Социальные последствия реформ Российской экономики в 1992-2000 годах
2
Реферат по дисциплине:
Отечественная история
на тему:
Социальные последствия реформ
Российской экономики в 1992-2000 годах
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | Стр. | ||
Главный идеолог нового курса. | Стр. | ||
Общество на распутье | Стр. | ||
Экономическая политика правительства в 1993 - 2001 гг. | Стр. | ||
Власть и политическая жизнь России в 1994 - 2000 гг. | Стр. | ||
Российское общество в 1994 - 2000 гг. | Стр. | ||
Стр. | |||
Стр. | |||
Стр. | |||
Стр. |
ВВЕДЕНИЕ
Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение существования СССР и переименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем, основами которого были безраздельное господство государственной и общественной собственности, находившейся в бесконтрольном распоряжении бюрократии, и Советы как декорация народовластия, за которой скрывалась однопартийная диктатура. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой «развитого социализма», Россия вступила на путь радикальных реформ, в ходе которых именно эти основы подверглись демонтажу. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Суть политических - в замене Советов отделенными друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными населением путем истинно демократических выборов.
Переход к рынку в 1992 г.: «шоковая терапия» и начало передела собственности
К концу 1991 г. социалистическая система народного хозяйства, слегка подновленная полурыночными мерами периода «перестройки», оказалась на грани краха.
Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство, она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они перекачивались на «черный рынок», в беспрерывном росте цен и спекулятивном обмене рублей на доллары на «черном рынке», в недофинансировании промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду производства и сокращению с каждым месяцем числа занятых в производстве (за период с января по сентябрь 1991 г. число работающих сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г.).
В итоге потребительский рынок развалился окончательно: товарный дефицит стал повсеместным, прилавки магазинов опустели, за продуктами питания и промышленными товарами, которые «выбрасывали» в продажу, стояли длинные очереди. А государственные запасы были почти исчерпаны.
Как это обычно бывает при экономическом кризисе, осложнилась криминогенная обстановка. Так, по данным Госкомстата РСФСР), в октябре 1991 г. по сравнению с октябрем 1990 г. преступность возросла на 14 %; наиболее значительно увеличилось число краж государственного и общественного имущества.
Острое недовольство населения унизительно низким уровнем обеспечения продовольственными и промышленными товарами, ростом преступности, нерешенностью жилищной проблемы и обострением межнациональных отношений трансформировалось в негативное отношение к власти в самых разных слоях населения. В 1991 г. страна подошла к пику социальной напряженности.
Таким образом, решительный переход к радикальным рыночным реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и социального взрыва.
В конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР президент России Б.Н. Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики. Правительство провозгласило программу радикальных рыночных реформ, цель которой состояла в уничтожении старой плановой системы и командных методов руководства экономикой, переход к свободному рынку, который регулируется объективными экономическими законами. Ввиду масштабности преобразований президент заявил о своей готовности лично возглавить правительство и попросил у съезда согласия на предоставление дополнительных полномочий; таковые были ему даны сроком на один год.
Дополнительные полномочия позволяли Б.Н. Ельцину издавать указы, противоречащие Конституции, и изменять структуру высших органов исполнительной власти (с последующим утверждением Верховным Советом), определять персональный состав правительства и администрации субъектов федерации.
Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации.
Главный идеолог нового курса.
К моменту начала реформ он практически не был известен в стране. 35-летний доктор экономических наук, Е.Т. Гайдар . Не имевший опыта государственной деятельности, в ноябре 1991 г. был назначен заместителем председателя правительства России по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов.
Е.Т. Гайдар и его единомышленники (А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, П.О. Авен, А.А. Нечаев) приступили к проведению политики «шоковой терапии», убежденные в том, что другой возможности спасти страну от голода просто нет. В основе ее лежала убежденность в способности свободного рынка к саморегулированию, в благотворном влиянии рыночных отношений на все сферы жизни общества. Они отвергали всякое государственное регулирование экономической жизни, считая главным регулятором и двигателем экономического развития свободную конкуренцию.
Переход к свободному рынку включал в себя отпуск цен на товары, либерализацию внутренней и внешней торговли и приватизацию государственной собственности.
В результате отпуска цен на товары и продукты питания, по замыслу реформаторов, должно было произойти автоматическое определение их рыночной стоимости, должен был установиться баланс спроса и предложения и, как следствие, - исчезнуть дефицит товаров. Либерализация торговли должна была улучшить товарооборот и систему торговли за счет частной инициативы. Приватизация государственной собственности (передача ее за плату или безвозмездно в частные руки) должна была способствовать созданию среднего класса - устойчивого слоя предпринимателей.
Либерализация цен и торговли началась 2 января 1992 г. Роль стихийного регулятора цен и производства была отдана деньгам, правительство полностью устранилось от контроля над формированием цен. Следствием такой позиции стал их резкий и невиданный рост: в январе 1992 г. он составил 1000 - 1200 %, к концу 1992 г. цены выросли более чем в 30 раз (реформаторы ожидали, что при оптимистическом течении событий цены вырастут всего в 3 - 4 раза, при пессимистическом - в 8 - 10 раз).
Возник «заколдованный круг»: стремясь уменьшить потери, предприятия повышали цены на продукцию, покупательная способность рубля и возможности населения снижались. Заработная плата на протяжении 1992 г. увеличилась лишь в 12 раз. Начался лавинообразный рост дефицита государственного бюджета, для покрытия которого правительство увеличило выпуск бумажных денег. Следствием этого стала высокая инфляция.
Она, в свою очередь, привела к острой нехватке наличных денег и полному обесцениванию вкладов населения в сберегательных банках.
Надежды правительства на широкомасштабную валютную помощь Запада, которая могла бы стабилизировать финансовую систему, не оправдались.
Кризис финансов, естественно, усугубил критическое положение в производственной сфере.
В промышленности шел быстрый рост взаимных неплатежей: предприятия не могли рассчитаться друг с другом за поставленную по договорам продукцию. Пытаясь стабилизировать финансовую систему и уменьшить дефицит государственного бюджета, правительство резко сократило дотации убыточным предприятиям, и они вынуждены были сокращать производство.
Наиболее сильный удар был нанесен по военно-промышленному комплексу, транспорту и энергетике. Рост цен на потребительском рынке вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энергию. Сельскохозяйственные предприятия, продав осенью 1991 г. урожай по старым ценам, не могли приобрести семена, удобрения и технику для весеннего сева 1992 г.
Безудержный рост цен резко снижал реальную заработную плату. Вдобавок следствием кризиса наличных денег стали постоянные задержки с выдачей зарплаты, стипендий, пенсий, пособий. С другой стороны, правительство снизило социальные выплаты населению.
Практически прекратилось финансирование науки, образования, здравоохранения, культуры.
Выход из кризиса правительство видело в ускорении либерализации экономики, в углублении рыночных отношений. Поэтому оно настаивало на продолжении «шоковой терапии». Б.Н. Ельцин разделял эту точку зрения. В июне он назначил Е.Т. Гайдара исполняющим обязанности главы правительства. Но, поскольку негативные последствия экономических реформ вызывали растущую критику в Верховном Совете, он ввел в состав правительства опытных хозяйственников - В.С. Черномырдина, В.Ф. Шумейко и Г.С. Хижу, - уравновесив этой уступкой назначение Е.Т. Гайдара.
В августе 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о приватизационных чеках (ваучерах). Вся государственная собственность, подлежащая приватизации, была поделена в равных долях между гражданами страны (включая новорожденных младенцев - 148,7 млн. человек).
Суть приватизации, как ее понимали разработчики во главе с А.Б. Чубайсом, состояла в том, чтобы дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде доли в общей государственной собственности. Рыночной цены предприятий на момент проведения «ваучеризации» не существовало, и за основу была взята их балансовая стоимость; сумму балансовых стоимостей и разделили на общее количество населения. Доля каждого оказалась эквивалентна 10 тыс. руб. (номинальная стоимость ваучера), что было достаточно большой суммой в августе 1992 г. (для сравнения, легковой автомобиль стоил около 20 тыс. руб.).
В результате начального, «ваучерного», этапа приватизации (1993 - 1994 гг.) в стране появились 40 млн. акционеров. Вместе с тем практически все акционеры были чисто номинальными, так как никаких действенных правовых механизмов вложения ваучеров в экономику (скупки на них акций предприятий) разработано не было.
Владельцам ваучеров предложили либо использовать их при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе, либо купить акции чековых инвестиционных фондов. Таким образом, сам приватизационный чек еще не давал возможности непосредственно участвовать в приватизации, его владелец был обязан отдать его посреднику.
В результате ваучеры оказались втянутыми в спекулятивный оборот. В условиях инфляции на черном рынке за ваучер давали все меньше денег. Осенью 1992 г., продав приватизационный чек, можно было купить мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. их рыночная цена была эквивалентна 3 - 4 бутылкам водки.
Социальные последствия реформ были крайне тяжелыми.
По мере обострения кризиса в экономике стремительно падал жизненный уровень населения. Пустые прежде прилавки магазинов наполнялись продовольственными и промышленными товарами, в том числе импортными, а покупательная способность основной массы населения падала. По данным Министерства труда, с января 1992 г. по сентябрь 1993 г. цены выросли в 163 раза, тогда как денежные доходы населения - всего в 57 раз. Таким образом, реальный жизненный уровень народа упал в среднем в три раза. Основная часть населения быстро нищала и спешила использовать ваучеры, как-то «вложить» их, в результате чего почти все ваучеры оказались в руках дельцов «черного рынка». Подавляющее большинство россиян, лишившись накоплений за прежние годы в сберегательных банках и не получив ничего от приватизации, с трудом сводило концы с концами. На фоне массового обнищания все заметнее становилось обогащение меньшинства населения.
Поскольку рассчитывать на рост отечественного производства в создавшихся условиях не приходилось, а дефицит товаров еще не был ликвидирован, правительство с целью насыщения рынка пошло на либерализацию внешней торговли. Широкие круги частных предпринимателей получили возможность проводить экспортные и импортные операции. И внутренний рынок в довольно короткие сроки был насыщен иностранными продовольственными и промышленными товарами. Расцвела уличная торговля с рук, в палатках и киосках, быстро росло количество больших и маленьких рынков. Но все же значительная часть населения не могла позволить себе покупать многие товары из-за их дороговизны.
Все эти меры сделали возможным конвертирование рубля по рыночному биржевому курсу. На фоне экономической нестабильности и продолжающегося кризиса рубль стал резко падать по отношению к доллару.
К концу 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет был подорван. Стало очевидным, что «шоковая терапия» как метод быстрого перехода к рынку, вопреки расчетам реформаторов, не принесла быстрого положительного результата, но вызвала многие отрицательные последствия, поставив страну на грань социального взрыва.
Вопрос, как исправлять положение, и в частности как бороться с инфляцией, в каком направлении следует корректировать курс реформ, превратился в объект острой борьбы между различными политическими силами.
Ее отправной точкой послужили оценки итогов реформ 1992 - 1993 гг. А они были следующими: за 1992 г. национальный доход составил лишь 80 % в сопоставимых ценах к 1991 г., число безработных выросло до 2 млн. Снизилось производство продовольственных товаров.
Таблица 1. Динамика промышленного производства в 1990 - 1992 гг. (%)
год | Промышленность в целом | Добыча нефти | Добыча газа | Промышленные товары народного потребления | Продукты питания | Мясные продукты | Хлебные продукты | |
1990 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
1991 | 92 | 89 | 89 | 95 | 91 | 90 | 103 | |
1992 | 81 | 79 | 85 | 75 | 75 | 59 | 87 |
Изменилось и отношение к реформам со стороны жителей России. Потеря сбережений, падение реальных заработков, рост цен, недоступность многих товаров, лежащих на прилавках, увеличение социального неравенства - все это порождало недовольство и разочарование. Они вытесняли из массового сознания прежние иллюзии относительно тех благ, которые якобы должен в короткий срок принести «капитализм». Основная часть экономически активного населения стала расценивать переход к рыночной экономике как политику, противоречащую ее интересам и ввергающую ее в нищету. В августе 1992 г. 66 % опрошенных считали, что реформы проводятся не в их интересах.
На почве недовольства населения усилилась коммунистическая оппозиция президенту Б.Н. Ельцину.
В декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов, большинство которого составляли противники либеральных реформ, работа правительства была признана неудовлетворительной. «Гайдар остается», - твердо заявил Б.Н. Ельцин. Но все его попытки сохранить Е.Т. Гайдара закончились неудачей. В обстановке ожесточенных нападок, зачастую безграмотной критики и насмешек первый вице-премьер сам подал в отставку. Бурные дебаты завершились компромиссом: президент предложил съезду отобрать несколько кандидатур и выбрал одного из трех, набравших наибольшее количество голосов. Остановив выбор на В.С. Черномырдине, он назначил его председателем правительства.
По данным Российской академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3 - 5 %, среднеобеспеченных - 13 - 15 %, бедных - 40 %. За чертой бедности, таким образом, оказалось около 40 % населения страны.
Общество на распутье
Период 1991 - 1993 гг. для общества был особенно драматичен. Оно теряло свою прежнюю социальную идентификацию. Это означает: как отдельный человек, так и общество в целом не понимали, какой социальный статус они обрели и что потеряли в результате распада СССР, ликвидации государственной и общественной собственности, краха советской политической системы, социалистических ценностей, коллективистского менталитета и советского образа мышления.
Первым тяжелым испытанием, которое пережило общество, стало крушение СССР - великой империи, обладавшей огромным потенциалом, влиявшей на мировое сообщество, определявшей перспективы развития Европы и Азии.
В дальнейшем, по мере реформирования экономики и политической системы, в массе населения усиливалось неприятие как самих реформ, так и их творцов. Главными причинами были: острая, держащая в постоянном напряжении политическая борьба между ветвями власти, чреватая политическими потрясениями, потеря уверенности в завтрашнем дне, рост цен и безработицы.
Обострилась и демографическая ситуация: усилились тенденции снижения рождаемости и роста смертности. С другой стороны, в Россию хлынул поток беженцев; к концу 1992 г. в стране уже находилось около 2 млн. русскоязычных граждан бывшего СССР, мигрировавших из бывших союзных республик.
Страницы: 1, 2