр Смирнов, В.Е. Петров, Вдова М.А. Попова и т.д. Самой популярной была «Смирновская» водка, за поставку ее к императорскому двору Петр Арсеньевич Смирнов даже был награжден орденом.

Акцизная система оказалась настолько эффективной, что существенно повлияла на стоимость спирта и водки, снизив их цену. Правда, при этом произошло снижение доходов казны, а постепенно и ухудшение качества водки. Появились сорта дешевой «плохой» водки, невозможно было контролировать рецептуру изготовления отдельных фирм производителей - это привело к небывалому массовому алкоголизму. Правительство, проводя реформы акцизной системы, пробовало исправить ситуацию. В частности, кабак заменили трактиром и корчмой, где посетителям продавали не только водку, но и еду. Еще одним важным решением было разрешение продажи водки на вынос порциями меньше ведра. Но эти меры не оказали серьезного влияния на общее положение дел.

В 1894-1902 годах опять была введена государственная водочная монополия и установлен государственный эталон на водку. В поддержку проведения реформ выступили ученые, государственные деятели и видные юристы. Введение монополии разрабатывалось серьезно, оно состояло из ряда последовательных этапов и реализовывалось в течение восьми лет. Основными задачами проводимых реформ были: привить русскому народу культуру потребления алкогольных напитков, ввести качественный стандарт водки, полностью изъять производство и торговлю из частных рук. Была создана специальная комиссия во главе с Д.И. Менделеевым, которая разработала технологию нового производства водки. Все водки, несоответствующие разработанному эталону, стали называться псевдорусскими. В число таких водок попали и популярная в народе «Кизлярка», производившаяся из фруктов и ягод, и водка Кеглевича из патоки и многие другие. Несмотря на недолгий срок с начала действия, реформы стали приносить свои положительные плоды: улучшилось качество производимых водок, были упорядочены время продажи и ужесточена ответственность за производство самогона. Например, торговля водкой в столицах и крупных городах разрешалась с 7 утра до 22 часов вечера.

Свои правила существовали и для сельской местности.

2 августа 1914 года было издано постановление о прекращении продажи водки на период войны. Ранее, во время русско-японской войны и первой русской революции вводились лишь частичные ограничения на водочное производство и торговлю. В декабре 1917 года новое советское правительство продлило запрет на торговлю водкой, который просуществовал до 26 августа 1923 года.

В советский период технология производства водки оставалась на высоком научно-техническом уровне. Видными учеными-химиками были внесены улучшения в ее состав, способы производства и очистки. Так А.А. Вириго ввел двойную обработку водки древесным углем; добавка к водке питьевой соды устранила вредное влияние уксусно-кислого калия, и других примесей, обнаруженных М.Г.Кучеровым в «Смирновской» водке.

1.2 История винопития на Руси

Ни для кого не является секретом, что спиртные напитки употребляют во всем мире - где-то больше, где-то меньше. В странах, производящих вино, большинство людей не отказывают себе в удовольствии выпить, да и, как известно, в России редкий праздник обходиться без застолья.

С древнейших времен люди прибегали к алкоголю, используя его в качестве возбуждающего или успокаивающего средства. Чувствующие себя несчастными искали на дне бокала облегчение своим страданиям, и пили, дабы притупить остроту чувств или временно впасть в забытье. Счастливые, напротив, стремились продлить и усилить свою радость, поделиться ею с окружающими, отметив радостный момент своей жизни в кругу близких и друзей.

И возможно потому, что и радости, и горя на Руси всегда в избытке, то ли по какой другой причине во всем мире сложилось мнение, что Россия - самая пьющая страна в мире. Однако мнение это неверно.

Доказательства этого можно почерпнуть из книги «История кабаков в России в связи с историей русского народа» историка, этнографа и публициста И.Г. Прыжова, который утверждал, что такого порока, как пьянство, у наших предков не было. Застолье с обилием спиртных напитков веселило людей и доставляло им удовольствие, и именно этот смысл вкладывал князь Владимир в часто цитируемые русскими людьми слова: «Руси есть великие питии, не может без того бытии».

Во время застолья люди решали любые проблемы, рассматривали государственные и общественные дела. И, как правило, питейный дом становился центром жизни округа. Невозможно представить, чтобы в то время кто-то из людей пил в одиночку у себя дома или в кабаке. Друзья, родственники, соседи, знакомые, а так же знакомые знакомых собирались вместе и решали в дружеской беседе различные вопросы.

Любое мирское дело обязательно начиналось с застолья с напитками, названия которых были уважительными и даже, можно сказать, поэтичными: брага хмельная, пиво бархатное, мед стоялый, квас медвяный и т.п.

В фольклорных произведениях, летописях, а так же в жизнеописаниях знатных людей довольно часто упоминаются различные хмельные напитки. Например, в сказании от Илье Муромце богатырь русский говорит, что он «по семи ведер пива выпивает, по семи пудов хлеба кушает». А в жизнеописании Василия Буслаева рассказывается, что, выбирая себе молодцев в дружину, отпробует их силу богатырскую: «Ставит чашу посреди двора, мерой чаша та - полтора ведра. Кто эту чашу зелена вина примет одной рукой и выпьет за один дух, тот в моей дружине хоробой».

Другими словами, вино, пиво, мед, квас и прочие алкогольные напитки, которые пользовались популярностью в то время, являлись непременным атрибутом молодецкой силы. Что же было основанием для такого поверья? К.С. Кропоткин в своей книге «Исторический очерк производства охмеляющих напитков» пришел к выводу, что русские люди никогда не были горькими пьяницами, но они с удовольствием пили хмельные напитки, поскольку в старину последним приписывалась сила влаги небесной, оживляющей природу, поддерживающей жизнь и стимулирующей рост всего нового, молодого.

Согласен с Кропоткиным и Г.М. Карагодин «Характер русских пиршеств можно почувствовать в эпитетах, которыми наделяли их при описании: честной пир, пированьице. Нигде не встретите подробностей мрачного характера: ни драк, ни убийств, ни прочих других безобразий пьяного разгула. В первобытных сказаниях вино - дар божий, в позднейших - орудие беса, созданное на пагубу людей. Последняя оценка появилась уже в эпоху возникновения Московского государства, когда вино и в самом деле могло быть бедствием, причиной разорения и несчастий.

Вопрос о появлении на Руси пьянства в прямом смысле этого слова подробно рассматривал Д.Н. Бородин. Согласно его исследованиям, до XII века включительно в России не было алкоголизма. Разрушение созданных предшествующими поколениями русичей бытовых, нравственных и правовых основ Бородин связывает с татаромонгольским нашествием (кстати, слово «кабак» заимствованно русскими у татар). Когда татары покинули захваченные территории русских земель, пышный рассвет Юго-Западной Руси сменился застоем и ее былое могущество постепенно перешло на север страны. Окрепли Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и позднее Москва Кудинов О.А. Отечественная история. - М., 2005. - С. 155. .

Быстрый рассвет нашей нынешней столицы в народных преданиях связывался с преступлениями и кровью. Знаменитый филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев писал, что «Москва всегда пользовалась антинациональными средствами для своего возвышения, опиралась на хитрость, ловкость князей... Московские князья не брезговали никакими средствами для пополнения казны и эксплуатировали народную слабость к вину, возникшую в период татарского ига, для установления постоянных доходов. Продажа водки переходит в руки правительства, и с этих пор пьянство народное начало постоянно прогрессировать».

Однако «пьянство народное прогрессировало» не только в России, подобные явления были характерны и для других стран. После того как в XIII веке был открыт способ получения чистого этилового спирта, запой принял массовый и интернациональный характер, прокатившись огромной волной по всем цивилизованным и не особо цивилизованным странам.

Приблизительно в XV веке кустарное производство спиртных напитков сменилось промышленным и употребление народом крепких напитков резко возросло. Другими словами, капиталистический способ производства алкогольной продукции активизировал повсеместное распространение пьянства во многих странах мира.

В трудах Г.М. Карагодина по этому поводу можно прочитать следующее: «В Германии XVI век получил красноречивое название - пьяное столетие. Мартин Лютер писал о том, что вся Германия затуманена пьянством. От потребления на севере Германии пива, а на юге - виноградного вина стон стоял по всей стране. То же следует и сказать об Англии. Не лучше складывалось положение дел в Западной Европе и в последующие столетия».

Однако постепенно практически во всех цивилизованных государствах были выработаны законодательные нормы, которые не позволяли правительству и частным производителям обогащаться за счет естественного стремления людей к увеселительным мероприятиям. И в результате гуманной, целенаправленной и вполне рациональной алкогольной политики в большинстве развитых стран был выработан моральный кодекс, осуждающий не винопотребление вообще, а только пьянство.

Совсем иная ситуация сложилась в России, которая, как известно, всегда шла своим путем - преимущественно путем непродуманных запретов и ограничений. Кстати, в Средневековье Россия вступила трезвой, поскольку в те времена у нас в стране горячительные напитки изготовлялись (в очень небольшом количестве) в казенных заведениях, а богатые люди, имевшие разрешение на винокурение, варили их дома для себя, а не для продажи.

Производить спирт и водку в коммерческих целях в России стали только в конце XVI века, а пьянство как социальное явление возникло у нас с появлением напитков крепостью 30-40°.

Первые кабаки появились на Руси в царствование Ивана Грозного, который открыл в Москве питейный дом для опричников. Потом уже с легкой руки опричников запила вся Москва, и торговля водкой со временем стала одним из основных источников дохода государственной казны.

После введения в России откупной системы стало ухудшаться качество производимых спиртных напитков. Но русские люди хоть и ругались, но продолжали пить, сразу же придумав «новому пойлу» истинно народные названия: «пожиже воды», «мутная жижа», «сиволдай», французская 14-го класса», «царская мадера», «чем тебя я огорчил», «подвздошная», рот дерет, а хмель не берет».

Но все же культурно пировали на Руси только богатые люди, а простой народ мог употреблять мог употреблять крепкие алкогольные напитки только по престольным праздникам, на свадьбах, похоронах, то есть несколько раз в году. Разумеется, каждый раз, когда наступал праздник и у крестьян была возможность выпить, они напивались, употребляя огромное количество крепких спиртных напитков, и сильно пьянели. Видимо, отсюда появилось неправильное представление о беспробудном пьянстве на Руси.

До сих пор считается, что у русских прирожденное пристрастие к неумеренному потреблению алкоголя. Однако то, что простой народ напивался на праздниках, было вызвано вовсе не генной предрасположенностью людей к алкоголизму, а происходило исключительно от их бескультурья, плохого качества напитков, а также тяжелейших бытовых условий и примитивного уровня государственного устройства Виленский Б. В. Лекции по истории государства и права. - М., 2007. - С. 157..

В настоящее время большинство наших соотечественников уверены, что нигде так много не пьют, как в России. Но, как уже говорилось, они глубоко ошибаются - Россия еще не достигла мировых рекордов по употреблению алкоголя.

Известный борец за трезвый образ жизни Ф.Г. Углов в своей книге «Правда и ложь от алкоголе» писал: «Есть статистические данные, фиксирующиеся с 1750 года, согласно которым среднее потребление алкоголя на душу населения в России всегда было самым низким среди крупных стран мира».

Глава 2 Предпосылки появления алкоголизма на Руси

2.1 Предпосылки политического характера

В научно-популярной литературе много говорится о причинах пьянства на Руси. И в основном авторы подобных книг ссылаются на национальные обычаи и традиции русского народа. Но, по мнению Г.М. Карагодина, причину того, что люди пьют, можно сравнить с попыткой объяснить, почему жители России надевают зимой теплую верхнюю одежду: зимой холодно, а пальто или шуба - самый надежный способ защитить себя от неблагоприятных погодных условий. Точно так же, как теплая одежда защищает человека от холода, алкоголь является эффективным средством защиты от неприятностей, стрессов и простейшим способом снятия физической усталости и эмоциональной нагрузки, причем в условиях России такой способ является зачастую единственно доступным и, естественно, освященным обычаями и традициями.

Мировую алкогольную революцию, как правило, связывают с изобретением спирта, который люди, знающие истинный толк в злоупотреблении им, гнали из перебродившего зерна. Согласно легенде, первыми добычей спирта стали заниматься арабы, которые при очередной попытке найти философский камень, случайно получили aqua vitae. Отсюда слово «алкоголь» имеет арабское происхождение (alkohol - порошкообразная сурьма).

В Европе первые перегонные кубы появились в XI веке. Но, стоит отметить, что в это время любителей пить спирт было очень мало: люди долгое время использовали его исключительно в медицинских целях. Но, поскольку чистый спирт хорошо хранился и занимал меньше места при перевозке, со временем купцы стали закупать именно его. Перед продажей торговцы алкогольной продукции разбавляли спирт водой или добавляли его в вино. Со временем эти простые в приготовлении напитки получили широкое распространение, и уже в к XV веку на Руси наступила эпоха водки.

Пополнение государственной казны.

Как известно, княгиня Ольга, одержав победу над древлянами, потребовала от них «дань медовую». Кроме того, налоги на хмель и солод неоднократно упоминаются в исторических летописях. Но поскольку серьезной роли в княжеских доходах торговля спиртным не играла, власти со спокойной совестью периодически устраивали широкомасштабную борьбу с зеленым змием. Так, в Москве пить крепкие напитки разрешалось только государственным служащим и иностранцам.

В 1552 году Иван Грозный запретил торговать в Москве водкой и отдал распоряжение построить на Балчуге кабак - специальное учреждение, в котором горячительные напитки выдавались опричникам. Со временем кабаками стали называть все без исключения питейные заведения, а те, в которых первоначально обслуживались опричники, в народе окрестили спецраспределителями.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать