Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII века
p align="left">В 20-30 годы 17 века в России появились первые мануфактуры -относительно крупные производства, на которых применялся ручной труд квалифицированных мастеров и приписных крестьян. Это свидетельствовало о начале перехода к раннекапиталистическому производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями. Первые мануфактуры возникли в металлургии. Потребность государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетворить ремесленное производство и ввозимая из-за рубежа продукция, обусловили производство металла. Основателями первых в России металлургических предприятий стали голландцы А. Виниус, Ф. Акема и датчанин П. Марселис. В 1636 году Виниус в Тульско - Каширском районе пустил вододействующий завод, на котором отливали пушки и ядра, а так же сковороды, гвозди. Такие же предприятия для удовлетворения нужд своих вотчин построили И. Милославский, Б. Морозов в Оболенском, Нижегородском и Звенигородском уездах. Появились и первые медеплавильные заводы. В 30- е годы швед Е. Койет основал Духанинский стекольный завод под Москвой. В самой Москве действовала принадлежавшая казне текстильная мануфактура - Хамовный двор в Кадашевской слободе, насчитывавшей до 100 прядильных станков, а в Архангельске появился первый канатный завод.

Значительная часть мануфактур были казенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей с рынком они не имели. Другая группа мануфактур принадлежала купцам, боярам и иноземцам. Последние получали от властей концессию на открытие завода, потом в течение ряда лет продавали продукцию государству по льготным ценам. Это были относительно крупные предприятия, где трудились вольнонаемные рабочие. Мануфактурам принадлежала ведущая роль в производстве оружия. В изготовлении же сельскохозяйственных орудий, предметов бытового обихода с ними успешно конкурировали мелкие крестьянские промыслы и городские ремесленники.

В 17 веке начинает складываться всероссийский рынок. Местная торговля сосредотачивалась в городах и развивалась весьма успешно. Крестьяне продавали излишки продуктов, что бы заплатить помещику денежный оброк и купить произведенный в городе товар. Ремесленники торговали своими изделиями, приобретали продукты питания. Работные люди мануфактур шли на рынок за едой, одеждой, обувью. Помещики, как установится зимний путь, везли продавать в город зерно, лен, сало, кожи и прочий излишек оброчных товаров. Являлись на торг промысловики с мехами, каменьями. Самыми крупными торговыми городами были Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, в Сибири - Тобольск и Якутск.

В 17 веке торговля приобретает общерусский характер: купцы оптом скупали товары ремесленников и мануфактур, развозили их по ярмаркам и базарам всей страны. Основным видом крупного оптового торга внутри страны являлись ярмарки. Среди крупнейших ярмарок выделялись: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале. Постоянным общероссийским торговым центром была Москва. Здесь у Красной площади располагалось около 120 торговых рядов. Сами за себя говорят названия их рядов: хлебный, ветчинный, калашный, шубный, суконный и т.д. Имела место специализация не только в области производства товаров, но и их продажи. Так, признанными центрами торговли хлебом выступали Вологда, Вятка, Орел, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и соль Камская. Отборная пушнина продавалась в Соли Вычегодской - на пути из Сибири в Москву.

Господствующее положение в торговле занимали посадские люди, прежде всего гости и члены Гостиной и Суконной сотен. Однако торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не стало профессиональным занятием, разбросанность торговли требовала наличия многих агентов и посредников, что уменьшало её прибыльность. Товарное производство и денежное обращение касалось в основном городского населения. В деревне продолжало господствовать натуральное хозяйство.

Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шедшая через Архангельск (до 75 %) в западном направлении и через Астрахань - в восточном. Структура экспорта оставалась традиционной, отражавшей характер и уровень развития экономики. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, сало. Импортировала Россия промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, чай. Перевозка продукции сельского хозяйства была выгодна только крупными партиями, что было возможно осуществить только морским транспортом. Морская торговля с Европой осуществлялась через Архангельск, действовавший лишь несколько месяцев в году. Что не могло удовлетворить потребности страны, перед которой стояла острая необходимость выхода к незамерзающим морям. К тому же Россия не имела своего флота, а её и так ограниченная внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранных купцов.

Правительство, учитывая интересы собственной экономики и русского купечества, начало проводить политику протекционизма. В 1653 году был принят Торговый устав, установивший 5-% пошлину с цены ввозимого товара. В 1667 году был принят Новоторговый устав, согласно которому вводилась 10-% пошлина на ввозимые товары, ряд товаров совсем запретили ввозить в страну. Иноземные купцы не имели права вести на русских рынках розничную торговлю. Товары свои они должны были оптом продавать русским купцам. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи: - возвращение территорий, потерянных в годы Смуты, а в перспективе -присоединение украинских и других земель, входивших в состав древнерусского государства;

-борьба за выход к Балтийскому и Черному морям обусловливалась, с одной стороны, стремлением России установить экономические связи с Европой, без которых нельзя было преодолеть её отсталость, а с другой - потребностью обеспечить безопасность южных границ, защитить их от разбойных набегов вассала Османской империи - крымского хана.

-дальнейшее продвижение на Восток в целях эксплуатации природных богатств Сибири (русские люди стремились обогатиться за счет добычи соболя, который был уже истреблен в Европейской части, но продолжал оставаться главной частью экспорта) и установления «естественной границы» на Тихом океане.

Во внешней политике России в 17 веке можно выделить ряд основных направлений, а именно:

1. Западное направление:

- Отношение с Речью Посполитой. Обострение отношений с этим государством привело к Русско-польской войне 1654-1667 г.г. В 1648 году на Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным бесправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское население, находясь в составе католической Польши. Зачинщиками выступления стали запорожские казаки. Восстание возглавил избранный гетманом Богдан Хмельницкий. Войска восставших в ряде сражений одержали победу, были подписаны договоры, по которым польское правительство пошло на некоторые уступки. Б. Хмельницкий, осознавая непрочность достигнутых соглашений и слабость повстанцев, неоднократно обращался за помощью к русскому правительству, выражая готовность Украины войти в состав России. Однако Россия, не готовая ещё вести войну с Польшей, не решалась удовлетворить просьбу гетмана. Лишь когда осенью 1653 г. нависла угроза полного разгрома сил восставших, а этого Россия не могла допустить, на Земском соборе в 1653 г. было принято решение о принятии Украины «под высокую руку» русского царя. В январе 1654 г. на Переяславской раде было принято решение о присоединении Украины к России.

Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей. Поначалу она протекала успешно. Уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержку местного населения. Однако неудачей решила воспользоваться Швеция, стремившаяся к гегемонии в данном регионе. Кроме того, шведы не желали усиления России, и в 1655 г. шведские войска заняли Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, нежели слабая Польша. Поэтому, заключив с поляками перемирие, Россия вступила в войну против Швеции. Но соперничество с самой сильной армией в Европе оказалось не по силам России. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, по которому русские вновь лишались выхода к морю. Польша, получив передышку, вновь начала войну против России. Военные действия приобрели затяжной характер, успехи сменялись поражениями. Но в итоге в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, по которому Россия получала Смоленск, земли Левобережной Украины, Киев, расположенный на правобережье отдавался на 2 года, но так и не был назад возвращен Польше. Условия этого перемирия были закреплены «Вечным миром» 1686 г. Это событие было крупнейшей военно-дипломатической победой России.

2. Южное направление- отношение с Крымским ханством и Османской империей. С начала 70-х г.г. и до конца 17 века главным во внешней политике России стал вопрос об отношениях с Крымом и Турцией. После захватнических действий в Польше Османская империя заявила о своих претензиях на Левобережную Украину, тому способствовал предательский договор гетмана Ивана Брюховецкого с султаном о переходе Украины в подчинение Турции. Русско-украинским войскам в 1667 г. удалось отстоять стратегически важную крепость Чигирин. 13 января 1681 года в Бахчисарае было подписано 20-летнее перемирие. Турция и Крым признавали переход к России Левобережной Украины. И Киева. Южная Киевщина, Брацлавль, Подолия оставались во власти турецкого султана. И его вассала - украинского гетмана Правобережной Украины.

Австрия и Польша, отказавшись в свое время помогать России в борьбе против крымско-турецкой агрессии, теперь сами оказались перед реальной угрозой. В 1684 году была создана для борьбы с Портой «Священная лига» в составе Австрии, Польши, Венеции под патронатом Папы Римского. Участники Лиги считали необходимым привлечь в неё все христианские народы, особенно Россию, учитывая её успешные действия против турок. Согласие на вступление России в Священную Лигу позволило главе московского правительства В.В. Голицыну ускорить подписание в 1686 г. «вечного мира» с Польшей и добиться значительных территориальных уступок с её стороны. Такой кардинальный поворот во внешней политике России соответствовал её национальным интересам.

Взяв на себя обязательства перед «Священной лигой», московское правительство разорвало перемирие и в 1686 году объявило войну Турции. В 1687 и 1689 г.г. русскими войсками под командованием В.В. Голицына были предприняты попытки овладеть Крымом, которые окончились неудачей. Безрезультатные Крымские походы не принесли России не крупных военных успехов, ни новых территорий. Тем не менее, основная задача «Священной лиги» была выполнена - русские войска блокировали войска крымского хана, который не смог предоставить помощь турецким войскам, терпевшим поражение в Европе от австрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России в состав европейского военного союза значительно подняло её международный авторитет и заставило с нею считаться.

3. Еще одним направлением во внешней политике России в 17 век было восточное т.е. колонизация Сибири и Дальнего Востока. Утверждение русских на Лене и Прибайкалье открывало возможность движения первопроходцев и переселенцев далее на восток и юго-восток.

Отсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя) облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов. Экспедиции Дежнёва, Пояркова, Атласова способствовали освоению этих земель. Здесь появляются города и укрепленные поселения: Албазинский, Иркутское зимовье, Кумарский, Нерчинский и т.д. С местного населения, вошедшего в состав России, собирали ясак - налог пушниной.

К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи, которая была недовольна продвижением русских. С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор, который разграничивал владения стран на Амуре и его притоках.

Таким образом, в течение 17 века Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, но все же решала посильные для неё задачи. Территория страны значительно увеличила свои размеры за счет присоединения огромных восточных владений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также Левобережной Украины. Но общий итог внешней политики был невелик. Приобретения давались с максимальным напряжением сил огромными финансовыми затратами. Основные же стратегические задачи-получения выхода к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными.

Основными причинами, препятствовавшими решению внешнеполи-тических задач являлись:

-экономическая и военная отсталость России,

-зависимость от импорта оружия,

-дипломатическая и культурная изоляция.

6. К середине 17 века, коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, потребовали проведения и реформы русской православной церкви. Потребность в проведении подобной реформы возникла не сразу, а лишь в результате вызревания соответствующих предпосылок:

а) Социальный кризис середины 17 века, тяжелое экономическое положение страны в той или иной мере затрагивали отношения между государством и церковью.

б) Кризисные явления, которые поразили саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, разврат, стяжательство и т.д.). К середине 17 века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много ошибок, исправлений, искажений. Это не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли читать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли, тем самым зачастую искажая первоначальный смысл. То же происходило и в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Эти службы шли долго и утомительно, и священники пошли по следующему пути: читали сами свою молитву, в то же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать не могли. Обычай креститься двумя перстами, согласно утверждению многих тоже был ошибочным и греховным. Все эти явления подрывали авторитет церкви. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.

в) Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени.

г) Внешнеполитические интересы страны так же требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров, как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Здесь сказалось влияние теории «Москва-третий Рим». Для осуществления данной теории необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и других православных церквах, находившихся в странах, на которые претендовала Россия.

Одним из спорных вопросов в реформировании церкви был вопрос о том, по каким образцам исправлять книги и обряды. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого Собора 1551 г., провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. Другие предлагали использовать только греческие оригиналы, с которых некогда и делались русские переводы богослужебных книг. По мнению последних, в том числе правщиков Московского Печатного двора, эта работа могла быть поручена только высокопрофессиональным переводчикам-богословам. В связи с этим по решению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в Москву были приглашены ученые монахи Киевской Могилянской гимназии - Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий.

Толчком для проведения реформы стала так же деятельность, сложившегося в 40-х годах в придворной среде кружка «ревнителей древнего благочестия». Во главе этого кружка стоял протопоп Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича, Стефан Вонифатьев.

В него также входили протопоп Казанского московского собора Иван Неронов, царский любимец окольничий Федор Ртищев, дьякон Благовещенского собора Федор, Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон и его будущий противник протопоп Аввакум, а так же ряд других местных протопопов. Главной задачей этого кружка стала разработка программы церковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением были все-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии причиной раскола в среде духовенства.

Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 году талантливый администратор, но властный и честолюбивый Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру. Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителей благочестия», сохранявшими приверженность «старине», и стал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам.

В 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а так же уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. По примеру восточного духовенства в церквах стали читать проповеди собственного сочинения.

Русские богослужебные книги приказано было везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный Собор 1654 г. с участием царя и членов Боярской Думы одобрил исправление книг по греческим образцам.

В 1654 г., в отсутствие царя, бывшего в военном походе против Польши, люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей -посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза, носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всех, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.

Кроме исправления богослужебных книг и икон основным содержанием реформы были следующие: креститься было приказано не двумя пальцами как раньше, а тремя; иным было прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; был введен четырехконечный крест, считавшийся после Стоглавого собора «латинским», Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения. Слово «аллилуйя» во время молитвы нужно было произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Внесены были изменения в облачения духовенства в виде архиерейского посоха, клобуки и мантии.

Реформа, проведенная Никоном, не затрагивала основ православия и в основном касалась обрядовой стороны. Тем не менее, против неё выступили в первую очередь бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» писали царю, но тот не откликался. Тогда свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» они стали обращать к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов и уездов. В 1656 г. на очередном соборе, созванном по инициативе патриарха при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита, всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Сторону ревнителей приняли некоторые знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили выступления противников реформ. Церковная реформа не прошла бесследно и имела ряд довольно серьезных последствий, а именно:

- деятельность Никона ослабили русскую православную церковь, стала прологом ликвидации патриаршества, подготовив её полному подчинению государству;

одним их духовных последствий была деформация теории «Москва-третий Рим»;

привела к расколу общества на сторонников реформы - «никонианцев» и противников-старообрядцев.

Старообрядчество стало одним из самых сложных и противоречивых последствий реформы. По некоторым данным более трети православного населения остались в старой вере. Старообрядчество представляло собой религиозно-психологическое явление. Старая вера отождествлялась с идеей Старой Руси, с надеждой обрести «правду» - социальную справедливость, спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Идейные вожди старообрядчества Неронов и Аввакум призывали к отказу от новшеств, к борьбе за православные традиции, и «истинную веру». При этом религиозное содержание проявлялось и в социально - политических протестах. Ревнители старой веры шли к Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре. Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири до самосожжений целыми общинами (в гарях по данным конца 17 века погибло не менее 20-тысяч человек) часто под угрозой правительственных репрессий.

Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в обстановке духовного кризиса российского общества старообрядчество имело некоторые социально-психологические черты, не характерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, образа заступника перед Богом. Повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутренней веры. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за личное спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вероисповедание стало более деятельным. Старообрядцы стали рассчитывать на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их облик, способствовало умеренности в материальных потребностях, возникновению новой трудовой этики, нового отношения к собственности. Активизировалась социальная, в том числе хозяйственная деятельность староверов, стремившихся спасти свои общины, для этого укрепляя их материальную базу. Не случайно именно старообрядчество в конце 18 - первой половине 19 века сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основателями крупнейших династий русских промышленников и купцов -Гучковых, Коноваловых, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, принадлежали к старообрядцам.

Итак, как преобразования и в других сферах жизни, церковная реформа отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.

Судьба самого Никона была трагичной. Непомерные властолюбие и гордость патриарха столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. Значительно возмужавший, повзрослевший Алексей Михайлович больше не мог сносить патриаршие претензии, выходки «второго» государя, претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в построенный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот стал подыскивать нового патриарха. В 1666 году на церковном суде Никона свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, затем перевели в Кирило - Белозерскую обитель.

Итак, середина и вторая половина 17 века была ознаменована началом массированного западного влияния на Русь. В это время страна расширяет свои пределы далеко на Восток, не только выйдя к Тихому океану, но и вплотную приблизившись к берегам Америки. Этот период подготовил те коренные перемены, которые принято связывать с именем Петра Великого.

Список использованной литературы

В.О. Ключевский «Русская история» Москва ЭКСМО 2005

М.Н. Зуев «Отечественная история» Москва ОНИКС 2005

О.В. Волобуев «Россия и мир« Москва Дрофа 2006

И.А. Исаев « История государства и права России» Москва БЕК 1993

В.И. Буганов « Мир истории. Россия в 17 столетии» Москва 1989

СВ. Бушуев «История государства Российского» Москва Книжная палата 1994

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать