Судебно-прокурорские органы в годы войны. Организация и деятельность советской военной юстиции и органов государственной безопасности в армии и на флоте в годы войны

Судебно-прокурорские органы в годы войны. Организация и деятельность советской военной юстиции и органов государственной безопасности в армии и на флоте в годы войны

13

МВД РФ

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МВД РОССИИ

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

На тему:

Судебно-прокурорские органы в годы войны. Организация и деятельность советской военной юстиции и органов государственной безопасности в армии и на флоте в годы войны

Выполнил студент ОЮ-05-13:

Хамидуллина Л.Р.

Проверил преподаватель:

Лебедева Ю. В.

УФА 2006

Оглавление

Введение

1.Органы государственной безопасности

2.Судебно - прокурорские органы

3.Органы юстиции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Более полувека прошло с тех пор, как Советский Союз и его вооруженные силы одержали историческую победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В героической истории нашей Родины она занимает особые страницы, раскрывающие борьбу советских народов за свою свободу и независимость.

Об органах внутренних дел высказано немало суждений и их деятельности даются разные оценки, причем, порой, полярные друг другу. Естественно, органы, стоявшие на защите безопасности и правопорядка, не всегда вызывают симпатии у граждан, и особенно тогда, когда им приходится действовать в особых условиях.

В мирное время для внутренних войск не были предусмотрены многие вопросы, которые пришлось решать во время войны, однако структура этих войск показала свои способность к быстрой адаптации к новым условиям, к быстро меняющейся оперативной обстановке.

Война вызвала к жизни принятие целого ряда документов, регламентирующих как жизнь в стране в целом, так и действия войск НКВД, принимаемых как на самом высоком уровне, так и на уровне отдельных фронтов.

Сотрудники органов внутренних дел часто подключались к операциям, не свойственным данной структуре, резко возросла нагрузка на их сотрудников, несовершенство и даже некоторая противоречивость правовой базы их деятельности позволяла вышестоящим войсковым структурам “загружать” войска НКВД исключительно сложными дополнительными задачами.

Однако через ошибки, потери, трудности различного характера, задачи внутренних войск во время войны все же были выполнены, в стране не был допущен хаос, тыл действующих армий был надежно защищен.

И сейчас, в условиях криминализации общества, очень важен опыт прошлых лет, позволяющий узнать, как правоохранительные структуры в условиях войны решали особые, специфические задачи, характерные лишь для особого, чрезвычайно сложного периода, поскольку в этих условиях наряду с число профессиональными задачами мирного времени возникали и успешно решались задачи, касающиеся только военной обстановки

1. Органы государственной безопасности

В отечественной историографии тема деятельности органов государственной безопасности СССР в тылу противника в годы Великой Отечественной войны до сих пор остается малоизученной. На это есть определенные основания. Во-первых, это засекреченность источников по изучаемой проблеме. Во-вторых, господство определенных идеологических установок в историографии советского периода, где о роли чекистов в борьбе на оккупированной территории было принято умалчивать. Все это не позволяло исследователям объективно показать всю полноту проблем, связанных с фронтовой деятельностью органов госбезопасности СССР.

До последнего времени практически не говорилось и об участии органов госбезопасности в организации партизанского движения в 1941-1945 годах. И на это были причины. Официальная идеология в Советском Союзе не могла допустить, что партизанское движение организовывалось кем-то другим, а не Коммунистической партией.

О важности и актуальности проблемы исследования можно говорить и с точки зрения возможности использования исторического опыта, необходимости извлечения уроков из прошлого. Опыт деятельности органов госбезопасности СССР в гитлеровском тылу может использоваться российскими спецслужбами в современных локальных конфликтах.

В конце 1970-х годов в связи с рассекречиванием документов партийных архивов начинают появляться научные работы по данной проблеме. Одними из первых занялись этой темой белорусские и украинские исследователи. Так, В. К. Киселев, Г. П. Мищенко и Г. П. Мигрин на основе широкого использования архивных документов, периодической печати и мемуарной литературы показали в своих трудах участие чекистов в партизанском движении в Белоруссии и на Украине через призму партизанской разведки.

Заслуживает внимания один из последних трудов крупнейшего специалиста по истории партизанского движения В. Н. Андрианова. В нем автор доказал необходимость и неизбежность привлечения сотрудников органов государственной безопасности к развертыванию партизанской борьбы, их роль в разведывательно-диверсионной, боевой и контрразведывательной деятельности в тылу гитлеровских оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

В 1991 году вышла совместная монография ветеранов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР А. И. Зевелева, Ф. Л. Курлата, А. С. Казицкого. Авторы впервые на основе богатого архивного материала и личных воспоминаний провели комплексное исследование деятельности бригады, заключавшейся в проведении партизанской, подпольной и разведывательной работы в тылу противника.

Несмотря на изученность отдельных вопросов, деятельность органов государственной безопасности СССР в тылу противника в годы Великой Отечественной войны, в целом, остается практически неисследованной, что дает право некоторым историкам совершенно игнорировать весомый вклад чекистов в дело развертывания борьбы советского народа на оккупированной территории СССР.

В некоторых работах кадровые сотрудники органов государственной безопасности СССР отождествляются с офицерами Красной Армии, в результате то, что сделали чекисты в тылу противника, приписывается совершенно иным людям.

Более того, некоторые авторы пытаются обвинить чекистов, работавших в тылу врага, различного рода преступлениях, искажают конкретные исторические события по изучаемой проблеме. Так, Б. В. Соколов утверждает, что просмотренные им документы вызывают «...гнев не против немцев и их пособников, а против чинов НКВД и советских партийных лидеров, не менее своих германских коллег повинных в преступлении против человечности». Б. В. Соколов восхищается и украинскими националистами, и генералом А. А. Власовым, и локотскими изменниками Каминским и Воскобойником, и откровенными бандитами братьями Болтуновыми. Создается впечатление, что автор не просто делает попытку пересмотреть историографию данной проблемы, обелить предателей, выдать их низменные чувства за искренние убеждения, аргументировать измену как несогласие с существующим советским строем. Хочется отметить, что подобная интерпретация событий на оккупированной территории еще раз подчеркивает актуальность темы исследования, дает возможность научно показать необоснованность подобных выводов.

Занимаясь вопросами деятельности органов госбезопасности в тылу противника, автор настоящей монографии опубликовал ряд работ, которые затронули некоторые вопросы разведывательно-диверсионной и контрразведывательной деятельности органов госбезопасности в тылу противника.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих научных задач:

выявить и систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность чекистов на оккупированной советской территории;

проанализировать подготовку органов государственной безопасности СССР к работе в тылу врага в 1920-1930-е годы;

показать особенности оккупационного режима и борьбу гитлеровских спецслужб против партизан;

определить место и роль чекистских органов в партизанском движении;

дать анализ разведывательно-диверсионной, контрразведывательной и специальной деятельности органов государственной безопасности СССР на оккупированной советской территории в различные периоды Великой Отечественной войны и раскрыть их содержание.

Следует отметить, что в большинстве исследований по истории всенародной борьбы на оккупированной советской территории анализ источников практически не проводился. В этой связи проблема источниковедения остается малоизученной.

Важными источниками по изучаемой проблеме явились документы и материалы ВКП (б), нормативно-правовые акты Советского правительства и Государственного Комитета Обороны, регулирующие деятельность советских партизанских формирований. К ним относятся постановления, директивы, приказы. В начальный период войны в этих документах была только обозначена проблема партизанской борьбы, в целом они носили декларативный характер, призывали к изначально невыполнимым действиям. Несмотря на это, на их основании строилась вся борьба советского народа на оккупированной территории. С развертыванием партизанского движения появляются документы, конкретно ставящие задачи перед партизанскими формированиями. Как пример, можно привести приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 00189 от 5 сентября 1942 года «О задачах партизанского движения».

Значимыми источниками по теме исследования также являются распорядительные документы Центрального штаба партизанского движения и органов НКВД -- НКГБ СССР в области развертывания борьбы в тылу врага. К ним относятся приказы, указания, директивы, докладные записки и т. д.

О конкретной боевой деятельности можно узнать из отчетных документов партизанских отрядов и оперативных групп органов госбезопасности -- разведсводок, сообщений, спецсообщений, планов, отчетов, донесений, справок и т. д. Эти источники представляют собой огромный массив документов, дающий достаточное представление о борьбе советского народа на оккупированной территории.

Более критично подойти к изучаемой проблеме позволяют трофейные документы гитлеровцев и их союзников -- инструкции по борьбе с партизанами, указания по обращению с перебежчиками, приказы, доклады и т.д. Определенное место в формировании источников базы проблемы занимают публикации на страницах советских газет очерков о борьбе советского народа на оккупированной территории.

Напечатанные подпольщиками и партизанами газеты и листовки в гитлеровском тылу являются важным историческим источником. Выходившие в условиях глубокого подполья, они донесли до настоящего времени героические будни советских людей, боровшихся во вражеском тылу.

Издавали свои газеты гитлеровцы и различные националистические формирования. На оккупированной советской территории шла борьба «за умы». В настоящее время для объективного изучения проблемы нельзя не учитывать и эти источники.

Наряду с газетами немаловажное значение в политической работе среди населения оккупированных противником районов страны придавалось листовкам -- самому доступному виду массовой печати. Их издавали и распространяли партийные подпольные органы, политорганы фронтов, непосредственно сами партизанские формирования. Информацию о деятельности органов госбезопасности в гитлеровском тылу можно почерпнуть также из мемуаров чекистов -- непосредственных участников изучаемых событий. В настоящее время эти мемуары продолжают являться ценным источником по теме исследования.

Значительная часть архивных материалов была извлечена из фонда Центрального штаба партизанского движения, хранящегося в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного военного архива (РГВА), а также Центрального оперативного архива ФСБ (ЦОА ФСБ России).

Работа в архивах с различными по степени важности документами и материалами позволила автору по каким-то эпизодам найти документы разных ведомств. При их сравнении появилась возможность с большей степенью достоверности отобразить реалии того времени.

2. Судебно-прокурорские органы

В июне 1933 г. Было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР. На первую возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными местными органами власти и управления, положениям Конституции; За правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; За законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принят Закон «О судоустройстве СССР, Союзных автономных республик», в котором закреплялись унифицированная судебная система. В составе судов всех инстанций стали входить судьи и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией(в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

3. Органы юстиции и суда

В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий".

На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, водного транспорта, реорганизуется в военных трибуналы.

Подсудность дел военным трибуналам осуществлялась по персональному признаку. ВТ дивизии -- до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса до командира батальона включительно, ВТ армии до помощника командира полка. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела.

Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

Великая Отечественная война закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Представительные органы претерпели ряд изменений. Повышен был возрастной ценз для избирания депутатов в Верховный Совет СССР -- 23 года, в Верховные Советы СССР -- 21 год.

После войны были упразднены чрезвычайные и другие органы военного времени. Наркоматы стали именоваться министерствами. В феврале 1947 года было образовано 36 общесоюзных министерств и 22 союзно-республиканских. Для избрания в судебные органы был установлен возрастной ценз для судей и народных заседателей -- 23 года. Указ от 15 июня 1948 года установлена ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии образовывались при судах СССР. 19 марта 1948 года принят закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный. 5 октября 1946 года принято постановление о развитии юридического образования в СССР.

Заключение

Великая Отечественная война потребовала изменения характера, и содержания работы всех государственных органов применительно к специфике военного времени, частичных изменений в структуре, в организационно-правовых формах деятельности. Возникла необходимость учреждения чрезвычайных органов управления страной.

Таким образом, с первых дней войны органы внутренних дел оказались на переднем крае борьбы с врагом, участвуя как в непосредственной защите городов, так и в обеспечении тыла действующей армии. Особое место отводилось войскам в предупреждении попыток фашистской агентуры и диверсантов проникнуть в расположение соединений и частей, в предупреждении диверсий врага на фронтовых коммуникациях. Деятельность всей системы государственного аппарата, войск и органов НКВД была подчинена единой цели - обеспечить необходимый режим для действующей армии и тыла.

Правовой базой для действия внутренних войск являлись указы и постановления Президиума Верховного Совета, Совнаркома СССР, приказы и распоряжения НКВД и командования войск, постановления Военного Совета фронта.

Великая Отечественная война - это беспримерный подвиг миллионов советских людей на фронте, в тылу и на оккупированной врагом территории.

Можно по- разному относиться к функциям и деятельности органов внутренних дел, однако никто не может умалить его роли в защите Отечества и борьбе с дестабилизацией общественной жизни в эти трудные годы. Многие бойцы награждены орденами и медалями за героизм и отвагу, многие из них стали Героями Советского Союза.

Деятельность внутренних войск в годы суровых для Родины испытаний - яркая и героическая страница в их истории.

Список использованной литературы

1. Алексеенков А.Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 - С-Пб, 1995

2. Белоглазов Б.П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинград .- С-Пб., МВД России, СПб военный институт внутренних войск, 1996

3. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.Документы и материалы. М, Юридическая литература, 1975

4. Сальников В.П., Степашин С.В., Янгол Н.Г. Органы внутренних дел Северо-Западного региона СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.- С-Пб, 1996

5. Советская милиция : история и современность. 1917- 1987 гг. Сборник под ред. Косицына А.П., М, Юридическая литература, 1987



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать