Советская доколхозная деревня накануне коллективизации (1920-е гг.)
p align="left">Таким образом, земельные общества располагали достаточно широким кругом полномочий, чтобы обеспечить соответствующее интересам и представлениям крестьянских масс решения вопросов землепользования и поземельных отношений, содействовать развитию сельскохозяйственного производства.

До начала сплошной коллективизации, как и накануне Великой Октябрьской революции, наиболее массовой формой крестьянского землепользования была общинная. Распространенность общинной формы землепользования в начале нэпа можно охарактеризовать данными частичного земельного обследования ЦСУ, проведенного в 1922г., которое показало, что общинное землепользование занимало тогда абсолютно преобладающее место, причем в основных земледельческих районах страны в общинном пользовании находилось около 98-99% всех крестьянских земель, в сравнении с Северо-Западном районом до 65-75%.

Размеры надела каждого общинника не были закреплены навечно. Они периодически изменялись в целях уравнительного распределения земли между членами общества. Земля распределялась между всеми дворами общества на одинаковых основаниях: в зависимости от количества разверсточных единиц, приходившихся на двор ( основные виды разверстки - по едокам и работникам). Усадьбы фактически не переделялись, различия в их размерах должны были компенсироваться при переделах пашни. При распределении земли община прежде всего заботилась о том, чтобы ее член получал одинаковую по качеству и по распоряжению долю. Последнее слово в распределении реальных земельных участков между дворами принадлежало, как правило, жеребьевке.

Советское государство в практической деятельности по регулированию поземельных отношений постепенно внедряло классовые принципы в распределении земли внутри общин. Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам уже в 1924 г. Формулирует требование первоочередного наделения землей бедноты и предоставления ей земельных участков, лучших по качеству и по распоряжению.

Результатом общинной системы распределения земли были мелкополосица и чересполосица, недостатки которых проявлялись повсеместно, однако их характер и степень влияния на развитие сельского хозяйства в разных районах страны были неодинаковыми. В зависимости от природных условий изменялись и формы и размеры селений, а также расположение и конфигурация земельных наделов. На севере-востоке, севере, северо-западе и западе разбросанность угодий и мелких деревень среди болот лесов порождала межселенную чересполосицу и дальноземелье. Размер земельных полос в крестьянских хозяйствах зависел в первую очередь от числа душ в семье, а известно, что многосемейность возрастала вместе с зажиточностью, что в условиях товарного производства семейная кооперация становилась основой для роста кооперации. Недостатки системы землепользования прямо и непосредственно сказывались на имущественном и социальном положении крестьянина. Хозяйство с наделом в 6 дес. Земли в мелком селении было близко к середняцкому, в многодворных же общинах оно опускалось в ряды бедноты.

Чересполосица, являвшаяся наиболее распространенным пороком общинного порядка землепользования была одним из крупнейших препятствий развитию сельского хозяйства, серьезной преградой на пути материального и культурного благосостояния трудящихся масс деревни.

Определенная группа крестьян пыталась избавиться от неудобств общинного землепользования на пути обособления, выдела своего хозяйства на хутора и отруба. Земельный кодекс 19222 г. Предоставил и этой форме трудового землепользования равные юридеческие права, разрешив свободный переход к ней как путем выдела из общин отдельных хозяйств, так и путем полного разверстания ее земель на хутора или отруба. Рост хуторского и участкового землепользования в первые годы новой экономической политики в основном являлся отражением оживления и развития капитализма в деревне. Это была форма землепользования, наиболее благоприятная для развития капиталистического хозяйства и кулачество в большей степени, чем любой другой слой деревни, стремилось к ее использованию.

Затем возник качественно новый тип трудового землепользования - коллективное, в основе которого лежал совместный труд и общественная собственность на средства

производства. Удельный вес этой формы землепользования первоначально не был значительным. К концу 1920 г. В стране насчитывалось 10,5 тыс. колхозов, объединявших 131 тыс. крестьянских дворов. Данилов В. П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. /М.1997.149с.

Правовые основы развития коллективных форм землепользования в период нэпа, их основные задачи и пути образования были определены Земельным кодексом. Коллективное хозяйство создавалось в целях наивыгоднейшего ведения сельскохозяйственного производства путем совместного труда членов объединения. Закон закреплял основной ленинский принцип колхозного строительства - добровольность организации коллектива, право свободного вступления и выхода из него. Каждый член мог выйти, имея право получить свою долю земли, кроме тех случаев когда колхоз был организован на земле, состоявший в распоряжении государства. Оба эти пути образования коллективного землепользования применялись на практике, однако их значение было не одинаковым на разных этапах развития колхозного строительства. Колхозы организовывались отдельными представителями наиболее передовой части бедноты, и соединить единоличные наделы было крайне трудно, так как для этого требовался общий передел земель общины.

Коллективное землепользование с самого начала своего существования было крупным по своим масштабам, в отличии от хуторско-отрубной формы землепользования принадлежала сельской буржуазии, коллективная была по преимуществу бедняцкой. Вести единоличное хозяйство бедняку было труднее, нежели кому-либо другому.

Особый этап в развитии крестьянского землепользования составляет период непосредственной подготовки коллективизации, т. е. период от XV съезда Коммунистической партии в конце 1927 г. до возникновения массового колхозного движения осенью 1929 г. Курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств, принятый XV съездом партии, требовал перестройки земельной политики Советского государства, который нашел практическое выражение в быстром развертывании колхозного строительства уже в 1928 г. Передача колхозам, беднякам и малощным середнякам лучших земель и оттеснение кулака на непривычные для него худшие земли в ходе землеустройства было равносильно новому и более глубокому социальному перераспределению земли, свидетельствовало о начинающейся коренной ломке общинных традиций, связей и норм, связанный прежде всего с переходом на курс сплошной коллективизации.

Годы непосредственной подготовки коллективизации сельского хозяйства (1928-1929) составляют особый этап в развитии поземельных отношений крестьянства и советской политики. Как было уже сказано переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства означал коренную ломку всех единоличных форм землепользования, полную ликвидацию старой системы земельных отношений. По моему мнению это выразилось на стеснении такую группу населения как кулачество.

При первом же взгляде на развитие деревни прежде всего обращает на себя внимание рост численности крестьянских дворов, которое свидетельствовало об измельчании сельскохозяйственного производства.

Разруха и голод заставили уходить в деревню и многих горожан, давно уже утративших с ней связь, однако масштабы этих переселений были ничтожны. Они стремились переждать тяжелые времена.

В 1923 - 1927 гг. рост числа крестьянских хозяйств продолжался. Темп его несколько превышал темп прироста сельского населения.

Рассмотрев значение земли и организации ее использования, а также роль численности и состава крестьянского двора в социально-экономическом развитии доколхозной деревни, обратимся к системе основных элементов крестьянского хозяйства в целом - к его производительным силам в совокупности, которые образуют объективную основу общественного развития. Мелкое крестьянское хозяйство конца восстановительного периода почти полностью базировалось на применении ручного труда, который играл преобладающую роль в производстве всех сельскохозяйственных культур. Машины и орудия, постоянное совершенствование и расширение употребления которых является решающим, играли совершенно недостаточную роль в производстве сельскохозяйственных продуктов.

Низкая техническая оснащенность крестьянского хозяйства и абсолютное преобладание ручного труда, сохранившиеся до конца 20-х годов, не были, однако, постоянными величинами. Заметные сдвиги произошли в обеспеченности сельского хозяйства машинами и орудиями. Большая работа была проведена Советским государством по замене сохи плугом.

Итак, низкий уровень технической вооруженности являлся основной причиной отставания сельского хозяйства от нужд социалистического строительства.

Быстрыми темпами восстанавливалось и росло производство технических культур. Посевные площади под ними были восстановлены уже в 1922 г.. а к началу сплошной коллективизации почти удвоились. Картофель - один из основных продовольственных продуктов, посев которого также увеличивался. В этот период также наблюдается рост масличных культур, главным образом подсолнечника, но также льна, хлопка и конопли.

Особое место в сельской экономике принадлежит животноводству, доставляющему населению основные наряду с хлебом продукты питания(мясо, молоко и масло), а промышленности-сырье(шерсть и кожу)для производства важнейших предметом народного потребления. Уровень народного благосостояния определяется в первую очередь количеством и качеством потребляемых населением страны хлеба, мяса, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, кожаной обуви.

Таким образом, животноводство являлось важнейшей отраслью сельского хозяйства, занимая видное место в составе его валовой и товарной продукции и в числе источников дохода деревни.

Что же касается колхозного движения в 20-е годы, то большая часть колхозов возникла в результате простого сложения крестьянских орудий производства-рабочего скота, конного и ручного инвентаря. Затем они постепенно оснащались машинами, так например, летом 1925 г. на все колхозы РСФСР приходилось всего 2445 тракторов, а уже к осени 1927 г. в колхозах имелось около 5 тыс. тракторов Данилов В. П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. /М.1997.304с. .

Таким образом, даже в колхозах, не имевших тракторной базы, был сделан серьезный шаг на пути замени ручного труда и увеличения его производительности, однако развитие колхозного производства сдерживалось недостатком квалифицированных кадров.

Глава 2. Аграрная политика в деревне в 1920-е годы

2.1 Новая экономическая политика в деревне в 20-е годы XX века

К 1921 Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, Карской области Армении и Бессарабии. По подсчётам специалистов, численность населения на оставшихся территориях едва достигала 135 млн. Потери на этих территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости.

Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню.

Объём сельскохозяйственного производства сократился в связи с обесценением денег и дефицитом промышленных товаров.

Общество деградировало, его интеллектуальный потенциал значительно ослаб. Большая часть российской интеллигенции была уничтожена или покинула страну.

Таким образом, главная задача внутренней политики РКП (б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, не только отказывались сдавать хлеб, но и поднялись на вооружённую борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП (б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной армии. В результате декретом ВЦИК от 23 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП (б), продразвёрстка была отменена и заменена продналогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству.

Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть -- допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма - временная.

Главная политическая цель НЭПа -- снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель -- предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель -- обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. Большую роль в поддержке стабильности национальной валюты в течение всего периода НЭП играли государственные займы. Однако угроза торговой смычке между городом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке. В 1922 г. 10 тыс. советских денежных знаков на 1 рубль, а 1923 г.-100=1 рублю. В этом же году был выпущен советский червонец, который и стал твердой советской валютой, который ценился выше английского фунта стерлинга.

С установлением новой экономической политики разверстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…

Продналог был первоначально установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму.

30 октября 1922 г. вышел Земельный кодекс РСФСР, который отменял закон о социализации земли и объявлялась её национализация. При этом крестьяне вольны были сами выбирать форму землепользования -- общинную, единоличную или коллективную. Также был отменён запрет на использование наёмных работников.

Необходимо, однако, отметить тот факт, что зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к «осереднячиванию» деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

В общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел -- основное средство производства.

Стране требовались деньги -- на содержание армии, на восстановление промышленности, на поддержку мирового революционного движения. В стране, где 80 % населения составляло крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на него. Но крестьянство было не настолько богатым, чтобы обеспечить все потребности государства, необходимые налоговые поступления. Повышенное налогообложение на особо зажиточных крестьян также не помогло, поэтому с середины 1920-х стали активно использоваться иные, неналоговые способы пополнения казны, такие, как принудительные займы и заниженные цены на зерно, и завышенные цены на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на менее высокое качество. Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто -- перестали продавать зерно свыше того, что им было нужно для уплаты налогов. Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года. Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но отказывались покупать их по завышенным ценам. Следующий кризис возник в 1924-1925 хозяйственном году (то есть осенью 1924 -- весной 1925). Кризис получил название «заготовительного», поскольку заготовки составили лишь две трети ожидаемого уровня. Наконец, в 1927-28 хозяйственном году -- новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» -- наиболее решительные и эффективные хозяева. У них отсутствовал стимул работать лучше. В конце 20-х - нач.30-х гг. правительство Советского государства начинает политику массового раскулачивания, которое началось еще в ходе хлебозаготовок и налоговых компаний конца 1929 г. переросло к нач.1930 г. в «ликвидацию кулачества как класса в связи со сплошной коллективизации. Однако в ходе НЭПа появляется новая прослойка общества нэпманы-частные предприниматели, мелкие торговцы, но их численность была немногочисленна.

Итак, многочисленные внутренние противоречия в конечном итоге привели к ликвидации НЭПовской системы, которая была разрушена большевиками.

В июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) -- она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками.

В результате этих мер объединение в колхозы действительно приобрело массовый характер, что дало повод Сталину в ноябре того же 1929 года выступить с заявлением о том, что середняк пошёл в колхозы. Статья Сталина так и называлась -- «Великий перелом». Сразу после этой статьи очередной пленум ЦК одобрил новые, повышенные и ускоренные, планы коллективизации и индустриализации.

2.2 Влияние «индустриализации» на развитие деревни

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечения ее экономической независимости и укрепление обороноспособности.

Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства.

На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на "социалистическую индустриализацию", на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. В советской историографии этот съезд был назван "съездом индустриализации". На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Для этого необходимо было максимально развивать производства средств производства, обеспечения экономической независимости страны, а также создать социалистическую промышленность на основе повышения ее технического оснащения, но съезд пока не определил ни сроков ее реализации, ни источников средств для ее проведения и только в апреле 1926 г. на пленуме ЦК партии вопрос индустриализации рассматривалось детально. На пленуме выступал представитель правительства А.И.Рыков, который сказал, что в такой стране как Россия, индустриализацию будет проводить очень сложно и этот процесс займет несколько лет. Рыков предлагал в 1926-27 гг. начинать увеличение выпуска промышленной продукции на 23%, а потом снизить темпы до 15%. Л.Д.Троцкий на пленуме настаивал на ускоренной индустриализации путем перекачки средств из деревни в город, в частности насильственное изъятие большого количества хлеба, продажа которого осуществлялась бы за границу. Троцкий предлагал повысить подоходный налог, а также ввести прогрессивный налог на зажиточную часть деревни. Сталин поддержал Рыкова.

В декабре 1927 года XV съезд ВКП (б) принял резолюцию "О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства". Было подготовлено два варианта плана: минимальный и максимальный. Показатели максимального плана примерно на 20 % превосходили показатели минимального. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путём значительного повышения налоговых ставок, поощрительные меры в отношении бедного крестьянства и усиление кооперирования деревни.

Политика "социалистической индустриализации " была направлена на: всемирное развитие государственного сектора как основы социалистической экономики, внесение в управление народным хозяйством планового начала, установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учётом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства. При этом утверждалось, что "социалистическая индустриализация " может быть осуществлена только за счёт внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты.

Были определены источники средств на строительство предприятий: из доходов лёгкой промышленности и главным образом, сельского хозяйства, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей, из доходов от монополии внешней торговли колхозным и совхозным зерном, золотом, лесом, пушниной, частично другими товарами. На вырученные денежные средства в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов, в результате чего советская промышленность вставала на ноги. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки -- Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты, предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям.

Качество продукции было низким, а стоимость сельскохозяйственной продукции остаётся достаточно низкой по отношению к стоимости продукции машиностроения, что приводит к ценовым диспропорциям, возникшим ещё в советское время на заре индустриализации, когда рост промышленного потенциала страны обеспечивался за счёт сельского хозяйства. Промышленность этот счёт до сих пор не оплатила. В итоге таких ценовых перекосов предприятия сельского хозяйства не в состоянии обеспечивать своё производство новой техникой и поддерживать ещё имеющиеся машины в рабочем состоянии, что, вполне естественно, затормаживает дальнейшее развитие агропромышленного комплекса. В 1929-32гг. существенно уменьшилось среднее душевое потребление продукции сельского хозяйства. В конечном счете в стране возник серьезный экономический кризис (ошибки в годовом планировании - волюнтаристское форсирование темпов экономического роста). В стране возникла проблема с металлом, узкие места на железных дорогах. Темпы экономического роста сильно падали.

До коллективизации правительство получало от крестьян небольшой доход. Теперь же оно отбирало от колхозов почти все, оставляя колхозникам только минимум. Несмотря на это, Советы получали от сельского хозяйства много меньше того, на что они рассчитывали. Поэтому план индустриализации пришлось сокращать.

Несмотря на многие отрицательные результаты и жесткие методы проведение социалистической модернизации страны в 20-30 гг. дало свои результаты: аграрная политика обеспечила форсированную перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, высвобождение для индустриализации страны большое количество рабочей силы. Она позволила во второй половине 30-х годов постепенно стабилизировать положение в аграрном секторе отечественной экономики, повысить производительность труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, в результате проведения начального этапа индустриализации оформилась административно-командная система руководства промышленностью. Эта система строится на основе единства государственной власти и государственной собственности, приказных методов управления, эксплуатации рабочих и использовании подневольного труда заключенных. Такая система управления не соответствовала интересам и потребностям трудящихся.

Закончить данную работу я хочу словами современного исследователя истории создания военно-промышленного комплекса СССР Н. Симонова: «Сопоставляя высокую цену, заплаченную народами СССР за совершенный в преддверии второй мировой войны индустриальный рывок, с ценой, которой им, в противном случае, пришлось бы расплачиваться за военно-техническую и экономическую отсталость страны, данные жертвы и лишения не приходится считать ни напрасными, ни чрезмерными».

Заключение

Таким образом, в условиях преимущественно аграрной страны восстановление народного хозяйства после Гражданской войны было решено начинать с сельского хозяйства и легкой промышленности. Это позволило создания основы для подъема тяжелой индустрии.

С первого взгляда можно сказать, что проводимая советским правительством новая экономическая политика и явилась как бы основой в развитии тяжелой промышленности, которую впоследствии стали назвали индустриализацией. Первоначально рост сельскохозяйственного производства начался не сразу, однако затем с урожайного 1923-го сельское хозяйство пошло на подъем.

Существенно изменился социальный облик сельского населения, появился как было уже сказано новый слой, хотя и немногочисленный, нэпманы. Население деревни приходило к осереднячиванию, бедняцкие хозяйства преобразовывались в колхозы, что приводило к увеличению посевных площадей, к уменьшению уровня безработицы. Появился класс колхозного крестьянства и кооперативных кустарей и ремесленников. Из социальной структуры были вытеснены помещики, крупные буржуа, торговцы и значительная часть кулаков.

Большую роль в налаживании сельскохозяйственного производства сыграли сбытовые, потребительские, машинные кооперативы, в которые объединялись относительно зажиточные крестьяне, производившие товарную продукцию. Бедняки, которые не производили продукцию на продажу, чаще создавали коллективные хозяйства - коммуны, артели и товарищества по совместной обработке земли. А колхозы и совхозы, которые пользовались большой поддержкой государства, были немногочисленны, и их доля в производстве сельскохозяйственной продукции вплоть до конца 20-х годов оставалась незначительной.

С началом новой экономической политики - экономическая сфера подверглась децентрализации: наиболее крупные технически оснащенные предприятия объединялись в тресты, наделенные правами планирования, распределения средств, проведения торговых операций. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным лицам, им же разрешили производить реализацию предметов частной промышленности. Одним из характерных признаков нэпа стали концессии - предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами.

Таким образом, с переходом к новой экономической политике был дан импульс частнокапиталистическому предпринимательству. Несмотря на это, государственное регулирование сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзора, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в промышленности ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле - посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности.

Государство оставило за собой предприятия тяжелой промышленности, добычу приоритетных видов сырья, внешнюю торговлю. Стремясь не допустить чрезмерной концентрации капитала у частных лиц, государство использовало налоговый гнет, осуществляющийся посредством финансовых органов. Что касается, например, концессий, то они также ставились под контроль советского государственного аппарата, трудового законодательства.

В результате государство, даже после частичной денационализации имело в своем распоряжении самый мощный сектор народного хозяйства, «командные высоты в экономике».

В рамках НЭПа Советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики России, ее структурные диспропорции и противоречия. Если дореволюционная Россия не входила в число передовых экономически развитых государств, то в 20-е годы ее отставание еще усугубилось. Страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не создали для себя рынков расширенного производства. Деревня не могла удовлетворить потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции, приобретя полунатуральный характер. В свою очередь, нужды индустриализации требовали иной ориентации производства, чем деревенский спрос. Товарный обмен между деревней и городом оказался нарушенным. Первому нечего было дать за товарные излишки и крестьяне стали оставлять их в своем хозяйстве. Во второй половине 20-х годов установленные планы хлебозаготовок оказались проваленными.

Стоит отметить, что новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как временная мера, отступление, а не линия, рассчитанная на длительный срок. В середине 20-х в правительстве происходили многочисленные споры о том, как дальше развивать экономику, стоит ли продолжать НЭП, как осуществить процесс первоначального социального накопления, где взять средства на подъем промышленности, индустриализацию, которая началась с проведении первого пятилетнего плана. В связи с этим задача пятилетки по сельскому хозяйству состояла в том, чтобы объединить разрозненные и мелкие индивидуальные крестьянские хозяйства, лишенные возможности использовать тракторы и современные сельскохозяйственные машины, - в крупные коллективные хозяйства, вооруженные всеми современными орудиями высоко развитого сельского хозяйства, а остальные свободные земли покрыть образцовыми государственными хозяйствами, совхозами.

Задача пятилетки по сельскому хозяйству состояла в том, чтобы превратить СССР из страны мелкокрестьянской и отсталой в страну крупного сельского хозяйства, организованного на базе коллективного труда и дающего наибольшую товарность.

Приложение

Таблица 1

Динамика населения СССР в 1924-1929гг., в млн. Данилов В. П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. /М.1997.21с.

На 1 января

1924г.

1926г.

1929г.

Все население

137,4

143,6

153,4

Городское население

22,4

25,0

28,7

Сельское население

115,0

118,6

124,7

Список источников и литературы

1. Голиков В.А. Важнейший этап развития сельскохозяйственной кооперации в СССР (1921-1929)./М.1963.

2.Горинов М.М. Советская страна в конце 20-х - начале 30-х годов // Вопросы истории. 1990.№ 11. С.31-47.

3. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство./М.1977.

4. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения./М.1979.

5. Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. М.,1984.

6. Иванов А.А. Доколхозная деревня МАО./Й-Ола.2003.

7. Изменение социальной структуры советского общества 1921- сер. 30-х XX в /М.1979.

8. История советского крестьянства. В 5 т. т.1-2./М.1986.

9. Сидоров В.П. Классовая борьба в доколхозной деревне 1921-1929 гг.-М.,1978.

10. Симонов Н.С. Советская финансовая политика в условиях НЭПа (1921-1927 гг.) //История СССР.1990. №5. С. 42-59.

11.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг./М.1990.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать