Страницы истории Отечества
p align="left">Политика «просвещенного абсолютизма», проводимая в России Екатериной II, выражалась в намерении провести некоторые минимальные мероприятия, способные, с одной стороны, предотвратить народное движение против крепостнической системы, а с другой - облегчить приспособление помещичьего хозяйства и дворянства к новым, буржуазным отношениям, развивающимся в стране.

Одним из наиболее ярких проявлений «просвещенного абсолютизма» явилась Комиссия по составлению нового Уложения. Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, т. к. действовавшее Соборное Уложение 1649 г. устарело.

К выборам в Комиссию были привлечены не только дворяне и купцы, но и государственные крестьяне. Для Комиссии Екатерина составила наказ, содержавший в первоначальной редакции некоторые мысли просветительской философии XVIII в. Привезли с собой наказы и депутаты Комиссии. Для наказов дворянства и купцов была характерна сословная ограниченность. Наказы государственных крестьян отразили тяжелое положение этой категории населения.

В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов, умеренных и реформаторов. Крайне правое крыло, отстаивающее сохранение в неизменном виде существующих порядков, представлял князь М.М. Щербатов. Часть депутатов, наиболее известными из которых стали Г. Коробьин, Я.И. Козельский, предлагали нормировать законом барщину и оброк, предоставить крепостным право движимой собственности.

Третья, наиболее последовательная и радикальная группа, не имея возможности выступать открыто, сформировалась за пределами Уложенной комиссии. Такие ее представители, как А.Я. Поленов, а позднее Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, в духе теории естественного права отстаивали неразумность и несправедливость крепостного права, его экономическую неэффективность и опасность для общества в целом.

В конце 1768 г., под предлогом начавшейся русско-турецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии, чтобы больше их не возобновлять.

В XVIII в. продолжало расширяться крепостное право как в количественном, так и в качественном отношении, то есть одновременно все большее число лиц попадало в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными.

По указу 1765 г. помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу. В 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой жестокого наказания. Крепостные люди были признаны частной собственностью землевладельца, правовое положение крепостных приближалось к рабству.

Высшим проявлением дальнейшего обострения классовой борьбы в стране стала крестьянская война 1773-1775 гг. Она началась в восточных районах империи, где классовые противоречия были особенно острыми. В сентябре 1773 г. донской казак Е.И. Пугачев, обьявивший себя императором Петром Ш, собрал значительные силы и в октябре осадил Оренбург. К восставшим казакам и крестьянам примкнули работные люди горных заводов и местные народности: татары, мордва, чуваши и особенно башкиры.

На сторону Пугачева перешли 23 башкирских старшины, но часть старшин сохранила верность царизму. Башкирский народ еще в начальный период восстания из своей среды выдвинул национального героя Салавата Юлаева и выдающегося организатора повстанческого движения Кинзю Арсланова.

В декабре 1773 г. восставшие под руководством И.Н. Зарубина осадили Уфу. Но из-за недостатка артиллерии и огнестрельного оружия две попытки взять Уфу закончились неудачей. В это время отряд под руководством С. Юлаева, осадивший Кунгур, так же не смог взять его.

В марте-апреле 1774 г. восставшие начинают терпеть одно поражение за другим. Однако в мае восставшие составляли вновь крупную силу. Движение охватывает ряд губерний на правом берегу Волги. Под Казанью правительственные войска нанесли поражение Е. Пугачеву. В сентябре он был выдан царским властям и в январе 1775 г. казнен в Москве. С. Юлаев вместе с отцом были отправлены на каторгу в крепость Рогервик (Эстония), где и погибли от каторжных работ.

Непосредственным ответом правительства Екатерины II на крестьянскую войну явилось усиление аппарата власти самодержавного государства и прежде всего власти на местах. Оренбургская губерния была разделена на два наместничества: Оренбургское и Уфимское. С целью иметь союзника в лице мусульманского духовенства в 1788 г. в Уфе правительство создает духовное управление мусульман во главе с муфтием. Муфтий назначался правительством и получал жалование. Жалование стали получать и муллы.

В эпоху Екатерины II впервые ставится задача насаждения в

стране общего образования, было положено начало женскому школьному образованию. В 1764 г. учреждается Смольный институт. Начинается научная работа в области русской истории, широко издается литература. Только за 1786-1790 гг. было издано 1700 книг.

Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения интеллигенции. Среди писателей наиболее выдающимися были поэт Державин и сатирик Фонвизин. В общественной мысли наибольшим влиянием пользовались идеи француского просветительства. Некоторое влияние в обществе получило масонство с его проповедью нравственного совершенствования.

Екатерина ввела новое областное деление: вместо 20 обширных губерний теперь вся империя была разделена на 50 губерний. В каждой из них насчитывалось 300-400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением в 20-30 тыс. человек. Главным учреждением в системе губернской администрации являлось губернское правление с губернатором или наместником во главе. Все губернские учреждения и войска были подчинены единоличной власти генерал-губернатора - доверенного лица императрицы. Уездным органом губернского управления был нижний земский суд под председательством исправника или капитана.

Высшим губернским судебным органом были две палаты: палата уголовных дел и палата гражданских дел. Это были судебные места для всех сословий. Ниже стояли сословные суды: верхний земский суд для дворянства, губернский магистрат для купечества и мещанства и верхняя расправа для свободных сельских обывателей.

В жалованной грамоте дворянству завещано было корпоративное устройство сословия: сверх уездных дворянских собраний теперь возникли губернские дворянские собрания. По этой грамоте дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей.

Точно так же получили окончательное устройство и городские состояния. Рядом с магистратом возникают городские, полицейско-хозяйственные учреждения. Городское население было разделено на шесть разрядов или классов. Они различались или происхождением, или размером капитала. Городские состояния получили сословное самоуправление и сословный суд. Все органы городского самоуправления были поставлены под контроль местной администрации.

Таким образом, при Екатерине II продолжается общая тенденция роста социальной поляризации и обособления основных социальных слоев. Если в Московском государстве дворянство было лишь орудием управления - обязательно служило, то в первой половине XVIII в. оно продолжало обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Во второй половине века это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 г., окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.

21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Внешнее положение России при Петре I было прочным, а его влияние на европейские дела - существенным. После смерти императора сложное сооружение внешней политики Росси стало быстро разрушаться. Правительство Екатерины I привело Россию к разрыву с Данией, ухудшению отношений со Швецией, прекращению русско-французских переговоров.

С 30_х годов XVIII в. внешняя политика России изменилась, хотя ее стратегические цели - удержание ведущего положения в бассейне Балтики и борьба с Османской империей - оставались прежними. Перемены коснулись методов ведения политики, которая утратила внутреннюю логику, гибкость и последовательность.

Внешняя политика, проводимая правительством Анны Ивановны, отвечала больше интересам Австрии и Польши, чем России. Следуя в фарватере венской дипломатии, Россия в 1736-1739 гг. воевала с Турцией. Но, потеряв до 100 тыс. солдат, заключила унизительный Белградский договор, не продвинувший ни на шаг вперед проблемы Крыма и безопасности южных границ. К тому же были утрачены прикаспийские провинции.

Единственным значительным внешнеполитическим успехом правительства было лишь принятие подданства России казахским ханом Абдулхаиром.

В начале 40_х годов Россия не могла дать отпор усилиям Франции по сколачиванию антирусского союза. Русско-шведская война 1741-1743 гг. завершилась разгромом армии шведов и заключением мирного договора в Або (Турку), по которому к России отошла значительная часть Финляндии.

Быстрый рост могущества Прусского королевства и ослабление Австрии привели к новой расстановке сил в Европе. Россия вступила в войну в союзе с Австрией и Францией, после того как Пруссия, захватив Силезию, готовилась к завоеванию Чехии и Саксонии. От полного разгрома прусской армии в Семилетней войне (1756-1763 гг.) спасло воцарение Петра III в 1761 г. В апреле 1762 г. он подписал договор, по которому Пруссии возвращались все земли, занятые русскими войсками. России война стоила более 300 тыс. жизней.

Во второй половине XVIII в. в области внешней политики Российское правительство стремилось решить три основные задачи: 1) вернуть от Польши украинские и белорусские земли, некогда составлявшие с остальной Русью единое целое; 2) закрепить свое положение на берегах Балтийского моря; 3) утвердиться на берегах Черного моря и устранить опасность со стороны Турции и ее вассала, Крымского ханства, постоянно угрожающих южной окраине страны.

Первая русско-турецкая война (1768-1774 гг.) была проведена чрезвычайно энергично со стороны России. Войска под командованием П.А. Румянцева и А.В. Суворова одержали крупные победы над турецкой армией в боях на Дунае, в Крыму и в Закавказье. Был уничтожен неприятельский флот в Чесменской бухте. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774 г.) крымские, кубанские и другие татары становились независимыми от Турции. Россия получила Керчь и Еникале в Крыму, часть Приазовья и некоторые другие территории. Россия превратилась в черноморскую державу.

И в 80_х годах основным вопросом внешней политики оставался крымский вопрос. В ответ на попытки Турции вернуть отошедшие к России территории русские войска в 1783 г. заняли Крым. Не менее серьезные трения возникали между Турцией и Россией из-за Закавказья. Грузия, раздираемая феодальной междоусобицей, ориентировалась на северную державу - Россию. В 1783 г. послы Картли-Кахетинского царя Ираклия II признали над Грузией протекторат России. Ориентация на Россию была сильна и в Армении, которая по-прежнему оставалась поделенной между Персией и Турцией.

Во второй русско-турецкой войне (1787-1791 гг.) со всей силой проявился военный талант А.В Суворова (1730-1800 гг.), прошедшего путь от солдата до генералиссимуса. Он одержал решающие победы при Фокшанах (1789 г.), Рымнике (1789 г.), Измаиле (1790 г.).

Ряд блестящих побед на море одержал русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова (1744-1817 гг.). По Ясскому мирному договору (1791 г.) к России отошло побережье Черного моря от Южного Буга до Днестра.

В результате турецких войн раздвинулась территория России до естественных границ Великой Русской равнины. На берегах Черного моря возникли крупные портовые центры, началось заселение и хозяйственное освоение обширных земель на юге.

В конце XVIII в. феодальная Польша была доведена аристократами и шляхтой до состояния упадка и развала. Ослабленная Польша была разделена между Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) Правобережная Украина (Волынь и Подолия) и вся Белоруссия воссоединились с Россией. Были присоединены к России также часть Латвии (Латгалия), Курляндия и Литва. Хотя к России не были присоединены национальные польские земли, русский царизм играл в разделах Польши не менее реакционную роль, чем австрийская и прусская монархии.

Когда началась революция во Франции, правительство России сразу же заняло по отношении к ней враждебную позицию. Оно поддерживало французских эмигрантов, субсидировало военные приготовления Пруссии и Австрии против революционных выступлений во Франции и в 1791 г. заключило союз со Швецией в целях совместной интервенции против Франции. К союзникам присоединилась и Англия. В дальнейшем Англия стала руководителем и вдохновителем борьбы коалиции монархических держав революционной Франции.

Итак, к основным итогам внешней политики относится то, что был закреплен северный берег Черного моря от Днестра до Кубани. Возник ряд новых городов (Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь и др.). Была воссоединена почти вся западная Русь. Однако с падением Польши столкновения между Австрией, Пруссией и Россией не ослаблялись теперь никаким международным буфером. Разделы Польши усилили Австрию и Пруссию. Граница России на западе не стала безопаснее.

22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.

Особое место в этом процессе занимала личность М.М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку «Введения к уложению государственных законов», предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда учреждений - законодательных, судебных и исполнительных (административных).

Законодательный ряд образовывали выборные думы - от волостной до Государственной. Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором. Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.

Население России по проекту М.М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия: дворяне, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ограниченные преобразования, начатые в 1810 г., вылились в создание Государственного Совета с 4_мя департаментами (законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии); учрежденные в 1802 г. министерства реорганизовались через открытие новых, упразднение министерства коммерции, деление на департаменты, создание «главных управлений».

Но ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.

Под руководством главы российской администрации в Польше, близкого друга и помощника Александра 1 Н.Н. Новосильцева, к 1820 г. был разработан проект «Уставной грамоты Российской империи» - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А.А. Аракчеевым и министром финансов России Д.А. Гурьевым.

23. Общественные движения в России в первой половине XIX в.

Поражение восстания декабристов и трагическое изъятие из активной общественно - политической жизни целого поколения образованнейших и честнейших людей стало национальной трагедией для страны, оказало огромное воздействие на ход дальнейших преобразований, на темпы эволюции Российского государства по общеевропейскому пути конституционного правового развития. По форме, по содержанию, по составу участников обе альтернативы - правительственная и общественная - все более удаляются друг от друга. Непреодолимо углубляется раскол между правительством и обществом.

Николай I (1825-1855 гг.) углубил и расширил реакционный курс последних лет царствования Александра 1. Широкие размеры приобрела бюрократизация всех сторон государственной и общественной жизни страны. Ни о каких реформах политического строя не могло быть и речи. В то же время много внимания уделялось крестьянскому вопросу. Проблема освобождения крестьян от крепостной зависимости последовательно обсуждалась в 30-40_е гг. в 11 Секретных комитетах. В 1837-1841 гг. по инициативе П.Д. Киселева были проведены административные реформы, превратившие государственных крестьян в свободных землевладельцев. Но с началом революций 1848-1849 гг. в Европе самодержавие отказалось даже от скромных усилий, направленных на отмену крепостного права в общероссийском масштабе.

В этих условиях на рубеже 30-50_х гг. происходят изменения в общественных настроениях, складываются 2 течения общественной мысли - западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в общественном движении и развитии российской общественной мысли. Чем глубже становился кризис крепостного строя, тем настойчивее вставал вопрос о путях дальнейшего развития России.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.И. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад - это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире: извечное существование общины и православная религия. Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который «исказил» русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, «насильственно оторвал» русский народ от родного «исторического основания». Отсюда и общий теоретический вывод: необходимо исправить те» искажения» основ народной жизни, которые были допущены Петром и в послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать