СССР после ХХ съезда КПСС

СССР после ХХ съезда КПСС

Оглавление

  • Введение 3
  • 1. Общественно-политическая жизнь страны 5
  • 2. Политическое развитие 9
  • 3. Социально-экономическое развитие 11
  • 4. Внешняя политика 16
  • 5. Духовная жизнь 23
  • Заключение 25
  • Литература 26

Введение

  • Время с 1953-1964 гг. называют "Хрущевская оттепель". В СССР события этих годов, стали во многом поворотным пунктом в истории страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии оправдались.
  • Съезд и особенно исторический доклад на нем Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" дали толчок процессу обновления общества положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов.
  • Вместе с тем разоблачение сталинщины осуществлялось людьми, которые сами были продуктом этой эпохи и соучастниками злодеяний.
  • Не свободен был в своих поступках и оценках и Хрущев, совершивший на съезде необычайно смелый шаг. Уже в самом докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30.06.1956 г. "О преодолении культа личности и его последствий.
  • Пороки командно-административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления была возложена только на И. В. Сталина и лиц его ближайшего окружения.

Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя.

  • Процесс, начатый ХХ съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного коммунистического движения. Образовались группы партий:
  • 1) признающие некоторые "ошибки" Сталина и ориентирующиеся на КПСС;
  • 2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;
  • 3) "Еврокоммунисты", прошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма как явления и пересмотревшие само понимание социализма и путей его достижения. Таким образом, Х Х съезд положил начало кризису мирового комдвижения, из которого ему так и не суждено было выбраться.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 году до 23 в мае 1957 году) при увеличении союзно-республиканских.

Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н. С. Хрущев предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу.

  • Реформа сводилась к формальной, организационно- структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 года была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень Советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. После снятия Хрущева Н. С. со всех государственных и партийных постов в 1964 году система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.
  • 1. Общественно-политическая жизнь страны
  • Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности и оказалось вне критики.
  • Незначительные изменения, происходившие в 1956-1964 гг. в государственной системе носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии, оставаясь как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной, но регулярной работы. Верховным Советом СССР уже было явным шагом по пути демократизации.
  • Президиум ВС., который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только работал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.
  • Законами, принятыми сессиями В.С. СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г. расширились права союзных республик в области законодательства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957года, полномочия Верховных судов союзных республик.
  • Решением 6-ой сессии В С РСФСР в феврале 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 году в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.
  • К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса.
  • С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Никита Сергеевич не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобное для нее рамки.
  • Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать так широко систему репрессий. Поэтому он был вынужден постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены, прежде всего, на упрочнение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.
  • В постановлении от 22.01.1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связей с массами ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выбора для избирателей, которая возможна только при выдвижении альтернативных кандидатур, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало недовольство, это и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 году.
  • Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1958 году председателем был назначен Никита Сергеевич Хрущев.
  • Хрущев попытался пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. В 1957 году была проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано - 23. Большое внимание уделялось развитию других общественных организаций, работавших в основном под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.
  • Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских "пакетов" - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.
  • После ХХ съезда КПСС процесс реабилитации репрессированных не только принял массовый, повсеместный характер, но и воплотился в восстановлении прав целых народов, пострадавших в сталинское время.
  • Хрущев, как и некоторые другие партийные лидеры из ближайшего сталинского окружения, понимал необходимость серьезных перемен. Обоснованием таких перемен и должна была стать весьма осторожная (но смелая по тем временам) критика "ошибок" и "злоупотреблений" Сталина. Хрущев осудил практику массовых репрессий 1930- 1950-х гг., желая несколько облагородить и очеловечить социалистический строй. Хрущев действовал, руководствуясь собственными представлениями о "правильном" социализме. При поддержке партийной бюрократии Хрущев избрал путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивавших номенклатурных слоев).
  • Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах, управлявшихся зависимыми от московских властей местными коммунистами. Вполне в духе зрелого тоталитаризма затевалась борьба против выживших даже в сталинские годы немногочисленных мелких собственников (крестьян - единоличников, сапожников-кустарей и т.п.).
  • В 1958 году по стране прокатилась волна арестов, жестоким репрессиям подвергались верующие, закрывались храмы.
  • В 1962 году была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске, получившая в истории, название "Кровавый полдень". Требования демонстрантов были довольно умеренны: речь шла о повышении оплаты труда после роста цен, - но в условиях тоталитаризма подобные акции неизбежно приобретали политический характер.
  • Волна реабилитации узников советских лагерей, возвращение выживших в сталинском ГУЛАГе, раскрепощение колхозников, которым Хрущев разрешил свободно перемещаться по стране, - эти процессы вернули обществу насильственно отторгнутые его части.
  • Некоторые историки выделяют в "хрущевском" десятилетии (1953-1964) два периода: первый, примерно до 1961 года характеризуется как время либерализации, освобождения узников ГУЛАГа, смягчения цензурного гнета. Основной чертой второго периода, по мнению сторонников этой концепции, был отход от либеральных реформ. В эти годы Хрущев утрачивает понимание народных нужд ,ссориться с интеллигенцией, занимается бесплодными реорганизациями бюрократических структур и теряет поддержку номенклатуры.
2. Политическое развитие

Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г.М., Хрущев Н.С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам". Обшеству не нравилось программа предложенная Берией его заносчивость, не терпимость к инакомыслию. 26 июня 1953 года Берия был арестован по обвинению в " преступном посягательстве" на партийное руководство, шпионаже и декабре 1953 года расстрелян.

В 1955 году Хрущев добился устранения Маленкова, используя при этом отрицательное отношение к нему партаппарата, его противостояние программе партии, отсутствие бойцовских качеств.Он был направлен директором электростанции.

С 1955 года Хрущев проводит в стране политику культа личности, расширение прав союзных республик, проводит курс на строительство коммунизма.

Этапы борьбы за власть:

1 этап: март-июнь 1953 г. Заговор против Берия возглавил Хрущев Н.С. Маленков Г. М.

2 этап: июль 1953 г. - фев. 1955 г. Хрущев Н.С. добился устранения Маленкова Г. М.

3 этап: февраля 1955 - март 1958 гг. - Укрепление власти Хрущева Н.С.

Хрущев был глубоко уверен, что в главном система, созданная в СССР справедлива и исторически оправданна, способна продемонстрировать всему человечеству подлинные чудеса в экономике, социальной сфере, духовной жизни. Необходимо только избавить ее от репрессивных извращений, направленных, прежде всего, против партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

В открытом отчетном докладе Ц.К. тема о культе личности Сталина не вошла. Хрущеву пришлось подчиниться партийной дисциплине. Однако в нем оказалось немало положений, которые шли вразрез с догмами сталинской эпохи. Хрущев заявил, что мирное сосуществование государств - не временный тактический ход, а неизменная политическая линия.

Важным был вывод о возможности предотвращении воин в современную эпоху.

Во внутриполитической части отчетного доклада выдвигались задачи совершенствования народного хозяйства, введение в промышленности 7 часового рабочего дня, проведение пенсионной реформы, увеличение темпов жилищного строительства.

Наряду с этим Хрущев от имени политического руководства вновь заявил о необходимости "исторической задачи ", выдвинутой еще Сталиным на 18 съезде партии, - догнать и перегнать основные капиталистические страны по производству важнейших видов промышленной продукции на душу населения.

Доклад Хрущева на закрытом заседании оправдывал процессы против троцкистов, бухаринцев, зиновьевцев,1935-1937годов,возлагал вину "за репрессии" исключительно на Сталина, да еще на Ежова и Берия. Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад от народа.

3. Социально-экономическое развитие

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно - административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно - технических достижений в производство. По - прежнему господствовало неприятие рыночных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.

На первом месте среди народно - хозяйственных проблем стояло аграрное производство. Первые преобразования начались в 1953 году с ликвидации советского "крепостного права" в деревне. Колхозам и совхозам была дана относительная самостоятельность. С личных хозяйств были "списаны" все долги, накопившиеся с военных лет, вдвое уменьшен сельхозналог, снижены нормы обязательных натуральных поставок, введенные при Сталине и державшие деревню в полуголодном состоянии. Были резко повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Начало поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота.

Поправить зерновое хозяйство требовалось немедленно. Февральско - мартовский 1954 года Пленум ЦК КПСС принял решение об освоении целинных земель Северного Казахстана, Южного Урала, Сибири и Алтая, лежащих в зоне рискованного земледелия с нехваткой влаги, песчаными бурями. Освоение целины означало развитие экстенсивного хозяйства. На целину перебрасывали технику со всей страны, оголяя центральные области страны. В рекордном урожае 1956 года доля целинного хлеба составила почти половину. Множество людей со всей страны, как правило, на добровольной основе, движимые энтузиазмом, поехали распахивать и обживать миллионы гектаров степных земель.

Однако успехи были лишь в первые годы. Целину осваивали без всякой научно обоснованной системы земледелия, пренебрегая многопольем, парами; так пшеницу годами сеяли по пшенице, что вызвало немало песчаных, "черных" бурь, потерь урожая. В ходе освоения целинных земель возникло множество совхозов. Совхозная форма организации сельскохозяйственного производства требовала в качестве необходимых условий государственные капиталовложения (техника, удобрения, квалифицированные специалисты).

С этого момента наращивание и даже поддержание производства сельскохозяйственной продукции на прежнем уровне требовали постоянных инвестиций. В результате срочных "антикризисных" мер сельскохозяйственное производство начало расти. В целом за 3 года реформ сельскохозяйственное производство в стране возросло на 25%, что дало Хрущеву дополнительные козыри в борьбе с соратниками по сталинскому Политбюро. Январский 1955 года Пленум ЦК КПСС осудил Маленкова Г. М. за ошибки в сельскохозяйственной политике начала пятидесятых годов, в феврале 1955 года ему пришлось подать в отставку. В марте 1955 года был отстранен от руководства планированием в промышленности Каганович Л.Н. Росла и крупная промышленность, расширяясь за счет прилива новой рабочей силы из деревни.

Как лидер партии Хрущев олицетворял для населения те реальные улучшения жизни, которые были связаны с первыми годами реформ. С 1953 года, на протяжении нескольких последующих лет, рост производства товаров широкого потребления происходил более высокими темпами, чем ранее. За счет государственных дотаций были существенно снижены цены на товары широкого потребления и на продовольствие.

В 1956 году была ликвидирована система принудительного труда, закреплявшая людей на их рабочих местах, отменены суровые наказания на предприятиях, жители деревни обрели гражданские права (паспорта, денежная оплата труда), профсоюзы получили право контроля за увольнениями, нормами выработки, тарифными ставками .Была отменена плата за обучение в старших классах школ и в институтах ; повышена зарплата в госсекторе низкооплачиваемым категориям населения, снижен пенсионный возраст, в два раза увеличены пенсии по старости.

Огромное значение, для улучшения материальных условий жизни людей имело массовое жилищное строительство, которое позволило увеличить фонд жилья более чем вдвое.

Вторая половина пятидесятых годов и начало шестидесятых годов были отмечены яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома. Страна вступила в эпоху научно - технической революции. Ее особенностью в нашей стране было то, что она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии. Не узнал народ об аварии в г .Кыштым близ Челябинска, в результате которой в 1957 году произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них создавались территориальные управления - советы народного хозяйства. Организация совнархозов дала некоторый эффект. Закрылись сотни дублировавших друг друга мелких производств на предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Коренных изменений в развитии экономики не произошло .

Отличительной чертой реформ этого времени стало выдвижение заведомо нереализуемых целей и задач. В январе 1959 года был созван внеочередной XXI съезд КПСС. Семилетка (1959 - 1965 г.г.) по замыслу ее авторов должна позволить СССР догнать и перегнать Америку и к 1965 году выйти на первое место в мире по абсолютному объему производства.

Строительство социализма было провозглашено законченным и решено было приступить " к созданию в стране коммунистического общества " Вместе с тем в реальной хозяйственной политике фактически начал осуществляться переход от децентрализации к укрупнению совнархозов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать