Средневековая цивилизация арабов
p align="left">Следует заметить, что все описанные разногласия выходили за рамки сунны - священного предания мусульман содержащего рассказы о жизни пророка Мухаммеда и его суждениях. Именно на сунну опирался предводитель Омейядов Муавия, который и стал следующим халифом. Это случилось, когда Али, почти полностью разгромивший хариджитов, был убит одним из них в 661 г.

С этого времени по 750 г. в Арабском халифате утвердилась династия Омейядов.

Воцарение Муавии сопровождалось мирным договором, который новый халиф заключил с сыном покойного Али - Хусейном. Это был также компромисс со старым окружением пророка, которое ориентировалось на исконные арабские территории - Медину и Мекку. Оказывая внешнее уважение традиционным центрам, Муавия всё же перенес свою столицу в Дамаск, сделав акцент прежде всего на завоевание новых земель и удержание завоеванного.

Но сразу после его смерти (680 г.) Мекка и Медина выступили в защиту прав Хусейна, которого шииты вновь провозгласили халифом.

В том же году войска Омейядов подавили это движение: армия повстанцев была окружена, сам Хусейн убит, голова его отправлена в Дамаск.

Такая экзекуция не принесла мира: в 682 г. Омейяды были изгнаны из Медины, хариджиты укрепились в Басре, шииты - в Куфе. Все владения в Северной Африке западнее Египта оказались под властью местных племен - берберов. Отпали от Омейядов Ирак во главе с полководцем Абдуллой Ибн Зубейра, Армения и Азербайджан, отвоеванные Византией, земли Средней Азии за Амударьей, где против арабов началось очередное восстание.

Борьбу за воссоединение земель халифата начал Абд аль-Малик (халиф с 685 г.). Уже в 684 г. он разгромил хариджитов, а шиитское движение подавил в 687 г. Обезопасив себя мирным договором с Византией, Абд аль-Малик отправил сирийскую армию на Аравийский полуостров. Земля пророка была брошена под копыта коней. Войска халифа заняли Медину, после чего была осаждена и взята Мекка (692 г.).

Достигнутая таким образом консолидация арабского мира позволила халифату Омейядов, который иногда называют и Дамасским халифатом, резко усилить внешнюю экспансию.

Египетские наместники Абд аль-Малика повели войска вдоль побережья Средиземного моря на запад. Здесь, как уже говорилось выше, укрепились кочевые племена берберов. Начатое в 689 г. наступление завершилось к 710 г. выходом к современному Гибралтарскому проливу. Еще несколько лет потребовалось, чтобы ряд десантов в Испанию показал слабость государства вестготов, терзаемого смутами. В числе первых на Пиренейский полуостров высадился (711 г.) отряд численностью до 7 тыс. человек, которым командовал вольноотпущенник Тарик Ибн Зияд. Он одержал победу под Кадиксом, после чего почти без сопротивления занял целый ряд городов, завершавшийся столицей вестготского королевства - Толедо.

Прибывший вслед за Тариком (712 г.) наместник Северной Африки Муса привел с собой восемнадцатитысячную армию, которая вошла в Толедо, двигаясь по другому маршруту. Здесь Муса приказал арестовать удачливого вольноотпущенника и заковать его в цепи, но память о первом завоевателе Испании сохранилась в названии Гибралтар, происходящем от арабского Джебель (Гебель) Тарик, что означает Гора Тарика.

В следующем году, взяв после долгой осады Севилью, Муса почти полностью завладел Пиренейским полуостровом: лишь горная страна басков не покорилась завоевателям. Впрочем, торжествовал мусульманский полководец недолго: в Дамаске он был обвинен халифами Валидом I (705-715 гг.) и Сулейманом (715-717 гг.) в неправильном распределении военной добычи. Уплатив огромный штраф, Муса кончил свои дни частным лицом.

Уже эти события свидетельствуют о глубоком антагонизме между полководцами - наместниками завоеванных территорий - и центральной властью.

Несколько раньше (695 г.) Омейядам удалось восстановить свою власть в Ираке, куда отступили из Аравии силы хариджитов. Развивая успех, войска халифов подчинили Среднюю Азию, где их опорным пунктом стал город Мерв (Мары). Успешным был и поход в Индию: в 711 г. арабы заняли город Мультан - один из крупнейших центров индуизма.

Все эти завоевания сопровождались строительством собственно арабских городов, чьи укрепления должны были обеспечить контроль над покоренными народами.

Экспансии халифата не предвиделось, как казалось, никаких, преград, когда его победоносные армии осадили Константинополь (717 г.). Падение города означало для арабов соединение западных владений с восточными и завершение борьбы за мировое господство.

Трудно было сомневаться в успехе этого предприятия: Византия была ослаблена двадцатилетним периодом междоусобиц, когда шесть императоров лишились престола насильственным образом, причем четверо из них погибло от руки палача. Более того: новый император Лев Исавр слыл арабофилом и чуть ли не тайным мусульманином. Именно эти симпатии к исламу сделали его, как считали современники и считают некоторые исследователи, инициатором иконоборческого движения. Халиф Сулейман одним из первых признал не совсем очевидные права Льва на императорский трон.

Новый император не оправдал надежд своих арабских друзей, и против византийской столицы были брошены огромные силы. Часть войск двигалась из Малой Азии, другая была переброшена морем во Фракию и наступала на Константинополь из Европы. Флот, насчитывавший до 1800 кораблей, должен был отрезать город как от Средиземного, так и от Черного морей. Судьба империи висела на волоске, когда Лев Исавр, выждав благоприятное сочетание течения и ветра, направил против вражеской армады свои огнеметные суда. Знаменитый греческий огонь уничтожил большую часть арабского флота. Последовавшая сразу после этого отчаянная попытка взять городские стены с моря была отражена. Не могла не сказаться на положении осадной армии и смерть халифа Сулеймана. Тылы европейской группировки арабов тревожили болгары.

Фатальным для мусульман оказалось решение зимовать под Константинополем. Полная блокада без господства на море оказалась невозможной, и осаждающие терпели лишения еще в большей степени, нежели осажденные. Постоянно тревожимые вылазками и редеющие от болезней в условиях суровой зимы армии халифата понесли огромные невосполнимые потери и могли надеяться лишь на помощь нового флота. Весной 718 г. эти подкрепления действительно прибыли, но вновь потерпели поражение в морском бою. Неудачей закончилась и попытка перебросить осаждающим подкрепление сухим путем.

Общие потери арабского войска оценивались в 100 тыс. человек. Такая катастрофа всё же не помешала мусульманам вторгнуться на территорию Франции и продержаться там некоторое время, равно как и нанести совместно со среднеазиатскими племенами поражение китайской армии в 751 г. на реке Талас, однако это были уже предсмертные судороги погибающего гиганта.

Изнурительные завоевательные походы, переставшие приносить только победы, но кончавшиеся зачастую и тяжелыми поражениями, вынудили халифов пересмотреть налоговую политику. Легкие изначально подати, обеспечившие арабам поддержку на покоряемых территориях, стали сменяться тяжелым гнетом, не уступавшим поборам, которые имели место в Византии и в державе Сасанидов.

Усиливалась реальная власть эмиров - одновременно военачальников и администраторов в наместничествах, которых к этому времени насчитывалось уже пять.

В первое наместничество входили Иран, Ирак, Восточная Аравия, Хорасан и Средняя Азия, причем два последних региона имели отдельных правителей.

Второе наместничество включало коренные арабские земли: Хиджаз, Йемен и Центральную Аравию.

Восточная часть Малой Азии, Азербайджан и Армения относились к третьему.

Четвертое наместничество объединяло Египет, Ливию и Триполи, а пятое - Западную Африку и Испанию.

Эмиры устанавливали свои порядки, часто еще более поднимая и без того что вело к росту социальной напряженности. Этот процесс накладывался на сепаратистские устремления отдельных регионов и сохранявшиеся религиозные противоречия.

Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные мятежи прокатились по всему халифату. В 728-737 гг. восстали согдийцы в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), в 734-743 гг. - берберы в Магрибе (Северная Африка) и Испании, в 740 г. - шииты в Куфе, в 744-747 гг. - хариджиты в Месопотамии, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти выступления имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией этой серии явилось восстание в Хорасане, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы - дехкане, осевшие в Хорасане арабские племена, множество беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников этих движений и в религиозном отношении: мусульмане различных толков - сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты. Последний халиф Мерван II отступил в Сирию, а затем бежал в Египет, где и был убит.

3.3 Возникновение Династии Аббасидов

Власть Омейядов пала в 000 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 000 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат), к власти пришли халифы из нового рода - Аббасидов. Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад (ал-Мас'уди Золотые копи и россыпи самоцветов. /История Аббасидской династии: 749-947 гг. 2002 г. с. 565/.

В результате гражданской войны к власти пришла новая династия - Аббасиды (потомки дяди пророка Мухаммеда). В 749 г. один из них - Абу-ль-Аббасас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Потомки лишившихся власти Омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат.

Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад, основанный в 762 г.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное - махдистское движение в Судане (Африка) 1881-1898 гг. Глава его - Мухаммед Ахмед - объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванный руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом был подавлено англо-французским альянсом.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все сторон жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быт подчинено целиком религиозным законам. В прежни времена в мусульманских странах имело место полно сращивание государственной и церковной власти: глав государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовны лиц. И уголовное, и гражданское право было построен всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Аббасиды не вели активной внешней политики - за долгие века их господства к Халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и еще ряд незначительных по размеру территорий. Основной их целью было сохранить то, что уже завоевано. А сделать это было нелегко. Наместники-эмиры с течением времени все более обособлялись в управляемых ими странах и стремились превратиться в наследственных правителей. В Египте, Марокко, Ливии, Иране, в Средней Азии в течение IX-X вв. возникли фактически самостоятельные эмираты с наследственной властью. К середине Х в. под властью халифа остался лишь один Ирак, причем в самом Багдаде власть из рук халифов перешла к гвардейским военачальникам. Халифы превратились лишь в духовных руководителей, «пап ислама»; имя очередного халифа по-прежнему обязательно произносилось во время главной молитвы по пятницам всеми правоверными, его изображение обозначали на монетах. Халиф также обладал правом инвеституры - только после его формального утверждения наследник того или иного эмира получал право на место своего предшественника.

Багдад был захвачен западноиранским шахиншахом - шиитом из рода Бундов, после чего халиф окончательно лишился политической власти. Эта власть была частично восстановлена лишь после захвата Багдада турками-сельджуками.

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов, монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции (Адам Мец «Мусульманский ренессанс». /Бертельс, 1996, с. 315/.

Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 0000 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья. /Жидков. часть 1, 1997, с. 79/.

Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.

Таким образом, сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен Константинополя. Была завоевана часть Грузии, совершались набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к Халифату почти всю Среднюю Азию, достигнув рубежей Индии и Китая. В северной Африке к Халифату были присоединены Ливия, затем Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (000 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, что и позволило Халифату просуществовать немало веков. Этой основой был ислам. Дело в том, что завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились. В условиях Халифата, в рамках которого религия была слита с политической администрацией и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, на передний план вышла исламизация. Наместники пророка, халифы, считали своим долгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом в мусульманство их население.

Заключение

В процессе написания данной дипломной работы я изучила средневековую цивилизацию арабов, ее религиозные веяния, а также положительные и отрицательные стороны ислама как системы социального управления.

Таким образом, в процессе написания дипломной работы, я сделала следующие выводы:

Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим - будь то полулегендарные Зороастр, Будда, Лао-цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций - в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимость личности и проповеди Мухаммеда в ином: именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо, - призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.

Вся земля в Халифате была объявлена государственной собственностью, причем от имени государства ею распоряжался халиф, а на местах - его наместники в завоеванных районах, эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам (за исключением выморочных, шедших в казну и распределявшихся между новыми владельцами на правах икта, т.е. условного должностного владения). Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа.

Результаты такого рода экономической политики были очевидны: мощные экономические рычаги создавали безотказный стимул для исламизации покоренных арабами народов, так что этот процесс почти не отставал от быстрого темпа завоеваний и расширения границ Халифата. Принятие же ислама завоеванными, народами, в том числе и странами высокой и древней культуры (Египет, Иран), влекло за собой резкое изменение исторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории Халифата. В одних случаях это сопровождалось арабизацией (Египет, Месопотамия), в других - нет (Иран), но повсюду то, что противоречило догматам ислама, не вписывалось в его строгие предписания, постепенно отходило на задний план либо вовсе забывалось. Ислам же во всех районах Арабского халифата выходил на передний план, и именно его нормы определяли дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов /Галанза, Громаков, 1980, с. 486/.

Значительная часть завоеваний происходила уже тогда, когда «Праведных халифов» сменила халифская династия из знатного мекканского рода Омея - Омейяды (661-750). Они перенесли свою столицу в Сирию, ею стал один из древнейших городов мира - Дамаск. При Омейядах началось бурное развитие новой мусульманской культуры и искусства, в основе которого лежал механизм духовного и политического контроля.

Надо заметить, что политическая система на завоёванных территориях была образцом для процесса взаимной ассимиляции. Немусульманам разрешали сохранять свою религию, но брали за это высокие налоги. Постепенно большинство жителей покорённых стран предпочли принять новую веру. Ярким примером тому могут служить два великих архитектурных памятника омейядского времени - храм «Купол Скалы» в Иерусалиме и Соборная мечеть в Дамаске.

Омейяды продолжали завоевания, строили государство, в котором византийский блеск оттенялся традициями и навыками жизни бедуинских князей пустыни. Их время было полно гражданских войн между различными группами, вкусившими сладость власти. Одна из них кончилась ликвидацией династии и переходом титула халифа к представителям династии Аббасидов (750-1258), обосновавших свои претензии на правление близким родством с Пророком. Омейядов истребили, но один из них бежал и создал свой Омейядов халифат в Испании. Так начался распад единого мусульманского государства и так начался особый путь мусульманского искусства в Испании. Сирийско-византийские традиции встретились здесь с обычаями и вкусами Европы. В результате возникло искусство утончённое и изящное, имеющее свой набор отличительных черт, но при всей особенности находящиеся в единой струе искусства ислама - абстрактного, орнаментального и пышного.

Аббасиды перенесли свой центр в Ирак, в земли Сасанидов. Они построили себе новую столицу - Багдад, «Город Мира», полный жизни центр великой империи. Огромный город дворцов, мечетей и базаров кипел жизнью. В нём строили и перестраивали, и потому от раннего Багдада почти ничего не дошло до нас. Город был сначала круглым в плане, затем разросся многочисленными кварталами. Постепенно халифам становилось тесно жить вместе с чересчур активными и строптивыми горожанами, и в 836 году халиф ал-Мутасим построил новую столицу в Ираке. Её назвали Сурра ман раа (Самарра) - «радуется тот, кто видит». Это был город для знати, чиновников и военных, с дворцами, ипподромами, садами и мечетями.

Династии сменяли династии на протяжении четырнадцати веков. Каждая владела частью мира ислама, каждая имела свои специфические этнические, политические и культурные особенности. Политический строй и культура в мире ислама менялись от эпохи к эпохе. Это понятно всякому и достаточно обычно. Однако все эти разнообразные районы мира, включая и части Китая, и Индонезию, все эти периоды в разных и в одинаковых областях мира обладают общими чертами. Они легко узнаваемы, но не так легко описываемы. Единство этих черт определено многими факторами, но прежде всего тем, что в разных странах искусство было пронизано исламскими традициями и идеями. Религиозная запрограммированность мусульманского искусства определила его выживание в различных политических и культурных условиях. Эта духовная программа выражена не явственно, она не в сюжете, а в художественных особенностях. Поэтому она живуча и поэтому она так привлекательна.

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Список используемой литературы

1. Авксентьев А.В., Мавлютов Р.Р. Книга о Коране. С., 1984.

2. Ал-Шазали А. X. Воскресение наук о вере. М., 1980.

3. Адам Мец «Мусульманский ренессанс». [Пер. с нем., предисл., библиогр. Указатель Бертельса Д.Е.М., 1996.

4. Ал-Мас'уди Золотые копи и россыпи самоцветов. [История Аббасидской династии, 749-947 гг. - М., 2002 г.

5. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

6. Атеистический словарь, М., 1986.

7. Ахадов А. Ислам в погоне за веком. М., 1988.

8. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

9. Басилов В.Н., Кармышева Д. X. Ислам у казахов. М., 1997.

10. Большаков О.Г. История халифата. Эпоха великих завоеваний. 633-656. Т. II, М., 2000.

11. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии. 570-633. Т. I, М., 1989.

12. Большаков О.Г. История халифата. Между двух гражданских войн. 656-696. Т. III, М., 1998.

13. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

14. Васильев А.М. История Востока. Т. 1-2, М., 1998.

15. Васильев А.М. История Саудовской Аравии 1745-1973. М., 1982.

16. Вольное Л.Л. У врат Востока. М., 1982.

17. Галанза П.Н., Б.С. Громаков «История государства и права зарубежных стран», М., 1980.

18. Гриненко Г.В. Культурология. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

19. Г.Э. Фон Грюнебаум. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

20. Г.Э. фон Грюнебаум. Классический ислам. 600-1258. М., 1988.

21. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.

22. Еремеев Д.Е. Ислам, образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

23. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге 21 века. М., 1989.

24. Жидков О.А. «История государства и права зарубежных стран», часть 1, М., 1997.

25. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

26. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.

27. Ислам, краткий справочник, М., 1983.

28. История Древнего Востока, М., 1988.

29. Коран. Перевод Н.Ю. Крачковского. 1990.

30. Климович Л. Книга о Коране, М., 1986.

31. Лундин А.Г. Государства Аравии IV-VI вв. и социальные корни ислама. М., 1982.

32. Максуд Р. Ислам. 1999.

33. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1989.

34. Матвеев К.П. История ислама. М., 2005.

35. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

36. Пиотровский М.В. Коранические сказания. М., 1991.

37. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Б., 1998.

38. Сандыбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1984.

39. Токарев С. Религия в истории народов мира. М., 1986.

40. Халедов А.Б., Грезневич П.А., Большаков О.Г. Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. М., 1982.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать