Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения
p align="left">Укрепление сельской общины проявилось в активизации классовой борьбы крестьян. Они боролись за отмену долгов, сокраще-ние налогов, барщины, за смещение сёэнских администраторов, превышавших свои полномочия. Формы борьбы крестьян были довольно многообразны: тяжба, подача петиций, уход, мятежи в виде «земельных восстаний», кульминация которых приходилась па конец 20-х годов XV в.

В далеких провинциальных деревнях с относительно слабым экономическим развитием и возросшей военной силой местных феодалов восстаний не наблюдалось.

В обстановке социальной нестабильности князья стремились укрепить свои резиденции, возводя замки.

Укрепление экономического положения горожан выразилось в появлении городского самоуправления: избирались старейшины, создавалась своя городская стража.

Могущество князей находилось в прямой зависимости от эко-номического положения их владений, наличия там ремесленного производства, поэтому они всячески способствовали его развитию.

Военные губернаторы-князья проживали не только в провин-ции, но по традиции и в столице, создавая там свои резиденции, поскольку сёгун требовал их пребывания в Киото.

Находясь в столице, военные губернаторы-князья имели возмож-ность установить контакты с торгово-ростовщическим капиталом и тем самым получить дополнительный источник дохода, они могли пользоваться услугами торговцев и в заморской торговле и, наконец, участвовать в культурной жизни столицы: сёгунский дворец в период Муромати являлся культурным центром того вре-мени. Проживание военных губернаторов в Киото не было юриди-чески узаконено, но это была строго соблюдавшаяся традиция, установленная в начале XV в. Возвращение в провинцию без согласия сегуна расценивалось как неповиновение и приравнива-лось к измене[13, с. 25].

Воспользовавшись длительным отсутствием военных губерна-торов, в провинциях активизировались их вассалы, местные феода-лы, именуемые «провинциалами»(см. Приложение 1.). Они состояли из осевших на землю самураев -- «земельных богатеев», а также младших сыновей больших феодальных домов. «Провинциалы» объединялись со своими соседями в лиги и вели борьбу с князьями за землю, крестьян, за свои феодальные права.

Из «провинциалов» сёгун формировал свои воинские подразде-ления гвардейского типа «служилого казенного народа» в качестве противовеса княжеской военной силе, но они были немногочислен-ны, их общее число не превышало 350 человек.

Верховными правителями в масштабе всей страны являлись сегуны из дома Асикага, которые в это время находились в зените своей власти. Асикага не владели большими земельными угодьями.

Сегунат был заинтересован во внешней торговле, которая дава-ла «значительные доходы. В 1434 г. с Китаем заключается торговый договор, действовавший до 1547 г. Договор предусматривал посылку один раз в 10 лет торговой миссии под видом поднесения дани.

Хотя внешняя торговля с Китаем осуществлялась в форме дани, она приносила большую прибыль и между феодалами шла ожесточенная борьба за установление своего контроля над ней.

Административные органы сёгуната в принципе основывались на предыдущей административной системе камакурского сёгуната.

Об усилившемся влиянии заместителя сегуна и военных губер-наторов свидетельствуют события 1434 г., когда шестой сёгун Ёсинори намеревался разгромить монастырь на горе Хиэй, но его заместитель и военные губернаторы воспротивились этому. Для ослабления оппозиции сёгун стал натравливать князей друг на друга и даже казнил некоторых из них. Он сам лишал прав закон-ного наследника и предоставлял жалованные грамоты другим членам семьи [12, с. 78].

Ослабление сёгуната стимулировало рост междоусобной борьбы феодалов, и отсюда возникло наименование заключительного 100-летнего периода сёгуната Муромати -- «Эпоха воюющих провин-ций» (1467--1573), начало которой ознаменовалось войнами го-дов Онин (1467--1477).

Войны годов Онин -- самый крупный военный конфликт этого периода -- имели место в центре страны, в районе города Киото. За главенство боролись два лагеря: Западный и Восточный. Пер-вый насчитывал 116 тыс., а второй-- 161 500 самураев. И хотя активные боевые действия продолжались лишь первые два года, в результате их столица была разрушена, а мародерство «доблестно-го» самурайства привело к уничтожению многих культурных ценностей. Асикага утратили контроль над Киото, где хозяевами положения стали горожане.

Обострение междоусобных войн резко ухудшило и без того тяжелое положение крестьян: сократилась площадь обрабатывае-мой земли, вводились новые налоги, взимались дополнительные поборы. Все это способствовало росту крестьянских восстаний.

Провинция Ямасиро была относительно высокоразвитой в эко-номическом отношении. Значительных размеров достигло произ-водство риса, чая, шелка. Провинция снабжала этими товарами города Киото и Нара, через нее пролегал путь, по которому в эти города доставлялись товары из других районов. В Ямасиро усили-лось влияние перевозчиков транзитных товаров.

На первом этапе восстания (1485--1487) в нем активно участвовали все слои крестьян, ремесленники, мелкие торговцы, возчики, низшие самураи. Руководили выступлением зажиточные крестьяне и возчики, тесно связанные с внутренним рынком и пользовавшиеся определенным влиянием.

Восставшие избрали специальный орган провинциального са-моуправления из 36 человек, которые ежемесячно выбирали из своей среды главу провинции и созывали общие собрания для ре-шения важнейших дел. Восставшие определили размер, обло-жили налогами монастырские владения. Собранные средства расходовались на содержание органов самоуправления и воору-женных отрядов. Восставшие, создав народное ополчение, строго следили за порядком и сурово карали нарушителей. Силы повстан-цем были столь значительны, что феодалы были вынуждены вывести свои войска за пределы провинции. И чиновники сегуна убрались из Ямасиро.

На втором этапе (с 1488 г.) зажиточные крестьяне стали использовать свое руководящее положение в корыстных целях: они снова повысили налоги, установили таможенные заставы.

Провинциальное самоуправление начало противопоставлять себя остальным восставшим, которые перестали его признавать, и осенью 1493 года оно фактически распалось.

В XV и особенно в XVI в. широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс пытались использовать в своих интересах раз-личные буддийские секты, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди кресть-ян имела буддийская секта «Учение об Одном» («Икко») (см. Приложение 1), поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко» [11, с. 204,].

В 1487 г. в провинции вспых-нуло крупнейшее восстание под лозунгом секты Икко, охватившее около 200 тыс. крестьян. Почти 100 лет здесь существовала «кре-стьянская провинция», где власть захватили местные феодалы и служители культа секты Икко

Крестьянские выступления под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители кото-рой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников.

После поражения этих выступлений победитель-феодал обычно приказывал побежденным «переменить секту», а если они отка-зывались это сделать, то подвергались преследованиям и изгоня-лись за пределы провинции.

Проповедь католичества получила особенно широкое распро-странение на острове Кюсю, где стали открывать христианские церкви, школы. Князья принимали христианство и заставляли своих вас-салов следовать их примеру, чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев.

Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные столкновения и привело к возникновению опасности подчине-нии Японии европейцам по образцу Филиппин, где в 1571- 1575. укрепились испанцы [14, с.92].

«Князья сражающихся провинций» стремились компенсировать свою индивидуальную слабость коллективными усилиями в борьбе за объединение страны.

Торговый капитал стремился к созданию единого рынка и устранению феодальных преград для своего нормального функци-онирования. Немаловажное значение для объединения Японии играло стремление оградить страну от иностранного порабощения. Тенденция к объединению была присуща и другим странам, в частности европейским, где «объединение более обширных облас-тей в феодальные королевства являлось потребностью, как для зе-мельного дворянства, так и для городов».

Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о-ва Хонсю -- Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Таким образом, во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создавали угрозу существования феодалов.

Глава II. Сегунат в Японии со второй половины XVI - до второй

половины XIX в. - расцвет и падение.

1. Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая

половина XVI - первая половина XVII вв.)

В результате борьбы феодалов между собой честолюбивый Ода сумел одолеть нескольких дайме и в 1573 году свергнуть последнего сегуна из дома Асикага.

Ода Нобуна происходил их семьи мелкого феодала в провинции Овари (совр. префектура Айти). Он был вторым сыном. Отец по-строил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал захваты-вать чужие земли самыми вероломными методами, не щадившими ни ближайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам.

Для обеспечения войск продовольствием Ода ввел специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода.

Ода подчинил около половины территории страны и в заво-еванных районах упразднил заставы, отменил таможенные побо-ры, которые взимались феодалами за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов.

Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и использовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, наказания за разбой, создавал «свободные рынки», однако последние были территориально ограничены призамковыми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза [3, с. 142].

Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование риса в качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег.

Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предло-жил пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Ому) и в Сакаи.

Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. В о1582г. он, окруженный в киотоском храме войсками противника, покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси - помощник Ода, выходец из крестьян.

Особый интерес представляет аграрная политика Хидэёси, сутью которой была реставрация крепостнической системы, ук-репление феодальной социальной структуры.

Хидэёси впервые в масштабе всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные «ос-новные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличения численности по-датного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи» [28, с.182]. Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передвижение.

Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии разных вассальных отношений.

Хидэёси жесточайшим образом подав-лял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровож-далось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие.

Спустя три года после «охоты за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывав-шее в XVI в. 16,64 млн. человек, подразделялось на три сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время еще не были дифференцированы.

В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся -пяти и десятидворники и устанавливается система круговой поруки.

Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и по-литику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил конт-роль двора над заставами в Киото, восстановленный Ода после многочисленных петиций придворных.

С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал меч-ту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею направляется князь Со с острова Цусима с требованием, чтобы корейский король стал васса-лом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуост-рова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важней-шие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена [2, с. 91].

Борьбу корейского народа против японских захватчиков воз-главил талантливый адмирал Ли Сунсин. Корейская компания ослабила юго-западных феодалов и торговый капитал, связанный с внешним рынком. На передовые позиции вышли северо-восточные феодалы и князья центральной Японии, менее пострадавшие от тягот войны, и торговый капитал, действовавший на внешнем рынке.

После смерти Хидэёси в стране сложилась напряженная полити-ческая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодаль-ного диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали сепаратизма князей, хотя и обеспечили признание ими власти диктатора. В 1598 г. Хидэёси, предвидя возможность возобновления феодальных войн с целью захвата центральной власти, создал высший орган управления из пяти тайро, в который вошли Токугава Иэясу, Уэсуги, Мори и Укита. Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэёри, однако через два года Токугава Иэясу отбросил видимость лояльности и начал военную кампанию.

С новой силой вспыхнула междоусобная борьба между треть-им объединителем Токугава Иэясу и его противниками, которые сгруппировались вокруг сына Хидэёси -- Хидэёри. Потерпев поражение в битве при Сэкигахара в 1600г., Хидэёри и его сторонники обосновались в Осака, который на протяжении 15 лет стал центром оппозиции.

Таким образом, страна пришла к объединению у власти становится влиятельная династия Токугава, которая устанавливает и закрепляет власть своего сегуната.

2. Япония в период сегуната Токугава.

2.1. Установление сегуната Иэясу Токугава.

К власти пришла династия Токугава (см. Приложение 2).

Победив в битве при Сэкигахара в 1600 г. коалицию объединившихся против него фердальных князей, дом Токугава фактически с этого времени начинает управлять всей страной. В 1603 г. Иэлсу присваивает титул сегуна [5, с. 88].

Своеобразие феодальных производственных отношений Японии нашло отражение в двойственной структуре власти: император -- «живой бог» -- царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом - синтоизмом, реальной же властью обладал сёгун.

Основной административно-хозяйственной единицей в стране были феодальные княжества. Владетельные князья, в подавляю-щим большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, и делись на категории согласно доходам -- по количеству собран-ий и их владениях риса. Земли в Японии были как государственные (владения сегуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей).

Крестьяне, прикрепленные к земельным участкам, в княжествах вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной чертой феодальных производственных отношений Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость -- прикрепление к определенному Феодальными властями участку земли.

Основной формой землепользования выступала аренда, а основной формой повинностей -- рисовая рента (нэнгу)(см. Приложение 1); иногда феодал взимал налог деньгами.

Дом Токугава и прежде всего сам Иэясу приступили к серии реформ, направленных на закрепление успеха. Дайме, которых к этому времени насчитывалось около 200, сохранили некоторые традиционные права, включая суд и административную власть в пределах своего владения.

Иэясу провел и аграрную реформу, еще раз закрепив крестьян за их землями. Он же строго разграничил сословия, наладил систему полицейского надзора в стране и выступил против католической церкви.

Анализируя социально-экономический и политический строй Японии токугавского периода, К. Маркс писал: «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым и мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками» [15, с. 23].

Токугава, так же как и Хидэёси, был вынужден рассматривать проблему взаимоотношений с иностранцами. Он стремился исполь-зовать технические знания иностранцев, ввоз различных товаров, в том числе и оружия. Однако возможность использования оружия южными феодалами-сепаратистами против бакуфу вызывала зна-чительные опасения Токугава. Беспокоила власти и активная де-ятельность иностранцев, пытавшихся укрепить влияние в стране, а также, используя князей, принявших христианство, проникнуть в государственный аппарат.

В 1636 г. под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать территорию своей страны, а также строить большие корабли, которые могли бы использовать-ся для дальних плаваний. Иностранцам строго было запрещено заниматься миссионерской, политической деятельностью. Купцы обязаны были давать специальное обязательство заниматься толь-ко торговлей.

В 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки) произошло кресть-янское восстание, вызванное притеснением местных даймё. Бу-дучи антифеодальным по своей сущности, оно вследствие широкого распространения христианства на Кюсю проходило под христианскими лозунгами. Крестьяне были вооружены огнестрельным оружием, полученным от миссионеров. Восстание быстро охватило значительный район Кюсю. Сёгунская армия в течение нескольких месяцев не могла подавить восстание. Только помощь голландских кораблей бомбардировавших с моря замок Хара, где сосредоточилась сопротивляющаяся тридцатитысячная армия повстанцев, позволила войскам Токугава взять его штурмом.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать