Тайпинское восстание

Тайпинское восстание

3

Реферат на тему

ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

ПЛАН

1. Предпосылки народных волнений.

2. Хун Сюцюань - руководитель тайпинского восстания.

3. Начало большого восстания.

4. Втторой этап борьбы.

5. Новые катаклизмы, завершение и значение восстания.

6. Литература.

1. Предпосылки народных волнений.

Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризи-са, о котором речь шла выше и которые проявили себя в восста-ниях рубежа XVIII--XIX вв., были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяй-ственные и культурные связи.

Возможно, наиболее значительные последствия, приведшие к росту народного недовольства, имело все более увеличивавше-еся отрицательное сальдо Китая в торговле с западными держа-вами, что в свою очередь было результатом огромного увеличе-ния ввоза в страну опиума. На протяжении 1820-1840-х гг. в ре-зультате торговых операций китайская экономика получила около 10 млн лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его из Китая было примерно 60 млн. Это отразилось на рыночном соот-ношении серебра и медной разменной монеты. Так, если в нача-ле XIX в. за один лян серебра давали 1 тыс. медных монет (туц-зыр), то в начале 1840-х гг. -- до 1500 монет. Последнее обстоя-тельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Как отмечалось выше, поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата произво-дилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бре-мя, и в первую очередь на территории провинций Южного Ки-тая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно.

Второе обстоятельство, также связанное с иностранным втор-жением и питавшее источники народного недовольства, состоя-ло в перенесении основного объема торговли после первой «опи-умной» войны в приморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше прихо-дилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно от-правлять за границу, используя водную транспортную сеть бас-сейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть на-селения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связа-ны с перевозками товаров для иностранной торговли.

Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка и капитализма, стали как бы частью традицион-ного механизма, действие которого приводило к обострению ди-настийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам следует добавить и ряд дру-гих, носивших вполне традиционный характер. Народное недо-вольство вызвали последствия стихийных бедствий, обрушивших-ся на Китай в 40-е гг. XIX в. Плохое содержание ирригационных сооружений привело к тому, что в 1841 и 1843 гг. Хуанхэ прорва-ла дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн человек. В 1849 г. в провинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью Уничтожили посевы.

2. Хун Сюцюань - руководитель тайпинского восстания.

В условиях серьезного ухудшения положения значительные Массы сельских и городских низов могли принять участие в анти-правительственных выступлениях. Кроме того, в провинциях Южного Китая, где, собственно, и началось восстание, были весьма сильны традиционные противоречия между двумя груп-пами населения -- пунти («коренные», или бэнъди на пекинском Диалекте) и хакка («пришлые», или кэцзя в нормативном чтении). Первые, организованные в могущественные клановые общины, занимавшие наиболее удобные для земледелия и плодородные земли долин, считали себя истинными хозяевами здешних мест. Хакка были потомками более поздних переселенцев, которым достались земли предгорий, более пригодные для выращивания батата, чем ведения поливного земледелия. Из их числа выходи-ли арендаторы земель пунти. Помимо этого хакка как более позд-ним пришельцам чаще приходилось сталкиваться с местным не-китайским населением и вести с ним борьбу за землю.

Хакка были весьма благодатной средой для пропаганды анти-правительственных настроений. Неудовлетворенность своим по-ложением, постоянное ощущение приниженного социального статуса заставили их винить в этом общественный порядок в целом, олицетворением которого являлась правящая маньчжурс-кая династия. На Юге, в особенности в среде хакка, было много сторонников тайного общества «Небо и земля», занимавшегося антиманьчжурской пропагандой и призьшавшего народ к сверже-нию цинской династии и установ-лению китайского правления.

Неудивительно в связи с этим, что будущий руководитель Тай-пинского восстания был родом из деревни хакка -- Хун Сюцюань (1814--1864) родился в простой кре-стьянской семье в пров. Гуандун. Хун с детства испытывал склон-ность к учению. Когда мальчику исполнилось шесть лет, родители отдали его в деревенскую школу, которую он сумел успешно закон-чить, что удавалось очень немно-гим его сверстникам.

Семья Хун Сюцюаня, его род-ственники по клану, включая его самого, надеялись, что, выучив-шись, он сможет сдать экзамены на ученое звание, а затем начать и чиновничью карьеру. Таким образом, его юношеские устремле-ния основывались на вполне лояльном отношении к существую-щему общественному порядку и, казалось, ничто не обещало, что жизнь и время сделают из него вождя одного из самых значи-тельных народных восстаний в истории Китая. Однако преследо-вавшие Хун Сюцюаня неудачи во время экзаменов на получение первого ученого звания (шэньюанъ) повлияли на всю его даль-нейшую жизнь.

В 1837 г. после очередного провала на экзаменах Хун, траги-чески переживавший случившееся, тяжело заболел. Он впал в нервную горячку, сопровождавшуюся бредом и галлюцинация-ми. Во время болезни ему явилось видение -- старец, восседав-ший на троне и подающий ему меч, украшенный драгоценными камнями. Оправившись от болезни, будущий вождь восстания, пытаясь разобраться в посещавшем его видении, обратился к изу-чению переводов священных христианских книг, которые годом ранее он привез из Гуанчжоу. В результате их длительного и тща-тельного изучения Хун пришел к выводу, что явившийся ему старец есть Бог Отец, предназначивший его к исполнению Божье-го Завета -- освобождению людей и основания на земле Божьего Царства. Впоследствии Хун Сюцюань назвал свое государство Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), откуда и пошло название восстания. Себя Хун Сюцюань считал младшим братом Иисуса Христа и будущим правителем Небес-ного Царства на земле.

Попытка обратить односельчан в новую веру, представлявшую из себя причудливое соединение христианских идей с китайской традицией, знатоком которой можно считать Хун Сюцюаня, не увенчались успехом, хотя он и нашел последователей среди не-которых родственников (так, приверженцем новых идей стал его двоюродный брат Хун Жэньгань) и верных друзей.

Стремясь расширить крут своих последователей, Хун Сюцюань переезжает в одну из деревень в соседней провинции Гуанси (уезд Гуйпин), где у него были родственники. В этом бедном гор-ном районе, населенном бедняками-хакка и оторванными от сель-ской жизни рабочими-углежогами, число сторонников нового уче-ния увеличилось. Здесь же им при поддержке ближайших друзей было основано «Общество поклонения Небесному Владыке», ко-торое вскоре насчитывало до 2 тыс. человек.

Несмотря на преследования властей и временные неудачи, проповедь Хун Сюцюаня и его сподвижников привлекала все новых последователей. Из их среды вскоре и сформировалась груп-па будущих руководителей восстания. Среди них был энергичный и талантливый организатор Ян Сюцин (1817--1856). Будучи прос-тым углежогом, он претендовал на признание того, что его уста-ми с последователями движения говорит Сам Бог Отец (когда Ян Сюцин впадал в состояние, напоминавшее эпилептический припадок). Совсем юным примкнул к инсургентам Ши Дакай (1831--1863), происходивший из зажиточной семьи в Гуанси. Он привел в ряды повстанцев несколько сотен человек, являвшихся его родственниками по клану. Среди руководителей движения мож-нр назвать также Вэй Чанхуэя, человека довольно состоятельно-го, семья которого принадлежала к шэныши. У каждого из них были свои причины решиться на участие в деле, которое могло кон-читься гибелью.

3. Начало большого восстания.

Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников со-браться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв от-кликнулись примерно 20--30 тыс. человек -- мужчины, женщи-ны, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами.

Уже на ранней стадии восстания сторонники Хун Сюцюаня стремились реализовать некоторые важнейшие принципы его уче-ния. Одним из них было положение об изначальном равенстве всех людей. В этом сказалось влияние как христианских идей, так и ки-тайской традиции, связанной с историей религиозных сект и тай-ных обществ. Как мы видели ранее, принцип изначального равен-ства всех созданий Божьих исповедовался и последователями ре-лигиозных сект, в основе верований которых лежали в первую очередь буддийские принципы. Сторонники Хун Сюцюаня попы-тались воплотить эти верования в некоторых общественных ин-ститутах. Одним из наиболее важных нововведений у восставших стали общественные кладовые, куда последователи движения долж-ны были отдавать все имущество, превышающее минимум, необ-ходимый для самой простой жизни. Сюда впоследствии передава-лось также захваченное повстанцами в ходе гражданской войны.

Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак бу-дет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и нар-котиков; а также азартные игры. В знак непризнания власти мань-чжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущен-ные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правитель-ственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Социальный состав восставших был разнородным -- это было в полном смысле народное движение, собравшее под свои зна-мена людей разного общественного положения и различных на-циональностей. В его рядах были земледельцы-хакка, а также те, кто принадлежал к местным кланам, рабочие-углежоги и шахте-ры, занятые на разработках в горных районах Гуанси, бедняки и состоятельные люди, выходцы из семей шэнъши, ханьцы и пред-ставители местных народов, в первую очередь чжуан, и др. Но, разумеется, основную массу составляли те, кого можно отнести к низам тогдашнего китайского общества, -- его маргиналы и даже люмпены.

Тем не менее из этой крайне разнородной массы людей, уви-девших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинирован-ное и боеспособное войско. У ж е летом и осенью 1850 г. повстан-цам пришлось неоднократно вступать в военные действия с от-рядами деревенской самообороны, которые по приказанию мест-ного начальства направлялись на подавление начавшейся смуты. Выступления, организованные местными могущественными кла-нами, были отражены восставшими.

Число сторонников движения росло, ему становилось тесно в отдаленном, богом забытом районе Гуанси. В январе 1851 г. было официально объявлено о начале восстания и образовании Не-бесного государства великого благоденствия, а также об основ-ной цели восставших -- свержении установившегося обществен-ного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Казалось, что инсургенты стремятся полностью искоренить все, что имело хоть какое-то отношение к китайской культуре и ис-торической традиции, и утвердить на их месте совершенно дру-гие, западные, ценности. Они расправлялись со всеми, кто так или иначе был связан со службой правящей династии. Беспощад-но уничтожались все члены семей, в домашнем скарбе которых были найдены хотя бы отдельные предметы церемониальной одежды чиновника. Руководители движения объявили об отказе от традиционной системы экзаменов и набора посредством нее кандидатс)в на государственную службу. Они выступали против традиционных китайских религиозных «трех учений», назвав их ересью, безжалостно уничтожая при этом культовые сооружения и изваяния святых, дорогие сердцу не только книжника-чинов-ника, но и простого человека. На место всего этого они выдвину-ли христианство в интерпретации Х у н Сюцюаня как единствен-но верное учение.

Однако движение тайпинов не означало полного разрыва с прошлым. Уже в самом названии тайпинского государства (Тай-пин таньго -- Небесное государство великого благоденствия) обнаруживается сочетание христианских влияний с вполне тра-диционными представлениями. «Небесное государство» -- эту первую часть названия, скорее, можно отнести к влиянию за-падных религиозных концепций. Хотя для тайпинов Бог -- это «тянь-чжу» (Хозяин Неба), т.е. Бог Отец по библейской тради-ции. В сознании простого китайца он вполне мог совмещаться с привычным представлением о Небе, которое также способно к творению, но это принципиально иной акт, нежели тот, кото-рый лежит в основе христианских учений.

Явное воздействие традиционных китайских представлений мы находим во второй части названия государства, созданного тайпинами, -- «великое благоденствие». Именно этот термин встречаем в древнем трактате «Чжоу ли» (Ритуал Чжоу). Именно оттуда главным образом были почерпнуты Хун Сюцюанем ос-новные идеи, связанные с принципами государственного и об-щественного строя, который инсургенты были призваны утвер-дить в своем государстве.

Думается, что ничего принципиально нового не было и в об-ращении к иностранному религиозному учению, в данном слу-чае христианству. Достаточно вспомнить, что идеология религи-озных сект восприняла ряд положений буддизма, китайцам был известен и ислам, хотя родина этих учений далеко от Китая. Да и само христианство не являлось совершенно новым и неизвест-ным китайцам учением. Несмотря на гонения в XVIII в., христиане существовали в цинской державе. Шокирующей была та жест-кость в религиозной пропаганде и действиях, которой отлича-лись тайпины. Впоследствии это сослужило им плохую службу, оттолкнув их потенциальных последователей из числа простых китайцев или шэныпи, готовых откликнуться на призыв к воз-рождению китайской государственности, но неспособных отка-заться от традиционной китайской учености, постижение кото-рой составляло смысл их существования.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850--1853 гг. Это было время, когда вос-ставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в даль-нейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853--1856 гг. В этот период ин-сургентам удалось не только создать вполне стабильное государ-ственное образование на территории нескольких приморских про-винций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве ре-альной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяже-лой борьбе. 1856--1864 гг. -- последний этап в тайпинской исто-рии, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основ-ных участников тайпинской драмы.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в север-ной Гуанси -- Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тай-пинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинс-кими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай -- Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вож-дем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветство-вать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жиз-ни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант кото-рого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регу-лярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Не-удачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длитель-ную осаду, однако наступление на Учан -- столицу Хубэя -- за-вершилось захватом этого важнейшего политического и военно-го центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона че-ловек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янц-зы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстоя-ло сделать серьезный выбор -- решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владыче-ство, поскольку в этот момент центральное правительство не рас-полагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Однако было принято другое решение -- повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и пре-вратить его в столицу тайпинского государства. За этим решени-ем стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуж-дым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань Чжу Юаньчжан так-же сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нан-кин. С этого времени город оставался столицей Небесного госу-дарства вплоть до его падения в 1864 г.

4. Второй этап борьбы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать