Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты

Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты

23

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

Реферат по предмету «Новейшая история стран Азии и Африки»

«Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты»

Выполнил студент 1 курса

МО 2 группы

Николаев Василий

Минск

2007

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа……………..4

Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с Сунь Ятсеном……………………………………………………………...…………...10

Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"……………………………………………………………………..…..14

Заключение…………………………………………………………………..…...19

Библиография………………………………………………………………...…..20

Введение

В начале ХХ века Китай представлял собой колосса на глиняных ногах: иностранцы из западных стран жили в стране едва ли не лучше, чем местная знать, а послы европейских держав требовали себе всё больших привилегий от имперского правительства.

Китай сотрясали народные волнения и революции, внутренние проблемы фактически не решались из-за умопомрачительных масштабов коррупции среди чиновничества. Вдобавок и ближайшие соседи посматривали на Поднебесную как на возможность увеличения своих территорий…

В стране явственно назревал революционный взрыв. Стало очевидно, что династия Цинь не в состоянии справиться с задачей защиты национальных интересов от могучей Европы. В этой ситуации политическая оппозиция разделяется на леворадикальную и правоцентристскую части. Остальные же - ультралевые (анархисты, коммунисты) и ярые монархисты-консерваторы - не пользовались большой популярностью в обществе.

Самым ярким представителем левой оппозиции являлся участник восстания в Гуаньчжоу, непримиримый противник маньчжурской династии Сунь Ятсен. В сущности, эта работа посвящена именно ему по ряду причин.

Во-первых, Сунь Ятсен имел наиболее четкую программу действий (знаменитые «3 народных принципа»). Во-вторых, он пользовался большой поддержкой и авторитетом, как в среде революционеров, так и у населения.

Историческую значимость Сунь Ятсена трудно переоценить. Он сумел консолидировать разрозненную революционную оппозицию, добиться победы над конституционалистами, наладил выпуск популярнейшего журнала «Миньбао», а также оставил потомкам свое политическое завещание в виде трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство", "Общественное строительство" и ряда сочинений.

Не обойдена вниманием и правая оппозиция, а также ряд сторонников Сунь Ятсена и представителей т. н. «новой культуры». В работе дан анализ основных политических мировоззрений до- и послесиньхайских периодов.

Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа

Особенностью идеологического развития Китая было то, что революционная идеология, по мере того как она оформлялась рядом с реформаторской, сразу принимала демократически-мелкобуржуазный характер.

Оформление течения общественной мысли, содержащего идеи буржуазно-революционной демократии и крестьянского народнического "социализма", связано с именем Сунь Ятсена (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь). Восприняв то прогрессивное, что содержалось в идеях реформаторов, Сунь Ятсен унаследовал революционный дух и традиции тайпинов и других народных восстаний.

Сунь Ятсен (1866-1925) происходил из той же местности, что и Кан Ювэй, из того же уезда, что и Чжэн Гуаньин. Отец Суня был крестьянином, старший брат эмигрировал на Гавайские острова и там разбогател. Сунь Ятсен получил образование в английской школе в Гонолулу, затем в основанном Хэ Ци медицинском институте в Гонконге. Западное образование соединялось у Сунь Ятсена со знанием жизни китайского крестьянства. С детства он задумывался над тяжелой жизнью народа, слушал рассказы стариков, участников тайпинского восстания.

В годы учебы в медицинском институте Сунь Ятсен проявлял большой интерес к агрономии, разрабатывал планы подъема земледельческого хозяйства в Китае. Он опубликовал несколько статей, две из которых его земляк Чжэн Гуаньин включил в свой сборник "Смелые речи в веке процветания" (1892).

В первый период формирования взглядов Сунь Ятсена, от франко-китайской до японо-китайской войны (1885-1894 гг.), который позже Сунь Ятсен назвал в своей биографии "периодом революционных дискуссий", Сунь дискутировал со своими друзьями о целях, задачах и методах революции, но не отказывался и от реформаторских методов - от петиций властям, от мирной просветительской деятельности.

Переломным моментом стала японо-китайская война. В 1894-1895 гг. Сунь Ятсен организовал первую в Китае революционную партию Союз возрождения Китая (Синчжунхой).

Декларация Союза, принятая в Гонолулу в 1894 г., еще не отличалась существенно от выступлений реформаторов, в ней ничего не говорилось о борьбе против маньчжурского правительства, на первое место выдвигался момент национального бедствия, внешней угрозы.

«Обязуюсь бороться за изгнание татар, восстановление суверенитета Китая, создание демократического правительства».

Клятва хуэйдана

Форму клятвы Сунь Ятсен заимствовал у традиционных тайных союзов (хуэйданов), с которыми был связан с юных лет, но, в то время как тайные союзы, которых всегда много было в Китае, имели лишь лозунг замены маньчжур китайской династией, Сунь Ятсен выдвигал требование республики.

После неудачной попытки вооруженного восстания в Гуаньчжоу Сунь Ятсен, заочно приговоренный к смертной казни, бежал за границу. В Англии и других европейских государствах он занимался самообразованием, знакомясь с основными течениями общественно-политической мысли Запада, с трудами Руссо, Сен-Симона, Фурье, Риккардо, Мальтуса, Дарвина, Спенсера, Прудона, с идеями и деятельностью русских народовольцев, с произведениями Генри Джорджа, оказавшими влияние на разработку Сунь Ятсеном теории национализации земли. Он также был знаком с социализмом.

«То, что я увидел и услышал за эти два года, значительно обогатило мои знания, расширило мой кругозор. На примере великих европейских государств я впервые понял, что одного лишь превращения страны в богатую и могучую державу и одного лишь развития народовластия еще недостаточно, чтобы дать народу полное счастье. Вот почему среди мыслящих людей Европы растет движение за социальную революцию. Намереваясь разом покончить со всеми задачами, я включил в свое учение и принцип народного благосостояния, чтобы разрешить эту проблему одновременно с национальным вопросом и вопросом народовластия. Так сложилось учение о трех народных принципах в его законченном виде».

Сунь Ятсен

Большое влияние на китайских революционеров оказала революция 1905-1907 гг. в соседней России. Не случайно именно 1905 год стал годом дальнейшего оформления партии Сунь Ятсена и провозглашения основных принципов его учения. В 1905 он создает «Тунмэнхой», более массовую революционную организацию.

Еще в 1903 г. при открытии им нелегальной революционной военной школы в Токио вступившие в школу дали клятву, которая стала затем клятвой при вступлении в революционную партию: изгнание татар (т. е. маньчжуров), восстановление суверенитета Китая, учреждение республики и уравнение земли. В программе революционеров появился таким образом пункт о "земельном уравнении", т. е. к национальным требованиям и требованию политической демократии добавился антифеодальный лозунг экономического характера, имевший в виду интересы крестьян.

Свои основные идеи, получившие наименование "трех народных принципов" (национализм, народовластие, народное благоденствие), Сунь Ятсен изложил в речи на митинге китайских студентов и молодежи в Токио в июле 1905 г., затем в статье, помещенной в первом номере органа революционной партии - журнала "Миньбао" ("Народ"), - вышедшем 26 ноября 1905 г.

Смысл "трех народных принципов", по мнению Сунь Ятсена, кратко можно выразить формулой Французской революции: "Свобода, равенство, братство".

Национализм. Для Сунь Ятсена этот принцип заключался прежде всего в возрождении национального духа и свержении маньчжурской династии. Борьба за это, в понимании Сунь Ятсена, есть продолжение традиционной борьбы китайского народа за возрождение своей родины. Вместе с тем борьба за национальное возрождение в новых условиях носит иной характер, она наполнена демократическим содержанием:

«Предшествующие революции были революциями героев, нынешняя же совершается всей нацией».

Сунь Ятсен

Объективно принцип национализма был направлен и против иностранного империализма, так как свержение маньчжуров должно было заложить основу сильного Китая, недоступного для захватнических поползновений империалистов. Но Сунь Ятсен не выдвигал в тот период антиимпериалистических лозунгов: революционеры, как и реформаторы, опасались, как бы в момент революции не произошла интервенция и не последовал полный раздел Китая между державами.

Принцип народовластия, по мнению Сунь Ятсена, составляет основу политической революции:

«Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобный режим. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно…Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец».

Идею создания демократического правительства Сунь Ятсен выдвигал еще в 1895 г. как один из пунктов присяги при вступлении в члены Союза возрождения Китая. Это положение затем в 1903 г. было уточнено в лозунге учреждения республики.

До создания конституционной и парламентской республики, по мнению Сунь Ятсена, должно пройти три периода:

· Первый период - управление на основе законов военного времени (три года).

· Второй - управление на основе временной конституции (шесть лет). После отмены законов военного времени власть на местах передается в руки местного населения, которое избирает членов местных учреждений парламентского типа и чиновников местной администрации.

· Третий - управление на основе постоянной конституции. Военное правительство слагает с себя военную и административную власть. Вырабатывается постоянная конституция для всей страны, все граждане избирают президента и депутатов парламента.

«Такое постепенное осуществление программы дает возможность гражданам нашей страны научиться пользоваться свободой и равенством. Это заложит основы китайской республики».

Кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, обычных для Европы и США, Сунь Ятсен предлагал еще две: независимые экзаменационную и контрольную власти. Попытки Сунь Ятсена при помощи экзаменационной системы и независимого государственного контрольного органа устранить ограниченность буржуазного республиканского государства в действительности не достигали цели. Экзаменационная система для подбора государственных административных должностных лиц, в сущности, не отличалась от образовательного ценза, принятого в ряде буржуазных государств; наличие же контрольного органа, составленного из служителей той же буржуазии, не меняло состав политической элиты государства.

Принцип народного благоденствия, по словам Сунь Ятсена, содержал учение о социализме. Могущество капиталистических стран, считал он, не дало счастья народу, развитие производительных сил не избавило народные массы Европы и Америки от обнищания, и Китаю не следовало идти по их стопам.

Сунь Ятсен считал, что, поскольку в Китае капитализм еще не укрепился, машинного производства нет и экономика основана на земледелии, социализм может быть введен в этой стране скорее, чем где бы то ни было. По мнению Сунь Ятсена, в Китае эксплуатация имела место лишь в земледелии. Он считал, что в стране нет крупных капиталистов, что для Китая характерна всеобщая бедность, а аграрный вопрос можно разрешить уравнением прав на землю.

«Все граждане имеют равные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшить экономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране. Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца. Дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества после революции, поступит в распоряжение государства и станет общим достоянием народа. Так будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке и каждый будет получать то, что ему положено».

Декларация Объединенного союза

Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. В "Миньбао" прямо разъяснялось, что предстоит борьба за "национализацию земли".

Сунь Ятсен развивал мысль, что в Китае цена на землю еще очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Это мероприятие Сунь Ятсен рассматривал как "мирную социальную революцию", предотвращающую необходимость второй революции, неизбежной в развитых капиталистических странах. «После осуществления социальной революции в Китае, - писал Сунь Ятсен, - частным лицам не нужно будет платить налогов. Наше государство, собирая одну только земельную ренту, станет самым богатым в мире... Нынешние непосильные налоги будут отменены, цены на товары - снижены, народ станет зажиточным, и политике злоупотреблений, царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придет конец...

Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».

«Экономическая революция Сунь Ятсена сводилась к передаче ренты государству, т. е. к национализации земли посредством некоего единого налога в духе Генри Джорджа.

Теория эта, если рассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного социалиста-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что можно "предупредить" капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости, легче [пройдет] социальная революция…

С другой стороны, из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа изменения всех правовых основ одной только недвижимой собственности - программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации».

В. И. Ленин

Коренная экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, - на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т. е. как конкретно демократическое государство смогло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность всех этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.

В послесиньхайские годы Сунь Ятсен и его ближайшие сторонники, из которых самым видным в области идеологической работы был Чжу Чжисинь, продолжали разработку революционной теории. В 1917 г. Сунь Ятсен приступил к написанию давно задуманного фундаментального труда, в котором ставил целью дать развернутую программу будущего революционного преобразования Китая. Работа называлась "План национального строительства" и состояла из трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство" и "Общественное строительство". Она была закончена лишь в 1919 г., отдельные части публиковались в 1918 г. на страницах созданного Сунь Ятсеном журнала "Цзяньшэ" ("Строительство").

В первой книге этого труда, обобщившего идеи Сунь Ятсена, отстаивалось философское положение "Трудно познать - легко действовать", направленное против традиционной китайской феодальной доктрины "Легко познать - трудно действовать", воспитывающей созерцательность, пассивность. Мировоззрению Сунь Ятсена был еще присущ дуализм, сочетание элементов материализма и диалектики с идеализмом и метафизикой. Но он понимал возможность познания истины, возможность активной деятельности человека по преобразованию мира и общества, роль революционной теории в руководстве революционным движением. Он критиковал мальтузианство и "социальный дарвинизм", хотя не был свободен от влияния позитивизма и теории эволюции.

Во второй книге, представлявшей собой программу экономического строительства, выработанную в условиях относительного роста китайского национального капитала в годы империалистической войны, предусматривалось дальнейшее быстрое развитие промышленности и транспорта.

Прогрессивность программы промышленного развития ослаблялась отсутствием, как и прежде, конкретной программы решения аграрного вопроса и подъема сельского хозяйства. Между тем без этого в условиях Китая невозможно было решить проблему индустриализации, подъема всей экономики. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развития в Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистический характер. Под впечатлением доктрины Вильсона автор надеялся на широкий приток иностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировой войны. В то же время в экономической программе Сунь Ятсена отсутствовали требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких масс народа, повышение покупательной способности населения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать