Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и "дело Госплана"

Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и "дело Госплана"

Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и «дело Госплана»

Общепризнанно, что сталинская система в основном сложилась в довоенные годы. Именно тогда сформировались и укрепились ее основные структуры и принципы функционирования. Опыт, накопленный высшим советским руководством в период подготовки к войне и во время нее, широко использовался в послевоенный период. В значительной мере в эпоху позднего сталинизма, в конце 1940 - начале 1950-х гг., в иных масштабах и условиях применялись многие конкретные методы управления страной, характерные для 1930-х гг. Например, Дж. Миллер считает, что «послевоенные годы были <… > годами консерватизма, но не экспериментов. Это был период, в течение которого была в большинстве ее составляющих восстановлена предвоенная система».

Возможно, такая точка зрения является излишне категоричной. Однако очевидно, что мы можем не только сопоставлять механизмы власти в до- и послевоенный период, но также исследовать конкретные проблемы развития сталинской системы с учетом устойчивости и повторяемости методов руководства, наличия у лидеров страны опыта и представлений, сложившихся на предшествующих этапах. Изучение этих «исторических» предпосылок и прецедентов в принятии решений важно в такой же мере, как и исследование условий и обстоятельств, непосредственно воздействовавших на механизмы власти.

Рассмотрены некоторые тенденции экономической политики высшего руководства СССР в конце 1940-х гг. с учетом того, что в той или иной мере схожие задачи Сталин и его окружение пытались решать в предвоенные годы. Несмотря на существенную разницу, сталинская экономическая политика середины 1930-х гг. дает материал для сопоставления с некоторыми аналогичными процессами в послевоенный период.

С некоторой долей условности экономическая ситуация в СССР после завершения Второй мировой войны может быть сравнима с экономической ситуацией в стране после «большого кризиса» начала 1930-х гг. Сверхнапряжение людских сил, голод, использование преимущественно административных и репрессивных методов управления экономикой, ослабление экономических стимулов в условиях карточной системы, высокой инфляции и расстройства финансов - эти обстоятельства в обоих случаях предопределяли схожие способы относительной нормализации экономического положения. Неприкосновенными оставались также основные принципы и цели экономической политики - приоритетное и максимально быстрое развитие тяжелой промышленности.

Перспективные цели экономического развития после войны Сталин, как уже не раз отмечалось в литературе, изложил в речи на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Параметрами этой программы были 500 млн. т. угля, 60 млн. т. стали, 50 млн. т. чугуна, 60 млн. т. нефти. Достижение таких целей в условиях послевоенной разрухи действительно являлось огромной задачей, хотя сама по себе эта программа отражала, по словам Э. Залесски, примитивные идеи экономического развития, основанные на элементарных количественных критериях.

Одним из следствий войны было разрушение финансовой системы. Если доходы населения выросли с 1940 г. по 1945 г. с 170 до 222 млрд. руб., то товарооборот уменьшился со 175 до 160 млрд. руб. Обеспечение финансирования растущих расходов в таких условиях достигалось за счет огромной эмиссии. К 1 января 1946 г. в обращение было выпущено 73, 9 млрд. руб. Соответственно росла инфляция. Цены на колхозных рынках в 1945 г. возросли по сравнению с 1940 г. в 4, 7 раза.

Решение этих проблем руководство страны, судя по всему, первоначально предполагало осуществить по рецептам, уже примененным в 1934-1935 гг. Тогда за счет некоторого увеличения производства товаров широкого потребления из оборота была изъята часть денежной массы. Последовавшая в 1935-1936 гг. отмена карточной системы, сопровождавшаяся фактическим повышением цен, способствовала относительной стабилизации бюджета, укреплению денежной системы и активизации экономических методов управления и материального стимулирования труда.

Некоторые шаги в этом направлении были предприняты и после войны. Первоначально карточки предполагалось отменить уже в 1946 г. 27 мая 1946 г. Политбюро по указанию Сталина создало комиссию по подготовке вопросов, связанных с отменой карточек под председательством Микояна. Комиссии поручалось внести предложения «по максимальному увеличению производства для продажи населению таких товаров ширпотреба, как радиоприемники, патефоны, швейные машины, велосипеды, мебель, посуда, галантерея и др.», а также по развитию местной и кустарной промышленности. Это постановление еще раз подтверждало, что советское руководство рассчитывало первоначально двигаться по пути, испробованному до войны, - изъять из обращения денежную массу за счет активизации товарооборота и отказаться на этой основе от карточек. Через несколько месяцев стало ясно, что эти расчеты не оправдываются. Не говоря о трудностях их осуществления в принципе, ситуацию существенно изменило распространение голода.

Однако новая программа действий, сформулированная в сообщении Совета министров и ЦК ВКП, утвержденном Политбюро 6 сентября 1946 г., показывала, что руководство страны продолжало действовать по довоенным сценариям. Сообщив о неурожае и предстоящем значительном снижении хлебозаготовок, Политбюро в этом документе объявило, что отмена карточек переносится на 1947 г. Это должно произойти, как объяснялось в сообщении, на основе «сближения коммерческих и пайковых цен… с тем, чтобы к моменту отмены карточной системы упразднить коммерческие цены и объявить новые пайковые цены едиными государственными ценами». В связи с этим с середины сентября резко повышались пайковые цены и несколько снижались коммерческие. Например, для второго пояса, куда входили регионы Центральной части страны, включая Москву и Ленинград, и часть Сибири, устанавливались такие цены на ржаной хлеб: новые пайковые - 3 руб. 40 коп. за кг вместо 1 руб. 10 коп., новые коммерческие - 8 руб. вместо 10; по мясу: новые пайковые - 30 руб. вместо 12; новые коммерческие - 80 руб. вместо 120. В связи с фактическим повышением цен рабочим и служащим, имеющим оклады не выше 900 руб. в месяц, пенсионерам и студентам произвели прибавку от 60 до 110 руб. в месяц.

Все это в значительной мере воспроизводило ситуацию накануне отмены карточек в 1934 г., когда также проводилось повышение пайковых цен на хлеб и вводилась компенсация. Тогда эти меры в сочетании с накоплением необходимых продовольственных ресурсов позволили отменить карточки. Однако в послевоенный период этого оказалось недостаточно.

За счет повышения цен, увеличения производства товаров для рынка и расширения коммерческой торговли в 1946 г. было изъято из обращения 8,1 млрд. руб., а за 11 месяцев 1947 г. - 2,4 млрд. На декабрь 1947 г. в обращении оставалось 63,4 млрд. руб. Достичь большего в условиях товарного дефицита и голода, поразившего страну в 1946-1947 гг., было невозможно. Пределы имело также повышение цен. Как утверждалось в записке А.Г. Зверева Сталину, изъятие денежной массы из обращения через каналы торговли затруднялось в виду неравномерного распределения накоплений населения - «у многих лиц образовались крупные денежные капиталы». Положение в финансовой сфере было одним из главных препятствий проведения отмены карточной системы по образцу 1930-х гг. Огромная денежная масса, находившаяся в обороте, не могла быть обеспечена товарами. Поэтому в 1940-е гг. был избран другой путь - отмене карточек предшествовала денежная реформа, носившая ярко выраженный конфискационный характер.

27 мая 1947 г. Политбюро создало комиссию для выработки проектов постановлений о денежной реформе под председательством В.М. Молотова. Судя по оформлению этого постановления в подлинном протоколе Политбюро, решение могло быть принято на встрече в кабинете Сталина.

В результате реформы, проведенной в декабре 1947 г., резко сократились денежные сбережения населения и государственный долг по займам. Объем денежной массы, находившейся в обращении, включая разменную монету, снизился к концу 1947 г. до 14 млрд. руб. против 18, 4 млрд. к началу войны. Такое резкое снижение создавало существенные резервы для последующей эмиссии, чем правительство вскоре и воспользовалось. Одновременно с денежной реформой с 16 декабря 1947 г. отменялись карточки. Намечаемое реформой изъятие денег у населения было столь значительным, что цены при отмене карточек были в основном оставлены на уровне пайковых или даже несколько снижены - на хлеб и муку, например, в среднем на 12% против пайковых цен.

Денежная реформа и отмена карточек создавали принципиально новую экономическую ситуацию. Однако высшее руководство страны первоначально не спешило воспользоваться этими возможностями и занимало выжидательную, относительно умеренную позицию при определении пропорций годовых планов. Это отразилось в разработке и принятии плана на 1948 г.

Принципы составления, согласования и утверждения плановых показателей, как показывают, например, документы о составлении плана 1948 г., оставались такими же, как и в предвоенный период. На первом этапе представленный Госпланом проект плана подвергался атакам со стороны ведомств, требовавших увеличения капиталовложений и сокращения планов производства продукции. Затем высшим руководством страны принималось принципиальное решение об общих пропорциях плана и наступал этап согласования цифр по отдельным ведомствам. Новизной послевоенного периода было активное участие в этом процессе отраслевых Бюро Совета министров, каждое из которых руководило группой министерств и возглавлялось членом Политбюро. Однако, судя по документам, это было не содержательное, а чисто техническое новшество. Промежуточное звено в виде Бюро было необходимо из-за значительного увеличения количества министерств. В целом руководители Бюро выполняли ту же роль отраслевых лоббистов, какую играли члены Политбюро, возглавлявшие хозяйственные наркоматы в 1930-е гг.

Судя по всему, первоначально Госплан разрабатывал вариант плана на 1948 г. исходя из объема капитальных работ в 60 млрд. руб. 23 и 24 декабря 1947 г. состоялось заседание Бюро Совета министров по проекту плана восстановления и развития народного хозяйства на 1948 г. Выступавшие на заседании министры требовали увеличить капиталовложения для их министерств и сократить планы производства продукции. Например, министр транспортного машиностроения И.И. Носенко предлагал уменьшить показатели валовой продукции министерства с предложенных Госпланом 4430 млн. руб. до 3458 млн., а объемы капитальных работ увеличить с 710 до 900 млн. Министр электростанций Д.Г. Жимерин требовал 3 млрд. руб. капиталовложений вместо 2,5 млрд. и при этом соглашался на прирост производства электроэнергии на 12% вместо 14%, предложенных Госпланом. Министр черной металлургии И.Ф. Тевосян настаивал на значительном увеличении ввода в действие новых мощностей - прокатных станов и доменных печей и т.д.

Принципиальное решение вопроса было перенесено в Политбюро. 25 декабря план капитальных работ обсуждался у Сталина. Благодаря счастливой случайности, мы располагаем некоторыми подробностями о ходе этого заседания. Несмотря на то, что заседания Политбюро не стенографировались, на этот раз короткую запись о выступлении Сталина сделал в своем дневнике В.А. Малышев.

В ней содержится ценнейшая информация о настроениях и экономических ожиданиях Сталина в конце 1947 г. «Товарищ Сталин, выслушав зампредов Совета министров сказал: «План очень раздут и нам не по силам. Деньги надо давать только на пусковые объекты, а не размывать по многим объектам. Разную чепуху строят на новых, необжитых местах и тратят много денег. Надо больше расширять старые предприятия. Проектанты у нас сволочи, Проектируют все только новые заводы и раздувают строительство». Поскольку намечаемый высокий план на 1948 г. исходил из плановых заданий четвертой пятилетки, Сталин заявил, что связывать себя пятилетним планом не следует: «Может быть мы пятилетку не выполним. Первую пятилетку мы не выполнили, но потом взяли хороший темп. Может быть, мы пойдем другими обходными путями и придем к выполнению пятилетнего плана. Надо установить план в 40 млрд. руб. вместо наметки в 60 млрд. руб. Мы должны иметь в виду, что на снижении цен и отмене карточек государство потеряло 50 млрд. руб. Если мы раздуем капстроительство, то на рынке появятся лишние деньги и обесценятся»», - заключил Сталин.

Выступление Сталина показывает, что он был в этот период осторожен и опасался форсировать экономическое развитие. На его настроениях, несомненно, сказывалась неблагоприятная ситуация с выполнением плана 1947 г. Пользуясь опытом 1930-х гг. во многом по принципу прямой аналогии, Сталин, как видно из его выступления, допускал как замедление темпов, так и новый рывок - так произошло в начале и середине 1930-х гг. Несмотря на требование уложиться в сорокамиллиардные лимиты, Сталин, по-видимому, дал разрешение председателю Госплана Н.А. Вознесенскому сделать наметки как на 40, так и на 50 млрд. руб. В материалах Совета министров сохранился недатированный «Набросок предложений по плану капитальных работ на 1948 г.» на 40 и 50 млрд. руб. Некоторые признаки позволяют предположить, что он был составлен сразу же после заседания Политбюро 25 декабря. Во-первых, этот набросок очень краток и явно составлялся в срочном порядке. Во-вторых, в преамбуле он почти буквально повторяет мысли Сталина о сужении фронта капитальных работ, зафиксированные в дневнике Малышева. В-третьих, когда Политбюро 26 декабря вновь собралось для обсуждения плана, Сталин согласился с планом в 50 млрд. руб.

Дать разрешение на пятидесятимиллиардный вариант Сталина убедил, скорее всего, Вознесенский. В пользу этого свидетельствует тот факт, что, представляя Сталину новый проект плана на 50 млрд. руб., Вознесенский подчеркивал, что по многим позициям выделенные капиталовложения недостаточны, и просил «по отдельным отраслям народного хозяйства частично увеличить намеченные капиталовложения». Предложения Вознесенского были приняты. Подписанное Сталиным постановление Политбюро о плане капитальных работ на 1948 г. предусматривало объем централизованных капитальных работ в размере 55 млрд. руб. Таким образом, во многом благодаря позиции Вознесенского первоначальные предложения Сталина по централизованным капиталовложениям были увеличены более чем на треть. Это означало существенное наращивание инвестиций по сравнению с 1947 г., когда они составляли 45 млрд. руб.

Вознесенский во многом согласился с требованиями ведомств и при определении объемов производства на 1948 г., хотя после существенного увеличения размеров капитальных вложений можно было ожидать ужесточения позиции Госплана относительно лимитов производства. Действительно, первоначально представленный Госпланом проект плана на 1948 г. предусматривал достаточно высокие темпы прироста промышленной продукции - 22%. Как обычно, ведомства начали протестовать против лимитов Госплана. В конце января состоялись совещания руководителей министерств, отраслевых Бюро Совмина с участием Вознесенского по согласованию поправок к плану. Результаты их работы свидетельствовали о том, что претензии ведомств были в значительной мере удовлетворены. Например, вместо предложенных Госпланом 13,3 млн. т чугуна было принято 13 млн, по бумаге аналогичные показатели составляли 700 и 650 тыс. т при 615 тыс., предложенных Министерством целлюлозной и бумажной промышленности, и т.д.

В результате, представленный Сталину 12 февраля 1948 г. за подписью Молотова, Вознесенского и Берия и утвержденный в тот же день план на 1948 г. предусматривал рост промышленной продукции на 19% вместо 22%. Были уменьшены задания по снижению себестоимости и росту производительности труда в промышленности.

Таким образом, при составлении и согласовании плана 1948 г. Вознесенский проявил себя как вполне традиционный председатель Госплана, склонный к компромиссам с ведомствами, готовый на существенное увеличение капитальных вложений. Стиль и методы работы Вознесенского не отличались от поведения его предшественников - например, Куйбышева, Межлаука. Не претерпели существенных изменений процедура согласования планов и роль Сталина в этом процессе.

Так же, как и в предвоенный период, значительное воздействие на процесс принятия экономических решений в послевоенные годы оказывала общая ситуация в стране. Итоги 1948 г. и последовавшие за ним события вновь подтверждали эту закономерность. 1948 г. в экономическом отношении был достаточно успешным, особенно на фоне предшествующих двух лет. Прежде всего, удалось преодолеть голод. Валовой урожай зерна достиг почти довоенного уровня, а производство картофеля и подсолнечника было большим, чем в любом из предвоенных годов. Значительно были перевыполнены в 1948 г. планы промышленного производства - прирост достиг 27% по сравнению с 19%, предусмотренными планом. По расчетам Госплана, в 1948 г. валовая продукция промышленности достигла 80% от уровня производства, установленного законом о пятилетнем плане за 1950 г. Это означало, что опасность невыполнения плана пятилетки, о которой говорил Сталин в декабре 1947 г., уже не угрожала.

В значительной степени прирост промышленной продукции был достигнут за счет наращивания капитального строительства и ввода в действие новых мощностей. Высокие планы капитального строительства, намеченные на 1948 г., были перевыполнены. Объем централизованных капиталовложений вырос на 11,6 млрд. руб. или на 25%. Это, однако, не оказало слишком негативного влияния на финансовую ситуацию. Заложенные при проведении денежной реформы резервы позволили существенно увеличить эмиссию и в значительной мере за счет этого профинансировать дефицит бюджета. Количество денег в обращении увеличилось с 13,4 млрд. руб. до 23,8 млрд. Благодаря относительной стабилизации экономического положения с начала 1949 г. была проведена реформа оптовых цен в тяжелой промышленности, что создавало предпосылки для активизации экономических стимулов индустриального развития.

Благоприятные результаты 1948 г., независимо от того, что за благополучными цифрами скрывались не только успехи, но и обычные противоречия и диспропорции, характерные для периодов форсированного наращивания производства, несомненно, оказывали воздействие на расчеты высшего советского руководства. Ситуация во многом напоминала середину 1930-х гг., когда после короткого периода относительно умеренной экономической политики Сталин предпринимал попытки для нового скачка. В сталинской системе существовал лишь один рычаг для его осуществления - административно-репрессивное давление на руководителей предприятий и ведомств с целью «расконсервирования» тщательно скрываемых резервов производства. В 1935-1936 гг. этот метод применялся в форме так называемого стахановского движения. В 1949 г. высшее руководство страны также осуществляло давление на экономические ведомства, требуя от них корректировки и перевыполнения планов. Центральным пунктом этой кампании было «дело Госплана».

Госплан в советской экономической системе выполнял важнейшие функции не только координатора деятельности различных ведомств, но и контролирующего органа, отстаивавшего «общегосударственные интересы» в борьбе с «ведомственным эгоизмом». Однако на практике под воздействием разных факторов эти функции не всегда реализовывались в полной мере, происходило своего рода сращивание подразделений Госплана с контролируемыми им ведомствами, в Госплане наблюдалось «ведомственное, отраслевое главкистское желание защищать те или иные отрасли». Высшее руководство страны усматривало в этой «беспринципности» Госплана серьезную угрозу, что в значительной мере продемонстрировало «дело Госплана» 1949 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать