Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны
p align="left">Далее летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была образована Молдавская ССР. Еще при образовании МАССР было специально отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются государственной границей СССР. Это подчеркивало то, что Советское правительство никогда не признавало границу по Днестру законной, постоянно добиваясь возвращения Заднестровья.

С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское правительство, но и сами трудящиеся края. Об этом факте говорит то, что уже в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнуло мощное Татар-Бунарское восстание.

Дело изменилось в 1940-м году, когда окрепшее Советское государство, использовав благоприятную международную обстановку, потребовало от Румынии возвращения незаконно удерживаемых оккупантами Бессарабия. Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. Большая часть Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, Молдавский народ воссоединился в одном государстве, который получил статус союзной республики. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об образовании Молдавской ССР, что, по мнению исследователей означало преобразование автономной республики в союзную.

Летом же 1940 года число союзных республик выросло еще на три за счет установления Советской власти в Прибалтике. После гибели власти советов в Эстонии, Латвии и Литве в 1919-1920 годах там на долгие два десятилетии установилась диктатура буржуазии, которая взяла курс на расширение контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не могло не отразиться пагубно на экономики, как России, так и Прибалтики. Для развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым придатком. Они видели в этом, по их мнению, европейском захолустье преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов.

В условиях возрастающего политического кризиса прибалтийские государства пошли на установление фашистских диктатур. В 1934-м году по примеру нацистской Германии в прибалтийских республиках практически одновременно была установлена фашистская диктатура. Президенты - Пяцтс, Ульманис, Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты, запрещены все, даже буржуазные партии, введены ограничения всех демократических свобод.

С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.

Однако не только и, может быть, не столько экономические трудности поставили Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939г. стало ясным, что Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией. Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи, предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939г. явились верным шансом для них сохранить свою государственность.

Получив согласие на размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела прибалтийских республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Все западные средства массовой информации придирчиво следили за нами и вряд ли кто мог упрекнуть Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств.

К лету 1940г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре 1939г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в середине 1940г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру перебросить свои силы на Восток.

В этих условиях Советский Союз счел необходимым усилить свои базы в Прибалтике, чтобы защитить её и себя от германского вторжения. Правительства прибалтийских республик с большой неохотой пошли на это. Не рассчитывая на то, что с существующими правительствами, которые больше устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии и Литвы в июне 1940г. заменить правительства своих государств на такие, которые могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи. Пяцтс (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами Запада.

Следует отметить, что смена правительства прибалтийских республик явилась результатом не только демаршей Советского правительства. Она была подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с осени 1939г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических партий. Новые правительства, получившие название народных, не были коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще ни одного коммуниста, а в латвийском их было всего двое. И политика, которую они стали проводить, была не социалистической, а общедемократической, антифашистской. При этом власть президента сохранялась.

Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные в 1934г., не сохранились и поэтому не смогли проявить себя на выборах.

Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в его состав.

В августе 1940г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.

Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР 1936г. Однако в основных законах этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь вступали в переходный от капитализма к социализму период.

В соответствии с этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25 августа 1940г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества». А ст.8 определяла, что «наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых советских республик.

Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в Советский Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940г., были абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе, заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при внушительной активности граждан и депутатов избирали подавляющим большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть, просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых советских республик.

Таким образом, в течение предвоенного периода количество союзных республик в нашей стране выросло с 7 до 16.

Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых союзных республик. Здесь нужно отметить, прежде всего, присоединение западных областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в едином советском государстве, осуществленное в 1939г.

Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями, заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.

Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920г. Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного восточнее.

Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939г. это оказалось возможным.

Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в Восточную Польшу, т.е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину. Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии приняло решение просить Советский Союз о включении её в состав Союза и Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.

Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской Украины.

Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не входившей в состав Союза - Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве, были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее Виленский край вместе со столицей республики - Вильнюсом. Теперь же, когда Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она уже имела новые границы.

Для развитых союзных республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.

Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору Союза. Конституция отнесла также к ведению союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые другие права Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства - объективные и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В. Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономности - национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования этих народов, что в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности, в предвоенные годы был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы стали здесь строится, как и по всей стране.

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ - Коми-Пермяцкий - был образован еще 1925 году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 - Удмуртии и Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г. Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3.[14;89]

В 1930 году округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.

Были образованы также две новые автономные области - Хакасская и Еврейская.

Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно-территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.

Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны

Изменение национально-государственного устройства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны осуществлялось в нарушение Конституции (Основного Закона) СССР и были связаны с депортацией целых народов. При этом решение о ликвидации того или иного национально-государственного образования, как правило, принимали ЦК ВКП(б), ГКО совместно с СНК СССР, а затем Президиум Верховного Совета СССР утверждал соответствующие указы, которые при необходимости дополнялись постановлениями ГКО и Совнаркома СССР.

Начало изменению государственного устройства СССР и союзных республик положило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 12 августа 1941г. “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья”. В соответствии с этим постановлением Президиум Верховного Совета СССР 28 августа принимает указ, в котором отмечалось, что в районах Поволжья “имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов” среди немецкого населения. Это обвинение послужило основным для депортации в Сибирь, Казахстан и другие регионы в” 1941--1942 гг.огромного количества немцев, проживавших в различных республиках и областях СССР и в Автономной Республике немцев Поволжья.

Сама республика даже не была юридически ликвидирована, а по указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941г. ее районы были включены в состав Саратовской и Сталинградской областей.

12 октября 1943г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР “О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории”. По указу карачаевцы были обвинены в “предательстве” и в участии на стороне германских войск в борьбе «с Советской властью».

На этом основании было депортировано почти 69 тыс. человек, а районы Карачаевской АО переданы в состав Ставропольского и Краснодарского краев и Грузинской ССР.[16;58]

Через полтора месяца участь карачаевцев разделили и калмыки. Президиум Верховного Совета СССР в своем указе от 27 декабря 1943г. отмечал, что “многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии” и т. п. Поэтому Калмыцкая АССР была ликвидирована, более 90 тыс. калмыков переселены в другие районы СССР, большая часть территории республики включена в состав Астраханской области, а остальные районы переданы Сталинградской и Ростовской областям и Ставропольскому краю.[16;76]

Обвинения, подобные вышеизложенным, были предъявлены чеченцам и ингушам. 7 марта 1944г. Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Чечено-Ингушскую АССР, образовать в составе Ставропольского края Грозненский округ, в который включить большую часть республики, а остальную территорию передать Дагестанской, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. По этому указу было депортировано около 500 тыс. чеченцев и ингушей. Вслед за Чечено-Ингушской АССР указом от 8 апреля 1944г. Кабардино-Балкарская АССР переименовывается в Кабардинскую АССР, часть ее территории включается в состав Грузинской ССР, а почти 37 тыс. балкарцев выселяются с родной земли.[14;134] В 1944г. перестала существовать и самостоятельная Тувинская Народная Республика, “добровольно” вошедшая в СССР как автономная область РСФСР.

30 июня 1945г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовывает Крымскую АССР в Крымскую область в составе РСФСР.

Характер межнациональных отношений на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, на мой взгляд, определялся спецификой этнической программы фашистской Германии, национальным составом коренного и прибывающего по эвакуации населения в тыловых районах, экстремальными условиями войны, с одной стороны, ухудшившими материально-бытовое положение людей, что привело к усилению социальной напряженности в тылу, а с другой - сплотившими народ против общего врага.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать